Избирательное тестирование. Методика составления и проведения тестов.
Традиционные формы контроля недостаточнооперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтомувозникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространениеконтролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще припроверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.
Тест представляет собой кратковременноетехнически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных длявсех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которогоподдается качественному учету и служит показателем степени развития к данномумоменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системызаданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Изних школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этомневерные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имеяопределенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут бытьразличными:
1. Многовариантные тесты, в которыхсреди предлагаемых ответов на вопрос приведено несколько неверных иединственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькимиверными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответамина вопрос (один ответ верен, другой — содержит ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантовответов. Учащиеся предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, вкоторых требуется установить соответствие между элементами множества ответов.
Встречаются также тесты идентификации, вкоторых в качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д.
Наиболее доступными для школы являютсяизбирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование являетсястандартизированной формой контроля в том понимании, что как процедурапроведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всехучащихся.
Удачно составленный тест имеет ряддостоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения инавыки учащихся, а также понимание им закономерностей, лежащих в основеизучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются врезультате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности усвоения ихарактер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времениполучить представление о пробелах в знаниях и помогает организовать работу попредупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможностьпроверять знания, умения и навыки на разных уровнях и осуществлятьдифференцированное обучение.
4. Способствует рациональномуиспользованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление школьников.
6. Дает возможность учителю критическиоценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результатыработы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, атакже случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностьюученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формамитрадиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать ипри организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, приповторении учебного материала.
Тесты можно использовать как на любом этапеурока, так и так и при изучении нового материала, его закреплении и обобщении ипри итоговом контроле.
При изучении нового материала тестыприменяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовоезадание может не только опираться на знания, полученными учащимися напредыдущих уроках, но иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.
При закреплении или проверки текущегоматериала используются тесты-минутки рассчитанные на 10–15 мин урока исодержащие 5–10 вопросов.
При итоговом контроле тестированиепроводится довольно часто, при этом тесты охватывают материал по крупным блокам(определенную тему, раздел). Их выполнение рассчитано на целый урок.Экзаменационный тест должен охватывать материал всего курса географии России в9 классе или экономической и социальной географии мира в 10–11-х классах.Школьные экзаменационные тесты проводятся, как правило, в течении 2 часов исодержат от 25 до вопросов и заданий.
Тесты пригодны как для фронтальной, таки для групповой и индивидуальной работе учащихся. С помощью тестовых заданий ивопросов значительно проще подобрать материал, для каждого конкретного ученика,соответствующий уровню его развития, возрастным мотивационным особенностям.
Тесты можно использовать не только науроке в классе, но и в качестве домашнего Задания, в отдельных случаях можнопредложить учащимся составить тестовые задания, что научит ребят правильноформулировать вопросы, будет способствовать формированию умений обобщать ианализировать полученные знания применять их на практике.
Методика составления и проведения тестов.
Основными этапами любого тестированияявляются:
1. Целеполаганиет.е постановка конкретных целей перед тестированием и понятных учащимся.
2. Подготовкаи сбор информации для составления теста, соответствующей школьной программе,учебникам и пройденному материалу.
3. Разработкаи конструирование теста, т.е. выбор определенных видов тестовых вопросов изаданий с учетом определенных требований:
надежность, точность, лаконичность;
недопустимость применения двусмысленных вопросов;
использование дополнительной литературы, энциклопедий, справочников длясоставления тестов и их решения допустимо лишь для специализированных классов ишкол, а также для индивидуальной работы с сильными учащимися.
4. Подготовкаучастников тестирования заключается в мотивации, настрое и тренинге.
5. Непосредственнотестирование должно стать одним из видов учебной деятельности учащихся.
6. Послепроведения тестирования наступает обработка теста, т.е. проверка с помощьюключа
7. Итогомрезультатов тестирования должен стать анализ результатов.
8. Публикациярезультатов тестирования. Учащиеся должны быть ознакомлены с результататестирования, они должны быть допущены к просмотру выполненных работ и имеютправо на апелляцию.
При всем многообразии тестовых заданииможно выделить всего четыре основных группы тестов:
1. заданиена выбор правильного ответа;
2. приведениев соответствие или классификацию объектов;
3. расположениеобъектов в определенном порядке;
4. “открытые”тесты, где необходимо вписать “пропущенные” слова.