X-PDF

Доклад по физике на тему Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках физики

Поделиться статьей

На уроках физики мы в большей степени можем развиватьчитательскую, математическую и естественнонаучную грамотность. При планированииуроков по определенной теме я сначала подбираю задания с целью формированияразличных видов функциональной грамотности.

       Математическая грамотность формируется при решении расчетных задач,  при переводеединиц измерения физических величин в систему единиц СИ,  при нахождении иизвлечении математической информации  в различном контексте,  прианализе, и  сравнении полученных  результатов. Вот несколько примеровтаких заданий.

 

1. По прямому шоссе едетлегковой автомобиль со скоростью v_1=60 v1=60 км/ч. Навстречу ему едет автобус с той же скоростью,а за ним — грузовик со скоростью v_2=45v2=45 км/ч. В некоторый момент времени расстояние междуавтобусом и грузовиком составляло S=4,2 S=4,2 км, а расстояние междулегковым автомобилем и грузовиком было в n=3n=3 разабольше. Сколько времени  t легковойавтомобиль двигался до встречи с грузовиком после встречи с автобусом?

Ответ вырази в минутах.

 

2. На графике представлена зависимость координаты от времени длядвух тел. Выясните, какое тело двигалось с большей скоростью и запишите вответе значение этой скорости.

 

Читательскую грамотность можноформировать с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийсяизучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует,заполняя конспект по плану.

Примеры учебных заданий для формирования читательской грамотности.

1.     Используя материал в параграфеучебника найдите сходство и отличие понятий : инерция и инертность.

2. Прочитайте  текст и ответьте на вопросы

   Ау, вы меня слышите?

В 1938 г. американские исследователи Г.Пирс и Д.Гриффин, применивспециальную аппаратуру, установили, что великолепная ориентировка летучих мышейв пространстве связана с их способностью воспринимать эхо. Оказалось, что вовремя полёта мышь излучает короткие ультразвуковые сигналы на частоте около 8 •104 Гц, а затем воспринимает эхо-сигналы, которые приходят к ней от ближайшихпрепятствий и от пролетающих вблизи насекомых. Гриффин назвал способориентировки летучих мышей по ультразвуковому эху эхолокацией.

Ультразвуковые сигналы, посылаемые летучей мышью в полёте, имеютхарактер очень коротких импульсов – своеобразных щелчков. Длительность каждоготакого щелчка (1…5) • 10–3 с, ежесекундно мышь производит около десяти такихщелчков.

Американские учёные обнаружили, что тигры используют длякоммуникации друг с другом не только рёв, рычание и мурлыкание, но также иинфразвук. Они проанализировали частотные спектры рычания представителей трёхподвидов тигра – уссурийского, бенгальского и суматранского – и обнаружили вкаждом из них мощную низкочастотную компоненту. По мнению учёных, инфразвукпозволяет животным поддерживать связь на расстоянии до 8 км, посколькураспространение инфразвуковых сигналов менее чувствительно к помехам, вызваннымрельефом местности.

 Вопросы

1. В чём отличие ультразвука и инфразвука от звуковых волн,воспринимаемых человеком?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

2. Почему Г.Пирс и Д.Гриффин назвали способ ориентировки летучихмышей эхолокацией? Где ещё используется подобный принцип обнаружения объекта?

3. Объясните своими словами, как вы понимаете словосочетание«частотные спектры».

4. Почему инфразвук в отличие от обычного звука позволяет тиграмобщаться на столь далёких расстояниях? Какие известные вам свойства волнпроявляются в данном случае?

Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскуюпозицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовностьинтересоваться  естественнонаучными идеями.

Естественнонаучная грамотность формируется в большей степени спомощью экспериментальных или качественных задач, которые закладывают навыки использованияестественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений вокружающем нас мире.

Примеры учебных заданий для формирования естественнонаучной грамотности

1.    Апельсин, лежащий на столе в вагоне движущегося поезда, приэкстренном торможении поезда начнёт катиться в направлении движения этогопоезда. Какое физическое явление иллюстрирует этот пример? Объясните этоявление.

2.    Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки впластиковую бутылку, заполненную водой и крепко закрытую, то бутылкаразорвётся. Действие какого физического закона иллюстрирует этот пример?Сформулируйте этот закон.

      Значительную роль в развитии функциональной грамотности играет использованиеразнообразных индивидуальных домашних заданий, при этом развиваетсясамостоятельное и креативное мышления, появляется интерес, но также учитываютсяиндивидуальные особенности учащихся. Примеры:

·         Визуализациятекста (представление текстовой информации в наглядном виде: списки, таблицы,фотографии, диаграммы, схемы, рисунки);

·          Физическиеопыты дома

— тайное послание;

— реактивный двигатель;

— резиновое яйцо.

Использование подобных заданий на урокахфизики, позволяет предоставить возможность ученикам размышлять над своимизнаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объём знаний, перестраиватьсвоё понимание, формулировать выводы, то есть активно участвовать в процессеучения, что повышает их функциональную грамотность.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет