Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательнаяшкола № 30
ПРИНЯТА методическим советом Протокол № 2022 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ СОШ № 30 ______________ Е.Ю.Подольская 2022 г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма
«Молодецкиезабавы»
физкультурно-спортивная направленность
возрастобучающихся
9-18 лет
срокреализации программы – 1 год
Составитель:
Фадеев В.А.,
Учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 30»
Северодвинск
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Информационнаякарта 3
2. Комплексосновных характеристик образования 5
2.1. Пояснительнаязаписка 5
2.2. Планируемые результатыи формы их проверки 10
2.3. Учебно-тематическийплан 15
3. Комплексорганизационно-педагогических условий 16
3.1. Учебно-календарный план 16
3.2. Содержание программыдля обучающихся 17
3.3. Условия реализациипрограммы 21
3.4. Список информационных источников и литературы 22
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1 |
Наименование программы (услуги) |
Образовательная программа |
2 |
Полное наименование образовательной программы, в рамках которой реализуется данная программа (услуга) |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Молодецкие забавы» |
3 |
Год разработки |
2022 |
4 |
Вид деятельности по программе |
Учебно-теоретические занятия, учебно-практические (тренировочные) занятия, соревнования |
5 |
Направленность дополнительного образования |
Физкультурно-спортивная направленность |
6 |
Аннотация (краткое описание содержания и иная информация, необходимая для заказчиков и получателей образовательных услуг) |
Программа направлена на развитие и популяризацию здорового образа жизни. Освоение программы «Молодецкие» позволит обучающимся повысить уровень физического развития, обеспечит возможность познакомиться и попробовать свои силы в народных «дворовых» играх, а также изготовлении и приспособлении инвентаря для игр из доступных подручных материалов. Занятия носят учебно-тренировочную направленность. В процессе учебно-тренировочных занятий обучающиеся овладевают техникой и тактикой игры, повышают физическую подготовленность. Обучающиеся принимают участие во внутри школьных соревнованиях, товарищеских встречах. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых обучающиеся преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, подвижные игры всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания подрастающего поколения. |
7 |
Указание на уровень сложности содержания программы |
Базовый уровень |
8 |
Место реализации программы (фактический адрес оказания услуги; при реализации программы в сетевой форме в разных местах указываются все адреса) |
МАОУ СОШ № 30 адрес: 164515, Российская Федерация, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Коновалова, д. 3А
|
9 |
Возрастная категория учащихся (адресат программы) |
11-18 лет |
10 |
Указание на адаптированность программы для учащихся с ОВЗ (включая указание на вид ограничений) |
Без адаптации |
11 |
Нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения) |
1 год |
12 |
Форма обучения по программе (очная, заочная, очно-заочная) |
Очная |
13 |
Объем программы общий |
Объём — 34 академических часа. Очная форма – 34 академических часа. С использованием дистанционных технологий (обеспечение доступного образования в условиях введения карантина, невозможности посещения занятий по причине погодных явлений). Без использования сетевой формы. Групповая форма организации деятельности -34 академических часа. |
14
|
Минимальное максимальное число детей, учащихся в одной группе |
Минимальное – 10 человек Максимальное – 25 человек |
2. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «Молодецкие забавы» (далее — программа «Молодецкие забавы»,программа) является программой обучения физкультурно-спортивной направленностидополнительного образования в общей системе образовательного процессарассчитана для детей в возрасте от 11-18 лет без специальных навыков и подготовки,не имеющих медицинских противопоказаний для занятий общей физическойподготовкой с учётом возрастных особенностей.
Программа ориентирована на:
— формирование общей культуры учащихся;
— создание необходимых условий для личностногоразвития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
— удовлетворение индивидуальных потребностей учащихсяв интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии;
— формирование и развитие творческих способностейучащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
— формирование культуры здорового и безопасного образажизни, укрепление здоровья учащихся.
Актуальность программы
Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшимсредством развития физической активности школьников, одним из самых любимых иполезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежатфизические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участникипреодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранеепоставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровойдеятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуярешению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальнав рамках реализации ФГОС.
Программа «Молодецкие забавы» составлена в соответствии
с действующими нормативно-правовыми актами для учреждений дополнительногообразования:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Обобразовании
Российской Федерации».
2. Приказ Министерства спорта РФ от 27.11.2013№ 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществленияобразовательной, тренировочной
и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
3. Концепция развития дополнительногообразования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – p).
4. Порядок организации и осуществленияобразовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерствапросвещения РФ от 09.11.2018 № 196).
5. Целевая модель развития региональных системдополнительного образования детей (Приказ Министерства просвещения РФ от03.09.2019 № 467).
6. Методические рекомендации по проектированиюдополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы),разработанные Минобрнауки России совместно ГАОУ ВО «Московский государственныйпедагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» от18.11.2015 № 09-3242.
7. Методические рекомендации по проектированиюдополнительных общеразвивающих программ нового поколения, включаяразноуровневые программы в области физической культуры и спорта (ФГБУ «Федеральныйцентр организационно-методического обеспечения физического воспитания»), 2021год.
8. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»(зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573).
Педагогическая целесообразность программы
Программа «Молодецкие забавы» заключается в том, что занятия по ней способствуютукреплению здоровья, повышению физической подготовленности и формированиюдвигательного опыта, здоровье сбережению, снятию психологического напряженияпосле умственной работы на уроках.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, иэто требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психическогонапряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается,помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелостидетей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальноесостояние центральной нервной системы и функций организма, определенныйуровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств.Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки,связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физическогоразвития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение впроцессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих обучающихся наблюдается низкая двигательная активность,широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательногоаппарата, дыхательной, сердечно — сосудистой, эндокринной и нервной систем,желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическимособенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, апотому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которыеисключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья,улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности иобщей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительнаянаправленность образовательного процесса должна быть напрямую связана свозможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации школьниковк новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепитьдвигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которыеимелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать.Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошознает индивидуальные особенности и потребности физического развития своихучеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразныхподвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося иобладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного,оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека,использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающегопоколения.
Игра – важнейшаясфера жизнедеятельности ребёнка. Одно из основных преимуществ игровойдеятельности состоит в том, что в игру ребёнок всегда вступает добровольно.Заставить играть нельзя. А вот для педагога самое главное дать детямвозможность раскрыть себя, реализовать свои силы, проявить самостоятельность вдействиях и поступках, познать преимущества совместной деятельности.Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше, играют в подвижные игрыиз–за привязанности к телевизору и компьютерным играм.
Подвижные игры – это хороший активный отдых после длительной умственнойдеятельности, поэтому они уместны по окончании уроков. У каждого народа естьсвои, национальные игры, которые в процессе развития общества претерпелиизменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальнуюспецифичность.
Народные подвижные игры, наряду с другими воспитательными средствамипредставляют собой основу формирования гармонически развитой, активнойличности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическоесовершенство. Они образуют фундамент для развития нравственных чувств младшихшкольников, осознания и дальнейшего проявления их в общественно — полезной итворческой деятельности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формированиекоммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Этоспособствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом,интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условияхпоиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий,игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителемвыполнение алгоритма – это возможность научить обучающегося автоматическивыполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире –это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Молодецкие забавы»вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие,интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как:внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннемуразвитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил ипсихологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции,ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость,коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний,соревнований между командами.
Возможность использования программы в другихобразовательных системах
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Молодецкие забавы» реализуется на базе МАОУ СОШ № 30.
Программа может быть использована в качествефакультативных и основных занятий в общеобразовательных учреждениях города Архангельска,в том числе специализированных кадетских классах, а так же в период летнейкампании лагерей дневного пребывания детей.
Цель и задачи программы
Цельпрограммы: развитиемотивации к систематическим занятиям физической культурой; оздоровлениеобучающихся путём овладения техникой и тактикой подвижных игросновными правилами.
Задачи:
Образовательные:
- формирование необходимых теоретических знаний;
- обучение технике и тактике данных спортивных игр;
- обучение приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.
Воспитательные:
- воспитание моральных и волевых качеств;
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе, воспитание ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям;
- формирование потребности к ведению здорового образа жизни, укреплению здоровья.
Развивающие:
- развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- повышение технической и тактической подготовленности в данных видах спорта;
- совершенствование навыков и умений игры.
Отличительные особенностипрограммы
Отличительной особенностью данной программы являетсято, что она интегрирует в себе содержание, способствующее не только физическомуразвитию ребенка, но и знания фольклора, способствующие освоению культурногонаследия русского народа.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыхапосле напряжённой умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляетосновные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения,входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты,естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. Также отличительнойчертой данной программы является ее практическая значимость на уровнеиндивидуума, школы, социума.
Физкультурно – спортивное воспитание строится наследующих принципах:
· Формирование высокихморальных и психологических качеств детей
и подростков;
· Целенаправленную работу поформированию у молодежи потребности в физическом развитии и физическомсовершенствовании;
· Воспитание духовности наоснове изучения и обобщения опыта, приобретенного Россией за всю историюразвития спорта.
Основными направлениями и формами физкультурно -спортивной деятельности являются:
· духовно-нравственноевоспитание;
· общаяфизическая подготовка;
· специально-физическаяподготовка;
· спортивноесовершенствование;
· медицинскаяподготовка;
· теоретическаяи методическая подготовка.
Условиянабора обучающихся
Программа Молодецкие забавы рассчитана для детей ввозрасте от 11-18 лет без специальных навыков и умений. Прием производится наусловиях личного желания ребенка, его добровольного выбора без вступительныхиспытаний, а также согласия родителей и отсутствия медицинских противопоказанийзанятием общей физической подготовкой. Зачисление вгруппу производится по заявлению родителей (законных представителей) илиподростка старше 14 лет. При наличии свободных мест возможно зачисление втечение учебного года из других объединений физкультурно-спортивнойнаправленности города Архангельска
с условием прохождения устного собеседования. Группы формируются
с количеством обучающихся 10-15 человек по возрастным категориям 11-13 лет, 14-18лет при регистрации обучающегося на официальном интернет портале Навигатордополнительного образования Архангельской области (https://dop29.ru/).
Характеристика обучающихся по программе
К 11-12 летнемувозрасту, в основном, завершается развитие двигательной функции. Уровеньразвития координационных способностей в младшем школьном возрасте достигает примерно75% от общего прироста результатов за весь школьный период. Наиболее интенсивнофизические качества развиваются
в возрастной период 10-13 лет. По данным В. П. Филина, во всех случаях, когдаобучающиеся, кроме уроков, занимаются в спортивных секциях, когда объем ихдвигательного режима достигает 1,5-2 часа в день, физические качестваразвиваются значительно активнее.
Таким образом, у детей и подростков, систематически занимающихсяспортом, в отличие от их сверстников, которые ограничиваются занятиями науроках физической культуры, развитие физических качеств происходит болеегармонично и на значительно более высоком уровне. Показатели развитиядвигательной функции у детей 12-14 лет, занимающихся спортом, могут изменятьсяв диапазоне от 5% до 25% в зависимости от использования различных средствфизического воспитания.
Срокреализации программы – 1 год обучения.
Объѐмпрограммы – 34 академических часа (34 учебных недели)
Режим занятий – Занятия продолжительностью 1 академический часпроводятся 1 раз в неделю с перерывом между занятиями не менее 10 минут.
1 академический час – 45 минут.
При реализации программы учитывается возрастобучающихся и их физические возможности.
Формы занятий: учебно-тренировочные занятия,контрольные испытания, товарищеские встречи, соревнования школьного имуниципального уровня.
Формы организации обучения: групповая с организациейиндивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая.
Выполнение нормативного объема учебного временидостигается сложением времени учебных занятий и затратами времени насоревновательную деятельность по спортивным играм в школе и вне школьнойдеятельности.
Программой определены темы изучаемого материала по разделам, раскрываетсяих содержание, указано число часов по темам, которые даются в конкретнойпоследовательности.
По окончании изучения разделовпроводятся зачёты по физической подготовке, спортивно- технической подготовке,теоретической подготовке.
2.2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ИФОРМЫ ИХ ПРОВЕРКИ
(ДИАГНОСТИЧЕСКИЙИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
· учащиеся познакомятся с историейвозникновения, смыслом и особенностями народных подвижных игр
· учащиеся познакомятся справилами подвижных игр,
· учащиеся овладеют способамиизготовления инвентаря из подручных материалов, а также различными приемами контроляи владения инвентарем;
· учащиеся получатвозможность научиться:
— применятьтактические и стратегические приемы организации спортивной игры вбыстроменяющейся обстановке;
— применять во времяспортивной игры все основные технические элементы — применять в игреиндивидуальные навыки, и принимать участие в групповых и командных тактическихдействиях в нападении и защите;
Метапредметные результаты:
1) Учебно-интеллектуальные.
· учащиесянаучатся:
— выбирать способыдеятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
— адекватно оцениватьправильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективнуютрудность и собственные возможности ее решения;
— использоватьфизические упражнения с целью индивидуального физического развития;
· учащиесяполучат возможность научиться:
— определятьпоследовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётомконечного результата;
— осуществлятьконстатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
— выделять иформулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество иуровень усвоения.
2) Учебно-коммуникативные.
· учащиесянаучатся:
— организовыватьсовместную деятельность с учителем и сверстниками, определять цели,распределять функции и роли участников;
— работать в группе, находитьобщее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.
· учащиесяполучат возможность научиться:
— координировать ипринимать различные позиции во взаимодействии;
— аргументировать своюпозицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве привыработке общего решения в совместной деятельности.
3) Учебно-организационные.
· учащиесянаучатся:
— работать синформацией;
— применять правила ипользоваться инструкциями;
— использовать знаки,символы, схемы;
· учащиесяполучат возможность научиться:
— устанавливатьпричинно-следственные связи;
— строить логические,рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы.
Личностные
· У учащихсябудут сформированы:
— готовность и способностьобучающихся к саморазвитию и самообразованию;
— способности к эмоциональномувосприятию физических объектов, задач, решений, рассуждений;
· у учащихся могут бытьсформированы:
— коммуникативная компетентность вобщении и сотрудничестве со сверстниками в игровой деятельности;
— критичность мышления, умениераспознавать логически некорректные высказывания.
Распределение часов наразделы и темы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержаниетеоретического и практического материала, упражнения и комплексы упражненийразличных разделов и тем в одном занятии.
Программаподготовки предусматривает этапы: начальной подготовки 1 – й год обучения.
Организация ипроведение тренировочного процесса на этапе начальной подготовки предполагаетсистематический учет динамики возрастного и индивидуального развития учащихся.
На начальном этапеподготовки игроков решаются следующие задачи:
– укрепление здоровья;
– всестороннее физическоеразвитие;
– привитие интереса к занятиям;
–приобретение разностороннейфизической подготовленности на основе комплексных упражнений, подвижных испортивных игр;
– обучение основам техники итактики;
– привитие навыков участия вигровом процессе и соревновательной деятельности;
– отбор способных детей вучебно-тренировочные группы.
На этапе начального обучениязанятия должны быть направлены в основном, на развитие общей физическойподготовленности с широким использованием разнообразных и доступных средств сцелью выявления задатков учащихся.
Ожидаемые результаты обучения попрограмме «Молодецкие забавы»
После обучения по программе у учащихся будут:
· сформированы умениявыполнения новых видов двигательных видов деятельности в подвижных играх;
· знания о требованиях инормах физической подготовленности, спортивной классификации;
· знания об истории и развитииподвижных народных игр, их назначения;
· сформированы уменияиспользовать физические упражнения с целью индивидуального физическогоразвития;
· сформированы уменияоценивать уровень своего здоровья, физического развития, двигательнуюподготовленность и в соответствии с этим решать задачи личного физическогосовершенствования;
· развиты координационные способности:ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота иточность реагирования на сигналы, согласованность движений, ритм, равновесие,точность воспроизведения основных параметров движений и кондиционные(скоростно-силовые, скоростные, выносливость, сила и гибкость) способности;
· сформирован индивидуальныйдвигательный режим;
· сформированы навыкисамоконтроля и самоорганизации;
· сформированы нравственныекачества: упорство и настойчивость, стремление к достижению цели, взаимопомощьи взаимовыручка, умение выходить из конфликтных ситуаций во время игры.
Ведущими методами обучения, рекомендуемымиданной программой являются:
· словесные методы,создающие у учащихся предварительное представление об изучаемом движении. Дляэтой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания; команды,распоряжения, указания, подсчет и т.д;
· наглядные методы –применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядныхпособий, видеофильмов.
· практические методы: методупражнений, игровой метод, соревновательный;
· методупражнений, который предусматривает многократное повторение движений.
Занятия проводятся на основеследующих методических принципов:
а) Принцип сознательности иактивности. Каждый обучающийся должен вполне сознательно выполнитьпоставленные перед ним задач.
б) Принципнаглядности. Наиболее доходчивая форма обучения. На конкретных наглядныхпримерах обучающиеся должны более качественно усваивать необходимый материал.
в) Принцип доступности (отизвестного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого ктрудному). Материал подбирается доступный для усвоения на основе ужеимеющихся знаний.
г) Принцип систематичностизанятий. Успех в освоении определённых знаний, умений и навыковосновывается на их систематическом закреплении.
д) Принцип постепенногоповышения требований. Улучшение качества выполнения упражнений можноожидать, только постепенно увеличивая нагрузку и повышая требования.
Для решения перечисленных задач важное значение имеетраспределение времени по видам подготовки для составления документовпланирования на год, месяц, неделю.
Уровни обучения:
На стартовом уровне обучения основноевнимание уделяется физической и технической подготовке (в начале года – 60 — 70%на физическую подготовку, во второй половине года рекомендуется увеличитьколичество часов на техническую подготовку).
На базовом уровне обучения происходитлогическое продолжение изучения технического, тактического арсенала ифизической подготовленности занимающихся (уменьшается количество часов нафизическую подготовку и увеличивается – на техническую).
На продвинутом уровне обучения преобладаеттехнико-тактическая подготовка, знакомство с игровой специализацией по функциямигроков. В годичном цикле учебно-тренировочных занятий уменьшается объем общей физическойи технической подготовки и увеличивается объем тактической подготовки.
Требования к знаниям и умениям:
Кконцу прохождения программы дети должны:
· повыситьуровень физической и функциональной подготовленности;
· уметь выполнятьсложно-координационные специальные физические упражнения;
· знать правилаповедения на спортивных площадках, в общественных местах;
· знать основныеправила игр;
· иметьпредставления о безопасности жизнедеятельности, о профилактике травматизма;
· владеть спортивнойтерминологией (в рамках программы);
· сформировать всебе мотивацию формирования здорового образа жизни;
· воспитать всебе личностные качества, такие как целеустремленность, конкурентноспособность,упорство и т. д.
· владеть индивидуальныминавыками работы с инвентарем
· уметьприменять в игре тактические командные взаимодействия в нападении и защите;
Диагностический инструментарий.
В течение учебного года педагогпроводит поэтапную диагностику
успешности усвоения программногоматериала:
I этап (стартовый) –проверка знаний и умений учащихся на начальном этапе освоения программы(входной контроль проводится на первом вводном занятии путем проведениясобеседования, анкетирования или тестирования с последующим анализом результатов).Позволяет выявить уровень подготовленности
и возможности обучающихся для занятия данным видом деятельности.
II этап (текущий) -проводится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоенииматериала и развитии обучающихся.
III этап (итоговый) –проводится в конце срока обучения по и позволяет оценить уровень результативностиусвоения программы за год.
Форма проведения:тестирование, сдача контрольных нормативов.
Для реализации программыиспользуются различные тестирования физической подготовленности и физического развития,тестирование специальной
физической подготовленности, зачеты усвоениюзнаний теоретических основ физической культуры и спорта, навыков здоровогообраза жизни.
Виды контроля:
— тренировочныезанятия;
— беседы, учебныеигры;
— тестирование;
— участие всоревнованиях, контрольных играх;
Способыопределения результативности реализации программы
1. Опрос учащихся попройденному материалу.
2. Наблюдение заучащимися во время тренировочных игр и соревнований.
3.Тестирование общефизической,специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки.
4. Тестирование потеоретическому материалу.
5. Контрольсоблюдения техники безопасности.
6. Контрольные игры сзаданиями.
7. Выполнениеотдельных упражнений с заданиями.
8. Контроль выполненияустановок во время тренировок и соревнований.
9. Результатысоревнований.
2.3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(занятия 1 раз в неделю по 2 часа)
п/п № |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Теоретическая подготовка 1.Техника безопасности на занятиях в секции молодецкие забавы. 2. История возникновения и социальные смыслы народных подвижных игр. 3.Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание. 4. Место занятий, оборудование и инвентарь. |
1 |
1 |
— |
2. |
Физическая подготовка 1.Общая физическая подготовка |
5 |
— |
5 |
2.Специально-физическая подготовка на основе подвижных игр. |
5 |
— |
5 |
|
3. |
Техническая подготовка: 1. Приемы владения инвентарем (мячи, гибкие и жесткие палки, канаты) 2. Передача инвентаря (палки, мячи) вблизи 3. Удаленная передача инвентаря (палки, мячи) различными способами 4. Удары и броски различными способами |
11 |
1 |
10 |
4. |
Тактическая подготовка 1.Индивидуальные действия в нападении и защите 2. Групповые взаимодействия в нападении и защите |
6 |
1 |
5 |
5. |
Интегральная подготовка 1.Учебно — тренировочные игры 2. Соревновательные игры 3. Инструкторская практика |
4 |
— |
4 |
6. |
Медицинская подготовка 1.Профилактика травматизма 2.Первая помощь при спортивных травмах |
1 |
1 |
— |
7. |
Контрольные тесты |
1 |
— |
1 |
Итого: |
34 |
4 |
30 |
3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. УЧЕБНО-КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
п/п № |
Раздел, тема |
Количество часов |
Формы аттестации контроля |
Учебная неделя с сентября по май |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||||
1. |
Теоретическая подготовка 1.Техника безопасности на занятиях в секции молодецкие забавы. 2. История возникновения и социальные смыслы народных подвижных игр. 3.Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание. 4. Место занятий, оборудование и инвентарь. |
1 |
1 |
— |
— |
|
2. |
Физическая подготовка 1.Общая физическая подготовка |
5 |
— |
5 |
Контрольные упражнения |
|
2.Специально-физическая подготовка на основе подвижных игр. |
5 |
— |
5 |
Практическое задание |
|
|
3. |
Техническая подготовка: 1. Приемы владения инвентарем (мячи, гибкие и жесткие палки, канаты) 2. Передача инвентаря (палки, мячи) вблизи 3. Удаленная передача инвентаря (палки, мячи) различными способами 4. Удары и броски различными способами |
11 |
1 |
10 |
Практическое задание |
|
4. |
Тактическая подготовка 1.Индивидуальные действия в нападении и защите 2. Групповые взаимодействия в нападении и защите |
6 |
1 |
5 |
Практическое задание |
|
5. |
Интегральная подготовка 1.Учебно — тренировочные игры 2. Соревновательные игры 3. Инструкторская практика |
4 |
— |
4 |
— |
|
6. |
Медицинская подготовка 1.Профилактика травматизма 2.Первая помощь при спортивных травмах |
1 |
1 |
— |
Практическое задание |
|
7. |
Контрольные тесты |
1 |
— |
1 |
— |
|
Итого: |
34 |
4 |
30 |
|
|
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Теоретическаяподготовка.
Тема 1. Техникабезопасности на занятиях в спортивной секции по спортивным играм.
Правила поведенияна занятиях в спортивной секции на спортивной площадке и в спортивном зале.Требования к одежде для занятий спортивными играми на улице и в спортивномзале. Взаимоотношения игроков в команде.
Тема 2.. Историявозникновения и социальные смыслы народных подвижных игр. Возрастные особенностиподростков, инициация. Особенности проживания населения на территории России,взаимоотношения с соседними народами и кочевым населением степей. Навыки,необходимые молодежи для полноценного вхождения в общественную жизнь.
Тема 3. Гигиеническиезнания и навыки. Закаливание. Режим и питание.
Гигиена Общиепонятия о гигиене. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, душ,баня, купание). Гигиена сна.
Гигиеническиеосновы режима учебы, отдыха и занятий спортом. Режим дня. Значение правильногорежима для юного спортсмена. Гигиенические требования, предъявляемые к местамзанятий по спортивным играм.
Закаливание.Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличениясопротивляемости организма к простудным заболеваниям, роль закаливания взанятиях спортом. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха иводы) для закаливания организма.
Питание.Значение питания как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности иусвояемости пищи. Примерные суточные пищевые нормы спортсменов в зависимости отобъема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Вредное влияниекурения употребление спиртных напитков на здоровье и работоспособностьспортсмена.
Тема 4.Место занятий, оборудование, инвентарь.
Футбольное поле, открытыеспортивные площадки, спортивный зал для проведения занятий и соревнований поспортивным играм, требования к их состоянию и использованию. Уход заспортивными площадками.
Изготовление инвентаря изподручных материалов. Уход за спортивным инвентарем, подготовка их ктренировочным занятиям и играм.
Требования к спортивной одежде иобуви для занятий в спорт зале и на уличной спортивной площадки, уход за ними.
Физическаяподготовка
1. Общая физическаяподготовка
1.1. Общеразвивающиеупражнения: элементарные на месте и в движении (из положения стоя, лежа, сидя);упражнения в парах и группах (с весом собственного веса, с партнером);упражнения с мячами, палками, канатами; упражнения на снарядах (подтягивание,опорный прыжок).
1.2. Подвижныеигры: эстафеты, полосыпрепятствий.
1.3. Бег на короткиедистанции (30 м, 60 м, 100 м).
1.4. Силовая подготовка (приседания, приседание свесом, выпрыгивания из приседа подъём, отжимание, отжимания от скамейки, прыжкичерез препятствие, прыжки через скакалку, упражнения для укрепления мышцбрюшного пресса, грудины, спины; подтягивание и т.д.)
2. Специальнаяфизическая подготовка
2.1. Упражнения дляразвития быстроты движений игрока (челночный бег, бег на короткие отрезки 15м, 20м,30м, бег с высоким подниманием бедра на месте и в движении, старт из различныхположений, бег по ориентирам, елочка).
2.2. Упражнения дляразвития специальной выносливости игрока (челночный бег 10х10м, 4х15м, броски мячей,палок с разных дистанций в течение 3,5 минут, 2.3. Упражнения для развитияскоростно-силовых качеств игрока, прыжки по 1 мин на прямых ногах с отягощением,выталкивание из круга: спиной, боком, грудью (без помощи рук); отталкивание отпола при отжимании на прямых руках, хлопок во время отталкивания);
2.5. Упражнения дляразвития ловкости игрока
· Команднаяэстафета в беге на руках с катанием мяча перед собой.
· Передачимяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.
· Передачи мячав парах с сопротивлением.
· Прыжкичерез барьеры с ловлей и передачей мяча, катящийся мяч.
· Полосапрепятствий с мячом.
3. 1. Техническая подготовка в играх с инвентарем
3.1.1. Упражнения смячом
3.1.2 Упражнения с палками(гибкими и жесткими)
3.1.3. Упражнения с легкимипредметами (листами, свечами и т.п.)
3.1.4. Упражнения с канатами(мячом на канате)
3.2. Техническая подготовка виграх без инвентаря
4. Тактическая подготовка
4.1. Индивидуальные действияв нападении и защите
4.1.1. Позы, обеспечивающиеустойчивость и маневры, с предметами и без.
4.1.2. Маневры, выпады иповороты.
4.1.3. Статические упражненияна устойчивость
4.2. Групповые взаимодействия внападении и защите
4.2.1. Групповые игры,формирующие навык командообразования и разделения ролей в команде.
4.2.2. Строй, приемы иманевры строем, место командира в игре, знамя и знаменосец
4.2.3. Подвижные игры сиспользованием навыков работы в строю (строем).
5. Медицинская подготовка
Тема 1. Врачебный контроль исамоконтроль.
Врачебный контроль при занятияхфутболом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля:вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные:самочувствие, сон, работоспособность, настроение.
Тема 2. Оказание первой помощи притравмах.
Понятие о травмах. Особенностиспортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно кзанятиям футболом. Оказание первой помощи. Раны и их разновидности.
6. Интегральная подготовка
Тема 1. Правила игры.
Изучение правил игры. Права иобязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности.Обязанности инструктора.
Тема 2. Организация и проведениесоревнований.
Значение спортивных соревнований.Виды соревнований. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием, смешанная, ихособенности. Положение о соревнованиях. Составление календаря игр. Оценкарезультатов игр.
7. Контрольные тесты.
3.3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы требуется наличие:
— спортивный зал;
— спортивнаяплощадка на открытом воздухе на территории образовательной организации дляпроведения занятий в осенне-весений период;
— мячи для футбола, набивные мячинебольшого диаметра;
— гибкиепалки, жесткие палки, изготовленные из дерева, из пластиковой трубы с изоляциейи защитой от травм;
— канат
— плоскиесвечи, «рассыпные принадлежности»
— пластиковыебутылки объемом 5 или 8 литров
Спортивная сменная обувь и одежда.
Кадровое обеспечение — педагоги дополнительного образованияфизкультурно-спортивной направленности, соответствующий Профессиональномустандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждёнприказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Педагог должен владеть необходимойпрофессиональной компетентностью для реализации программы: имеет опыт работы собучающимися данного возраста, имеет навык организации образовательнойдеятельности обучающихся, обладает сформированными социально ориентированнымиличностными качествами (ответственность, доброжелательность,коммуникабельность, целеустремленность, эмпатия, тактичность и др.), а такжеобладает необходимым уровнем знаний
и практических умений в соответствующей предметной области.
3.4. СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Детский тренер.М.: № 3, 2006 г, 102-143 с.
2. Погадаев Г. И.Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС, 2013.
3. Былеев Л.В.,Сборник подвижных игр. – М., 1990.
4. Васильков Г.А., Отигр к спорту. – М., 1985
5. Жуков М.Н.,Подвижные игры. – М., 2000
6. Железняк М.Н.,Спортивные игры. – М., 2001
7. Коротков И.П.,Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
8. Литвинов М.Ф.,Русские народные подвижные игры. – М., 1986.
9. Осокина Т.И.,Детские подвижные игры. – М., 1989.
10. Портных Ю.И.,Спортивные и подвижные игры. – М., 2004г.
11. «Сценариипраздников для детей и взрослых. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.
Литература дляобучающихся
1. А.Ю. Патрикеев «Подвижныеигры». – М.; ВАКО,2007.
2. Игры народов СССР./сост.Л.В. Былеева, В.М. Григорьев. – М.: ФиС, 1985.
3. Казаков С.В. «Спортивныеигры». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004г.
4. Кильпио Н.Н. 80 игр. – М.:Просвещение, 1973
5. Литвинова М.Ф. Русскиенародные подвижные игры./ Под. ред Л.В. Руссковой. – М.: Просвещение,1986