ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГРАЖДАНСКОГООБРАЗОВАНИЯ.
Содержание
Глава 1.Теоретические предпосылки развития гражданского образования. 7
§1. Развитиегражданского образования: исторический аспект. 7
§2. Взглядыфилософов и педагогов на гражданское образование. 12
§3. Противоречияопыта гражданского образования в школах. 15
Глава 2.Гражданское образование в рамках образовательного процесса в России 18
§ 1. Моделигражданского образования учащихся. 18
§2. Механизмыразвития гражданского образования. 24
Введение
Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значениеимеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокоетеоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающегопоколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для егогражданского становления.
Актуальность данной темы заключается в развитии образования исоздании условий для становления нравственной гражданской позиции обучающихсяво время прохождения ими процесса обучения. Формирование гражданскойкомпетентности происходит через гражданское образование и включается в себяценности и знания действий. Однако понимание важности гражданского образования,его специфики, условий является дискуссионной темой в современном мире.
Проект государственной программы «Гражданское образованиенаселения Российской Федерации» дает следующее определение гражданскогообразования — это общественно-государственная, социально — ориентированнаясистема непрерывного обучения и воспитания, направленная на формированиегражданской компетентности, демократической культуры, удовлетворениепотребностей в социализации в интересах личности, гражданского общества иправового государства.
Гражданское образование нацелено на создание условий для успешнойсоциализации личности, адаптации на рынке труда, освоения базовых социальныхспособностей, воспитания гражданской ответственности.
Традиционно гражданское образование представляет несомненнуюценность для государства. От состояния развития образовательно-воспитательнойсферы зависит многое: это интеллектуальный, культурный; экономический,социальный капитал каждого государства.
Проблема гражданского образования заключаются в недостаточнойтеоретической готовности к реализации гражданского воспитания. Проблеманеясности понятий в педагогике препятствует практике осуществления гражданскогообразования и делает её малоэффективной.
В современных условиях значимой выступает необходимость разрешенияпротиворечий:
— междуобщественно-государственным заказом на воспитание социально активных граждан инедостаточным вниманием современной школы к формированию гражданской позицииучащихся;
— между потребностью подростков в гражданской самореализации инедостаточной разработанностью педагогических условий становления ихгражданской позиции в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
Объект исследования: гражданское образование в образовательныхорганизациях.
Предмет исследования: реализация гражданского воспитания вобразовательных организациях.
Цель работы: исследовать сущность и важность воспитания граждан вгражданском образовании России, определение тенденций и перспектив развитиягражданского воспитания в будущем.
Исходяиз цели, я могу выделить задачи, которые помогут мне глубже раскрыть тему моейкурсовой работы:
· Собрать и проанализироватьинформацию о становлении и развитии гражданского образования в России;
· Рассмотреть взгляды философов,педагогов на гражданское образование;
· Рассмотреть противоречия опытагражданского образования;
· Сделать научно-педагогическийанализ гражданского образования;
· Выделить элементы гражданскогообразования;
· Изучить модели гражданскогообразования;
· Определить потенциал развитиягражданского образования в современной России;
· Собрать целостную картину о формированиигражданского образования в учебных заведениях.
Теоретической основой работы являются теорииформирования гражданственности В.А. Сухомлинского, теории персонализации иразвития личности А.В. Петровского, психолого-педагогические концепциигуманистической направленности и целостного развития личности в педагогическомпроцессе Ш.А. Амонашвили, Е.Б. Евладовой, И.П. Иванова, Е.Н. Ильина, В.Ф.Шаталова.
Гипотеза: Гражданскоевоспитание личности, способной принимать судьбу Отечества как свою личную,осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённой вдуховных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации возможнопри объединении усилий государства, теоретическом обосновании и практическом освоениипедагогической науки и образовательных организаций.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплексвзаимодополняющих методов:
1. методы теоретического исследования (анализ философской,социологической, психолого-педагогической и методической литературы поизучаемой проблеме;
2. анализ документации и правовых актов, программ;
3. обобщение идей, концепций, подходов.
Научная новизна и теоретическая значимость положений работы заключается в обобщении и прояснениитеоретических подходов к определению механизмов воспитания в развивающемся гражданскомобществе, выделении эффективных форм и методов воспитательной деятельности вобразовательных организациях.
Практическая значимостьзаключается в возможном расширении вариативности форм гражданского воспитания впрактике образовательных организаций.
Глава 1. Теоретическиепредпосылки развития гражданского образования
§1. Развитие гражданскогообразования: исторический аспект
Гражданское общество в нашей стране прошло долгий путь развития истановления. На данный момент гражданское общество — это сфера самопроявлениясвободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, и организаций,ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольнойрегламентации со стороны государственной власти. Понятия «гражданин» и «гражданскоеобщество» неразрывно связаны между собой, развитое гражданское общество –важнейшая предпосылка построения правового государства, где все граждане,организации и власть подчиняются закону. Понятие «гражданин» в нашей стране напротяжении длительного периода изменялось в зависимости от тенденцийсовременного общества. Сейчас же мы можем дать полное определение данномупонятию с точки зрения педагогики. Гражданин – свободный,полноправный член общества, активно участвующий в его жизни, сознающий своюответственность перед людьми и государством за настоящее и будущее страны.
Потребность общества в гражданском образовании возникло вместе сформированием республиканского строя в нашем государстве. Данная потребностьнаходит отражение в ряде документов Министерства просвещения РоссийскойФедерации. В них образование определяется как единство обучения и воспитания,как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений междуиндивидом и обществом. По ФГОС целью гражданского образования является всемерноесодействие социализации личности, формированию ее активной позиции в социальныхпреобразованиях, происходящих в стране. Обществу требуется по-новому взглянутьна преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России.
Выделяют 3 этапаформирования гражданского образования в России:
· начальный (1917- 1920 гг.);
· советский (начало 20-х – конец80-х годов XX века);
· постсоветский (1991 –2005 гг.).
Начальныйэтап ознаменовался решением задач всеобщего начального образования, ликвидациейбезграмотности и малограмотности населения. Основной задачей школ выступалаподготовка учащихся к труду. Историко-педагогический анализ показывает, чтовопрос о создании трудовой школы решался именно в русле реализации задачгражданского воспитания. Решение этого вопроса мы прослеживаем в намерениисоединить участие школьников в производительном труде с теоретическим изучениемтехнических и социально-экономических основ, развитием навыков мышления.
Главная необходимость в данный период выступала подготовка «новогогражданина» к работе в современном обществе. Для этого еще в 1922 году вводитсяпрограмма ГУСа. Это образовательные программы, созданные Государственным ученымсоветом, созданные на комплексном построении учебных программ для школ первой ивторой ступени. Главная идея программ состояла в ограничение связи обучения спосильным участием школьников в конкретных видах общественно полезнойдеятельности, прививание школьникам умение непосредственно в ходе обучения нетолько созерцать окружающую действительность, но и изменять ее к лучшему.
Советский этап, своей главной задачей выделял осуществлениенеполного среднего образования детей и молодежи, а также восстановлениесовместного женского и мужского обучения, вводятся новые учебные планы,реализуется трудовое воспитание.
Дляданного этапа характерны следующие направления развития:
· организация производительноготруда в коллективе и общественно полезная деятельность в единстве с политическиминформированием,
· организация ученическогосамоуправления,
· высокая активностьдеятельности пионерских и комсомольских организаций.
Динамикаданного этапа обусловлена возвратом к построению отношений на формате «отца» и«детей» и формированию личности через данную парадигму. Для этого периодахарактерны ограничение демократических основ деятельности школы, деформацияотношений сотрудничества между учителями и учащимися, сужение прав ученическогосамоуправления и прекращению деятельности органов школьной общественности. Былаутрачена целевая установка трудовой направленности образовательных учреждений,в следствие чего отменены уроки труда в школах. Исключением явился опыт А.С.Макаренко, организовавшего в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского производство,основанное на последних достижениях науки и техники, с отношениями соуправленияв процессе организации коллективного труда.
При таком длительном процессе страна столкнулась с социальнойнеопределенностью выпускников школ. Такое явление привело к утрате основгражданского воспитания. Для решения данной проблемы на ноябрьском (1958 г.)Пленуме ЦК КПСС были продиктованы новые постановления и издан Закон «Обукреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народногообразования в СССР» (декабрь 1958 г.), выдвигавшие в качестве важнейшей функциишколы подготовку технически грамотных кадров для промышленности и сельскогохозяйства. Но данный план дал сбой из-за нехватки рабочих мест для массовогопритока школьников, что опять же подорвало основы гражданского воспитания.
В 1960 – 1970 годах введено восьмилетнее обязательное образованиеи одиннадцатилетнее полное среднее, расширяется сеть вечерних школ рабочеймолодежи. 70-е – 80-е годы ознаменуются реформой общеобразовательной ипрофессиональной школы для формирования развитой личности через улучшениеструктуры образования. Происходит утрата трудового содержанияжизнедеятельности школьников, опора в гражданском воспитании на убеждение,требование, поощрение и наказание, преобладание форм словесного воздействия насознание.
Приоритетным развитием постсоветского периода является образованиеличности, которая будет стремиться к саморазвитию. Начинается развиватьсясистема частных и платных школ, в составе образовательных учреждений появляютсялицеи, гимназии и колледжи.
Политика данного периода начинает формирование гражданскогообразования еще в детском саду. На первый план выходят два существующих впедагогической теории и практике подхода к гражданскому образованию ивоспитанию: предметный и интегрированный. Интегрированный подхода рассматриваютгражданское образование как учебный предмет и предполагают включение в учебныепланы специальных гражданских курсов.
Предметный подход означает преподавание гражданских дисциплин вряду других школьных дисциплин – граждановедение, обществознание, экономика идр.
Особенностями граждановедческих курсов является сокращение блоказнаний, акцент на ценностные ориентации личности, поощрение активностиобучающихся, использование ролевых игр, проектных форм работы, групповыхдискуссий на основе соответствующим образом структурированного содержания.
Политика данного периода основывается на решение МинобразованияРоссии от 24 декабря 1994 г. «О стратегии развития исторического и обществоведческогообразования в общеобразовательных учреждениях», конкретизирована в методическомписьме от 19 марта 1996 г. «О гражданско-правовом образовании и воспитанииучащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации».
В настоящие время ориентиром гражданского образования являютсянравственно-правовые, политические, мировоззренческие и культурные ценности,которые готовят представителей демократического общества для осуществления имиданных ценностей в своей дальнейшей деятельности
Состояниесовременного гражданского образования основывается на Указе «О национальныхцелях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года», который в области образования ставит следующие задачи:
· обеспечитьконкурентоспособность образования, полученного в России и вхождение РФ в 10ведущих стран мира по качеству общего образования;
· сформировать основу длявоспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, опираясь надуховность и моральные ценности, исторические корни и национально-культурныетрадиции народов РФ.
ВНациональном проекте «Образование» в области гражданского образованияутверждается задачи, ориентированные на формирование системы для определенияспособностей у молодежи, создание информационной среды, модернизацияобразования, увеличения в несколько раз числа иностранных обучающихся.
Гражданскоеобразование на данный момент это общественно — государственная, социальноориентированная система непрерывного обучения и воспитания, которая должнасформировать гражданскую компетентность, демократическую культуру иудовлетворение потребностей в социализации.
§2. Взгляды философови педагогов на гражданское образование
На протяжениистолетий в мировой философско-педагогической литературе поднимались вопросыгражданского воспитания молодежи. Начало исследований о проблемах гражданстваположила книга Аристотеля «Политика», где раскрыта концепция гражданства,определены основные нормы процесса. Аристотель выводит понятие гражданин, какучастника политического общества из определения «город» — общество граждан. Втруде ученого раскрывается, что не все могут быть гражданами, что не все добрыеи не все добрые могут быть хорошими людьми.
Аристотель задается вопросами: как стать хорошим гражданином ихорошим человеком? Как преодолеть конфликт между ними? Смысл ответов неизменился за многие столетия, так как сохранилась содержательная сторонавоспитания гражданственности и нравственно-политического качества личности.Конечная цель государства не сводится к сохранению жизни граждан, они должныстремиться к достижению человеческого совершенства. Хорошего гражданина можноопределить по тому, насколько качественно он выполняет возложенные на негофункции, и по его вкладу в благополучие государства. Ему свойственныпатриотизм, любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству врамках закона.
Американский политолог С. Шехтер рассматривает 3роли личности: зритель, потребитель, гражданин. Зритель тот, кто пассивнонаблюдает за происходящим в мире. Обычно такая личность хорошо информирована и убеждена,что не может влиять на ход событий. Потребитель видит общество исключительнокак рынок, предназначенный для распространения общественных благ и услуг.Данная личность выступает активным манипулятором, продающий свое участие вжизни общества. 3 тип- гражданин, рассматривает общество как содружество, вкотором он самопроявляется, как личность и активный деятель.
Воспитать личность с высокими гражданскими качества было основнымориентиром России во все времена. А.С. Пушкин к числу главных качествгражданина отнес уважительное отношение к славному прошлому и чувство любви кРодине:
Два чувства дивно близки нам.
В них сердце обретает пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Историки писатель Н.М. Карамзин акцентировал внимание на патриотической составляющейгражданственности, выделив такие разновидности любви к Отечеству:
1) физическую любовь –привязанность к месту своего рождения, малой родине;
2) нравственную – любовь ксогражданам, с которыми человек растет, воспитывается и живет;
3) политическую – «любовь коблагу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.Это чувство специально воспитывается и формируется.
В.Г.Белинский, с одной стороны, различает функции родителей и школы, а с другой,показывает их тесную взаимосвязь: «На родителях лежит священная обязанностьсделать своих детей человеками; обязанность же учебных заведений – сделать ихучеными, гражданами, членами государства… но кто не сделался, прежде всего,человеком, тот плохой гражданин». Гражданственность неотделима от человечности,нравственности, культуры. Невозможна любовь к Родине, если у ребенка нет любвик своей малой родине, природе, родному краю. Невозможно любить народ, не любяродителей, не уважая взрослых и сверстников.
Одним из основоположников гражданского воспитания на Западе вначале XX века стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл главнойего задачей «приучение молодежи служить общине».
Е. Синицкий говорил о необходимости создании школы, котораяориентировалась бы на идеал общества, которое развивается самостоятельно вовсей полноте и единстве. Цель данной школы – развить культуру способностей исил, необходимых для плодотворного участия в общественной жизни. По мнению Е. Синицкого,основным педагогическим принципом должно выступать гармоничное сочетаниедеятельности педагогов и учащихся. Школа должна осуществлять интеллектуальноеразвитие школьников. «Эта школа чутко воспринимает общественную жизнь, чтобыуверенно и верно идти в передовых рядах, вести к лучшему будущему те силы –молодые поколения, которым придется это будущее созидать» [11, стр. 66].
П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.Н. Сорока-Росинский прирассмотрении гражданина как общественного деятеля, придавали большое значениевоспитанию его общественного статуса в семье. П.Ф. Лесгафт требовал отродителей уважения личности, развитие самостоятельности и активности ребенка.
В трудах В.А. Сухомлинского, автора педагогической системы идетского писателя, обобщается и систематизируется теоретический и практическийопыт гражданского воспитания в советской школе. Особое внимание хочется уделитьмысли о гражданском видении мира: «Эта живая плоть и кровь нравственности. Ястремился к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло,справедливость и несправедливость, честность и бесчестие, но и переживалинепримиримость к социальному злу, бесчестию…» [13, стр. 173].
Василий Александрович считал аморальные явления в подростковойсреде — это следствия ограниченности кругозора. Его рассказы о мире не толькодоносили знания до сознания мальчиков и девочек, но и заставляли задуматься нетолько над судьбой мира, но и над своей собственной судьбой и своем счастье.
Гражданская деятельность, поведение личности должны бытьнеразрывно связаны с ее эмоциональной жизнью. Большую опасность в подростковомвозрасте представляет «эмоциональная спячка». Если эмоции не принимают участияв познании, то идеи могут быть относительно понятны подростку, но расходиться сего убеждениями. По мысли В.А. Сухомлинского, «идеи становятся дорогими,святыми правилами, когда они живут в сердце. Поэтому нужно, чтобы юное сердцежило богатой идейной жизнью» [13, с.47].
В.А. Сухомлинский важным условием выделял уважение к внутреннемумиру подростков, через развитие патриотических чувств: «Без чистоты интимныхчувств немыслима чистота чувств гражданских» [13, с. 224].
На всех этапах истории нашей страны, гражданское и патриотическоевоспитание определялось как фундамент духовно-нравственного показателя обществаи находило свое отражение в гражданском и патриотическом воспитаниинравственных и религиозных ценностей, формировании гражданских чувств иубеждений, а так же создании условий для роста национального самосознаниямолодежи, усилении ориентации на ценности малой родины, родного края,увеличении авторитета и престижа в молодежной среде.
Воспитаниегражданина в значительной степени определяется объективным состояниемгосударства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе. Но также иуровень развития гражданского общества во многом зависит от позиции самойличности.
§3. Противоречия опыта гражданскогообразования в школах
При изучении гражданского образования и применении на практикебыли определены противоречия, которые мешают в полной мере созданию системы воспитаниягражданской личности. Одними из таких противоречий можно выделить: раннеезнакомство и привлечение обучающихся в профессиональные сферы; оптимизациясреднего общего образования; свертывание подлинной гуманизации?: поискновых технологий для гуманизации общества; игнорирование идеи формирования и развитиясил человеческой личности как основы специализации; распад школы как институтавсеобщего образования и воспитания; рост правонарушений среди подростков; резкоеснижение уровня образованности, общей культуры молодежи.
На данный момент противоречивым является мнение: для того чтобывоспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобыизменить общество, нужно воспитать гражданина. При данном парадоксе перед нами,как перед будущими педагогами, возникает вопрос какая новая концепция развитиясреднего образования будет отвечать требованиям общества и какие тенденциитеперь преследует школа. На данный момент мы видим, что знания в современномобществе становятся невостребованными и отходят на 2-ой план, вследствие чего вшколах происходит расслоение на: тех, кто стримится получить как можно большезнаний во всех сферах и тех, кому больше интересна лишь узконаправленнаяподготовка. Расслоение в школах достаточно сильно влияет на гражданскоеобразование. Сейчас общество диктует нам свободу, равенство, справедливость, ноданные «идеалы» идут в противовес моральными и материальными устоями,отсутствием перспектив и возможности проявить себя. Отсюда и вытекаетпассивность и равнодушие обучающихся к происходящим событиям в современномобществе. Девизом общества становится «Чем легче, тем лучше». Демократизацияполитической жизни оказывает сильное влияние на воспитание будущих граждан.Демократия в нашей стране существует чуть больше 30 лет, следовательно, устаршего поколения совсем небольшой опыт жизни в демократической стране, неговоря уже о младшем поколении, рожденном сравнительно недавно. Вследствие этоговозникает нужда не только научить обучающихся воспринимать: свободу иответственность, открытую принципиальность и толерантность, умение убеждать иумение уступать, но и педагогам научиться самостоятельно применять данные вжизни, а как мы знаем, старшее поколение куда тяжелее идет на такие «уступки».Чтобы чему-то научиться, нужно постоянно практиковаться, так и в демократическомобществе – нужно учиться жить и реализовать в жизни все тенденции, продиктованныенам современными условиями. Так же ярким противоречием выступаетдуховно-идеологическая направленность жизни общества. И снова речь идет обусловиях жизни в новых условиях. Здесь в противовесе сталкиваютсягуманистические идеи обновляющегося российского общества и идеологииконсерватизма и национализма. Гражданское общество невозможно без правовогогосударства, следовательно, у работников образования возникает новая задача:воспитать гуманного, социально активного в правовом и общекультурном планеграмотного гражданина, который сможет соединять интересы государства и своисобственные. Гражданское образование в современных условиях − целенаправленный,нравственно обусловленный процесс освоения обучающимися навыковдемократического самоуправления, укрепления ответственности индивида заполитический, нравственный и правовой выбор, за поддержание законопорядка,обороноспособности страны, за максимальное развитие личностью собственныхтворческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивогоразвития общества и достижения собственного жизненного успеха.
Глава 2. Гражданскоеобразование в рамках образовательного процесса в России
§ 1. Модели гражданского образованияучащихся
Моделигражданского воспитания должны формироваться и развиваться в рамкахвоспитательной системы образовательный организации. Они приобретают большоезначение в связи с демократическими изменениями в обществе и потребности вправовой культуре личности, для участия граждан в управление государством. Отличиемоделей гражданского образования заключается в расстановки акцентов и выделениенаиболее важных проблем для рассмотрения.
1. Предметная модель
Упор в данной модели делается на передачу ребенку новых знаний иразвитие гражданских умений при изучение отдельной дисциплины. Гражданскоеобразование осуществляется на уроках истории, обществознаний, литературы,иностранных языках, экономики, социологии и культурологии. В рамках обучения учащиесяприобретают знания, умения, способы деятельности, а также демократическиеценностные ориентации. Эффективность данной модели заключается в установлениемежпредметных связей и координации деятельности преподавателей. Главным минусоммодели является временные рамки учебной деятельности (40-45 минут урока),опасность предметной разобщенности, теоретическая ограниченность и излишняя теория.Предметная модель приобрела широкое распространение во Франции, где существует предмет«граждановедение», дающийзнания о демократии, демократических институтах, правах человека.
2. Институциональная модель
Базой модели является демократические установки в школе,формирование правового пространства. Предметы, связанные с гражданскимобразованием, являются частью системы, где личность приобретает особые правовыеценности и адаптируется к социально-правовой жизни. Основным элементом данноймодели является организация школьного самоуправления. Институциональная модельразвивается в Красноярске, в школе «Универс», где подготовлены учебные пособия“Введение в теорию и практику демократического образования” (И.Фрумин,Красноярск 1998), “Образование для гражданского участия” (Сборник методическихматериалов, Красноярск 1998). Большую роль в разработке теоретических вопросовданного подхода играет деятельность А.Н. Тубельского и его книга «Правовоепространство школы».
3. Проектная модель
Суть данной модели заключается в разработке и осуществлениишкольниками социального проекта. Проектная деятельность предполагаетдеятельность в выборе социальной проблемы, анализы данной проблемы, разработкепутей решений. В данном случае подростки приобретают социальные компетенции иучатся принимать ответственные решения по улучшению социальной ситуации вокружающем сообществе. Примером данной модели являются проекты «Твой ход»,«Большая перемена».
Так же выделяют подходы к представлению и содержанию гражданскогообразования:
· Ситуативно-воспитательныйподход. Для подхода характерно рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещениеакцентов от содержания к ценностным ориентирам личности.
· Правовой подход. Главной целью считаетсяформирование гражданско-правовой культуры, борьба с правовым нигилизмом,формирование уважения к демократически принятым законам и законопослушности.
· Политологический подход. Приоритет отдается изучению государства,политических идей, идеологий, партий и общественных движений, прав человека иконституционализма.
· Обществоведческий подход. Для подходахарактерны понимания знаний об обществе, окружающем мире, включающий в себядисциплины политологии, социологии, психологии и юриспруденции.
· Культурологический подход. Особое вниманиеуделяется на сравнение культур разных народов, изучение их опыта в становлениесовременной цивилизации, выделении культурных особенностей.
Гражданское воспитание тесно связано с правовым воспитанием.Процесс правового воспитания мы можем рассматривать как процесс социализации вобласти правовых знаний, где личность приобретает особые правовые ценности иадаптируется к социально-правовой жизни.
Педагогическая деятельность по организации социальной практики иопыта с учетом национальных и культурных особенностей должна позволять ребенкупознавать и развивать свою индивидуальность, формировать ответственноеотношение к себе и своим поступкам, приобретать и осмыслять личный опыттолерантности и взаимодействия в школе и окружающей среде с другими людьми. Всеэто должно складываться в единую воспитательную систему.
Воспитательная система может выступать как социальная, педагогическаяи ценностно-ориентированная. Социальная основывается на обществе и егопотребностях, интересах, ценностных ориентациях и отношениях внутри общества. Данные элементы при взаимодействие выступают основой гражданского воспитания.
Ценностно-ориентированнаясистема воспитания личности гражданина в своей структуре имеет три компонентаценностей:
· Когнитивный, или смысловой, вкотором сосредоточен социальный опыт личности. На его основе осуществляетсянаучное познание действительности, способствующее становлению ценностногоотношения.
· Эмоциональный, которыйпредполагает переживание индивидом своего отношения к данным ценностям иопределяет личностный смысл этого отношения.
· Поведенческий, базирующийся нарезультатах взаимодействия первых двух компонентов. Субъектом формируетсяготовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с продуманнымпланом.
Данные компоненты выделились в процессе опыта работы учебныхучреждений и определяют суть гражданского воспитания. Воспитательная системаявляется целостной и открытой, внутри себя она имеет множество связей, которыеобеспечивают функционирование и развитие системы.
Вырастить гражданина невозможно без формирования у личностигражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, кгосударству; к окружающему обществу; к живым существам. Формирование такихценностных ориентаций могут быть воплощены путем реализации идей: ценностипоколений в современном мире, формирования у личности навыков осознанноговыбора и личностной ответственности, организации деятельности школьника сучетом потребностей современного общества
На данном этапе развития современного общества особенно важнымистановятся ценности сохранения исторического наследия страны и историческаяпамять поколений. На первый план выходит патриотическое воспитание, главнойцелью которого является вырастить патриота своей страны, который будет чтитьисторию и сохранять культуру России, который будет себя идентифицировать, какгражданин Российской Федерации, и формирование гордости за достижения страны.Важно сформировать у обучающихся гражданские умения и опыт защиты интересовобщества.
Задачами патриотического воспитания выступают: формированиесоциально-патриотических взглядов и убеждений, любви к Родине и ее истории; развитиеуважительного отношения к традициям и культуре России; обеспечение полноценнойсоциализации подрастающего поколения, активное вовлечение детей в посильноерешение социальных, экономических, культурных, экологических проблем; воспитаниеуважительного отношения к нормам, законам и Конституции страны; созданиеусловий для развития положительного отношения к конституционным правам исвободам граждан, соблюдения законов, формирование чувства профессионального,гражданского и воинского долга; привитие детям гордости за свою Родину,почитание символики государства и его истории; создание оптимальных условий дляусиления патриотической направленности воспитания детей в образовательныхучреждениях; формирование у детей толерантности, уважения к традициям и историидругих народов.
Целостнаякартина гражданского образования будет достигнута если все элементы даннойструктуры будут работать сообща:
· В модели гражданскогообразования должны быть предусмотрены условия для формирования личности, через освоениеокружающего мира и формирования собственной социальной активности.
· Учреждения дополнительного образованиядолжны включать себя предметы для творческого, интеллектуального ипрофессионального развития личности.
· Школы должны включатькультурно-исторические стандарты и формировать позитивное отношение к ценностями традициям России.
· Педагогический и ученическийколлективы должны работать совместно в развитие самоуправления школы, созданиенорм и правил для продуктивной работы
Модель гражданского образования должна опираться на следующиедокументы:
· Конвенция о правах ребенка.Принята 20 ноября 1989 года. На территории нашей страны вступила в законнуюсилу 15 сентября 1990 года.
· Декларация принциповтолерантности. Принята Генеральной конференцией Юнеско 16 ноября 1995 года.
· Декларация и программавоспитания граждан в духе демократии, основанного на осознании ими своих прав иобязанностей. Принята Комитетом Министров Совета Европы 7 мая 1999 года.
· О преподавании и изучении правчеловека в школах. Рекомендация №R (85) 7 государсвам-участникам. ПринятаКомитетом Министров Совета Европы 14 мая 1985 года.
· Конституция РоссийскойФедерации. Принята всенародным голосоавнием 12. 12. 1993года.
· Семейный кодекс РоссийскойФедерации. Принят Государственной Думой ФС РФ 8.12. 1995 года.
· Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской федерации
· Стратегия развития воспитанияв Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение ПравительстваРоссийской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
· Концепциядуховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / [сост.А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков] — М.: Просвещение, 2009. — 24с.(Стандарты второго поколения).
· Концепция патриотическоговоспитания граждан Российской Федерации. Одобрена на заседанииПравительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан,уволенных с военной службы, и членов их семей. Протокол от 21 мая 2003 года №2(12)-П4.
· Программа развития воспитанияв образовательных организациях Ульяновской области на 2019-2025 годы
Модель воспитания гражданственности направлена на формированияличности обучающегося. Сохранение и развитие ценностей и традиций в сферегражданского образования и воспитания на сегодняшний день очень актуальны внашей стране, поэтому и процесс гражданского воспитания реализуется напротяжение всего периода обучения ребенка.
§2. Механизмы развитиягражданского образования
Одним из важных механизмов формирования гражданственности являетсясоциально-педагогическая деятельность с обучающимися, а также применение педагогическогоопыта, который уже накоплен в сфере воспитания.
Важноэлементом воспитания является активное взаимодействие в процессе деятельностидетей и взрослых. Привлечение родителей и педагогического состава всоциально-молодежные проекты для обучающихся способствуют росту активности исамостоятельности учащихся, а также формирует самосознание и ответственностьперед другими. Ориентация на совместную деятельность учащихся и взрослых ставитважным условием возможность индивидуального развития личности. Так как из-зазагруженности в образовательных организациях, учащимся необходима организация различных форм и видов деятельности — сочетаниедвигательной и интеллектуальной нагрузки в процессе воспитания.
1. Занятия в форме групповыхобсуждений, практические блоки, коллоквиумов, интерактивы на заданную тему.Таким образом, выявляется уровень знаний ребят на определенную тему, и в болеепростой форме преподносится новый учебный материал;
2. Проведение психологическихтренингов. В ходе тренингов не только сличается коллектив, но и выявляютсяпроблемы как самих учащихся, так и коллектива в целом. Иногда, учащимся прощераскрыть свои проблемы в ненавязчивой игре, чем лично в разговоре;
3. Туристические походы в места,где раньше не бывали учащиеся. Таким образом, происходит сплочение коллектива,в интерактивной форме ребята узнают об истории своего края и появляется интереск истории страны в целом;
4. Формирование у учащихсяпредставлений о своих правах и обязанностях, о власти и властных отношениях врасширяющейся системе социальных институтов;
5. Проведение патриотическихмероприятий не только в рамках празднования Дня Победа, а на постоянной основе.Проведение данных мероприятий поможет приобщить обучающихся к истории величия и значимости России в мировомпространстве, а также формированию патриотизма и памяти о героях страны
6. Проведение курсов погражданскому воспитанию, расширение и углубление блоков в предметеобществознание в темах: политологии, граждановедение, экономики, краеведения
7. Творческая работа: постановкаконцертов и спектаклей, выступления на сцене влияют на самореализацию личности,помогают научиться работе в коллективе и формируют ответственность передокружающим обществом
При совместной деятельности, которая будет направлена на решениеобщественных проблем, возможно сформировать гражданина, который будет нестиответственность за страну и общество, в котором живет.
Всовременной школе в рамках гражданского воспитания учащихся можно провестиследующие мероприятия:
· сбор материала об участникахвойн, о героях труда, об истории района, города, поселка; создание илипополнение выставки, школьного музея, создания книги о значимых людях;
· создание школьной и класснойгазеты (журнала) с новостями, интересными фактами, анекдотами;
· участие в благоустройствешколы через проведение субботников;
· создание выставок, рисунков,поделок;
· проведение экскурсий вшкольном музеи и подготовка экскурсоводов среди обучающихся; проведение вечеровпоэзии, живописи, музыки;
· шефство старшеклассников надначальной школой или близлежащим детским садом: проведение с ними игр, организациямастер-классов, проведение спартакиады;
· забота о ветеранах, помощь вуборке территории вокруг их домов, общение со старшим поколением.
Гражданское воспитание невозможно реализовать через отдельнуюучебную дисциплину. Это — целостная система, охватывающая все сферыдеятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, ипредполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных иинтерактивных методов обучения.
Компетентностныйподход должен формировать гражданскую компетентность. Гражданскаякомпетентность – это совокупность способностей, позволяющих индивиду активно,ответственно и эффективно реализовывать комплекс гражданских прав иобязанностей в демократическом обществе. Через определенный набор способностейудерживается гражданская компетентность:
· Исследовательскаякомпетентность — способности, связанные с анализом и оценкой текущей социальнойситуации.
· Компетентность социальноговыбора — способности, связанные с умением осуществить выбор и принять решение вконкретной социальной ситуации.
· Компетентность социальногодействия — способности, связанные с задачами по реализации сделанного выбора,принятого решения.
· Коммуникативная компетентность- способности взаимодействия с другими людьми.
· Учебная компетентность -способности, связанные с необходимостью постоянного обучения в изменяющихсясоциальных условиях.
Гражданская компетентность выступает как объединяющаякомпетентность, которая основывается на ряде компетентностей. Задачакомпетентности заключается в создании условий для ее становления не только черезтрадиционное гражданское образование и учебные дисциплины. Цели и задачигражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративнойоснове: методологической, содержательной, технологической.
В процессе гражданского образования важна роль самого учебногозаведения. Одним из важных условий является формирование демократическогоуклада жизни образовательного учреждения. Невозможно воспитать гражданина справильными ценностями в коллективе, где отношения не являютсядемократическими. Образовательная организация своеобразная миниатюрасовременного государства. Углубляется и расширяется демократическое участиеобучающегося в образовательные и социальные пространства вне учебного заведения,поэтому и происходит связь учебных заведений с учреждениями дополнительногообразования и общественными организациями.
У истоков всего воспитания стоит педагог. Он сам должен быть гражданином и обладать гражданскимикомпетентностями, а так же уметь создавать условия для становления гражданскойкомпетентности, внедрять ценности ученикам.
Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка ибольшое значение на ее становление оказывает семья. Именно в семье начинаетсясоциализация ребенка. Далее процесс продолжается в детском саду и школе, гдеребенок уже более активно постигает окружающий мир: усвоение истории, политических, правовых и нравственных норм,действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формированиегражданского мировоззрения. Гражданская позиция должна быть связана сгуманистическим устремлениям личности, так как основана на общечеловеческихценностях. Формирование гражданской позиции – это формирование гуманистическойпозиции, основанной на самоценности человека.
Базисом гражданского образования является патриотическоевоспитание личности, которая знает историю страны, обычае и нравы своегонарода, любит и несет ответственность за малую Родину. Воспитание патриота —это главная цель гражданского образования.
Гражданская ответственность включает в себяосознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям.Гражданская ответственность находит наиболее полное выражение в чувствегражданского долга.
Гражданскую направленность носит трудоваядеятельность обучающихся. Труд как условия развития человека и общества лежит воснове осознания себя как гражданина Отечества. Воспитание трудолюбия иразвитие потребности в труде – одна из задач системы воспитания гражданина.Проявлением любви к Родине и труду как главным морально-этическим ценностямявляется патриотизм и трудолюбие.
Воспитательная работа в образовательных учреждениях,ориентированных на гражданское воспитание дает возможность отвлечения отнегативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезнойдеятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающегопоколения, профессионализма и гражданской активности.
Таким образом, важным механизмом гражданского образования являетсясоциально-педагогическая деятельность с обучающимися, привлечение их ксоциальному проектированию, которое создаст условия применения гражданскойкомпетентности. Разработка социальных проектов дает возможность применитьзнания в реальную жизнь.
В работе я попыталась рассмотреть проблему гражданского образованияличности. Возрастает роль гражданского образования в современной России, новаяреальность определяет заказ на формирование политико и социальноориентированных граждан. В связи с такой необходимостью мы понимаем, чтообразовательным организациям нужно более глубокое теоретическое осмыслениепроблем, связанных с гражданским образованием. Важно вести целенаправленнуюработу по определению и реализации условий гражданского становления.
Общественная потребность в гражданском образовании личностизафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации.В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процессовладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом иобществом.
Цель гражданского образования — воспитание в человеке нравственныхидеалов общества, чувства любви к Родине, потребности к деятельности на благообщества, воспитание гражданственности в значительной степени определяетсяобъективным состоянием государства, развитием демократии и гуманностьюобщества, востребованностью гражданских качеств его членов. Уровень развитияобщества во многом зависит от позиции каждого человека. От уровня гражданскойобразованности молодых поколений россиян зависит стабилизацияобщественно-государственной жизни страны и ее развитие в современных условиях.
Международные обязательства России, в частности, ее членство вСовете Европы, признание юрисдикции Международного суда по правам человекатребуют от граждан, общества несравненно более высокого уровня правовойкультуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений вплане защиты национальных интересов России.
Изучениеэтапов становления и развития гражданского образования позволило мне выявитьследующие тенденции в системе воспитания российского гражданина:
· систематическое гражданскоеобразование в школах, демократически ориентированный уклад жизни многих школ;
· движение общественно активныхшкол, возрождение в ряде областей страны производительного труда школьников,создание разветвленной сети детских и молодежных общественных организаций.
Самым важным условием гражданского образования на данный моментявляется создание в школе модели жизни, ориентированной на современное государство.
Модели гражданского воспитания должны формироваться и развиватьсяв рамках воспитательной системы школы, и занимать особое место и приобретатьвсе большее значение в связи с демократическими преобразованиями в обществе,потребностями в правовой культуре и конструктивном участии граждан в управлениигосударством.
Правильная организация гражданско – патриотического воспитанияшкольников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущихпоколений страны, восстановлению величия нашего Отечества.
В наше время — это актуально как никогда. По каким бы стандартаммы не работали. Главными составляющими успешности в реализации поставленныхцелей являются взаимодействие различных структур, учет всех компонентовгражданско-патриотического воспитания.
Литература
1. Амонашвили Ш.А. Размышления огуманной педагогике. М. : Изд. Дом Ш.А.Амонашвили. 1995.-196с
2. Балашова В.Г., Никитина Н.Н.,Новичкова Н.М. Ценностное самоопределение старшеклассников: Педагогическиетехнологии: Методическое пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2008.- 113 с. (Библ.-каУлГПУ).
3. Боголюбов Л.Н. (руководитель),Кинкулъкин А.Т., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В., Виноградова Н.Ф., Козленко С.И.,Алексашкипа Л.Л., Летрова Н.Н., Вяземский Е.Е. Концепция гражданского образованияв общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. -2003, № 9.
4. Винник В.А., Пономарчук В.А.Гражданское общество: ценностные ориентации и нравственный выбор // Философскиеисследования. — 2003. — №2. — с. 121 — 142.
5. Воскресенской Н., Шехтера С.«Гражданское образование: содержание и активные методы обучения»/ Под редакциейН.Воскресенской и С.Шехтера, при участии А.Иоффе и Ч.Уайта. – М. – 2003 г.
6. Невская С.С. «Воспитаниегражданина в педагогике А.С.Макаренко» : в 2-х ч../авт. и сост. С.С.Невская.- М.: Академ. Проект, Альма Матер, 2006.- 976с. (Библ.-ка УлГПУ).
7. Гаязов, А.С. Гражданскоевоспитание в новых условиях развития российской государственности/ А.С. Гаязов// Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. / отв. ред. М.А.Галагузова. — Екатеринбург: СВ-96, 2001. — Вып.4. — С. 359-371.
8. Кузнецова Л.В. Становление иразвитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности,эффективность: Монография. − М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005.
9. Новичкова Н.М.Социально-педагогические концепты гражданского образования//Образование иобщество. 2011. №1 (66). С. 7– 11.
10. «Патриотическое воспитаниеграждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Государственная программа.Утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 года № 795.
11. Синицкий Е. К вопросу ожелательном типе школы // Вестник воспитания. 1905. N 7 — 8.
12. Следзевский И. В., ВяземскийЕ. Е., Саватеев И.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательныхучреждениях – М., 2006
13. Сухомлинский В.А. Рождениегражданина. — М.: Просвещение, 1979. — 47, 173-174, 224.
14. Тубельский А.Н. Формированиеопыта демократического поведения у школьников и учителей. Уч.-метод. пособие.-М.: Пед.общ.-во России. 2001.-154с.
15. Холопова, Л.А. Гражданскоеобразование учащихся в учебно-воспитательном процессе общеобразовательнойшколы: дис. … канд. пед. наук / Л.А. Холопова. — Казань, 2010.