X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Муниципальноебюджетное общеобразовательное  учреждение

средняяобщеобразовательная школа №1

Щёлковского муниципального района Московской области

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

натему: «Современныйурок — как основа эффективного и качественного образования.»

 

 

Выполнила:

                                 Филистеева Алла Анатольевна

Учительначальных классов

 

 

 

 

 

 

Щелково2018 г.

Современныйурок — как основа эффективного и качественного образования.

 

« Урок – это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального богатства

показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский

 

Обуроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержаниеобразования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы несвершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На немдержалась традиционная, а сейчас стоит и современная школа. Какие быновации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участникиобразовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знанийи рифы противоречий. И это – нормально.

Обратимся к известной цитате В.А. Сухомлинского: Урок– это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуальногобогатства, показатель его кругозора, эрудиции. Эта форма многиестолетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной карточкой». Безусловно, исовременная школа держится на уроке, но только на современном, которыйопределяет ее социальный и педагогический статус, роль и место в становлении,развитии и педагогов, и школьников.  Как для учеников, так и для Учителя,урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этогослова.

Современный   урок -это прежде всего  урок ,на котором учитель умело использует все возможности для развития личностиученика, ее активного умственного роста, глубокого  и  осмысленногоусвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный, – это исовершенно новый, не теряющий связи с прошлым, действенный, имеющийнепосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный,существующий, проявляющийся в действительности. Если урок –современный,то он обязательно закладывает основу для будущего, готовит ребёнка к жизни в меняющемсяобществе. Поэтому урок – это одна из составляющих качестваобразовательного процесса.

Повышениекачества образования – одна из основных задач модернизации российскогообразования, а возможность получения качественного образования становится однойиз наиболее важных жизненных ценностей граждан.

 

 

 

Чтоже такое качество образования?

hello_html_m53d77e10.gif

 

Однойиз составляющих качественного образовательного процесса является организацияурока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование,нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организациясовременного урока это и есть основа качественного образования.

Каждыйиз нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, какучителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Используюли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышениюкачества знаний моих учащихся?

Каждыйиз нас не раз сталкивался с проблемами в вопросах организации и проведениясовременного урока:

·        в приемах активизации познавательной деятельности учащихся,

·        в организации этапа рефлексии (приемах обратной связи) на уроке,

·        в выборе методов обучения.

Планируясовременный урок мы должны знать:

Чемуучить; ради чего учить; как учить

·        на современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия

·        на современном уроке царит атмосфера интереса, доверия исотрудничества

·        на современном уроке есть место каждому ученику, потому чтосовременный урок-залог его успеха в будущем!

Трипостулата заложены в основании новой технологии современного урока.
Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместнойдеятельности учителя и ученика».
Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая вроли цели и никогда не выступая в виде средства».

Замыселсовременного урока заключается в созданииучителем условий для максимального влияния образовательного процесса наразвитие индивидуальности ребенка.

·        Исходной идеей современного урокаявляется представление о единстве обучения, воспитания  и  развития.В соответствии с этой идеей должен конструироваться  и  осуществлятьсякаждый  урок

Так что же для  нас современный урок ?

Требования, предъявляемые к современному уроку

·        урок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую,единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.

·        строится на основе учёта программных требований и требованийучебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценкивозможностей преподавателя

·        должен иметь точное дидактическое назначение(тип) и своинеповторимые особенности

·        нацелен на конкретные результаты

·        должен иметь рациональную структуру и темп.

·        изложение материала на уроке должно быть вариативным по своейструктуре.

·        должен предусматривать задания, предполагающие применение новыхзнаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной темой.

·        большая часть знаний должна быть получена в процессесамостоятельного поиска путём решения поисковых задач.

·        существенной стороной урока является индивидуализация обучения.Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика вдоступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.

Основные компоненты современного урока

1. Организационный – организация группыв течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей ученияперед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определениезначимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общенияпедагога с группой.

5. Содержательный – подбор материаладля изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.

6. Технологический – выбор форм,методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для даннойтемы, для данной группы.

7. Контрольно-оценочный – использованиеоценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности иразвития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведениеитогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатовсобственной деятельности по организации урока.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Какподготовить современный урок?

Как сделать так, чтобыурок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которыхневозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детейискренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока.Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое,с чего надо начать подготовку к уроку:четкоопределить и сформулировать для себя его тему;

определить место темы вучебном курсе;

определить ведущиепонятия, на которые опирается данный урок,

или , наоборот,обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована вдальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своейдеятельности.

2.Определитьи четко сформулировать для себя и отдельно дляучащихся целевую установку урока — зачем он вообще нужен? В связи с этим надообозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока., 

 3.Спланироватьучебный материал. Для этого надо:подобратьлитературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале,следует постараться, чтобы в список вошли учебник, энциклопедическое издание,монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать издоступного материала только тот, который служит решению поставленных задачнаиболее простым способом.

Подобратьучебные задания, целью которых является: узнаваниенового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации;применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям,упорядочить учебные задания в соответствии с принципом от простого ксложному.

Составитьтри набора заданий: задания, подводящие ученика квоспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материалаучеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продуматьизюминку урока.Каждый урок должен содержатьчто-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то,что они будут помнить, когда все забудут .Это может быть интересный факт, неожиданноеоткрытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппироватьотобранный учебный материал. Дляэтого подумать, в какой последовательности будет организована работа сотобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельностиучащихся.Главное при группировке материала- умение найти такую формуорганизации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а непассивное восприятие нового.

6.Спланироватьконтроль за деятельностью учащихся на уроке, длячего подумать: что контролировать; как контролировать; как использоватьрезультаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работавсех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показатьподлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовитьоборудование для урока. Составить списокнеобходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид класснойдоски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продуматьзадания на дом: его содержательную часть, а так жерекомендации для его выполнения.

·         

Нуи наконец,какой же современный урок без использования информационно –коммуникационных технологий?

1.Использованиеготовых электронных продуктов мультимедийных презентаций, ресурсов сетиИнтернет и интерактивной доски. Преимущества в использовании этихинформационных средств для учителя вполне ясны, а преимущества для учащихсяследующие:

·        -делает занятия интересными и развивает мотивацию.

·        -предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе.

·        — позволяет использовать различные стили обучения, учителя могутобращаться ко-всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определеннымпотребностям.

·        учащиеся начинают понимать сложный материал в результате болееясной, эффективной и динамичной подачи материала.

·        учащиеся начинают работать более творчески и становятся увереннымив себе.

Инаконец, развивает самостоятельность учащихся. Учащиеся с интересом и активноработают самостоятельно в школе и дома. Это облегчает нам работу в томплане,что даже слабоуспевающий ученик может с интересом выполнить работу иполучить за это оценку.

Но,говоря о современном уроке нельзя забывать о том, что одним из показателейконечного результата любого образовательного процесса является состояниездоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полногопсихического и физического благополучия.

Неправильнаяпоза на уроке, утомление глаз могут привести к нарушениям опорно –двигательного аппарата, снизить зрение. Если мы будем на уроке давать толькознания, а не обратим внимание и на здоровьесберегающие технологии,т о в итогемы выпустим отличника или хорошиста, но с потерянным зрением, искривлениемпозвоничника и другими подобными заболеваниями. Что может сделать каждыйучитель для здоровьесбережения на своих уроках?

Во– первых, это всем известные физкультминутки.

Во– вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – этонравственная атмосфера, которая определяется именно учителем.

В– третьих, связывать тему урока с проблемами сохранения здоровья сситуациями, связанными с неправильным отношением к своему здоровью – согнулспину, курил на перемене, не завтракал дома и т.д.

Стараюсьобращать внимание на то,как сидит ученик при письме: сильно наклоняет головуили сутулится.

Еслимысленно перенестись в недалекое будущее, чтобы сделать предварительныйпрогноз, то можно предположить, что методика и технология урока будут получатьсвое дальнейшее развитие по тем требованиям, которые будут определятьсяразвитием общества, с одной стороны, а с другой, – развитием перспективныхнаправлений и достижений в обучении .

Урок будет нацелен на реализацию все возрастающих требований квыпускнику школы и к процессу обучения в целом, девиз которого состоит в том,современная личность формируется прежде всего на творческом уроке, в творческойатмосфере. Можно долго спорить о том , каким должен быть современный урок.

Неоспоримо одно : он должен быть одушевленным личностью учителя.

 Так в чем же заключаютсяслагаемые успеха современного урока

Характеризуя современныйурок, будем учитывать две аксиомы:

— урок- фрагмент целостного образовательного процесса, сохраняющий все его признаки;

— урок -целостная система, где ни один компонент не может менятьсянезависимо от других.

Что меняется в современном уроке в отличие от традиционного?

1. В соответствии с первойупомянутой тенденцией развития образования в современном урокеусиливается ориентация на достижениеконкретно сформулированногоожидаемого результата.

Таким образом, повышается технологичность урокачтовозможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатомможно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формыорганизации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результатурока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, рольи место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будетотслеживаться планируемый результат.

Вместе с тем в соответствии со второй тенденцией развитияобразования результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, ацелостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

 

2. Усиливается вниманиек развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.

Их также следует прогнозировать, достигать, измерять всоответствии с тенденцией к повышению технологичности урока.

Свидетельствует ли это о том, что знания как результатстановятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина,прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

 

3. Для современного урокахарактерна ориентация на живое, личностно значимое знаниеучащихся.

В современном образовании большое внимание уделяется тому,чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личногосубъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы,применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными. Более подробно этотвопрос рассматривается в технологии личностно ориентированного обучения.

 

4. Современный урок предполагаетобеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности.

Знания должны помогать человеку, видеть сутьвещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому всодержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания(ведущие идеи) и помочьучащимся осознать общий подход (теорию),проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающегообучения).

Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока,учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясьличностными (субъективными), должны одновременно бытьобобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данноепротиворечие позволяет следующий подход.

 

5. Современный урок опираетсяна творческую познавательную деятельность учащихся.

Если обучение ориентировано не на запоминание готовых(«чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины(через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становитсясубъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для неготеорию.

Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейшийрезультат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречияпредопределяет следующее направление модернизации урока

 

6. На современном модернизированномуроке максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Поэтому в настоящий момент недостаточно выделить условныегруппы«сильных», «средних» и «слабых» учащихся, опираясь на полнотуосвоения ими учебной программы, и планировать посильные задания длякаждой группы. Сохранению психического и физического здоровья способствуютучёт особенностей восприятия ученика , особенности мышления.

Упомянутым аспектам уделяется большое внимание втехнологии нейро-лингвистического программирования, которая может привестикманипулированию сознанием ребенка, следовательно, несовместима с выбираемойгуманистической парадигмой. Вместе с тем существуют варианты разрешениявозникающего противоречия.

Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучивиндивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор,планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнкомнаиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания,предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характернымиуже для личностного ориентированного обучения.

7. Современный урок – это диалог,подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения.Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько«помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Современный модернизированный урок – неодинаковый ипротиворечивый, так как изменения могут происходить путём совершенствованияразличных элементов педагогической системы в зависимости от субъективныхпредпочтений учителя. Рассмотренные нами подходы могут способствовать болеесистемной, осмысленной модернизации урока.

В.А.Сухомлинскийговорил:

·        «Интерес к учению проявляется только тогда, когда естьвдохновение, рождающееся от успеха».

·        «Обучение – есть образование и развитие обучаемого».

·        «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподносяим всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотяспособности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что средиогромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекаютнастоящую пользу из подобного преподавания

Сегодняучителю недостаточно только быть хорошим предметником, ему необходимо владетьновейшими информационными технологиями, учить детей принимать самостоятельныерешения и нести за них ответственность. Настоящий педагог, воплощает в себелучшие человеческие качества, неизменно пробуждает в сердцах учеников искреннеестремление к знаниям. Воспитание достойного поколения XXI века –огромная ответственность и нелегкий труд, заслуживающий большого уважения.

Такимобразом, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но испособы работы с нею.

Школьникидолжны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Корочеговоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.

Неграмотнымчеловеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто ненаучился учиться.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет