X-PDF

Дополнительная общеразвивающая программа туристко-краеведческой направленности Рекреационные ресурсы Свердловской области

Поделиться статьей

Муниципальное казенное общеобразовательноеучреждение

«Горбуновская средняя общеобразовательнаяшкола»

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная

общеразвивающая программа

туристско-краеведческое направление

«Рекреационные ресурсы Свердловскойобласти»

Уровень — модифицированная

Возраст учащихся- 15 – 18 лет

Срок реализации — 2 год

 

 

 Программусоставил:

                                    учительБузина Т.А.

 

    

 

 

 

 

 

 

с. Горбуновское

2023                                                                

Структура программы 

Раздел № 1. «Комплексосновных характеристик  программы»

1.1. Пояснительнаязаписка……………………………………………………..

1.2. Цель и задачипрограммы………………………………………………….

1.3. Планируемые результаты…………………………………………………

1.4. Содержание программы…………………………………………………..

Раздел № 2. «Комплексорганизационно – педагогических условий»

2.3 Календарный учебныйграфик…………………………………………….

2.2. Условия реализациипрограммы…………………………………………..

2.3. Формыаттестации………………………………………………………….

2.4. Оценочныематериалы……………………………………………………..

2.5. 2.1Методическиематериалы………………………………………………

Аннотация………………………………………………………………….…….

Сведения оразработчике………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХХАРАКТЕРИСТИК

ПРОГРАММЫ

1.1.   Пояснительная записка

Программа разработана в соответствиис нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении порядка организации иосуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательным программам»; 

Приказ от 30 сентября 2020 года N 533«О  внесении  изменений  в Порядок  организации  и  осуществленияобразовательной  деятельности  по  дополнительным  общеобразовательнымпрограммам,  утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерацииот 9 ноября 2018 г. N 196;

Постановление Главногогосударственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Обутверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к организациям воспитание и обучения, отдыха и оздоровления детей имолодёжи»;

Концепция развития дополнительногообразования детей (утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г.№1726-р);

Федеральный проект «Успех каждогоребенка» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитиюи национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015г.№09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями попроектированию дополнительных общеразвивающих программ);

Распоряжение Министерства просвещенияРоссийской Федерации от 17 декабря 2019 г № Р — 136 «Об утвержденииметодических рекомендаций по приобретению средств обучения и воспитания в целяхсоздания новых мест в образовательных организациях различных типов для реализациидополнительных общеразвивающих программ всех направленностей в рамкахрегиональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей ирезультата федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта«Образование» и признании утратившим силу распоряжения Министерства просвещенияРосссии от 1 марта 2019 г. № Р – 21 «Об утверждении рекомендуемого перечнясредств для создания новых мест в образовательных организациях различных типовдля реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей»;

Целевая модель развития региональныхсистем дополнительного образования детей (Утверждена Приказом Министерствапросвещения РФ от 03.09.2019 № 467);

Письмо Министерства просвещения РФ от19.03.2020 № ГД – 39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализацииобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общегообразования и дополнительных общеобразовательных программ с применениемэлектронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

Конвенция о правах ребенка (резолюция44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от  20.11.1989г.);

Локальные акты учреждения.

Данная программа дополнительногообразования относится к программам туристско-краеведческой направленности.

Форма организации: групповая.

Предметные области программы: туризм,краеведение, география, история, этнография.

Актуальность программы. Особый акцентв программе уделяется рекреационным ресурсам Свердловской области,этнографическим и краеведческим исследованиям. По программе изучается культураи быт, даются общие знания об истории и культуре Свердловской области. Изучениематериала помогает учащимся видеть красоту в природе, находить прекрасное внародном творчестве, а также повышает уровень культуры школьника, увеличиваетразносторонность его знаний, приобщает к самостоятельной исследовательскойработе.

Отличительные особенности. Программаимеет свои отличительные особенности:

— опора на поисково-собирательскуюдеятельность как основной источник знаний;

— использование социальных сетей с цельюпопуляризации историко- культурного наследия Свердловской области в рамкахкраеведческих исследований;

—  географии и  рекреационныхресурсов Свердловской области.

         — использование этнографии как средства формирования уважительного отношения кмалым народам, их культуре и традициям.

Программа имеет модифицированный уровень, так как предполагает использование и реализацию таких форм организацииматериала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамкахсодержательно-тематического направления программы.

Адресат программы. Программапредназначена для обучающихся в возрасте от 15-18 лет. Подростковый возраст –это время, когда формируется самосознание в обществе, знание норм поведения иобщения. Подросток особенно интересуется социальными вопросами, ценностями,устанавливается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своихспособностей. Малыш способен дифференцировать то, что ему действительно интересно,чем он хотел бы заниматься в будущем. Ребенок достигает успехов в конкретнойсфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь.

Наполняемость групп и особенностинабора учащихся. Количество детей в группе 10 — 15 человек, имеющих медицинскийдопуск к занятиям туризмом (СанПиН 2.4.4.3172-14). Приём учащихсяосуществляется на основании письменного заявления одного из родителей (законныхпредставителей) или учащихся достигших 14 лет.

Состав группы – постоянный. Формыорганизации обучения: очная.

Программа рассчитана на 2 годобучения. Общее количество часов: 108.

Режим занятий, периодичность ипродолжительность

Общее количество часов в неделю – 3часа. Продолжительность одного академического часа — 40 мин.

По учебному:

1 год обучения 20 час теории и 33часа отводится на практику.

2 год обучения 21 час теории и 34часа отводится на практику.

Особенности организацииобразовательного процесса

Программа реализуется в условияхобщеобразовательного учреждения.

Содержание и условия реализацииобразовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальнымособенностям учащихся.

В рамках реализации дополнительнойобщеобразовательной программы создаются условия для вовлечения детей в туристскуюи краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, так ирекреационных ресурсов Свердловской области:

Лечебные природные ресурсы и курорты

— Месторождения минеральных вод

— Месторождения лечебных грязей.

Ресурсы экскурсионного туризма

— Экспозиции музеев.

Памятники истории, архитектуры,искусства, археологии

— Памятники природы.

Ресурсы спортивного испециализированного туризма.

Ресурсы религиозного/ паломническоготуризма

— Храмы и соборы

— Монастыри

— Святые источники

В целом посредством организациипоходно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и другихпрофильных форм работы, обеспечивается междисциплинарный подход в частиинтеграции с различными областями знаний, оказывается содействие формированию уучащихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием вусловиях природной и городской среды, создаются условия для воспитания иразвития личности, а также для социализации обучающихся.

Усилена воспитательная составляющая всодержании программы, которая реализуется на основе духовно-нравственныхценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Педагогическая целесообразность.Исследовательская деятельность по изучению и познанию своего края и любовь кнему открывает ребенку богатства культуры своего Отечества и способствуетвоспитанию полноценного гражданина России. Нельзя воспитать человека будущего,нравственно богатого, которому незнакомо прошлое его Родины. Через региональныйкомпонент происходит прикасание к изучению исторического прошлого и настоящего.

1.2.   Цель и задачи программы

Цель программы: создание единогосборника рекреационных ресурсов Свердловской области.

Поставленная цель реализуется черезрешение конкретных задач:

обучающие:

— познакомить учащихся с историей,культурой, объектами культурного наследия, природой, географическимиособенностями малой родины  и Свердловской области;

— обучать учащихся правилам поведенияпри общении с природой и окружающими людьми;

— формировать основные умения инавыки по организации и ведению учебно-исследовательской работы;

развивающие:

— развивать самостоятельность иинициативу в сборе краеведческого материала для учебно-исследовательскойработы;

— развивать культуру речи иувеличение словарного запаса учащихся;

— развивать у учащихся познавательнуюи социальную активность, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать,анализировать;

воспитательные:

        — воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;

        — воспитывать уважение, познавательный интерес к традициям своего родного края,народов Урала на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, историческихи национально-культурных традиций.

1.3.   Содержание программы

Учебный (тематический) план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

1 год обучения

 

всего

теория

практика

 

Введение «Край в котором я

живу».

2

1

1

Тест

1.Основные сведения о Свердловской области.

15

5

10

Творческие задания, работа с контурной картой, творческая работа, викторина

«Знаешь ли ты свой город»

1.1. Административные границы Свердловской области

2

1

1

1.2. Символика Свердловской области: герб, флаг, гимн

3

1

2

1.3. Символика города Талица

2

1

1

1.4. Обзорная экскурсия по городу Талица. Правила поведения на экскурсии

2

2

1.5. Города Свердловской области

6

2

4

2.Коренные жители области

6

2

4

Устный опрос, творческая работа, викторина «Коренные народы Урала – манси и коми»

2.1. Манси. Особенности образа жизни, традиции и обычаи

3

1

2

2.2. Коми. Особенности образа жизни и их традиции

3

1

2

3. Исследователи Урала

8

3

5

Устный опрос, познавательная игра «Исследователь»

3.1. Исследователи Урала.

П.И. Рычков

2

1

1

3.2. Исследователи Урала.

П.С. Паллас

2

1

1

3.3. Исследователи Урала.

Лепехин И.И.

4

1

3

 

 

 

 

 

1.     Родословие

12

2

10

Творческая работа

«Моё генеалогическое дерево»

 

 

 

 

 

4.1.  Поколение, потомки, предки

2

1

1

4.2. История моей семьи

2

1

1

4.3. Семейный альбом. Знаменитые

люди нашего рода

2

2

4.4. Профессии моих родителей,

моих предков

2

2

4.5. Музей моей семьи: семейные реликвии

2

2

4.6. Семейные предания, фольклор

2

2

5.      Земляки

12

4

8

Краеведческое лото «Земляки».

5.1. Герои Советского Союза — Таличане

3

1

2

5.2.Таличане, полные кавалеры

ордена Славы

3

1

2

5.3. Почетные граждане Талицкого ГО

6

2

4

2 год обучения

6.Полезные ископаемые Свердловской области

6

4

2

Устный опрос, познавательная игра «Отгадай полезное ископаемое».

6.1. Основные месторождения полезных ископаемых

3

2

1

6.2. Основные полезные ископаемые

3

2

1

7.Реки и озера Свердловской

области

8

3

5

Устный опрос, познавательная игра «Водоёмы Свердловской области».

7.1. Реки Свердловской области (Тура, Уфа, Чусовая).

3

1

2

7.2. Реки Свердловской области

(Исеть, Тавда, Пышма)

3

1

2

7.3. Озера Свердловской области.

(Пелымский Туман, Большая Индра Большой Вагильский Туман)

2

1

1

8.Растительный мир Свердловской области

10

5

5

Устный опрос, познавательная игра «Что в лесу растет», «По лесным тропинкам», игра «Умники и умницы».

8.1. Лес – природное сообщество.

Деревья Свердловской области

4

2

2

8.2. Кустарники и травы Свердловской области.

4

2

2

8.3. Красная книга. Исчезающие виды растений Свердловской области

2

1

1

9.      Животный мир Свердловской области

8

4

4

Устный опрос, познавательная игра «Эти удивительные животные», игра

«Умники и умницы».

9.1. Звери

2

1

1

9.2. Птицы

2

1

1

9.3. Насекомые

2

1

1

9.4. Красная книга. Исчезающие

виды животных.

2

1

1

10.Рекреационные ресурсы Свердловской области

14

6

8

Творческая работа.

10.1 Рекреационные ресурсы Свердловской области

2

1

1

Краеведческое лото «Рекреационные ресурсы Свердловской области».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.2. Достопримечательности города Талица

2

1

1

10.3. Лечебные природные ресурсы и курорты. (Месторождения минеральных вод и лечебных грязей).

2

1

1

10.4. Ресурсы экскурсионного туризма (памятники истории, архитектуры, памятники природы, музеи)

2

1

1

10.5. Ресурсы религиозного (паломнического) туризма. Храмы, соборы, монастыри, святые источники, историко-архитектурный музей-заповедник Верхотурье

2

1

1

10.6. Ресурсы экологического туризма.  Памятники природы, лесные и природные парки, заповедники

 

2

1

1

10.7. Проекты

«Достопримечательности Свердловской области »

2

2

11. Этнография и

современность

7

2

5

Практическая работа

«Этнография и современность».

11.1. Этнография в процессе туристско-краеведческой деятельности.

2

2

11.2. Собирание и фиксация этнографических материалов

2

1

1

11.3. Историко-этнографический маршрут (экскурсия по выбранной участниками экспозиции из музейных предметов)

3

1

2

Итоговое занятие «Наш край

родной»

1

1

тест

Итого:

108

41

67

 

Содержание учебного(тематического плана)

1 год обучения

Введение в программу «Край в которомя живу». (2 ч.)

Теория. Основные краеведческиепонятия. Практическая часть. Вводное тестирование. Форма контроля: тест.

Раздел 1. Основные сведения оСвердловской области. (15 ч.)

1.1.   Административные границыСвердловской области. (2 ч.)

Теория. На западе область граничит сПермским краем, на севере с Республикой Коми, на северо-востоке сХанты-Мансийским автономным округом — Югрой, на востоке с Тюменской областью,на юго-востоке с Курганской, на юге с Челябинской областью, а на юго-западе сБашкирией. Практическая часть. Работа с контурной картой Свердловской области.

1.2.   Символика Свердловскойобласти: герб, флаг, гимн. (3 ч.)

Теория. Герб, флаг, гимн Свердловскойобласти.

Практическая часть. Творческиезадания по номинациям: поэзия, сказка, эссе.

1.3.   Символика города Талица. (2ч.)

Теория. Герб, флаг, гимн городаТалица.

Практическая часть. Творческиезадания по номинациям: поэзия, сказка, эссе.

1.4.   Обзорная экскурсия по городуТалица. Правила поведения на экскурсии. (2 ч.)

Теория. Историческое прошлое,месторасположение города на карте Свердловской области, районы города, главныедостопримечательности города, основные предприятия города. Правила поведения наэкскурсии.

Практическая часть. Викторина «Знаешьли ты свой город».

1.5.   Города Свердловской области.(6 ч.)

Теория. Физико-географическаяхарактеристика городов на карте Свердловской области. История образованиянекоторых городов: Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск.

Практическая деятельность: Работа попрезентации «Города Свердловской области».

Формы контроля: тест, творческиезадания, работа с контурной картой, творческая работа, викторина «Знаешь ли тысвой город».

Раздел 2. Коренные жители области. (6ч.)

2.1.   Манси. Особенности образажизни, традиции и обычаи. (3 ч.)

Теория. Манси-коренные жители Урала.История заселения территории коренными жителями, их быт, основные занятия,традиции, народное творчество. Роль коренного населения в развитии Урала.

Практическая деятельность: Анализвидео презентаций некоторых обрядов манси. Работа с атласом для школьников поСвердловской области.

2.2.   Коми. Особенности образа жизнии их традиции. (3 ч.)

Теория. Коми-коренные жители Урала.История заселения территории коренными жителями, их быт, основные занятия,традиции, народное творчество. Роль коренного населения в развитии Урала.

Практическая деятельность: Анализвидео презентаций некоторых обрядов коми. Работа с атласом для школьников поСвердловской области.

Формы контроля: устный опрос,творческая работа, викторина «Коренные народы Урала — манси и коми».

Раздел 3. Исследователи Урала. (8 ч.)

 3.1.  Исследователи Урала. П.И.Рычков (2 ч.)

Теория. Выдающийся исследовательУрала: П.И. Рычков. Его роль в изучении и развитии Урала.

Практическая деятельность. Работа скартой атласа для школьников по Свердловской области «Пути исследователейУрала».

3.2.   Исследователи Урала. П.И.Рычков (2 ч.)

Теория. Выдающийся исследовательУрала: П.С. Палас. Его роль в изучении и развитии Урала.

Практическая деятельность. Работа скартой атласа для школьников по Свердловской области «Пути исследователейУрала».

3.3.   Исследователи Урала. П.И.Рычков (4 ч.)

Теория. Выдающийся исследовательУрала: Лепехин И.И. Его роль в изучении и развитии Урала.

Практическая деятельность. Работа скартой атласа для школьников по Свердловской области «Пути исследователейУрала».

Формы       контроля:   устный       опрос,        познавательная   игра

«Исследователь».

Раздел 4. Родословие. (12 ч.)

4.1.   Поколение, потомки, предки. (2ч.)

Теория. Основные понятия: «поколение»,«потомки», «предки». Родственные связи. Степени родства в семье. Семейныйальбом. Знаменитые люди нашего рода. Преемственность в семье.

Практическая деятельность. Подготовкарассказов о своей семье.

Демонстрация семейного альбома.

4.2.   История моей семьи. (2 ч.)

Теория. Основные понятия: род, родня,родные. История рода.

Практическая деятельность. Подготовкарассказов о членах своей семьи.

4.3.   Семейный альбом. Знаменитыелюди нашего рода. (2 ч.)

Теория. Роль отца и роль матери всемье. Дружба и взаимовыручка в семье. О бабушках и дедушках. Краткиеавтобиографические сведения о родителях, их профессии, интересы, увлечения.

Практическая деятельность. Подготовкарассказов о членах своей семьи. Демонстрация семейного альбома. Составлениегенеалогического дерева.

4.4.   Профессии моих родителей, моихпредков. (2 ч.)

Теория. Профессии моих родителей,моих предков.

Практическая деятельность.Представление рассказов о профессиях своих родителей, предков.

4.5.   Музей моей семьи: семейныереликвии. (2 ч.)

 

Теория. Понятие «Семейная реликвия»,семейные реликвии.

Практическая      деятельность.      Представление    мини докладов    осемейных реликвиях с демонстрацией презентаций.

4.6.   Семейные предания, легенды,фольклор. (2 ч.)

Теория. Семейные предания, легенды,фольклор.

Практическая деятельность.Представление семейного фольклора, преданий, легенд.

Форма контроля: творческая работа«Моё генеалогическое дерево».

Раздел 5. Земляки. (12 ч.)

5.1.   Герои Советского СоюзаТаличане. (3 ч.)

Теория. Таличане — Герои СоветскогоСоюза (Кузнецов Н.И., Кирилюк В.В., Гробов А.А., Аникин Н.А., Маюров И.И.,Тегенцев В.П., Исламов Ю.В.).

Практическая деятельность. Тест «Моиземляки-герои».

5.2.   Таличане, полные кавалерыордена Славы. (3 ч.)

Теория. Таличане, полные кавалерыордена Славы (Здебчинский В.С., Богданов М.Н.,).

Практическая деятельность. Тест «Моиземляки-герои».

5.3.   Почётные граждане ТалицкогоГО. (6 ч.)

Теория. Почётные граждане ТалицкогоГО (Ельцин Борис Николаевич, Аксёнова Галина Гавриловна, Аминов ЕвгенийИбрагимович, Воложанина Людмила Петровна, Бабушкина Людмила Валентиновна, ЗязевВладимир Николаевич, Ивачев Константин Фаддеевич, Вепрев Геннадий Семёнович).

Практическая деятельность. Творческаяработа «Мои земляки – герои».

Форма контроля: краеведческое лото«Земляки».

2 год обучения

Раздел 6. Полезные ископаемыеСвердловской области. (6 ч.)

6.1.   Основные месторожденияполезных ископаемых (3 ч.)

Теория. Основные месторожденияполезных ископаемых в городах и районах Свердловской области.

Практическая деятельность. Работа постраницам атласа для школьников по Свердловской области.

6.2.   Основные полезные ископаемыеобласти. (3 ч.)

Теория. Основные полезнымиископаемыми нашей области, их свойства, практическая значимость для развитияСвердловской области.

Практическая деятельность.Определение полезных ископаемых по виду и свойствам. Работа с картой «Основныеместорождения полезных ископаемых Свердловской области». Определениеместонахождения месторождений, нанесение их на карту.

Формы контроля: устный опрос,познавательная игра «Отгадай полезное ископаемое».

Раздел 7. Реки и озера Свердловскойобласти. (8 ч.)

7.1.   Реки Свердловской области(Тура, Уфа, Чусовая). (3 ч.)

Теория. Знакомство с основными рекамиСвердловской области, их протяженностью, толкованиями названий, характеромтечения, питания, местоположением.

Практическая деятельность. Работа скартой, нанесение рек на картосхему «Реки Свердловской области».

7.2.   Реки Свердловской области(Исеть, Тавда, Пышма). (3 ч.)

Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

Теория. Знакомство с основными рекамиСвердловской области, их протяженностью, толкованиями названий, характеромтечения, питания, местоположением.

Практическая деятельность. Работа скартой, нанесение рек на картосхему «Реки Свердловской области».

7.3.   Озёра Свердловской области.(Пелымский Туман, Большая Индра Большой Вагильский Туман и т.д.) (2 ч.)

Теория.      Теория.      Знакомство с        большими  озёрами     Свердловскойобласти, их площадью, толкованиями названий, местоположением.

Практическая деятельность. Тестовыезадания «Озера нашего края».

Формы       контроля:   устный       опрос,        познавательная   игра  «ВодоёмыСвердловской области».

Раздел 8. Растительный мирСвердловской области. (10 ч.)

8.1.   Лес-природное сообщество.Деревья области. (4 ч.)

Теория. Деревья Свердловской области.Хвойные и лиственные деревья.

Практическая      деятельность.      Составление        презентаций«Деревья нашего края».

8.2.   Кустарники и травыСвердловской области. (4 ч.)

Теория. Кустарники и травыСвердловской области.

Практическая      деятельность.      Работа        с        природнымматериалом, изготовление поделок для выставки.

8.3.   Красная книга. Исчезающие видырастений Свердловской области. (2 ч.)

Теория. Редкие и исчезающие видырастений области.

Практическая деятельность. Сборфотоматериала о редких растениях области. Рисование редких растений в тетрадь.

Формы контроля: устный опрос,познавательная игра «Что в лесу растет», «По лесным тропинкам», игра «Умники иумницы».

Раздел 9. Животный мир Свердловскойобласти. (8 ч.)

9.1.   Звери. (2 ч.)

Теория. Животный мир Свердловскойобласти. Классы животных. Виды оленей. Хищные и другие животные.

Практическая      деятельность.      Кроссворд «ЗвериСвердловской области». Практическая работа в тетрадях.

9.2.   Птицы. (2 ч.)

Теория. Птицы Свердловской области.Виды птиц. Оседлые и перелетные птицы. Хищные птицы, промысловые птицы.

Практическая деятельность.Составление презентаций по теме. Сбор фотоматериала и записи наблюдений оптицах Свердловской области.

9.3.   Насекомые. (2 ч.)

Теория. Виды насекомых Свердловскойобласти.

Практическая деятельность.Составление презентаций по теме. Сбор фотоматериала с описанием о насекомыхСвердловской области.

9.4.   Красная книга. Исчезающие видыживотных. (2 ч.)

Теория. Животные, внесенные в Краснуюкнигу Свердловской области. Практическая      деятельность.      Составление        презентации«Красная книга Свердловской».

Формы       контроля:   устный       опрос,        познавательная   игра«Эти удивительные животные», игра «Умники и умницы».

Раздел 10. Рекреационные ресурсыСвердловской области. (14 ч.)

10.1. Введение рекреационные ресурсыСвердловской области. (2 ч.)

Теория. Историческое прошлое.Географические особенности. Природные ресурсы.

Практическая деятельность.Составление презентации «Богатство родного края».

10.2. Достопримечательности городаТалица. (2 ч.)

Теория. Достопримечательности городаТалица. (Винокуренный завод Поклевский – Козел не действует, УсадьбаПоклевских-Козелл, Музей разведчика Николая Кузнецова, Национальный парк«Припышминские боры», Церковь Петра и Павла)

Практическая деятельность. Тест «Достопримечательностигорода Талица».

10.3. Лечебные природные ресурсы икурорты. (Месторождения минеральных вод и лечебных грязей) (2 ч.)

Теория. Лечебные природные ресурсы икурорты.( курорты Курьи, Самоцвет и Нижние Серги, имеются курортные местности Глядены,Иргина, Липовка, Обухово, Руш, Тавда, Талица, Туринск.)

Практическая деятельность.  Тест«Месторождения минеральных вод и лечебных грязей».

10.4. Ресурсы экскурсионного туризма(памятники истории, архитектуры, памятники природы, музеи) (2 ч.)

Теория. Ресурсы экскурсионноготуризма (природный парк «Оленьи ручки», музей деревянного зодчества в НижнейСинячихе, дом-музей сказочника П. Бажова, места, связанные с гибелью последнегоимператора Николая II, Невьянская башня)

Практическая деятельность. Составлениепрезентации «Ресурсы экскурсионного туризма».

10.5. Ресурсы религиозного(паломнического) туризма. Храмы, соборы, монастыри, святые источники,историко-архитектурный музей-заповедник Верхотурье (2 ч.)

Теория. Ресурсырелигиозного/паломнического туризма (Свято-Троицкий собор, Свято — Николаевскиймужской монастырь, Храм на Крови, историко-архитектурный музей-заповедникВерхотурье)

Практическая деятельность.Составление презентации «Ресурсы религиозного/паломнического туризма».

10.6. Ресурсы экологического туризма.Памятники природы, лесные и природные парки, заповедники (2 ч.)

Теория. Ресурсы экологическоготуризма. Заповедники «Денежкин Камень» и «Висим», природные парки «Оленьиручьи», «Река Чусовая», «Бажовские места», «Малый Исток», заказники  «Горнощитский»,минералогические заказники «Сысертский» и Режевской

Практическая    деятельность.   Составление    презентации «Достопримечательности Свердловской области».

 

10.7. Достопримечательности городовнашей области (2 ч.)

Теория. Достопримечательности городовнашей области (Екатеринбург: Ипатьевский дом, Храм на Крови; Нижний Тагил,Каменск-Уральский).

Практическая    деятельность.   Составление    презентации «Достопримечательности края».

10.8. Проекты «ДостопримечательностиСвердловской области». (2 ч.)

Теория. ДостопримечательностиСвердловской области.

Практическая      деятельность.      Защита       проектов«Достопримечательности Свердловской области».

Формы   контроля:   творческая  работа.   Краеведческое   лото «Достопримечательности Свердловской области».

Раздел 11. Этнография исовременность. (7 ч.)

11.1. Этнография в процессетуристско-краеведческой деятельности. (2 ч.)

Теория. Понятие «этнография».Музейные экспонаты, экспозиции. Предметы или явления в их живой реальности, вкомплексе со всеми связями и в историческом развитии, в процессе которогоизменяется и их функция.

Практическая деятельность. Посещениевыставок, музеев.

11.2. Собирание и фиксацияэтнографических материалов. (2 ч.)

Теория. Научное описание экспоната.Способ изготовления предмета, социальная среда его бытования, народные обрядыили обычаи, атрибутом которых является данный предмет.

Практическая деятельность. Сборданных о предмете. Работа с фотоматериалами, с источниками информации исправочной литературой. Опрос населения, работа с информаторами. Составлениепаспорта предмета.

11.3. Историко-этнографическиймаршрут (экскурсия по выбранной участниками экспозиции из музейных предметов).(3 ч.)

Теория. Историко-этнографическиймаршрут (экскурсия по выбранной участниками экспозиции из музейных предметов).Маршрут экскурсии и объекты показа.

Практическая деятельность.Мини-экскурсия по выбранной участниками экспозиции из музейных предметов.

Формы контроля: Практическая работа«Этнография и современность».

Итоговое занятие «Наш край родной».(1 ч.)

Теория. Основные краеведческиепонятия.

Практика. Итоговое тестирование.

Форма контроля: тест.

1.4. Планируемые результаты

По окончании программы обученияучащийся знает:

— физико-географическое положениеобласти;

— основные полезные ископаемыеобласти;

— реки и города Свердловской области;

— наиболее типичных представителейживотного и растительного мира Свердловской области;

— основных представителей животного ирастительного мира Красной книги Свердловской области;

— коренные народы Урала

— символику Свердловской области;

— исследователей Свердловской областии их вклад в его развитие;

— особенности рельефа Свердловскойобласти;

умеет:

— работать с литературными и интернетисточниками, архивными материалами;

— владеть приёмами публичныхвыступлений при защите своих учебно- исследовательских работ;

— собирать краеведческий материал поопределенной тематике;

— наблюдать         и       описывать  предметы   материальнойкультуры, исторические памятники, события, традиции;

— работать с каталогами,краеведческой и справочной литературой, документами, архивными материалами;

— обобщать, систематизировать, делатьвыводы, заключения;

— составлять краткие сообщения, минидоклады;

— определять положение        области      накарте     России, показывать и называть границы Свердловской области;

— отличать основные полезныеископаемые области по виду;

— определять        наиболее    типичных   представителей   животныхпо внешнему виду, описанию;

— определять основные породы хвойныхи лиственных деревьев;

— различать малые народности Урала покостюмам и традициям.

В результате обучения по программеучащиеся приобретут такие личностные качества как:

— готовность        и       способность        обучающихся      ксаморазвитию  и личностному самоопределению;

— развитие компетенции «уметьучиться»;

— формирование национальной игражданской идентичности;

— сформированность мотивации кцеленаправленной познавательной деятельности;

— развитие  системы     значимых  социальных         имежличностных отношений.

В результате обучения по программе уучащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

— самостоятельность     в        планировании     и       осуществленииучебной деятельности;

— организация учебного сотрудничествас педагогами и сверстниками;

— способность      к        построению         индивидуальнойобразовательной траектории,

— владение  навыками   учебно-исследовательской,   проектной  исоциальной деятельности.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКСОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ

2.1.   Календарный учебный график

Программа стартового уровня   (108часов). Продолжительность учебных занятий 3 академических часа в неделю.Учебный процесс организован по учебным четвертям, разделенных каникулами. Втечение учебного года предусматриваются каникулы в объеме 30 дней. Конкретныедаты начала и окончания учебных четвертей и каникул ежегодно устанавливаютсягодовым календарных графиком, утверждаемым приказом директора школы.

2.2.   Условия реализации программы

Методическое обеспечение

Методы обучения: словесный,наглядный, репродуктивный, практический, частично-поисковый, метод проектов.

Формы       организации        учебного    занятия:     экскурсия,дидактическая         и познавательная игра, рассказ педагога, защита проекта,доклад.

Педагогические технологии: технологияразноуровневого обучения, игровая, здоровьесберегающая, проектная технология.

Педагогические технологии.

Технология многоуровневого обучения,в рамках которой предполагается различный уровень усвоения учебного материала,то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна вгруппах уровней А, В, С. Каждый обучающийся должен освоить изучение предметаотдельных предметов школьной программы на разных уровнях, но не ниже базовогоуровня, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личностикаждого ученика.

Технология проектной деятельностипредполагает:

• наличие проблемы, требующейинтегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

• практическую, теоретическую,познавательную значимость предполагаемых результатов;

•   самостоятельную деятельностьвоспитанника;

• структурирование содержательнойчасти проекта с указанием поэтапных результатов;

• использование исследовательскихметодов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования,выдвижение гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформлениеконечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов,корректировка, выводы.

• систему мер по охране и укреплениюздоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды иусловия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.

Здоровьесберегающая технология это:

1. условия обучения ребёнка в школе(отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения ивоспитания);

2. рациональная организация учебногопроцесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными игигиеническими требованиями);

3. соответствие физической и учебнойнагрузки возрастным возможностям ребёнка;

4. необходимый, достаточный ирационально организованный двигательный режим ребёнка.

Игровые технологии.

Игра, наряду с работой и обучением,является одним из видов деятельности не только ребенка, но и взрослогочеловека. В игре воссоздаются условия ситуации, какой-то деятельности,социального опыта, в результате чего формируется и совершенствуетсясамоконтроль своего поведения. В современной школе, ориентированной наактивизацию и интенсификацию учебного процесса, азартные игры используются вследующих случаях:

— в качестве самостоятельнойтехнологии;

— как элемент педагогическойтехнологии;

— в качестве формы урока или егочасти;

— его внеклассной работе.

Место и роль игровой технологии, ееэлементов в образовательном процессе во многом зависят от понимания учителемфункции игры. Эффективность дидактических игр зависит, с одной стороны, от ихсистематического использования, а с другой — целенаправленного построения ихпрограмм, их сочетания с обычными дидактическими упражнениями. Игроваядеятельность включает в себя игры и упражнения, тренирующие умение выделятьосновные характеристики сравниваемых объектов, сравнивать их. Развитиеспособности различать реальные и нереальные явления, развитие навыковсамоконтроля, быстроты реакции, музыкального слуха, сообразительности и т.д.

Алгоритм учебного занятия

1этап – организационный.

Задача: подготовка детей к работе назанятии, Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологическогонастроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап – проверочный.

Задача: установление правильности иосознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и ихкоррекция. Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого,практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап — подготовительный (подготовкак восприятию нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьмицели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, целиучебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательнаязадача, проблемное задание детям).

4 этап — основной. В качествеосновного этапа могут выступать следующие:

1.    Усвоение новых знаний и способов действии.

Задача: обеспечение восприятия,осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которыеактивизируют познавательную деятельность детей.

2.    Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности иосознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверныхпредставлений, их коррекция. Применяют  пробные  практические  задания, которые  сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3. Закрепление знаний и способовдействуй применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьмисамостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостногопредставления знаний по теме. Распространенными способами работы являютсябеседа и практические задания.

5 этап — контрольный.

Задача:       выявление  качества     и        уровня       овладениязнаниями,    их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного иписьменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного,творческого, поисково-исследовательского).

6 этап — итоговый.

Задача: дать анализ и оценкууспешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщаетответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что новогоузнали, какими умениями и навыками овладели.

7 этап — рефлексивный.

Задача: мобилизация детей насамооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние,результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап — информационный.

Информация о домашнем задании (еслинеобходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующихзанятий.

Задача:       обеспечение        понимания цели, содержания         испособов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разномукомбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости отпедагогических целей.

Материально-техническое обеспечениепрограммы:

1.Мультимедийное оборудование (в томчисле интернет-соединение, флеш-накопитель). (1 ед.)

2.      Атлас географический. (10ед.)

3.      Ручки, простые и цветныекарандаши, фломастеры. (8 ед.)

4.      Бумага А4 офисная (цветная).(2 ед.)

5.      Наглядные пособия дляпроведения занятий. (8 ед.)

6.      Справочная и учебная (краеведческая)литература. (8 ед.)

7.      Архивные материалы(образовательного учреждения). (1 ед.)

8.      Архивные материалы(семейные). (8 ед.)

9.      Бумага А4 офисная (белая). (2ед.)

Информационное обеспечение: программаPower Point, платформа Google, интерактивные игры по краеведению,мультимедийное обеспечение к занятиям для творческих заданий.

Кадровое обеспечение:

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа «Рекреационные ресурсы Свердловской области».

2.3.   Формы контроля

Тест, устный опрос, творческиезадания, работа с картой, познавательные и дидактические игры, практическая итворческая работа, викторина, защита мини-проекта, доклад, работа с контурнымикартами.

Формы отслеживания и фиксацииобразовательных результатов.

Результатом реализации программыявляется определяемый уровень сформированности у учащихся среднего школьногозвена обозначенных в предполагаемых результатах освоения программы знаний,умений, навыков частично-поисковой и учебно-исследовательской деятельности.

Результативность усвоения программыопределяется в ходе наблюдения, проведения тестового контроля, выполненияпрактических работ. В процессе реализации программы проводится вводная,тематическая (после изучения каждого раздела), промежуточная и итоговаядиагностика результатов усвоения программы и личностного развития учащихся.Изучение курса завершается краеведческим лото, которое включает вопросы по всемтемам и разделам программы.

Диагностика результатов обученияосуществляется в несколько этапов:

• вводный контроль проводится с цельювыявления образовательного уровня учащихся на начало обучения и способствуетподбору эффективных форм и методов деятельности для учащихся;

• промежуточный — проводится в концепервого полугодия с целью отслеживания уровня освоения программного материала;

• тематический контроль позволяетопределить степень сформированности знаний, умений и навыков по темампрограммы, это дает возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях иоказывать учащимся помощь в усвоении содержания материала;

• итоговый контроль призванопределить конечные результаты обучения.

Формы предъявления и демонстрацииобразовательных результатов.

Формы подведения итогов различны:конкурсно-игровые программы, творческие конкурсы и практические работы,олимпиады по краеведению, туристско-спортивные программы, а также проведениетестов, устных опросов, творческих заданий, работа по контурной карте и атласу,познавательные и дидактические игры, викторины, защиты мини-проектов, докладов;участие учащихся в туристско-краеведческих экспедициях, конкурсах, выставках,слетах; презентация результатов учебных и социально- значимых проектов.

Использование на занятияхразнообразных форм проведения занятий: игры-путешествия, экскурсии, викторины,игровые, познавательные программы. Результативность усвоения программыопределяется через выполнение тестовых заданий, разработанных к программе.

За время обучения учащиеся могутпринимать участие в творческих конкурсах, учебно-исследовательских конференцияхтуристско- краеведческой направленности разного уровня.

2.4.   Оценочные материалы

В процессе обучения проводятсячетыре  вида диагностики: входной контроль, промежуточный, тематический  иитоговый. Диагностика проводится в процессе работы и общения с обучающимися.

Методы контроля и управленияобразовательным процессом — это наблюдение педагога в ходе занятий, анализподготовки и участия обучающихся в различных мероприятиях  школы,  конкурсах.Диагностическая методики: тестовые задания.

Этапы диагностики

Форма диагностики

вводный

тест

промежуточный

тест

тематический

тест

итоговый

тест

 

Формыи методы оценивания результатов: педагогическое наблюдение, создание ситуацийпроявления качеств, умений.

Формыфиксации результатов: протокол.

Формаоценки: уровень (высокий, средний, низкий).

 

Определение результатов обучения подополнительной общеобразовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

баллы

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания (по основным разделам программы)

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2)

Максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)

1

 

 

 

 

3

 

 

5

1.2.Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологией

Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой)

Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием)

1

 

 

 

 

3

 

 

 

5

 

Вывод:

Уровень теоретической подготовки

низкий

средний

высокий

до 2

3-6

7-10

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2, предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2)

Максимальный уровень(ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период)

2

 

 

 

 

3

 

 

 

7

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при  работе с оборудованием);

Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога)

Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

2

 

 

 

 

 

3

 

 

7

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный (элементарный уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога);

Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца)

Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

7

Вывод:

Уровень практической подготовки

низкий

средний

высокий

до 6

7-14

15-21

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителя)

Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

3

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

8

3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни — По аналогии с п. 3.1.1.

3

7

10

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

3.2.1. Умение слушать и слышать педагога

 

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Уровни — По аналогии с п. 3.1.1.

2

6

8

3.2.2.Умение выступать перед аудиторией

Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации

Уровни — По аналогии с п. 3.1.1.

3

6

9

3.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Уровни — По аналогии с п. 3.1.1.

3

7

10

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.3.1. Умение организовать свое рабочее место

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

Уровни — По аналогии с п. 3.1.1.

3

6

8

3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

 

 

 

 

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема навыков соблюдения ПБ, предусмотренных программой);

Средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2)

Максимальный уровень (ребенок овладел практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)

3

 

 

 

 

 

6

 

 

8

 

3.3.3.Умение аккуратно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

удовлетворительно

хорошо

отлично

3

6

8

Вывод:

Уровень общеучебных умений и навыков

низкий

средний

высокий

до 24

25-50

51-69

заключение

Результат обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

низкий

средний

высокий

до 46

47-89

90-100

 

2.5.   Методическиематериалы

Аннотация.

Программа дополнительногообразования  «Рекреационные ресурсы Свердловской области» разработана всоответствии с Законом ФЗ №273 от 29.12.2012  «Об образовании в РоссийскойФедерации», Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам, Методических рекомендацийпо проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмоМинистерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 ( №09-3242).

Данная программа дополнительногообразования относится к программам туристско-краеведческой направленности.

Форма организации: групповая.

Предметные области программы: туризм,краеведение, география, история, этнография.

Актуальность программы. Особый акцентв программе уделяется рекреационным ресурсам Свердловской области,этнографическим и краеведческим исследованиям. По программе изучается культураи быт, даются общие знания об истории и культуре Свердловской области. Изучениематериала помогает учащимся видеть красоту в природе, находить прекрасное внародном творчестве, а также повышает уровень культуры школьника, увеличиваетразносторонность его знаний, приобщает к самостоятельной исследовательскойработе.

Отличительные особенности. Программаимеет свои отличительные особенности:

— опора на поисково-собирательскуюдеятельность как основной источник знаний;

— использование социальных сетей сцелью популяризации историко- культурного наследия Свердловской области врамках краеведческих исследований;

— географии и  рекреационных ресурсовСвердловской области.

— использование этнографии каксредства формирования уважительного отношения к малым народам, их культуре итрадициям.

Программа имеет модифицированный уровень, так как предполагает использование и реализацию таких форм организацииматериала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамкахсодержательно-тематического направления программы.

Адресат программы. Программапредназначена для обучающихся в возрасте от 15-18 лет. Подростковый период -это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведенияи общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладываетсяжизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей.Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чембы он хотел заниматься в будущем. Ребенок достигает успехов в конкретной сфередеятельности, определяющей его дальнейшую жизнь.

Наполняемость групп и особенностинабора учащихся. Количество детей в группе 10 — 15 человек, имеющих медицинскийдопуск к занятиям туризмом (СанПиН 2.4.4.3172-14). Приём учащихсяосуществляется на основании письменного заявления одного из родителей (законныхпредставителей) или учащихся достигших 14 лет.

Состав группы – постоянный. Формыорганизации обучения: очная.

Объем и срок освоения программы.Программа рассчитана на 2 год обучения. Общее количество часов: 108.

Режим занятий, периодичность ипродолжительность

Занятия рекомендовано проводить 3раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов в неделю – 3 часа.Продолжительность одного академического часа — 40 мин. Перерыв между учебнымизанятиями групп не менее 10 минут.

По учебному:

1 год обучения 20 час теории и 33часа отводится на практику.

2 год обучения 21 час теории и 34часа отводится на практику.

Особенности организацииобразовательного процесса

Программа реализуется в условияхучреждения дополнительного образования.

Содержание и условия реализацииобразовательной программы соответствуют возрастным и индивидуальнымособенностям учащихся.

В рамках реализации дополнительнойобщеобразовательной программы создаются условия для вовлечения детей втуристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины, таки рекреационных ресурсов Свердловской области:

Лечебные природные ресурсы и курорты

— Месторождения минеральных вод

— Месторождения лечебных грязей.

Ресурсы экскурсионного туризма

— Экспозиции музеев.

Памятники истории, архитектуры,искусства, археологии

— Памятники природы.

Ресурсы спортивного испециализированного туризма.

Ресурсы религиозного/ паломническоготуризма

— Храмы и соборы

— Монастыри

— Святые источники

В целом посредством организациипоходно-экспедиционных, экскурсионных, проектно-исследовательских и другихпрофильных форм работы, обеспечивается междисциплинарный подход в частиинтеграции с различными областями знаний, оказывается содействие формированию уучащихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием вусловиях природной и городской среды, создаются условия для воспитания иразвития личности, а также для социализации обучающихся.

Усилена воспитательная составляющая всодержании программы, которая реализуется на основе духовно-нравственныхценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Педагогическая целесообразность.Исследовательская деятельность по изучению и познанию своего края и любовь кнему открывает ребенку богатства культуры своего Отечества и способствуетвоспитанию полноценного гражданина России. Нельзя воспитать человека будущего,нравственно богатого, которому незнакомо прошлое его Родины. Через региональныйкомпонент происходит прикасание к изучению исторического прошлого и настоящего.

Цель программы: создание единогосборника рекреационных ресурсов Свердловской области.

Поставленная цель реализуется черезрешение конкретных задач:

обучающие:

— познакомить учащихся с историей,культурой, объектами культурного наследия, природой, географическимиособенностями малой родины  и Свердловской области;

— обучать учащихся правилам поведенияпри общении с природой и окружающими людьми;

— формировать основные умения инавыки по организации и ведению учебно-исследовательской работы;

развивающие:

— развивать самостоятельность иинициативу в сборе краеведческого материала для учебно-исследовательскойработы;

— развивать культуру речи иувеличение словарного запаса учащихся;

— развивать у учащихся познавательнуюи социальную активность, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать,анализировать;

 воспитательные:

        -воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;

        — воспитывать уважение, познавательный интерес к традициям своего родного края,народов Урала на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, историческихи национально-культурных традиций. По окончании программы обучения учащийсязнает:

— физико-географическое положениеобласти;

— основные полезные ископаемыеобласти;

— реки и города Свердловской области;

— наиболее типичных представителейживотного и растительного мира Свердловской области;

— основных представителей животного ирастительного мира Красной книги Свердловской области;

— коренные народы Урала

— символику Свердловской области;

— исследователей Свердловской областии их вклад в его развитие;

— особенности рельефа Свердловскойобласти;

умеет:

— работать с литературными и интернетисточниками, архивными материалами;

— владеть приёмами публичныхвыступлений при защите своих учебно- исследовательских работ;

— собирать краеведческий материал поопределенной тематике;

— наблюдать         и       описывать  предметы   материальнойкультуры, исторические памятники, события, традиции;

— работать с каталогами,краеведческой и справочной литературой, документами, архивными материалами;

— обобщать, систематизировать, делатьвыводы, заключения;

— составлять краткие сообщения, минидоклады;

— определять положение        области      накарте     России, показывать и называть границы Свердловской области;

— отличать основные полезныеископаемые области по виду;

— определять        наиболее    типичных   представителей   животныхпо внешнему виду, описанию;

— определять основные породы хвойныхи лиственных деревьев;

— различать малые народности Урала покостюмам и традициям.

В результате обучения по программеучащиеся приобретут такие личностные качества как:

— готовность        и       способность        обучающихся      ксаморазвитию  и личностному самоопределению;

— развитие компетенции «уметьучиться»;

— формирование национальной игражданской идентичности;

— сформированность мотивации кцеленаправленной познавательной деятельности;

— развитие  системы     значимых  социальных         имежличностных отношений.

В результате обучения по программе уучащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

— самостоятельность     в        планировании     и       осуществленииучебной деятельности;

— организация учебного сотрудничествас педагогами и сверстниками;

— способность      к        построению         индивидуальнойобразовательной траектории;

 — владение навыками   учебно-исследовательской,   проектной  исоциальной деятельности.

Сведенияо разработчике

БузинаТатьяна Анатольевна

Образование– высшее педагогическое.

Имеетпервую квалификационную категорию.

Стаж– 7 лет

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет