X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Слайд 1    

Под грамотностью мы понимаем не орфографиюи пунктуацию, не технику чтения, а способность понимать и интерпретироватьтекст, искать в нём информацию, преобразовывать форму текста и т.д.   Читательскаяграмотность — это способность человека понимать и использовать письменныетексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своихцелей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 2

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашегообщества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, чточтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер иумения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что накаждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию уменийсмыслового чтения.

 

Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд,приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности.

Прием –«Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читаюттекст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затемпопросить встать тех ребят-словариков, кому все слова в тексте понятны (у когонет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. Принеобходимости учитель помогает.

Этот прием помогает рационально и эффективно провестисловарную работу, которая должна быть организована при первичном знакомстве слюбым текстом. Может использоваться на любых уроках в начальной школе.

Приём – «Чтение с остановками»

Материаломдля его проведения  служит повествовательный текст. На начальной стадии урокаучащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. Наосновной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагментаученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Даннаястратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точкезрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточноаргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

 

Приём «Работа свопросником»

Этотприём можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельнойработы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые онидолжны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме,но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверкаточности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. 

 

 

 

 

     

1)   Приём «Инсерт».

Используется для формирования такогоуниверсального учебного действия как умение систематизировать и анализироватьинформацию. Авторы приёма — Воган и Эстес.

«Инсерт» — это:

I — interactive — самоактивизирующая

N — noting

S — system — системная разметка

E — effective — для эффективного

R — reading – чтения

T — thinking — и размышления

Предлагается системамаркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующимобразом:

    V«галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

    — знаком«минус» помечается то, что противоречит их представлению;

    +знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

    ?«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнатьбольше.

Читая текст, учащиесяпомечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Учащимся предлагаетсясистематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометкамив таблицу.

 

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе (–)

Есть вопросы (?)

 

 

 

 

 

Приём «Написаниетворческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепленияизученной темы. Например, детям предлагается написать продолжениепонравившегося произведения из раздела или самому написать сказку илистихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровняразвития.

Приём «Верите ливы…»ё

Может быть началом урока. Учащиеся,выбирая верные утверждения из предложенных учителем описываютзаданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

Прием «Мозаика». «Реконструкциятекста».

  Эффективен при изучении,например,  тем: «Предложение» “Текст”, “ Тема текста”

Ученикам предлагается составить изслов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения внужной последовательности)

Текст разделяется на части(предложения, абзацы).

Ученикам предлагается собрать текстиз разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

Приём «Созданиевикторины».

После изучения темы или несколькихтем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы длявикторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можнопредложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать емувопросы (участвуют все желающие).

 

Приём «Логическаяцепочка».

После прочтения текста учащимся предлагаетсяпостроить события в логической последовательности. Данная стратегия помогаетпри пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказубольшого по объёму произведения, которые мы читаем в 4 классе и старшихклассах.

Наштекст небольшой, поэтому лучше предложить составить план рассказа и определитьего границы.

        Приём — «Тонкие и толстые вопросы»

Детиучатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкиевопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные(толстые) вопросы.

1.     Заполнитаблицу. Напиши названия группы животных по набору свойственных ей признаков.

Задания«множественного выбора»:

 

1)выбор правильного ответа из предложенных вариантов;

2)определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующихсодержанию текста/не имеющих отношения к тексту;

3)установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

 

Задания«на соотнесение»:

1.    нахождениесоответствия между вопросами, названиями, утверждениями,

пунктамиплана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста

(короткимитекстами);

2)нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений,формул, схем, диаграмм и т.д.

3)соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

 

Задания«на дополнение информации»:

2.    заполнениепропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним

словом/формулой.

2)дополнение (завершение) предложений/доказательств.

 

 

«Крестики-нолики».

 Работа проводится в парах: одинученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения наэтапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другувопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующийему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный рядсвоих знаков (по горизонтали или вертикали).

Прием «Письмо покругу»

Для формирования читательского умения осмысливать и оцениватьсообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:

·                  размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказыватьсогласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь насвоем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;

·                  сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своимжизненным опытом.

Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждогоученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложенияпо определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый долженпрочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист невернется к первому автору. Затем слово предоставляется одному ученику, которыйвслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считаютважным.

 

Понимая значимость формированиячитательской грамотности, на уроках можно применять все эти приемы на урокалитературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки,технологии, русского языка и математики.

 

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Развитие

    1 слайд

    Развитие читательской грамотности на уроках в начальной школе.

  • Приёмы

    2 слайд

    Приёмы работы с текстом

  • «Словарики».

    3 слайд

    «Словарики».

  • title=

    4 слайд

  • «Работа

    5 слайд

    «Работа с вопросником»

    Найдите ответы на вопросы в тексте.

    -Что такое «Витамин»?
    — Для чего нужен витамин А?
    — Чем полезен витамин В?
    -Как помогает нам витамин С?
    -Где находятся витамины?

  • Приём

    6 слайд

    Приём «Инсерт».

    «Инсерт» — это:
    I — interactive — самоактивизирующая
    N — noting
    S — system — системная разметка
    E — effective — для эффективного
    R — reading – чтения
    T — thinking — и размышления

  • title=

    7 слайд

  • «Написание

    8 слайд

    «Написание творческих работ»
    Написание продолжения произведения.
    Сочинение сказки на тему изучаемого раздела. (« Коля и Витаминка С»)

  • «Верите

    9 слайд

    «Верите ли вы, что….?»
    …имена прилагательные не могут жить без имен существительных?
    …если множители поменять местами изменится произведение?
    …луна меняет форму?

  • «Мозайка»Составь

    10 слайд

    «Мозайка»
    Составь из слов предложение:
    Действия, глагол, которая, часть, отвечает, это, речи, на вопросы, обозначает что делать? предметов, что сделать?
    Расставь предложения в правильной последовательности.
    Собери текст из частей.

  • title=

    11 слайд

  • title=

    12 слайд

  • «Создание

    13 слайд

    «Создание викторины»
    «Логическая цепочка»
    «Толстые и тонкие вопросы»

  • «Заполни

    14 слайд

    «Заполни таблицу»
    Заполни таблицу. Напиши названия группы животных по набору свойственных ей признаков.

  • Задания

    15 слайд

    Задания «множественного выбора»
    1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
    2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
    3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.

  • Задания

    16 слайд

    Задания «на соотнесение»

    нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями,
    пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста
    (короткими текстами);
    нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.
    соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.

  • Задания

    17 слайд

    Задания на «дополнение информации»

  • «Крестики

    18 слайд

    «Крестики – нолики»

    «Письмо по кругу»

  • title=

    19 слайд


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет