«Использованиетехнологий проблемного
обученияв работе учителя-логопеда ДОУ».
Нашажизнь постоянно меняется и вносит свои коррективы в сферы существования.Область образования тоже не стоит на месте. В связи с внедрением ФГОСизменились и цели образования. Развитие личности дошкольника происходит путемпроб и ошибок. При этом ребенок становится первооткрывателем, он сам должендодуматься до решения проблем, а не получать готовые знания.
Естественно,логопедическая деятельность не оставалась в стороне от новых веяний. Прииспользовании деятельностного подхода повышается самооценка ребенка, идетактивное влияние на развитие психических процессов, регулирование объема знанийдетей, что очень важно для дошкольников с нарушениями речи. Все это позволяетдобиться успехов в речевом развитии малышей и положительно влияет нарезультативность дальнейшего обучения.
Технологияпроблемного обучения в ДОУ-это, когда педагог создает проблемную ситуацию, аребенок принимает ее и дальше осуществляет самостоятельный поиск.
Суть проблемногообучения в детском саду заключается в том, что педагог создает познавательнуюзадачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства еерешения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизируетмысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессепознания.
Основа проблемногообучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используютсявопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства иразличия.
Среди проблемныхвопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие междусложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями
Достоинствапроблемного обучения
1.Высокаясамостоятельность детей;
2.Формированиепознавательного интереса или личностной мотивации ребенка.
1. Фрагментзанятия «Жизнь белки зимой».
Создаетсяпроблемная ситуация «Как выжить белке зимой?» Дети объясняют, как подготовитьсябелке к зиме. Педагог предлагает выбрать корм белке (на столе разложены различныевиды корма: шишки, желуди, грибы, мясо, веточки, фрукты, орехи, сыр, колбаса,сосиски). Дети собирают каждый в свою корзиночку и проговаривают название:шишки, желуди, грибы, орехи о объясняют почему выбрали именно этот корм, а немясной и т.д. Доказывают так: белка не хищное, поэтому не ест мясо. Подводим квыводу, что белка травоядное животное и закрепляем введение нового слова.Составляем историю про одну непослушную белочку, которая летом гуляла, играла,а к долгой зиме не готовилась.
2. Фрагментзанятия «Путешествие по сказкам». По прослушанной музыке, дети должныдогадаться, кто здесь недавно был, оставил льдинки.(Снежная королева).
Педагограссказывает детям, что Снежная королева спрятала героев известной сказки,оставив нам всего лишь одну подсказку среди льдинок: карточку, которая нампоможет их найти. Посмотрите на карточку (квадрат и круг синего цвета). Детирассуждают как это может помочь найти героев сказок. Ответы детей взависимости от полета их фантазии: полетим на синем ковре-самолете, поплывем пореке, найдем зеркало, найдем предметы синего цвета, подходящие по форме (этоправильный ответ). Затем, когда дети нашли нужный предмет (это может бытькоробка, шкатулка, шар, куда спрятаны герои сказки), дети находят и объясняютиз какой сказки и почему. На доске или компьютере три карточки с героямисказок. Дети узнают из какой сказки герои и отправляют их каждого в своюсказку. В конце занятия обсуждаем результат деятельности и фантазируем, чтобыло бы, если бы герои не вернулись в свою, а попали в чужую сказку.
Врезультате такой работы дети становятся более заинтересованными и активными вовремя занятий. Они сами находят пути решения проблемных задач. У детейразвивается познавательный интерес, желание доказывать свою точку зрения, заниматьсяисследовательско-экспериментальной деятельностью и на следующей встрече. И,естественно, во время такого занимательного процесса у детей развиваются всекомпоненты речи(лексика, грамматика, связная речь).