Муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа» Касторенского района Курской области
Согласовано: Заместитель директора по УВР МКОУ «Октябрьская СОШ» ___________/Шуваева И.Н./
«_______»____________________2021 г. |
Утверждено: Директор МКОУ «Октябрьская СОШ» _____________/Суркова Е.А./ Приказ № ___ от «_______»____________________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика
1 класс
Учитель: Цурикова Ольга Павловна
Рассмотрено: на Методическом объединении ________________________________ Протокол № ___ от «______»______________________2021 г. Руководитель МО ________________/__________________/
|
Лачиново,2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Математика» включен в образовательную область«Математика и информатика» учебного плана МКОУ «Октябрьская СОШ».
Нормативнаяоснова разработки программы:
— « Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012,
— ФГОС НОО, 2009г.;
— Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО, 2011г.;
— Авторскаяпрограмма М.И Моро, Ю.М. Колягиной, М.А. Бантовой «Математика», 2017 г.«Математика 1-4 классы» — М.:Просвещение, 2017 г.;
— Планируемые результаты НОО, Москва, «Просвещение», 2011г.;
— Базисный учебный план МКОУ «Октябрьская средняяобщеобразовательная школа»,
— Федеральный перечень учебников, рекомендованных киспользованию в образовательном процессе в образовательныхорганизациях, реализующих программы общего образования соответствующейступени,
— Требования к оснащению образовательного процесса всоответствии с содержательным наполнением учебных предметов федеральногокомпонента государственного образовательного стандарта ( Приказ Министерстваобразования и науки от 04.10.2010 №986)
На изучение математики в1 классе отводится 132 часа в год(4 часа в неделю).
Рабочая программаориентирована на использование учебно-методического комплекта « Школа России»и включает в себя:
-Математика.1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: 2 ч., М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.- М.: Просвещение, 2017.
-Рабочая тетрадь к учебнику «Математика» для 1 класса авт. М. И. Моро, С.И.Волкова.- М.:«Просвещение», 2021.
-Электронное приложение к учебнику М.И. Моро, С.И.Волковой, С.В. Степановой (CD).
Цель программы:
-математическое развитиемладшего школьника — формированиеспособности к интеллектуальной деятельности (логического изнаково-символического мышления), пространственного воображения, математическойречи;
умение строить рассуждения,выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вестипоиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
— освоение начальныхматематических знаний — понимание значения величин и способов их измерения;использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формированиеумения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа салгоритмами выполнения арифметических действий;
воспитание интереса кматематике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающегомира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремленияиспользовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
— создать условия дляформирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входев основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
— сформировать наборнеобходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основерешения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
— обеспечить прочное исознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых дляприменения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолженияобразования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качествамышления, характерные для математической деятельности и необходимые дляполноценной жизни в обществе;
— сформироватьпредставление об идеях и методах математики, о математике как форме описания иметоде познания окружающего мира;
— сформироватьпредставление о математике как части общечеловеческой культуры, пониманиезначимости математики для общественного прогресса;
— сформировать устойчивыйинтерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
— выявить и развитьматематические и творческие способности на основе заданий, носящихнестандартный, занимательный характер.
развитие образного и логического мышления,воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых дляуспешного
решения учебных и практических задач,продолжения образования;
освоение основ математических знаний,формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике,стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
развитие образного и логического мышления,воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых дляуспешного
решения учебных и практических задач,продолжения образования;
освоение основ математических знаний,формирование первоначальных представлений о математике;
воспитание интереса к математике,стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
развитие числовой грамотности обучающихсяпутём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к«культурной
арифметике», т. е. арифметике,опосредствованной символами и знаками;
Планируемые результатыосвоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формированияследующих личностных УУД:
-основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебнойдеятельности, а именно: проявления положительного отношения к учебному предмету«Математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать вбеседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
-осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьнойжизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым куроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради)
-учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решенияновых учебных и практических задач;
-способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Уучащегося будут сформированы:
-начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личнойответственности в процессе обучения математике;
-начальные представления о математических способах познания мира;
-начальные представления о целостности окружающего мира;
-понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебнойдеятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности взначительной мере зависит от самого учащегося;
-проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смыслаучения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний длярешения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;
-освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослымив школе и дома;
-понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлениедоброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнениюодноклассников и пр.;
-начальные представления об основах гражданской идентичности (через системуопределённых заданий и упражнений);
-приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения кприроде, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметныерезультаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕУУД
Учащийсянаучится:
-понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапахобучения;
-понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
-принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической имыслительной форме;
-осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используяматематическую терминологию;
-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийсяполучит возможность научиться:
-понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи
-составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговариваяпоследо-вательность выполнения действий;
-выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестногопо изучаемой теме;
-фиксироватьпо ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работойна уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств,предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам,стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностнойрефлекси.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕУУД
Учащийсянаучится:
-понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математическихпонятий и использовать их при решении текстовых задач;
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике дляпередачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамкии пр.);
-проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, различатьсущественные и несущественные признаки;
-определять закономерность следования объектов и использовать её для выполнениязадания;
-выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию(разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе,величине, геометрической фигуре;
-находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник,справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
-выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию,дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовыезадачи с разными вопросами и решать их;
-находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийсяполучит возможность научиться:
-понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новыхзнаний;
-устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов(практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенностиматематической речи (точность и краткость), и на построенных моделях;
-применять полученные знания в изменённых условиях;
-объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находитьспособы их решения (в простейших случаях);
-выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
-систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию ипредставлять её в предложенной форме.
КОММУНИКАТИВНЫЕУУД
Учащийсянаучится:
-задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
-воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания,оценивать их;
-уважительно вести диалог с товарищами;
-принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определятьобщие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли всовместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы подруководством учителя, понимать и принимать элементарные правила работы вгруппе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться кмнению одноклассников;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Учащийсяполучит возможность научиться:
-применять математические знания и математическую терминологию при изложениисвоего мнения и предлагаемых способов действий;
-включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждениепроблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать наполуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить ссобеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-аргументированно выражать своё мнение;
-совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре),распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
-оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
-признавать свои ошибки, ты озвучивать их, соглашаться,если на ошибки указывают другие.
Предметныерезультаты изучения курса:
ЧИСЛАИ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
— считатьразличные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова ит. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанномпорядке счёта;
— читать,записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», «<», «=», терминыравенство и неравенство) и упорядочивать числа в пределах 20;
— объяснять,как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, какобразуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и чтообозначает каждая цифра в их записи;
— выполнятьдействия нумерационного характера: 15 + 1, 18 − 1, 10 + 6, 12 − 10, 14 − 4;
— распознаватьпоследовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливатьправило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличениеили уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;
— выполнятьклассификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
— читатьи записывать значения величины длины, используя изученные единицы измеренияэтой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Учащийсяполучит возможность научиться:
— вестисчёт десятками;
— обобщатьи распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ ИВЫЧИТАНИЕ
Учащийсянаучится:
— пониматьсмысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и вматематических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
— выполнятьсложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям;выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
— выполнятьвычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязимежду сложением и вычитанием (в пределах 10);
— объяснятьприём сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Учащийсяполучит возможность научиться:
— выполнятьсложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
— называтьчисла и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения ивычитания значение неизвестного компонента;
— проверятьи исправлять выполненные действия.
РАБОТАС ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийсянаучится:
— решатьзадачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
— составлятьпо серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
— отличатьтекстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужныеизменения;
— устанавливатьзависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать её намоделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
— составлятьзадачу по рисунку, по схеме, по решению.
Учащийсяполучит возможность научиться:
— составлятьразличные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
— находитьнесколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
— отмечатьизменения в решении при изменении вопроса задачи или её условия и отмечать измененияв задаче при изменении её решения;
— решатьзадачи в 2 действия;
— проверятьи исправлять неверное решение задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийсянаучится:
— пониматьсмысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предметана плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положениепредмета на плоскости;
— описыватьвзаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа,левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;
— находитьв окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника(треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;
— распознавать,называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая,отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
— находитьсходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Учащийсяполучит возможность научиться:
— выделятьизученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которыеобразуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие сего концами).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕВЕЛИЧИНЫ
Учащийсянаучится:
— измерять(с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученныеединицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
— чертитьотрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
— выбиратьединицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Учащийсяполучит возможность научиться:
— соотноситьи сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания)длины: 1дм, 8см, 13см).
РАБОТАС ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийсянаучится:
— читатьнебольшие готовые таблицы;
— строитьнесложные цепочки логических рассуждений;
— определятьверные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Учащийсяполучит возможность научиться:
— определятьправило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
— проводитьлогические рассуждения, устанавливая отношения между объектами иформулируя выводы.
Содержаниеучебного предмета
Подготовка к изучениючисел. Пространственные и временные представления
Сравнения предметов поразмеру (больше – меньше, выше – ниже, длиннее — короче) и форме
(круглый, квадратный,треугольный и др.)
Пространственныепредставления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу, слева, справа,перед, между, рядом. Временные представления: сначала, позже, до, после идр. Сравнение предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на…
Числа от 1 до 10.Нумерация
Числа от 1 до 9.Натуральное число как результат счёта и мера величины.
Состав чисел от 2 до 9.Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства,неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 кпредыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним присчёте.
Ноль. Число 10. Составчисла 10.
Проект«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках»
Сложение и вычитание.
Конкретный смысл иназвания действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс),
— (минус), = (равно).
Сложение и вычитаниечисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операцийсложения и вычитания.
Переместительноесвойство сложения. Приёмы сложения и вычитания.
Табличные случаисложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания.
Понятия «увеличить на…», «уменьшить на …», «больше на …», «меньше на …».
Числа от 1 до 20.Нумерация
Устная и письменнаянумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20.Модели чисел.
Чтение и запись чисел.Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.
Сравнение чисел, ихпоследовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых. Час.Определение времени по часам с точностью до часа. Длина отрезка. Сантиметр идециметр. Соотношение между ними. Килограмм. Литр.
Сложение и вычитаниечисел в пределах 20
Алгоритмы сложения ивычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложенияи вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.). Решение задач насложение и вычитание.
Проект««Математика вокруг нас. Форм , размер, цвет. Узоры и орнаменты»