«Рольподвижных игр в системе физического воспитания младшего школьного возраста»
Учитель физическойкультуры
Димченко Полина Сергеевна
Москва
Содержание
Введение…………………………………………………………..3
1. Понятиеподвижной игры как средства физического воспитания младшихшкольников…………………………………………….5
2. Сущностьподвижной игры……………………………………….7
3. Особенностифизического воспитания младших школьников………………………………………………………10
4. Рольи значение подвижных игр в процессе физического воспитания младшихшкольников……………………………..14
Заключение……………………………………………………….16
Введение
За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья подрастающегопоколения, в том числе и детей младшего школьного возраста. Пораспространенности хронических заболеваний у детей младшего школьноговозрастает первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз идр.) Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, снесоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Растетчисло функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Анализ показателей здоровья,физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста впоследние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н.Вавиловой,НА. Ноткиной, М.А. Правдовой, Ю.К. Чернышенко, В. И. Усакова почти половинадетей младшего школьного возраста имеют низкий уровень двигательного развития.Причины этого кроются в современном образе жизни.
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма — одна изосновных проблем в современном обществе Примерно у 85% всех неуспевающихучеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья. Заботао здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И этопонятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые,активные, здоровые. Скрытые, замаскированные детской живостью, подвижностьюнедомогания и заболевания сердечно — сосудистой системы, дыхательных путей,желудочно-кишечные очень часто являются не болезнью, а отклонением отнормального состояния здоровья.
Основными задачами физического воспитания в школе являются укреплениездоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненнонеобходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств.Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и методфизического воспитания. Она является спутником детства, где человека открываетдля себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит познать природудетства. Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включенияигры в процесс воспитания.
Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказываютзначительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всехорганов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе-то и закаливаюторганизм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитиютаких важных положительных качеств как самостоятельность и самообладание,внимание и умение сосредотачиваться, находчивости и мужества, выносливости идр. Для здоровья ребенка очень важно, научиться определенным двигательнымдействиям, которые он будет использовать как в игре, так и в повседневнойжизни.
Данная тема «Роль подвижных игр в процессефизического воспитания младших школьников» является актуальной насегодняшний день т.к. дети младшего школьного возраста мало времени уделяютзанятиям физкультуры. Сейчас более развита компьютерная техника, дети большевремени сидят за компьютерами.
Объект изучения: учебный процесс,ориентированный на физическое воспитание младших школьников.
Предмет изучения: условия применения подвижных игр каксредства физического воспитания младших школьников.
Цель изучения –рассмотреть теоретические аспекты роли подвижных игр в процессе физическоговоспитания младших школьников.
Задачи изучения:
1. Дать понятиеподвижной игре как средства физического воспитания младших школьников.
2. Уточнить иконкретизировать сущность подвижной игры.
3. Изучитьособенности физического воспитания младших школьников.
4. Определить,какова роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитания младшихшкольников.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалами могутвоспользоваться студенты, учителя начальных классов и учителя физическойкультуры для развития и формирования физических качеств и двигательнойактивности на уроках физического воспитания младших школьников.
Понятие подвижной игры как средства физического воспитания младшихшкольников
Игра – самостоятельный вид деятельности свойственный человеку.
Игра представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми имолодежью.
Игры подразделяются на: настольные игры, игры подвижные, игрыспортивные.
Подвижной называется игра, построенная на движениях. Целевая установка ивиды деятельности играющих школьников определяются сюжетом (замыслом, темой)данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяютспособы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные,творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые врамках правил.
Игровой метод предполагает не только какие-либоконкретные подвижные игры, но также и применение методических особенностей игрыв любых физических упражнениях. Они привлекают занимающихся своейэмоциональностью, доступностью, разнообразием и состязательным характером,помогают в основном правильно, но в облегченном виде выполнять элементыизучаемых технических приемов и тактических действий одновременно содействуютвоспитанию физических качеств [4].
Подвижные игры делятся на (элементарные) подвижные игры испортивные игры.
Элементарные подвижные игры – сознательная инициативная деятельность,направленная на достижение цели, установленной самими играющими. Эти подвижныеигры не требуют специальной подготовки. Активные двигательные действияустанавливаются правилами игры, которые определяют характер препятствий итрудностей в игре при достижении цели (быстро добежать до цели, быстрее броситьв цель и т. п.). Правила в них устанавливаются самими участниками в зависимостиот условий, в которых игры проводятся.
В спортивных играх правила строго регламентированы, в них требуютсяспециальные площадки и оборудования. Также от участников требуются специальныеподготовки и тренировки. Они относятся к виду спорта, по ним проводятсясоревнования, где выявляются лучшие игроки, которым присуждаются спортивныеразряды.
Подвижные игры могут делиться как на индивидуальные, так и на групповые.
Подвижныеигры являются методом физического воспитания. Они способствуют воспитанию исовершенствованию физических качеств, в них совершенствуются и закрепляютсянавыки и умения, приобретенные на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой идругими видами спорта.
Используются два основных вида подвижных игр: игры свободные или вольныеи организованные с установленными правилами. У детей младшего школьноговозраста они чаще бывают сюжетными, также их называют ролевыми.
Игры распределяются по степени сложности, по возрасту детей, по видамдвижений, по физическим качествам.
При подвижных играх работают различные крупные и мелкие мышцы тела,увеличивается подвижность в суставах. Особенно полезным в оздоровлении ребенкаявляется проведение игр на открытом воздухе и зимой и летом, что способствуетзакаливанию детей.
При проведении подвижных игр надо следить, чтобы физические нагрузки былиоптимальными с последующим увеличением нагрузок, чтобы организм детейпостепенно к ним приспосабливался.
2. Сущностьподвижной игры
«В игре формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля.В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама играимеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, аследовательно и на будущую судьбу». К.Д Ушинский.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостныхэмоций, обладающей великой воспитательной силой.
Игра является сокровищницей человеческой культуры. Огромно ихразнообразие, они отражают все области материального и духовного творчествалюдей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли взнании: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методикафизического воспитания и др.
Еще с древних времен игры являются традиционным средством педагогики.Испокон веков в них ярко отражался и отражается образ жизни людей, их быт,труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. А такжеотражается желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой икрасотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю истремление к победе.
Подвижные игры — важнейшее средство и метод физического воспитания детей,особенно начальных классов. Ведь только в играх ребенок раскрывается полностью.Он раскован, бодр, поможет другу. Играя, он забывает об усталости, тренируетсебя в нравственных поступках, обретает друзей и одобренный их оценками,ощущает первый успех и уверенность в себе. Особенно игра полезна на этапеначального освоения физических упражнений. Неоднократное повторение игровыхдействий помогает учащимся легче перестраиваться при изменении техникидвижения, экономно их выполнять в различных ситуациях. Уроки, состоящие изподвижных игр, более целесообразны и интересны.
Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболееэффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных ивоспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры,вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детейцелесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая ихсовершенствование. Естественно, проявляются физические качества — быстротареакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки идр.
Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использованиезнаний об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных;пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей ифизической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказываютблагоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочногоаппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а такжеповышают функциональную деятельность организма. Подвижные игры в большойстепени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы,выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваютсяв комплексы.
В подвижных играх, как правило выполняются различные движения, например, такие как ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание,бросание, ловля и т.д.
Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, какизвестно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимостиот качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры можетзаслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются кдеятельности в коллективе.
Кроме того, занятия играми вырабатывают у детей координированные,экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить внужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательныезадачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно вжизни.
Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такаясознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умениеанализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играмиспособствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значениев повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми.
Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющихшкольников верные представления о поведении, существующего в реальной жизни.Кроме того, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществеотношениях между людьми. Оздоровительные, воспитательные и образовательныезадачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная играбудет эффективным средством физического воспитания младших школьников.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два важных фактора — содной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваютсяфизически, а с другой — получают моральное и эстетическое удовлетворение отэтой деятельности. Можно сказать, что подвижные игры справедливорассматриваются как действенное средство физического воспитания.
3. Особенностифизического воспитания младших школьников
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всейучебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовкеучащихся к жизни.
Средствами физического воспитания младших школьников являются физическиеупражнения, труд, соответствующий режим дня и использование естественныхфакторов природы. Основные средства физического воспитания в школе — физическиеупражнения. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитиюдвигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворновлияют на дыхание.
Физическая культура — это часть общей культуры, совокупность материальныхи духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключаетсяв создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепленияздоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все этоприводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развитияличности.
Формирование физической культуры младших школьников в образовательномпроцессе должно, на наш взгляд, предусматривать организацию двигательнойактивности младших школьников в обеспечении эффективного формированияиндивидуальных ценностных ориентации на собственное здоровье, потребности вфизическом самосовершенствовании, воспитания комплекса двигательныхспособностей, обеспечивающих оптимальное состояние жизнедеятельности школьниковв образовательном процессе и в быту.
В этой связи анализ содержания основных компонентов структурыобразовательного процесса в начальных классах по физической культуре открываетширокие перспективы использования обучающих, развивающих, и воспитательныхпроцессов в отношении формирования физической культуры личности учащихсякомпонентами которой, должны стать: физический, когнитивный ифизкультурно-деятельностный.
Эффективность процесса формирования физической культуры детей младшегошкольного возраста, обусловлена целенаправленным использованием всейсовокупности адаптированных средств, форм организации, методов и принципов,составляющих действенную основу образовательного процесса физической культуры вначальных классах.
Однако эффективность использования совокупности принципов, форм, методови средств, в существенной мере обусловлена организационными особенностями ихвнедрения в практику учебно-воспитательного процесса, что предопределяетрассмотрение основных положений дифференциального подхода к процессуобразования в сфере физической культуры.
Подсчитано, что физическая работа сопровождается у младших школьниковбольшими энергетическими затратами. Всегда следует внимательно следить, чтобыво время занятий физическими упражнениями и в играх у детей не наступалопереутомление. Надо иметь в виду, что разучивание новых упражнений илинезнакомая игра утомляют быстрее, чем привычные действия. Движения с резкойсменой скорости и направления бега больше действуют на организм, чем ритмичные,хотя и более продолжительные.
Упражнения для мышц ног оказывают большое физиологическое воздействие наорганизм, чем упражнения для рук и туловища.
Бег, прыжки, метания, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание,гребля улучшают легочную вентиляцию, и увеличивают работоспособностьорганизма.
Надо стремиться занятия физкультурой проводить на свежем воздухе. Оченьважно правильное дыхание: ритм дыхания должен соответствовать ритму движения.Ребенок должен узнать от вас важное правило: выполнив упражнение, сразуостанавливаться нельзя. До тех пор пока не установится правильное дыхание, и невосстановится его ритм, нельзя садиться, ложиться, принимать водные процедуры.Для того чтобы дыхание успокоилось, лучше всего сделать несколько полныхвдохов, а потом медленно походить, глубоко и равномерно дыша через нос. Такимобразом, регулярные занятия физической культурой — при правильном подходе -помогают ребенку овладеть навыками правильного и глубокого дыхания.
Физические упражнения оказывают большое влияние на развитиекостно-мышечной системы ребенка: увеличиваются сила и объём мышечной ткани. Всетело делается красивее. Особо надо сказать о работе над осанкой. Конечно, важныи предупредительные гигиенические меры, но следует помнить о том, что формированиюправильной осанки весьма способствуют сильные мышцы груди и спины. А сильнымиони могут стать благодаря физическим упражнениям. И лучше, если это произойдетв младшем школьном возрасте.
По какому принципу строятся занятия физическими упражнениями? Особоговнимания заслуживает предварительное разогревание организма — «разминка». Послекаждого силового упражнения давать упражнения на растягивание или нарасслабление. Скажем, сначала приседание, потом — махи ногами. Сначала -сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамье, потом — скрещивание иразведение (рывки) руками в стороны или потряхивание расслабленными руками.
Начинать и заканчивать занятия рекомендуется простыми по координации илегкими по нагрузке упражнениями (потягивание вначале, ходьба в конце). Вкаждое занятие необходимо включать упражнения для мышц-разгибателей (посколькуони у детей всегда слабее) и для мышц брюшной стенки и спины (ведь именно ониобразуют естественный мышечный корсет и формируют у ребенка правильную осанку).
Упражнения,требующие большой физической нагрузки, чередуются с менее интенсивнымизаданиями.
Если упражнение требует особой подвижности в суставах, его надопредварить специальной «разминкой на гибкость».
Для предупреждения наступающего утомления надо своевременно выполнятьупражнения на расслабление.
С приходом детей в школу наступает резкое уменьшение их двигательнойактивности. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, ноэто не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать «сидячим». Нарушениеосанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение — вот наиболее частыеи явные признаки нехватки движения; самым нежелательным образом отражаетсятакая нехватка на сердечно- сосудистой системе ребенка. Решающим образом отсемьи зависит, насколько день ребенка будет наполнен столь необходимым емудвижением. Домашняя часть дня должна быть буквально пронизана физкультурой.Возможности у семьи весьма широки: утренняя гимнастика, физкультминутки вовремя выполнения домашних заданий, подвижные игры в часы работы, занятияспортом, общие семейные увлечения, связанные с различными физическиминагрузками: прогулки на велосипедах, лыжные прогулки, походы и плавание летом.
Утренняя гимнастика зарядит ребенка хорошим настроением на весь день,поможет быстро побороть вялость и сонливость. Повторяемые изо дня в деньразнообразные физические упражнения, всесторонне воздействуя на организм,укрепляет его. Гимнастика улучшает координацию движений, развивает и укрепляетмышцы, связки, весь опорно-двигательный аппарат.
Если ребенок, вернувшись из школы домой и пообедав, сразу садитсясмотреть телепередачу, или за компьютер, читать интересную книгу илиотправляется в кинотеатр, не надо думать, что он по-настоящему отдыхает.Полноценный отдых — это смена деятельности. После нескольких часов работы зашкольной партой ребенку обязательно необходим активный отдых, подвижные игры.
Полезней всего для ребят те игры, которые равномерно развивают у них всегруппы мышц. Хорошо, когда дети играют весело, увлеченно.
Полезно в выходныедни отправляться всей семьей на лыжную и пешую прогулку, в лес, на речку, пруд,озеро.
Роль и значение подвижных игр в процессе физического воспитаниямладших школьников
Формирование человека на всех этапах эволюционного развитияпроходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтомуфизические нагрузки приобрели важную биологическую роль в егожизнедеятельности.
Анализ научно-методической литературы, многочисленныепедагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – эторадость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, взначительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другиеформы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательныхспособностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплексаскоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулированияразвития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальнойскоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последнихв свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетатьметоды относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью иметоды достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находитсяна невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современнымтребованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в школе. Поэтому, проблемавоспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего еесовершенствования.
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективнымсредством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же внаибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость,быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании играстановится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижныхигр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, номожет осуществляться путем включения методических особенностей игры в любыефизические упражнения.
За последние годы подвижные все решительнеезавоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широкои разносторонне вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. Аценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыкиповторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляютк детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенныеучащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь припоследующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчаютдальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапесовершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровыхусловиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно ицелесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченномвиде. Можно полагать, что использование учащимися старших классов подвижных игрразличной направленности на уроках физической культуры в школе значительноповысят уровень и темп развития учащихся.
Заключение
Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитанияогромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все егодетские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм,но они также являются средством культурно — нравственного воспитания иприобщения человека к обществу.
Тем самым подвижные игры сочетают в себе два очень важных фактора: содной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваютсяфизически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получаютморальное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляютпознания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитаниюличности в целом. Таким образом, подвижные игры — одно из комплексных средстввоспитания: они направлены на всестороннюю физическую подготовленность (черезнепосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихсяусловиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, чертхарактера играющих.
Играя,дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевомотношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровойдеятельности, которые сближают ее с трудом, ведь в игре, как и в труде, имеетсяцель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе,связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет своизакономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она неосуществима.
Всестороннее воспитание и гармоничное развитие учащихся, возможно тольков результате многолетнего, систематического и правильно организованногопроцесса обучения подвижным играм.
При проведении подвижных игр учитель должен стремиться:
— укреплять здоровье учащихся и способствовать их физическому развитию;
— содействоватьформированию важных двигательных навыков и умений;
— воспитывать уучащихся высоких морально-волевых качеств, интереса к игровой деятельности,умения самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободноевремя.