X-PDF

Доклад Тема: «Инклюзивное образование в коррекционной школе на уроках трудового обучения»

Поделиться статьей

ТЕМА: КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕНАВЫКОВ

  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

НА УРОКАХ ШВЕЙНОГО ДЕЛА

(из опыта работы учителя трудового обучения Овсовой О.А.)

Выполнила: Учитель ГКОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.Петушки» Овсова О.А.

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачейобучения и воспитания обучающихся в специальной (коррекционной)  школе являетсяподготовка их к самостоятельному труду в условиях обычных производственныхотношений людей, поэтому, на первый план выступают такие конкретные задачи, каксообщение воспитанникам определенной системы знаний по тому или иному видутруда и формирование соответствующих профессионально-трудовых умений и навыков,воспитание ряда нравственных, личностных качеств, обеспечивающих успешноевключение воспитанников специальной (коррекционной) школы в производительныйтруд.

Исправление недостатковтрудовой деятельности обучающихся и повышение на этой основе общего уровня ихразвития являются одной из наиболее важных для специальной (коррекционной)школы проблем. От ее решения зависит продуктивность труда воспитанников впериод обучения, а также смогут ли они в будущем работать на массовыхпроизводственных предприятиях.

АКТУАЛЬНОСТЬОПЫТА

Актуальность опытасостоит в том, что технический прогресс неуклонно ведёт к замене трудоёмкихручных операций машинными, повышается уровень требований к работникам всех специальностей.В связи с этим  обучающихся специальных (коррекционных) школ необходимо полноценноготовить  к труду более сложному.

Посредством специальныхкоррекционных методов и приёмов я активизирую и совершенствую психическиепроцессы детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствуетповышению уровня их трудовой подготовки, позволяет решить главный  вопрос школыпо социальной реабилитации выпускников.

Обучение воспитанниковшвейному делу направлено на достижение следующих целей: 1)создание условиядля формирования необходимых компетенций у обучающихся с ограниченными  возможностямиздоровья, направленные на социализацию и интеграцию их в общество;  2)развитиекачеств личности обучающихся, необходимых для успешного участия впроизводительном труде, коррекция недостатков их психофизического развития; 3)применениезнаний и умений в области трудовой деятельности по швейному производству длярасширения возможностей обучающихся  при работе на предприятиях, а также дляоформления их собственного быта  и самообслуживания.

Эффективное усвоениеучебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфическихзадач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся,определяющих коррекционную направленность трудового обучения.

При обучениивоспитанников  швейному делу мною ставятся задачи:  1)формировать умениепланировать свою  работу, анализировать свои действия и их результаты;  2)освоить технологию пошива простейших изделий; корригировать и развиватьпсихические процессы; 3)воспитывать культуру труда;

4) способствовать формированию практических навыков, применяемыхсамостоятельно в конкретных жизненных ситуациях.

В процессе решения этихзадач компенсируется недоразвитие умственных способностей, эмоциональной,волевой сферы обучающихся, формируются такие личностные качества какнаблюдательность, самостоятельность.

Для формирования  жизненноважных практических умений и навыков  необходимо развитие психических функций,мелкой моторики и речи, поэтому требуется применение специальных коррекционныхметодов и приемов.

ПРИМЕНЕНИЕКОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ

Развитиевнимания. Состояние вниманиявлияет на всю деятельность ребёнка. Именно из-за неумения управлять вниманием,из-за его несформированности, дети с ограниченными возможностями здоровьяиспытывают трудности в школе, в повседневной жизни, в приобщении к труду.Поэтому я развиваю внимание обучающихся регулярными упражнениями, включая их вучебно-трудовую деятельность. С целью развития внимания использую следующиеприёмы:  1)мотивационные (постановка цели, показ практической значимости и результатовтруда); 2)стимулирующие (убеждение, одобрение, поощрение); 3) упражнения на развитиепроизвольного внимания.

Лучше всегозаинтересовать воспитанников, сосредоточить их внимание на том, что они делают,для чего они это делают, т.е. придать их действиям смысл. Например, сшитьфартуки для школьной столовой, повязки для дежурного класса или сшить ночнуюсорочку маме в подарок.

С целью расширенияобъема внимания, формирования сосредоточенности я использую специальныеупражнения, не требующие  большого умственного напряжения и использующиеся вкачестве «передышки» между работой. Например, «Вычеркни лишнее», «Кодирование»,«Что изменилось?», «Работа с образцами ткани на сравнение».

          Развитие  умения планировать работу. Любаятрудовая деятельность включает предварительные этапы, когда происходитвсесторонний анализ, и намечаются перспективы. У детей с ограниченнымивозможностями здоровья предварительные этапы как бы выпадают или находятся всвёрнутом состоянии и без специального обучения не получают развития.

Просьба учителяРассмотрите внимательно образец не даёт результата. Способуанализа, определению последовательности выполнения работы надо учить. Дляначала я ставлю перед обучающимися определённые вопросы, корригируя ответы,добиваюсь максимальной активности воспитанников. Затем они описывают изделиесамостоятельно. В случае затруднений помогаю, но в итоге требую полногоправильного самостоятельного анализа.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1127

План анализа швейногоизделия (ночная сорочка): 1. Какое изделие мы изучаем?; 2. Какие тканииспользуются при пошиве ночной сорочки?; 3. Из какой ткани мы будем шитьсорочку?; 4. Какими свойствами обладают х/б ткани?; 5. Назовите детали ночнойсорочки; 6. Назовите срезы деталей ночной сорочки; 7. Какие швы применяются припошиве ночной сорочки?

Вопросы помогают ученикамточно, последовательно, анализировать изделие. В поисках ответов воспитанникиучатся активно думать, рассуждать.

Такой интеллектуальныйкомпонент трудовой деятельности, как планирование предстоящей работы являетсяочень сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому припланировании работы по пошиву изделия я ставлю такие вопросы: С чего начатьработу? Что будем делать потом? Что уже выполнено? Что осталось сделать?

Дети отвечают навопросы, опираясь на предметно-технологическую карту. Предметно-технологическаякарта служит реальной опорой для составления плана работы, помогает оформитьвысказывания о будущей деятельности.

При планированиипервостепенное внимание обращается на то, чтобы подвести воспитанников к выводуо целесообразности начать пошив изделия с определённой операции. Обсуждаяпоследовательность пошива какого-либо изделия, я манипулирую карточками плана изадаю вопрос: Можно ли изменить последовательность пошива такимобразом? Добиваюсь, чтобы воспитанники ясно представляли себе, что водних случаях определённая последовательность диктуется необходимостью (иначенельзя), а в других — из ряда вариантов выбирается наиболее целесообразнаяпоследовательность обработки.

У воспитанников  формируетсямыслительный образ изделия; способ его изготовления, порядок выполненияопераций.

Развитиевосприятия на основе упражнений на сравнение. Восприятие детей с ограниченными возможностями здоровьяхарактеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. У них образуютсялишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудомпостигают смысл  воспринимаемого.  Перечисленные дефекты восприятияотрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребёнка. Поэтомунеобходимо формировать восприятие детей с ограниченными возможностями здоровья,исправлять их дефекты.

Одним из приёмов,активизирующих процесс восприятия и обеспечивающий его большую продуктивность,является сравнение изучаемых объектов. Данный приём применяю на любом этапеурока.

Коррекционныеупражнения  на сравнение  сразу включают воспитанников в активнуюпознавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке. Дляэтого изготовлено достаточное количество карточек по разным темам. Карточкитипа: Какой предмет на этом рисунке лишний. Сравни изделия.Сравнивая объекты,ученики  устанавливают признаки их различия и сходства,осуществляя, необходимую аналитическую деятельность.

При проверке знанийтакже использую карточки-тесты, что позволяет в интересной форме проверитьуровень усвоения знаний одновременно у всех воспитанников  при минимальнойзатрате времени на уроке. Такая форма контроля  развивает  навыки  сравнения,правильного выбора в принятии решения.

Таким образом,используемые карточки на сравнение требуют от воспитанников  не простовоспроизведения знаний, а анализа, сравнения, проведения учебного исследования,что делает процесс обучения более интересным, способствует развитию восприятия,логического мышления.

 Развитие мелкой моторики.Для того чтобы дети сограниченными возможностями здоровья  могли полноценно заниматься трудовойдеятельностью, их движения должны быть точными, скоординированными, а мышцы рукразвитыми. Поэтому, при обучении швейному делу большое внимание уделяю развитиюмелкой моторики рук. Возможности для этого имеются при изучении любойпрограммной темы. Тренирует пальцы рук  работа с иглой при изучении различноговида стежков, вышивании, а также работа ножницами.

При обученииправильного использования того или иного инструмента, при овладении определённымдвигательным приёмам труда тщательно, поэтапно отрабатываю с ученикамиотдельные движения с многократным закреплением навыка. В противном случае у нихможет сформироваться неправильный навык работы, что приведёт к некачественномувыполнению изделия и нарушению правил безопасности труда.

Для развития мелкоймоторики в пятом классе применяю такие приёмы, как: нанизывание пуговиц нанитку, вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка.  

Для укрепления мышц руки,развития точных движений пальцев использую специальные тренировочныеупражнения, которые провожу во время физкультурной паузы или непосредственноперед работой.

Учитывая в работе такиеобстоятельства, как быстрое утомление воспитанников, связанное с приложениемдостаточных мышечных усилий, я переключаю их на другой вид деятельности илиделаю перерывы.

Перечисленные приёмысовершенствуют двигательные трудовые навыки детей с ограниченными возможностямиздоровья. Движения становятся более координированными, укрепляются мышцы рук.

Развитиеречи. Программа по профессионально– трудовому обучению построена с естественным усложнением от одного класса кдругому технических сведений и практических умений и навыков, трудовых приемов.Возникает необходимость поддерживать интерес  к этим усложнениям, поэтомуя применяю различные виды инструктажа: словесные, письменные, графические и ихсочетания. В качестве педагогического средства стимуляции к повышению речевойактивности и ее упорядочения на уроке я использую следующие приемы: побуждениеучеников к самостоятельным высказываниям о проделанной работе; обсуждениеобразца предстоящей работы и сравнение образца с изделием; планированиепредстоящей работы и запись порядка операций; взаимное инструктированиевоспитанников и взаимная проверка работы; обсуждение готовой работы; обучение умению дать готовому изделию краткую аннотацию.

Использование описанныхкоррекционных методов и приёмов эффективно, т.к. совершенствуется их внимание,мышление, восприятие, речь; двигательные навыки, трудовые знания и уменияскладываются в определённую систему.

Исправление недостатков развития у детей с ограниченнымивозможностями здоровья  происходит медленно и неравномерно. Поэтому оченьтрудно заметить изменения в развитии мыслительных процессов, в формированииволевых и других качеств личности.

Моя цель –необходимость подготовки  и адаптации учеников к самостоятельной жизни всоциуме, помочь им осознать свою роль в этой жизни, роль созидателя  своегодома, хранителя очага, традиций.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.27%
НЕТ
40.73%
Проголосовало: 1127

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет