X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Современный урок биологии. Информационные технологии

Кукина С.И. учитель биологии

            Результатыработы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельностиучащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу,воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока

Каким должен быть образец современногоурока? Какой должна быть его структура, форма, методика? Каким требованиям ондолжен отвечать? Сколько толков, шума и споров вокруг всего этого…

В результате моей работы в школе я пришла к выводу, что добитьсяхороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своемупредмету. Для этого я использую на уроках современные педагогическиетехнологии, в том числе информационно-коммунникационные.

Информационная технология обучения – это педагогическаятехнология, использующая специальные способы, программные и техническиесредства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети)для работы с информацией.

Как и все методы, методические приемы, средства обучения выполняюттриединство дидактических функций, которые, в принципе, остаются неизменными влюбом предметном обучении и выполняют триединые функции: обучение, развитие,воспитание в рамках предметной деятельности с учётом использования средствцифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и методикинформационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет повысить качествообучения предмету; отразить существенные стороны различных объектов, зримовоплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболееважные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектови явлений природы.

Преподавание биологии в школе подразумевает постоянное сопровождениекурса демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведениеэкспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебноговремени, отсутствия современного материально-технического оснащения. И даже приполной укомплектованности лаборатории кабинета требуемыми приборами иматериалами, реальный эксперимент требует значительно большего времени как наподготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. При этом в силусвоей специфики реальный эксперимент часто не реализовывает основное своепредназначение — служить источником знаний.

Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети собразным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышленияпроисходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяютсформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса,интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс,исправлять свои ошибки, самообучаться.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обученииявляется повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса кработе с компьютером. Применение компьютера на уроках стало новым методоморганизации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия болеенаглядными и интересными.

ИКТ-технологии применяются мною на различных этапах урока:

1) при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото,слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации короткие, анимациисюжетные, интерактивные модели, интерактивные рисунки, вспомогательныйматериал) в качестве интерактивной иллюстрации, демонстрируемой с помощьюмультимедийного проектора на экран (в настоящее время это актуально вследствиетого, что не всегда таблицы и схемы есть в наличие у учителя);

2) при самостоятельном изучении учебного материала учащимися науроке в ходе выполнения компьютерного эксперимента по заданным преподавателемусловиям (в виде рабочих листов или компьютерного тестирования) с получением витоге вывода по изучаемой теме;

3) при организации исследовательской деятельности в формелабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом. Приэтом следует отметить, что при использовании компьютера учащийся получаетнамного больше возможностей самостоятельного планирования экспериментов, ихосуществления и анализа результатов по сравнению с реальными лабораторнымиработами;

4) при повторении, закреплении (задания с выбором ответа, заданияс необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры,тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео и анимаций,задания с реакцией на ответ, интерактивные задания, вспомогательный материал) иконтроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматическойпроверкой, контрольно-диагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания иприменения. При выполнении учениками на этих этапах урока виртуальныхлабораторных работ и опытов повышается мотивация учащихся — они видят, какмогут пригодиться полученные знания в реальной жизни;

5) домашние эксперименты могут быть выполнены учеником по рабочемулисту с соответствующей адаптацией и при наличии дома учебного диска по данномукурсу.

Формы применения ИКТ

Цифровые образовательные ресурсы

Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) как готовыхэлектронных продуктов позволяет интенсифицировать деятельность учителя иученика, позволяет повысить качество обучения предмету, отразить существенныестороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.

Мультимедийные презентации

Использование мультимедийных презентаций позволяет представитьучебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающейструктурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случаезадействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию нетолько в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную памятьучащихся.

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которыхмогут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио– ивидеоматериалы.

Возможности презентаций:

  • демонстрация фильмов, анимации;
  • выделение (нужной области);
  • гиперссылки;
  • последовательность шагов;
  • интерактивность;
  • движение объектов;
  • моделирование.

Для того чтобы создать презентацию, необходимо сформулировать темуи концепцию урока; определить место презентации в уроке.

Ресурсы сети Интернет

Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг(электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становитсясоставной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимуюинформацию, учащиеся приобретают навыки:

  • целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
  • видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.

Использование ресурсов Интернета на уроке при изучении новогоматериала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получениюзнаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьногокурса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различныхопытов.

Ни для кого из педагогов уже не секрет, что в качестве источникаинформации подавляющее большинство современных школьников используют отнюдь нелитературные источники, а ресурсы Интернет. В этом есть большое преимущество,хотя бы в том, что ребята экономят личное время. Задача учителя научитьучащихся правильно работать с найденной информацией, уметь ее структурировать,составлять к ней логические схемы, вопросы, выделять главное. Например, приизучении темы «Происхождение живого вещества» ребята получают предварительноезадание найти информацию в Интернете. Задания могут носить как индивидуальные,так и групповой характер.

Если время позволяет лучшие работы можно отметить и предложитьребятам выступить с сообщениями по своим темам, конечно же, такая форма эторезультат длительной целенаправленной работы с учащимися над информацией.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

При организации исследовательской деятельности ресурсы Интернетстановятся незаменимыми при поиске теоретической информации, для ознакомления сдругими исследовательскими проектами, ну и, наконец, в Интернете можно найтиинформацию о проведении конкурсов и принять в таковых участие.

Электронные энциклопедии

Электронные энциклопедии – являются аналогами обычныхсправочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д.Для создания таких энциклопедий используются гипертекстовые системы и языкигипертекстовой разметки, например, HTML. В отличие от своих бумажных аналоговони обладают дополнительными свойствами и возможностями:

  • они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
  • удобная система навигации на основе гиперссылок;
  • возможность включать в себя аудио– и видеофрагменты.

В последнее время широкую популярность приобрели информационныепродукты компании «Кирилл и Мефодий». В их каталоге имеется большой выборразработок, которые можно использовать на уроках биологии и экологии, а такжедля индивидуальной работы дома, в том числе и учащимся, и учителями. Яркимпримером является «Большая энциклопедия». В ней для урока можно найти:справочные таблицы и схемы, различные интерактивы, в том числе классификацииживых существ и растений, мультимедийные панорамы («эволюция жизни»,«экосистемы Земли»), видеоприложения («жизнь диких животных»), фонотеку(«голоса животных»), фотоальбомы («природа России», «хищные звери»), Краснуюкнигу Российской Федерации и многое другое.

Дидактические материалы

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, атакже примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычнов виде простого набора текстовых файлов в форматах .doc, .rtf и .txt.Неудобство этого, почти традиционного, контроля знаний состоит в том, что всеравно приходится самостоятельно проверять рукописные работы учащихся ивыставлять за них балл и оценку.

Эта работа может быть автоматизирована. Учитель имеет возможностьсам составить дидактический материал, не прибегая к помощи текстовогоредактора, использовать специализированную для этого программу. Такойпрограммой является «Конструктор тестов».

«Конструктор тестов» – это универсальная система проверки знаний.В программе имеются следующие возможности:

  • использование неограниченного числа тем, вопросов и ответов;
  • вопросы могут содержать музыку, звуки (файлы mp3, wav, mid), изображения (файлы jpg, bmp, ico), видеоролики (файлы avi), форматированный текст неограниченной длины (выделение жирным, наклон, курсив, цвет и т.д.);
  • поддержка пяти типов вопросов: выбор единственно правильного ответа, выбор нескольких возможных правильных ответов, установка последовательности правильных ответов, установка соответствий ответов, ввод ответа вручную с клавиатуры;
  • печать на принтере и сохранение в файл тем, вопросов и ответов, результатов тестирования;
  • возможность проведения тестирования на одном компьютере несколькими пользователями (для каждого пользователя заводится персональная карточка пользователя);
  • возможность задавать вопросы в произвольном порядке; задавать цену каждому вопросу и ответу в баллах; проводить психологическое тестирование; ограничить тестирование по времени; прервать тестирование и продолжить его в другое время; пропускать вопросы и возвращаться к пропущенным вопросам;
  • возможность выставлять оценку по окончании тестирования (шкалу оценок можно настроить от 2-х до 100-бальной системы);
  • сбор и централизованный анализ результатов, полученных после тестирования на разных компьютерах через локальную сеть;
  • резервное копирование и синхронизация базы данных (при помощи этой функции можно легко обмениваться данными с другими пользователями и переносить данные с компьютера на компьютер); копирование тем и вопросов (при помощи этой функции можно скопировать тему целиком или выборочно скопировать вопросы из одной темы в другую);
  • проверка орфографии;
  • поиск по базе данных.

 Системы виртуального эксперимента

Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы,позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории».Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такиеэксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениямбезопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ– естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которойобучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.

При изучении темы «Инфузории» в 7 классе мною запланированалабораторная работа «Строение и передвижение инфузории-туфельки», но культуруинфузории не всегда удается вырастить. Поэтому в качестве виртуальногоэксперимента можно показать готовую работу с диска «Открытая Биология 2.5»; ООО«Физикон», .

Электронные учебники и учебные курсы

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый комплексвсе или несколько вышеописанных типов. Например, учащимся сначала предлагаетсяпросмотреть обучающий курс (презентацию), затем проставить виртуальныйэксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса(система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащимся доступентакже электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершениеони должны ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программныесистемы контроля знаний).

Выпущенные Кириллом и Мефодием «Виртуальная школа: уроки биологии»для 6–11 классов содержат более 180 тем и уроков для изучения, более 2600медиаиллюстраций, более 80 интерактивных тренажеров, более 2340 терминов ипонятий в справочнике, более 1230 тестов и проверочных работ и более 30интерактивных моделей и схем. Все это просто необходимо использовать учителемна уроке

Мною часто используются «Электронные уроки и тесты» — это серияобразовательных программ, представляющих собой электронные учебные пособия поотдельным темам основных школьных предметов. Они могут быть использованы слюбым из действующих школьных учебников. Программы этой серии представляютсобой органичное сочетание новейших компьютерных технологий с перспективныминаправлениями школьного образования и являются незаменимыми помощниками дляучащихся, делая процесс обучения более эффективным и интересным.

Учебные пособия полностью охватывают темы школьного курса исодержат большое количество дополнительной информации, нередко выходящей зарамки школьной программы

Программные системы контроля

К программным системам контроля знаний относятся опросники итесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная иавтоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток –негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческиеспособности.

При изучении курса «Человек» в 8 классе мною используетсямультимедийное учебное пособие «Биология. Анатомия и физиология человека, 9»,который содержит большое количество тестов, заданий типа «закончи предложение»,«правильно сопоставь» и другие.

Видео- и аудиоматериалы

Проведение уроков с использованием видеопроигрывателя создаетинтерес учащихся к предмету. Зарубежные производители научно-популярныхдокументальных фильмов, такие как National Geographic, Discovery и т.п., имеютколоссальный набор сюжетов для их показа на уроках биологии. В 6–7 классах науроках по многообразию животных и растений я использую серию фильмов «Life»(«Жизнь»), в которых рассказывается о жизни рептилий, амфибий, млекопитающих,рыб, птиц, насекомых и растений.

В настоящее время имеется немного аудиоматериалов, которые можноиспользовать при проведении уроков биологии. Самыми популярными являютсяаудиокурсы компании ИДДК: «Биология, 6», «Ботаника и зоология, 7», «Биология:Человек, 8», «Лекции для школьников: Растительный мир России», «Лекции дляшкольников: Животный мир России». Все представленные записи имеют формат mp3. Вкаждом сборнике аудиоматериалов содержатся лекции, некоторые из них повторяюттекст учебника.

Заключение

На современном этапе развития школьного образования проблемаприменения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большоезначение. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться нетолько ученику, но и учителю. Компьютер не сможет заменить живого словаучителя, но новые ресурсы облегчают труд современного учителя, делают его болееинтересным, эффективным, повышают мотивацию учащихся к изучению биологии.

Передовые технологии видеосъемки и применение специальноразработанной компьютерной графики позволяют проследить за работой организмовкак бы «изнутри», открыть их особенности и загадки. Что вызывает большойэмоциональный подъем и повышает уровень усвоения материала, стимулируетинициативу и творческое мышление. А результат – призеры на олимпиадах и слетах.

Таким образом, использование ИКТ в процессе обучения биологииповышает его эффективность, делает более наглядным, насыщенным (повышаетсяинтенсификация процесса обучения), способствует развитию у школьников различныхобщеучебных умений, повышает качество обучения, облегчает работу на уроке.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне, как учителю,быть в курсе тенденций развития педагогической науки. Повысить профессиональныйуровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию ученияпутем активного диалога ученика с компьютером, путем ориентации учения науспех; усвоить базовые знания по биологии, их систематизировать; сформироватьнавыки самостоятельной работы с учебником и дополнительной литературой. Сиспользованием ИКТ источником информации является не только учитель, но и самученик.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.46%
НЕТ
41.54%
Проголосовало: 975

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет