ГБОУРК «Феодосийская санаторная школа-интернат»
Доклад на МО
Применение
здоровьесберегающих технологий
в начальной школе во внеурочное время.
Подготовила Малишевская М.А.
«Забота о здоровье ребёнка –
это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных
сил,и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Применениездоровьесберегающих технологий в начальной школе
вовнеурочное время.
Одной из приоритетныхзадач реформирования системы образования становится сегодня сбережение иукрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здоровогообраза жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту,устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Многие годы ребёнокпроводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение кздоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нетнеобходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условияхздоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепитьздоровье учащихся.
В младшем школьномвозрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность квоздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Поступление вшколу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек,сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематическиеучебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования,уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет дляпервоклассников большие трудности.
И именно поэтому впоследние годы были разработаны и активно внедряются педагогами «здоровьесберегающиетехнологии», цель которых – сохранение и укреплениездоровья учащихся.
Здоровьесберегающиеобразовательные технологии можно рассматривать как технологическую основуздоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, икак совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, безущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогическойтехнологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Изучив ипроанализировав историю данного вопроса, современную литературу по формированиюздорового образа жизни учащихся младшего школьного возраста, я решилаиспользовать только те методы, приёмы, способы, формы занятий которыенаправлены на организацию здорового образа жизни. Я убеждена в том, чтоздоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всехизвестных технологий по степени влияния на здоровье учащихся.
Основойздоровьесберегающей технологии в начальной школе является соблюдение следующихпринципов:
· учет возрастных особенностей младших школьников;
· учет состояния здоровья при выбореформ, методов работы;
· осуществление здоровьесберегающихдействий для сохранения работоспособности и расширения функциональныхвозможностей организма учащихся.
Важная составная частьздоровьесберегающей работы – это рациональная организация жизни детей вусловиях школы-интернат.
Я всегда стараюсьуделять существенное внимание сохранению, а если появляется хотя бы малейшаявозможность, то и укреплению здоровья детей. Передо мною встаёт трудная задачапостроить свою работу таким образом, чтобы с одной стороны, ответить на всевопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой обеспечитьусвоение необходимых знаний, но, не допустив перегрузок и не навредить здоровьюдетей.
В своей работе применяю следующиеэлементы здоровьесберегающих технологий:
1. положительныйэмоциональный настрой;
2. наглядность;
3. смена видовдеятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
4. физкультминутки,динамические паузы;
5. дифференцированныйподход в обучении;
6. игра, игровыемоменты, спортивные праздники;
7. самомассаж,точечный массаж;
8. воспитательныемоменты (беседы, уроки здоровья связанные со здоровьем и здоровым образомжизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности)
9. санитарно– гигиенические условия;
10. Наличие у учащихся мотивации кучебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка,соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость отактивности.
Прививать ученикамнавыки здоровьесбережения мне помогают пословицы, соответствующие данной теме,которые я постоянно использую в своей работе.
Русские народные пословицы –кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если быдети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.
Период младшегошкольного возраста – это возраст, когда ребенок чувствителен к чужой боли, ищетродства с природой, любит растения и животных, тонко чувствует их красоту.Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. При чтениипроизведений я учу детей воспринимать природу как лечебницу, как источникбодрости, радости и счастья, открывает в литературе чудесный мир в живыхкрасках, ярких и трепетных звуках.
Для эффективности вработе по сохранению и укреплению здоровья младших школьников используюследующие формы и методы работы: тематические и информационные классные часы,праздники, экскурсии, конкурсы, соревнования, беседы, дискуссии, походы, работас семьей, медиками школы, диагностика изучения личности, тесное взаимодействиес социально-культурной сферой.
Таким образом, накаждом мероприятии я стараюсь давать детям конкретные рекомендации посохранению здоровья, учу ими пользоваться, воспитываю чувство ответственностиза своё здоровье и благоговения перед жизнью. Довожу до сознания детей мысль отом, что если они хотят жить долго и счастливо, то должны выбирать здоровыйобраз жизни.
Применение на самоподготовкедифференцированного обучения также позволяет снять трудности у слабых и создатьблагоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей яснижаю темп. Не тороплю ученика, дают время на обдумывание и подготовку. Придифференцированном обучении каждый ребенок получает только положительныеэмоции, ощущает защищенность и испытывает интерес к учебе.
Часто я применяю игровуютехнологию. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать,сравнивать, использую нестандартные уроки: соревнования, конкурсы,уроки-путешествия , дидактические игры.
Применение игровых технологий в комплексе с другими приемами и методамиорганизации учебных занятий укрепляет мотивацию к учению, помогает вызватьположительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большую роль играетоформление, т.е. наглядность, используемая на мероприятия, которая способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интересучащихся.
В качестве наглядностия активно использую компьютерные технологии.
Использованиекомпьютера повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализациюучебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изученияматериала, его образно-художественное представление – все это делает компьютернезаменимым помощником в деле снижения утомляемости учащихся.
. Физкультминутка-обязательный элемент здоровьесберегающей организации самоподготовки
Все знают, что движение – это жизнь.
Проведение физкультминуток (ФМ) –это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку вовремя ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетныхмышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
Для того, чтобы физкультминуткаоказывала универсальный профилактический эффект, она должна соответствоватьнекоторым требованиям:
· включатьупражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения
· для проведенияФМ может быть использован специальный комплекс из 3-4 упражнений
· Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой
· продолжительностьФМ 1,5-2 минуты.
· комплексыупражнений должны меняться, иначе они становятся фактором усилениямонотонности.
Кроме того, определяю ификсирую психологический климат, провожу эмоциональную разрядку, строго слежуза соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием видуработы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки япровожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, сэлементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановитьоперативную работоспособность.
В составупражнений для физкультминуток я включаю:
· упражнения поформированию осанки;
· укреплениюзрения,
· укрепления мышцрук,
· отдыхпозвоночника,
· упражнения дляног,
· упражнения наковре,
· релаксационныеупражнения для мимики лица,
· потягивание,
· массаж областигруди, лица, рук, ног,
· упражнения,направленные на выработку рационального дыхания.
При выборе вида физкультминутки к уроку, учитываю преобладающею деятельность обучающихся.
Преобладающий вид деятельности во время самоподготовки – письмо.
В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме,находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуются:
· упражнения для снятия общего или локального утомления;
· упражнения для кистей рук.
Пальчиковаягимнастика
« Рука является вышедшим наружумозгом.»
И.Кант
Пальчиковые игры могут помочь:
Подготовить руку к письму; развить внимание, терпение; стимулироватьфантазию;
активизировать работу мозга; научиться управлять своим телом.
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз.
Зрительнаягимнастика помогает:
— Снять физическую ипсихоэмоциональную напряжённость; тренировать вестибулярный аппарат; улучшитьзрение. По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно,зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Преобладающий вид деятельности на самоподготовке – слушание и говорение.
Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют гимнастику для слуха.
Точечный массаж помогает:
— Проводить профилактикупростудных заболеваний;
— Закаливание детей;
— Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов,перенапряжения;
— Обучить навыкам проведения точечного массажа.
Физкультминутки япровожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух вклассе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнениюупражнений, я открываю форточки, останавливаю текущую работу и предлагаю детямподготовиться к физкультминутке.
Обязательное условиеэффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжениеучителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Релаксация насамоподготовке.
Положительныйэмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
Релаксация – этосильное расслабление мышц организма, сопровождающееся удалением нервногонапряжения.
Цель релаксации — снятьумственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительныеэмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.
Видами релаксации могутбыть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либонеобычным, новым, небольшие по объёму презентации с музыкальнымсопровождением.
Внедрение в обучениездоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемостидетей, улучшение психологического климата в детских и педагогическихколлективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению ихздоровья.
Правильная организацияобучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, атакже помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение,вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобысделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».