Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательнаяшкола села Кальтовка» муниципального района Иглинский район РеспубликиБашкортостан
Доклад на тему:
«Методыи приемы обучения лексике на уроках английского языка»
Составила: Федорова Э.М.,
учитель английского языка
2019 г.
Лексика в системе обученияиностранному языку является важнейшим компонентом речевой деятельности:аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важнейшее место накаждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постояннонаходится в поле зрения учителя. Его задача состоит в том, чтобы добитьсяполного освоения школьниками программного лексического минимума и прочногозакрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах
обучения.
Задача практического овладения иностранным языком требуетпоиска
путей совершенствования как методики обучения речевым умениям, так и
большого внимания к организации языкового материала.
Наше время характеризуетсяпоиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается вметодах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первуюочередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то,чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваиватьситуации социальных перемен.
В начальной школезакладываются основы общения на иностранном языке в устной и письменной форме.При этом существенная часть учебного времени затрачивается на формированиенавыков: произносительных, графических, орфографических, лексических играмматических. Под лексикой понимается совокупность слов (словарный запас тогоили иного языка). Слова, которые человек использует в своей речевой практике ,устной и письменной составляет его активный словарный запас. Известно, чтоцелью обучения лексики является формирование лексических навыков речевойдеятельности. Процесс овладения лексикой состоит из нескольких этапов: 1)ознакомление, включающее введение и объяснение, 2) тренировка в употреблениилексических единиц (первичное закрепление) и 3) употребление лексических единиц(включение слов в речевую деятельность. Естественно, что наибольшейэффективности можно добиться в том случае, если использовать возможностикомпьютера на всех перечисленных этапах обучения лексике. Основной цельюобучения лексическому материалу является формирование у учащихся лексическихнавыков как важнейшего компонента экспрессивных и рецептивных видов речевойдеятельности. Ученые разработали шкалу владения иностранным языком для рецепции,продукции и взаимодействия, дающая представление о том, что младшие ученикидолжны уметь, начав изучать язык. Это рецептивные умения, умениевзаимодействия, продуктивные умения.
Формированию и развитиюлексических навыков, в какой- то степени, способствуют орфографические игры,основная цель которых освоение правописания изученной лексики. Большинство игрможно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного,так и вторичного закрепления.
Например, заготавливаетсязаранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель раздаеткарточки учащимся. Затем называет какое-то слово, например, «chalk». Учащиеся,имеющие карточки с названными буквами должны выйти к доске и стать такимобразом, чтобы получилось слово.
Можно на доске написатькакое-либо слово. По возможности оно должно быть подлиннее. Например,blackboard. Учитель вызывает десять учащихся, они должны написать слова,начинающиеся с букв данного слова. Они пишут по-вертикали. Также в качествеорфографической игры можно использовать игру под названием «Anagrams», то естьучащимся предлагаются слова, при изменении порядка букв в которых получаетсяиное слово. Играющие получают от учителя карточку с такими словами. Играющиедолжны знать значение и данного слова, и нового.
Еще один пример метода: наодном из уроков во время речевой зарядки был использован следующий игровойэлемент: учитель берет небольшой резиновый мячик и со словами Let`s playwith a ball and answer my questions! кидает его ученику и задает вопрос,ученик в свою очередь отвечая на вопрос кидает мяч назад учителю.
Примерныевопросы и ответы:
The teacher |
The pupils |
What season is it now? |
It is winter! |
What date is it today? |
Today it’s the 25th of February. |
Do you like winter? |
Yes, I do. |
Do you like spring? |
Yes, I do. |
Do you like autumn? |
No, I don’t . |
Do you like summer? |
Yes, I do. |
What can you do in winter? |
I can ski! |
When is your birthday? |
My birthday is on the 14 th of May! |
Так учитель быстро и весело проводит этапурока, на котором, очень часто детям скучно, и они не внимательно следят заучителем. А в данном примере, дети с нетерпением ждали своего вопроса и былизаинтересованы поймать мяч и правильно ответить на вопрос.
Из этого следует, что игровойметод таит в себе богатые обучающие возможности. Игра, являясь развлечением,отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество учащихся при ознакомленииих с лексическим материалом и автоматизации лексических навыков в речи.Формированию и развитию лексических навыков, в какой- то степени, способствуюторфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученнойлексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражненийна этапе как первичного, так и вторичного закрепления.
Являясь развлечением, отдыхом,игра способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческихотношений. Приведу несколько игровых примеров:
Словарныйквадрат
Задание:найти в словарном квадрате как можно больше слов по теме.
Ктобыстрее справится с заданием «написать перевод к словам»:
_______cash___________________mark____________________save________________tax____________________currency_________________pay_________________pound_________________notes____________________change______________gold___________________coin____________________fortune_______________silver__________________treasure_________________well-off_____________spend__________________funds___________________wealth_______________rich___________________statement________________price_________________money_________________interest__________________purse________________shopping_______________account__________________bank________________cheque_________________fee_________________________________________millionaire______________penny________________________________
Вставьтепропущенные буквы в слова по теме «Еда»:
T-RKEY,D-CK, VE-L, LAM-, TRO-T, T-NA, CRA-FISH, O-STERS,
S-URCR-AM, MARG-RIN-, MAY-NNA-SE, B-N, SEMOL-NA, RO-L
Встарших классах при наличии достаточного количества учащихся можно провеститакую игру – дискуссию:
Классделится на две группы по определенному признаку. Скажите о преимуществах своейгруппы.
SMOKERS- NONSMOKERS
LEFT -RIGHT HANDED
HAVINGBROTHERS — SISTERS
CANRIDE A BICYCLE — CAN RIDE A CAR
CAN SWIM — CAN DANCE
Угадайте,какие продукты описывает учитель, и назовите их:
PASTAIN THE SHAPE OF HOLLOW TUBES. (MACARONI)
PASTAIN THE SHAPE OF LONG THIN PIECES THAT LOOK LIKE STRING WHEN THEY ARE COOKED.(SPAGHETTI)
MEAT,ESPECIALLY BEEF THAT HAS BEEN FINELY CHOPPED IN A SPECIAL MACHINE. (MINCE)
YELLOWSUBSTANCE LIKE BUTTER MADE FROM ANIMAL OR VEGETABLE FATS, USED IN COOKING ORSPREAD ON BREAD. (MARGARINE)
Разучивание песен — как способ расширениялексического запаса учащихся.
Очень эффективным способомзапомнить, как спросить о времени и правильно ответить на этот вопрос являетсяразучивание песен “What do you do at this time?” и “What does the clock say?” .Кроме того, сам процесс заучивания песен наизусть и воспроизведения их науроках сначала хором, а позже и индивидуально или парами служит развитию навыкаговорения на иностранном языке. Дети охотно и легко учат стихи и песни, как народном, так и на иностранном языке. Рифмованная речь является для них привычнойи более естественной, чем простая, именно потому, что им легче запомнитьинформацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность памяти учащихсяактивно используется при обучении их английскому языку.
Как показывает опыт, учителячасто пренебрегают стихами и рифмовками на уроках английского языка. А в случаеих применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что вызываетпренебрежительное отношение учащихся. Или же для многих преподавателей всяработа сводится к прослушиванию и заучиванию, поэтомуученики часто даже не понимают смысла заученного ими стихотворения. Проблемаиспользования стихотворений и рифмовок заслуживает должного внимания на всехступенях обучения, начиная с начального, заканчивая старшим, так как повышаетсяэффект обучения языковому материалу. Любовь к поэзии должна прививаться детям сраннего возраста и сопровождать их всю жизнь.
У детей обычно неустойчивоевнимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать видыработ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызываютположительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечаетвозрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются,обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость.Разучивание стихов доставляет детям удовольствие. А то, что пережитоэмоционально положительно, надолго остаётся в памяти, оставляя след в сознанииребёнка. Благодаря рифме легко активизируются в устной речилексико-грамматические структуры. Современному педагогу трудно не потеряться вприёмах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделениесамых эффективных, творчески-направленных. Яркость, образность, фантазия встихах для детей пробуждают у них интерес к иностранному языку. Разучиваниестихов – активный прием пополнения словарного запаса детей. Ритмический имелодический рисунок стихов, четкая рифма и повторяемость языковых единицзначительно облегчают и ускоряют усвоение и закрепление лексики.
XXI век – век высоких технологий.У учителей появилась возможность использовать на уроке различные техническиесредства, такие как компьютер, видео и аудио аппаратуру, спутниковоетелевидение, Интернет и многое другое. А это позволяет сделать урокииностранного языка более интересными и продуктивными, повысить у учащихсямотивацию к изучению иностранного языка. Ведь используя новейшие техническиесредства, учащиеся не просто изучает иностранный язык, но и могут полноценноего использовать, например, общаясь с зарубежными сверстниками как поэлектронной почте (что позволяет учащимся тренироваться в письме), так и,используя веб – камеру (что позволяет учащимся тренироваться в говорении).