X-PDF

Доклад на МО воспитателей на тему Применение здорвьесберегающих технологий в начальной школе во внеурочное время

Поделиться статьей

 

ГБОУРК «Феодосийская санаторная школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на МО

 

Применение

здоровьесберегающих технологий

  в начальной школе во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Малишевская М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          «Забота о здоровье ребёнка  –

                                                     это прежде   всего забота о гармоничной                   полноте всех физических и духовных

                                                                              сил,и   венцом  этой гармонии

                                                                           является радость творчества»

                                                                                 В.А.Сухомлинский

 

Применениездоровьесберегающих технологий  в начальной школе

вовнеурочное время.

Одной из приоритетныхзадач реформирования системы образования становится сегодня сбережение иукрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здоровогообраза жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту,устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Многие годы ребёнокпроводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение кздоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нетнеобходимости доказывать, что  педагог и правильно построенный в условияхздоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепитьздоровье учащихся.

В младшем школьномвозрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность квоздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.  Поступление вшколу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек,сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематическиеучебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования,уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет дляпервоклассников большие трудности.

И именно поэтому впоследние годы были разработаны и активно внедряются педагогами «здоровьесберегающиетехнологии», цель которых – сохранение и укреплениездоровья учащихся.

Здоровьесберегающиеобразовательные технологии можно рассматривать как технологическую основуздоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, икак совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, безущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогическойтехнологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Изучив ипроанализировав историю данного вопроса, современную литературу по формированиюздорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, я решилаиспользовать только те методы, приёмы, способы, формы занятий  которыенаправлены на организацию здорового образа жизни. Я  убеждена в том, чтоздоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всехизвестных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.

Основойздоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующихпринципов:

·  учет возрастных особенностей младших школьников;

·  учет состояния здоровья при выбореформ, методов работы;

·  осуществление здоровьесберегающихдействий для сохранения работоспособности и расширения функциональныхвозможностей организма учащихся.

   

Важная составная частьздоровьесберегающей работы  – это рациональная организация жизни детей вусловиях школы-интернат.

Я всегда стараюсьуделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшаявозможность, то и укреплению здоровья детей. Передо мною встаёт трудная задачапостроить свою работу таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на всевопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой обеспечитьусвоение необходимых знаний, но, не допустив перегрузок и не навредить здоровьюдетей.

 

В своей работе  применяю следующиеэлементы здоровьесберегающих технологий:

1.    положительныйэмоциональный настрой;

2.    наглядность;

3.    смена видовдеятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

4.    физкультминутки,динамические паузы;

5.    дифференцированныйподход в обучении;

6.    игра, игровыемоменты, спортивные праздники;

7.    самомассаж,точечный массаж;

8.    воспитательныемоменты  (беседы, уроки здоровья связанные со здоровьем и здоровым образомжизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности)

9.     санитарно– гигиенические условия;

10.  Наличие у учащихся мотивации кучебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка,соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость отактивности.

Прививать ученикамнавыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме,которые я постоянно использую в своей работе.

Русские народные пословицы –кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если быдети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

Период младшегошкольного возраста – это возраст, когда ребенок чувствителен к чужой боли, ищетродства с природой, любит растения и животных, тонко чувствует их красоту.Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. При чтениипроизведений  я учу детей воспринимать природу как лечебницу, как источникбодрости, радости и счастья,  открывает в литературе чудесный мир в живыхкрасках, ярких и трепетных звуках.

Для эффективности вработе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников используюследующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы,праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работас семьей, медиками школы, диагностика изучения личности, тесное взаимодействиес социально-культурной сферой.

 Таким образом, накаждом мероприятии я стараюсь давать детям конкретные рекомендации посохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственностиза своё здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до сознания детей мысль отом, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровыйобраз жизни.

     

Применение на самоподготовкедифференцированного обучения также позволяет снять трудности у слабых и создатьблагоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей яснижаю темп. Не тороплю ученика, дают время на обдумывание и подготовку. Придифференцированном обучении каждый ребенок получает только положительныеэмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.

Часто  я применяю игровуютехнологию. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать,сравнивать, использую нестандартные уроки: соревнования, конкурсы,уроки-путешествия , дидактические игры.  

   Применение игровых технологий  в комплексе с другими приемами и методамиорганизации учебных занятий укрепляет мотивацию к учению, помогает вызватьположительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Большую роль играетоформление, т.е. наглядность, используемая на мероприятия, которая способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интересучащихся.

В качестве наглядностия активно использую компьютерные технологии.

Использованиекомпьютера  повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализациюучебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изученияматериала, его образно-художественное представление – все это делает компьютернезаменимым помощником  в деле снижения утомляемости учащихся.

. Физкультминутка-обязательный  элемент здоровьесберегающей    организации  самоподготовки     

 Все знают, что движение – это жизнь.

Проведение физкультминуток (ФМ) –это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку вовремя ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетныхмышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.

Для того, чтобы физкультминуткаоказывала универсальный профилактический эффект, она должна соответствоватьнекоторым требованиям:

·          включатьупражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения

·         для проведенияФМ может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений

·         Физминутки должны  проводиться  на  начальном  этапе утомления, выполнение  упражнений  при  сильном утомлении  не  дает  желаемого  результата. Важно обеспечить  позитивный  эмоциональный  настрой

·          продолжительностьФМ 1,5-2 минуты.

·         комплексыупражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усилениямонотонности.

Кроме того, определяю ификсирую психологический климат, провожу эмоциональную разрядку, строго слежуза соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием видуработы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки япровожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, сэлементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановитьоперативную работоспособность.

В составупражнений для физкультминуток я включаю:

·         упражнения поформированию осанки;

·         укреплениюзрения,  

·         укрепления мышцрук,

·         отдыхпозвоночника,

·         упражнения дляног,

·         упражнения наковре,

·         релаксационныеупражнения для мимики лица,

·         потягивание,

·         массаж областигруди, лица, рук, ног,

·         упражнения,направленные на выработку рационального дыхания.

При  выборе  вида физкультминутки к уроку,  учитываю   преобладающею деятельность  обучающихся.

 

 Преобладающий  вид деятельности во время самоподготовки  – письмо.

   В процессе  письма  школьник, как  правило, пишет  не рукой, а «всем  телом». Мышцы  ребенка, поддерживающие позу  и  принимающие  участие  в  письме,находятся  в  состоянии  длительного  статического напряжения. Поэтому  рекомендуются:

·         упражнения для  снятия  общего  или  локального  утомления;

·         упражнения для  кистей  рук.

Пальчиковаягимнастика

« Рука является вышедшим наружумозгом.»
                                                             И.Кант

Пальчиковые игры могут помочь:         

Подготовить руку к письму; развить внимание, терпение;  стимулироватьфантазию;

активизировать работу мозга; научиться управлять своим телом.

   Нагрузка на  глаза  у  современного  ребенка  огромная, а отдыхают  они  только  во  время  сна, поэтому необходимо  расширять  зрительно-пространственную  активность в  режиме  школьного  урока  и  использовать гимнастику  для  глаз.

Зрительнаягимнастика помогает:

—  Снять физическую ипсихоэмоциональную напряжённость; тренировать вестибулярный аппарат; улучшитьзрение. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно,зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.

 Преобладающий  вид деятельности  на  самоподготовке – слушание  и говорение.

    Работа  над  слухом  благотворно  воздействует на  органы  зрения, поэтому  на  данном  типе урока  используют  гимнастику  для  слуха.

Точечный массаж помогает:

—  Проводить профилактикупростудных заболеваний;
—  Закаливание детей;
—  Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов,перенапряжения;
—   Обучить навыкам проведения точечного массажа.

Физкультминутки япровожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух вклассе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнениюупражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детямподготовиться к физкультминутке.

Обязательное условиеэффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжениеучителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

 Релаксация насамоподготовке. 

 Положительныйэмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.

Релаксация – этосильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервногонапряжения.

Цель релаксации — снятьумственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительныеэмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Видами релаксации могутбыть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либонеобычным, новым,  небольшие по объёму презентации с музыкальнымсопровождением. 

 

Внедрение в обучениездоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемостидетей, улучшение психологического климата в детских и педагогическихколлективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению ихздоровья.

Правильная организацияобучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, атакже помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

 В заключение,вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобысделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет