X-PDF

Доклад Методы мотивации детей к обучению в дополнительном образовании

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»

694420г. Александровск – Сахалинский,  ул. Советская, д. 1, тел/факс 8(42434)-451-25,

e-mail:sentr.raduga@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

Методымотивации детей к обучению в дополнительном образовании

 

 

Выполнила

БулыгинаЕлена Владимировна

педагогдополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Александровск-Сахалинский

2022г

 

Мотивациямладших школьников в системе дополнительного образования.

Известно,что проблема мотивации обучения десятилетиями сохраняет свою актуальность.Успехи в учебе, как, впрочем, и в другой деятельности, во многом определяетналичие мотива достижений – стремления добиться положительных результатов иулучшить прежние. Стремление к высоким достижениям в учебе в школьном возрастеможет послужить хорошей основой для формирования направленности личности наразличные достижения в дальнейшей жизни и деятельности человека. Проблемуформирования мотивации учения у обучающихся дополнительных образовательныхучреждений можно считать одной из самых актуальных в образовательном процессе,т.к. ее недостаток – одна из главных причин, по которой дети покидаютобъединение. Проблема формирования мотивации обучения лежит на стыке обучения ивоспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает,что здесь в поле внимания педагога оказывается не только осуществляемоеобучение, но и развитие личности ребёнка. Развитие у обучающихся мотивации,познавательного интереса является центральной методической проблемой. Основнойзадачей педагога следует считать развитие стойкого познавательного интереса ктворчеству. Ведь в нашей жизни много негатива. Необходимо быть источникомпозитивных эмоций, радовать и увлекать своим творчеством детей. В распоряжениипедагогов много всевозможных мотиваций, форм и методов, которыми они владеют,но не всегда применяют. Они могут сослужить отличную службу, но для этого нужнобольшое желание: сделать занятие незабываемым и неповторимым.

Высокийуровень познавательной мотивации является источником активности и успешности вобучении,  его достижение является одной из важнейших задач современногообразования.

Проанализировавпути и средства формирования и повышения учебной мотивации обучающихся на занятияхв объединениях, можно прийти к выводу, что, какую бы деятельность ниосуществляли ребята, они должны иметь полную психологическую структуру — отпонимания и постановки целей и задач через выполнение действий, приемов,способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Чтоже такое «мотивация»?

Термин«мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово«мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле, но нассейчас интересует только одна сторона —  как характеристика процесса, которыйстимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Вмотивационном поведении нас интересует: его возникновение, продолжительность,устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели.

Говоряо мотивации, мы задаем вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?»,«ради чего?», «какой смысл?».

Любаяформа поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами.Говоря о внутренних психологических свойствах имеем в виду мотивы, потребности,цели, намерения, желания, интересы.

Мотивацияповедения человека может быть сознательной и бессознательной. Этоозначает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, имосознаются, другие нет. Для формирования мотивации современному педагогунеобходимо уметь определять мотивы учебной деятельности, в том числе ипознавательные.

 

Внутренниевнешние личные мотивы обучающихся

Всемотивы можно разделить на внешние и внутренние.

Квнешним мотивам относятся мотивы признания товарищей, получение похвалысо стороны педагога, мотивы долга, поощрения и т.д. Если преобладают внешниемотивы, для учащегося овладение содержанием учебного предмета служит не целью,а средством достижения других целей.

Внутренниемотивысвязаны с познавательной потребностью, удовольствием, получаемым от процессапознания. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлениемсобственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.

Именновнутренняя мотивация определяет глубину и осознанность отношения к учебнойдеятельности.  Часто ребенка привлекает общение в коллективе, поэтому он неготов к выполнению сложных проблемных заданий, и задача педагога привести кпостепенному изменению мотивов с внешних на более осознанные, внутренние.

Всистемно-деятельностном подходе мотивация учащихся является необходимымструктурным элементом каждого занятия. На начальном этапе занятия происходитосознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на занятии.На данном этапе организуется положительное самоопределение учащегося   кдеятельности на занятии, а именно: 1) создаются условия для возникновениявнутренней потребности включения в деятельность 2) выделяется содержательнаяобласть.

Вкаждой группе есть небольшой процент учащихся с преобладанием внешних мотивов иесли не будет дальнейшего развития мотивации, у них к концу года можетпроизойти некоторый спад, а возможно и уход их из объединения.

 

Методыобучения делятся на:

1.Объяснительно-иллюстративный– педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а обучающие еевоспринимают, фиксируют, запоминают.

2.Репродуктивный– обучающие воспроизводят полученную информацию, выполняют действия поалгоритму, он используется для приобретения обучающимися умений и навыков.

3.Методпроблемного изложения – педагог ставит какую-либо проблему и сам ее решает,показывая ход мысли в процессе ее познания, обучающие следят за логикой,алгоритмом решения проблемы в целом.

4.Частично-поисковыйметод – обучающиеся коллективно, вместе с педагогом ищет решения даннойпроблемы.

5.Исследовательскийметод – обучающимся ставится познавательная задача, которую решают онисамостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Обучающие при этомовладевают методами научного познания и накапливают опыт творческой,исследовательской деятельности.

6.Методпоощрения – положительная оценка действий воспитанников. Поощрениезакрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано навозбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность,создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрения весьмаразнообразны одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставлениепочетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д.

Поощрениеболее высокого уровня – благодарности, награждения и т.д. – вызываюти поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие ученикамдлительные стимулы, т.к. они не только венчают длительный и упорный труд, но исвидетельствуют о достижении нового, более высокого уровня. Поощрение не должнопротивопоставлять ученика остальным членам коллектива. Поэтому поощрениязаслуживают не только те, кто добился успеха, но и те, кто добросовестнотрудился

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Одобрение –простейший вид поощрения. Одобрение можно выразить жестом, мимикой,положительной оценкой поведения или работы учеников, коллектива, доверием ввиде поручения, ободрением перед классом, учителями или родителями.

7.Соревнование– это метод направления естественной потребности учащихся к соперничеству иприоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь междусобой, ученики быстро осваивают опыт общественного поведения, развиваютфизические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значениеимеет соревнование для отстающих: сравнивая результаты с достижениями товарищей,они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

8.В роли методов, стимулирующих интерес к обучению, выступает и методзанимательных аналогий. Эмоциональные переживания вызываются созданиемэффекта удивления. Необычность приводимого факта, парадоксального опыта,грандиозность цифр все это при умелом сопоставлении данных, при убедительностиэтих примеров неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания детей.

Длясоздания эмоциональных ситуаций в ходе занятия большое значение имеетхудожественность, яркость, эмоциональность речи педагога. Как показываетпрактика, создание на уроках ситуаций занимательности должны вызывать радостьузнавания не побочных деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоциидолжны вводить ученика в проблему, а не уводить от неё – в этом отличиеподлинных познавательных эмоций, от эмоций развлекательного, побочногохарактера.

9.Огромную роль в повышении мотивации к обучению играет создание ситуацииуспеха для каждого ученика. Здесь важен индивидуальный подход (учет темпавыполнения заданий, выбор действия в соответствии с возможностями ребенка -отдельное объяснение педагога при затруднениях), создание атмосферы диалога,сотрудничества, взаимопонимания как между преподавателем и детьми , так и междусамими детьми.

Эффективнаяпохвала всегда искренна, дает информацию о компетентности и достиженияхучеников, настраивает на позитивное отношение к выполнению задания,подчеркивает усердие и старательность, как причину успеха, помогает обрестиверу в себя.

 

Благоприятныеи неблагоприятные черты мотивации

Вкачестве благоприятных черт мотивации отмечается общее положительноеотношение ребенка к обучению, широта его интересов, любезность. Широтаинтересов обучающихся проявляется в том, что их интересуют многие явленияокружающей жизни, которые не входят в программу даже средне школы.Любознательность является формой проявления широкой умственной активности обучающихся.Непосредственность, открытость, доверчивость детей, их вера в непререкаемыйавторитет учителя

Мотивациядетей имеет и ряд негативных черт, характеристик, препятствующих обучению.Так, интересы обучающихся, отличающиеся следующими особенностями:

1)недостаточно действенны, так как сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;

2)неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителямогут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстронадоедают ученику, вызывают утомление);

3)малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему емунравится в данном предмете;

4)слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов по объединеннымвнешним признакам;

5)содержат в себе школьника чаще на результат, а не на способы учебной деятельности,порой не складывается интерес к преодолению трудностей в учебной работе (что нередко косвенно стимулируется самими педагогами, так как в отметке оцениваетсяпрежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей, котораячревата неуспехом).

 

Важностьдиагностики мотивации обучающихся

Длятого чтобы получить достоверные сведение о мотивации учащихся, необходимоиспользовать не только педагогические методы наблюдения, но и  тестирование,анкетирование. Существует множество методик изучения мотивации, но большинствоиз них предназначены для школ. Данная методика позволяет определитьпознавательные и социальные мотивы учащихся.

Какправило, результаты диагностики, у всех учащихся в начале года выраженамотивация посещения занятий. В познавательных мотивах  учащихся первого годаобучения преобладают мотивы саморазвития и самосовершенствования и широкиепознавательные мотивы, т.е. потребность в новых впечатлениях.

Умногих учащихся второго, третьего года и последующих годов обучения собственнопознавательные мотивы приобретают особую значимость. Они хотят не простозаниматься данным видом деятельности, а изучать предмет более глубоко,самостоятельно добывать знания, т.е. характеризуются более осознаннымотношением.

Изучениемотивации учащихся показывает, что этому вопросу должно уделяться внимание втечение всего учебного года, так как развитие мотивации, формированиепознавательного интереса является важным фактором в сохранности контингента,формировании личности ребенка.

Дляопределения учебной мотивации у младших школьников часто используется методикаопроса, анкетирование, разработанная М.Р.Гинзбургом для определения мотивовучения у детей 6-10 лет.

Этаметодика уникальна тем, что в результате обработки ответов детей получаем непросто высокий, средний и низкий уровень мотивации к обучению, а процентное преобладание6 типов мотивации:

1.Учебный -собственно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности,ребенку нравится учиться, приходить на занятия.

Еслиребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал,понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация,соответствующая структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошоуспевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные мотивы.

Такихдетей легко выявить – они ещё до урока спрашивают, что сегодня будут изучат,что делать, у них пытливый ум, ищут связь нового материала с ранее изученным.

2.Социальный- широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимостиучения. Ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнаватьчто-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию,- так говорят родители.

Такиедети ищут связь с будущим, их интересует где тот или иной материал импригодится или не пригодится во взрослой жизни.

3.У детей свысокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желаниехорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальныхклассах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достиженияуспеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив

Позиционныймотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях сокружающими. Ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебнойдеятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свойстатус в глазах детей и взрослых.

4. Внешниемотивы по отношению к самой учебе мотивы, например, подчинение требованиямвзрослых. Собственного желания ходить на занятия ребенок не проявляет, школу онпосещает только по принуждению, о чем часто и говорит вслух всем окружающим.

5. Игровоймотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу, — игровой. На занятияхребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми. Такие дети не видятколоссальной разницы между детским садом и условиями занятий, так как и там итам они находят элементы игры и активного общения со сверстниками.

6. Отметка- мотив получения высокой отметки. Ребенок ходит в школу, чтобы зарабатыватьпятерки, за которые хвалят родители и учитель. Так как сейчас в 1 классеотметок не ставят, для детей у которых преобладает данный тип мотивации – важнапохвала, высокая оценка их учебной деятельности.

Вдополнительном образовании мотивация обучения претерпевает изменения, в даннойсистеме нет оценок деятельности. Мы не можем простимулировать ребенкадополнительной хорошей или плохой отметкой. Хоть это и деструктивная мотивация,но тем не менее мотивация и мы как педагоги лишаемся этого рычага. Отсутствиеоценок несколько расхолаживает детей и родителей, но открывает перед педагогамидругие способы оценивания и стимулирования детей.

Извсех вышеперечисленных, только первый тип мотивации – учебный — являетсяистинным мотивом обучения, остальные менее или более деструктивные. Но так же,можно учитывать, что любой тип мотивации на высоком уровне может привезти куспешной учебной деятельности

Группыдетей в дополнительном образовании состоят из меньшего количества детей от 10до 15 человек, в отличии от стандартного класса около 30 человек. Это позволяетподойти к детям более дифференцированно и понять, что больше мотивирует каждогоребенка.

Назанятия в доп. образования могут приходить мотивированные дети, если онисамостоятельно выбирали курс обучения и проявляют интерес к этой сфере, ародители идут навстречу склонностям своего ребенка. Бывает, что курс дляобучения выбирают родители. Какие бы мотивы не руководили родителями ребенка,такой ребенок будет менее мотивирован.

 

Каковыже основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к обучению?

1.Прежде всего такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается впроцесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачипроблемного характера.

2.Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, когда он разнообразен.Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3.Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности,важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных егоразделов.

4.Слишком лёгкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Обучение должнобыть трудным, но посильным.

5.Чем чаще проверяется и оценивается работа обучающегося, тем интереснее емуработать.

6.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самогопедагога с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к предмету.

 

Причиныснижения мотивации к обучению

Каковыпричины снижения мотивации к обучению по мнению самих ребят? При разговоре собучающимися прозвучали следующие ответы: лень, адаптация, усталость,недосыпание, желание проводить время не на занятиях, а на улице, или закомпьютером. Все перечисленное — это факторы зависящие не от нас ,преподавателей, а скорее от режима и приоритетов семьи обучающегося. Но есть ипричины, напрямую связанные с педагогом — неинтересные уроки, трудности впонимании предмета, большой объем материала, много лишнего материала,негативные отношения между учениками в группе, личные качества педагога. Здесьесть повод задуматься.

Всвоей работе каждый педагог сам определяет оптимальное сочетание методовобучения, а выбор его зависит от содержания данной темы, от цели и задачиобучения, от имеющихся условий и отведенному времени, от возможностейобучающихся и самого педагога. Но на каждом занятии  обязательно учитываются:

-личностно-ориентированныетехнологии (ориентация на личностные интересы, потребности, способностиребенка),

-педагогикасотрудничества (подразумевает ребенка, как активного участника взаимодействия спедагогом, атмосфера диалога );

-коллективныйспособ обучения (работа учеников в группах, парах).

Обучающийматериал не должен быть как слишком легким, так и слишком сложным, т.к. этоспособствует потере интереса к изучаемому предмету.

Адля правильной мотивации детей занятие должно быть интересным.

Интереск занятиям складывается за счет такого важного фактора как — личность педагога(очень часто даже скучный и достаточно сложный материал, объясняемый педагогом,который нравится детям, хорошо усваивается);

Участиев конкурсах в конкурсе создает ситуацию успеха, однозначно мотивирует научебную деятельность.

Необходимообъяснить детям, что у всех есть шанс, стоит только немного приложить усилия иони смогут проявить свои лучше качества и завоевать себе место в конкурсе.

Также хочу уделить немного внимания теме повышения мотивации во время дистанционнообучения. Точнее о применении данных методом и приемов во время дистанционногообучения.

Такконкурс можно легко перевести в онлайн режим. С такими малышами фото работможно разместить в родительской группу и сделать как выставку работ, апобедителя выбрать большинством количеством лайков за ту или иную работу.

 

Методыи приёмы повышения уровня учебной мотивации у обучающихся.

Приемобучения – это составные части метода, которые ведут к достижению частныхзадач. Также можно сказать, что из совокупности приемов складывается в методыобучения.

Спозиций современной педагогической науки следует обратить внимание наследующее:

-Повозможности стараться на занятии, обратиться к каждому ученику не по одномуразу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» –корректировать непонятное или неправильно понятое.

-Постояннои целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развитияпознавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание,воображение и т. д. Основная задача каждого педагога – не только научить, аразвить мышление ребенка посредством своих занятий.

-Стараться,когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы одного направления сродственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяякругозор учащихся.

-Помнитьи называть детей по имени.

Такиеприемы влияют как раз на положительное отношение к педагогу, а значит и к егопередаваемым знаниям.

-Свободныйвыбор деятельности по интересам также способствует формированию познавательноймотивации.

 

Взаключение, можно сделать выводы:

Положительнаямотивация — один из факторов успешного и эффективного обучения. Созданиеситуации успеха для каждого ребенка ведет к повышению результативностиобучения. Использование в обучении продуктивных методов и приемов современныхпедагогических технологий, интересное и необычное преподнесение учебногоматериала формирует стремление к познанию, способствует развитию мышления,коммуникативной компетенции, творческой активной личности. Учениепривлекательно и радостно, если самостоятельно открываешь, исследуешь, познаешьмир.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет