Капитонова А.С.
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет, г. Тверь
В статье исследованы предпосылки создания и особенности функционирования Единой информационной системы нотариата, проанализированы некоторые проблемные моменты работы нотариусов с электронными ресурсами.
Ключевые слова: нотариальные действия, электронный документ, информационное взаимодействие.
В соответствии с ранее действовавшей Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 7 февраля 2008 г. № Пр-212[112], целями формирования и развития информационного общества в Российской Федерации являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества. Учитывая то, что нотариат является одним из важнейших и традиционных институтов правовой системы государства, а нотариальная деятельность осуществляется от имени государства — нотариату необходимо наравне с органами государственной власти участвовать в системе электронного взаимодействия.
Можно предположить, что перед созданием единой информационной системы нотариата ставились цели оптимизации предоставления нотариальных услуг физическим и юридическим лицам, внедрение электронных технологий в повседневную работу нотариуса, создание, развитие и обеспечение сохранности единой информационной базы данных, установление пространства электронного доверия и взаимодействия с органами государственной власти.[113]
Действующее законодательство содержит положения об электронном нотариате, с помощью которого можно пересылать документы в другие города и регионы за считанные минуты, при этом любой нотариус может перевести документы в электронный формат, удостоверить его равнозначность бумажному носителю и направить нотариусу, которого выберет клиент. В другом городе нотариус переведет электронный вариант документа на бумажный носитель, удостоверит его и отдаст клиенту. Данный документ имеет ту же юридическую значимость, что и документ на бумажном носителе, равнозначность которого удостоверена нотариусом.[114]
Подача документов в электронном виде имеет еще одно преимущество для клиентов, так как в этих случаях сокращен размер государственной пошлины за регистрацию прав для физических лиц на 30% от установленной Налоговым кодексом Российской Федерации суммы. [115]
Глава VII.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 31.12.2017)[116](далее – Основы) предусматривает понятие Единой информационной системы нотариата: это автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов.
Деятельность участников информационного взаимодействия в ЕИСН регулируется Положением о ЕИС[117], Приказом Минюста России № 129[118].
Положение о ЕИС предусматривает, что оператором ЕИСН является Фонд Центр инноваций и информационных технологий, созданный при Федеральной нотариальной палате. Финансирование ЕИСН осуществляется за счет средств Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат субъектов Российской Федерации, нотариусов.
Функции оператора единой информационной системы нотариата:
— обеспечивать бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование единой информационной системы нотариата в соответствии с требованиями Основ .
— принимать меры по обеспечению доступа к электронным реестрам единой информационной системы нотариата .
— обеспечивать изготовление резервных копий электронных реестров единой информационной системы нотариата .
— обеспечивать шифрование сведений .
— обеспечивать предоставление федеральному органу юстиции резервных копий предусмотренных Основами реестров единой информационной системы нотариата, отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса.
Правовой статус информации, хранящейся в единой информационной системе нотариата, неоднороден.
Информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.[119]
Представляется возможным подразделить на виды:
— конфиденциальные сведения .
— справочно-информационные сведения.
В соответствии со статьей 5 Основ нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения. Нотариальная тайна включена в Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188[120]. Соответственно, указанные положения закона распространяются и на информацию, хранящуюся в ЕИСН. Передача нотариусами в единую информационную систему нотариата сведений о совершенных нотариальных действиях не является разглашением тайны их совершения. Статьей 34.1 Основ предусмотрено, что нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку вносимых в единую информационную систему нотариата сведений, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе. За разглашение или незаконное использование указанных сведений такие лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Одним из основных минусов создания единой системы нотариата является то, что внесение в нее сведений осуществляется нотариусами, а в установленных Основами или в соответствии с ними случаях — нотариальными палатами.
Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения:
1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата .
2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела .
3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества .
4) иные сведения в соответствии с частью второй статьей 34.2 Основ, если их внесение не возложено на нотариальные палаты.
Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся нотариусом в единую информационную систему нотариата незамедлительно.
Сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений.
Сведения об уведомлениях о залоге вносятся нотариусом в реестр уведомлений о залоге движимого имущества единой информационной системы нотариата незамедлительно после его поступления. В случае если регистрация уведомления о залоге невозможна по техническим причинам, таким как перерыв или сбой в работе реестра уведомлений о залоге движимого имущества либо временное отсутствие связи с реестром уведомлений о залоге движимого имущества, регистрация уведомления о залоге производится незамедлительно после устранения причин, препятствующих регистрации.
Исходя их этого можно сделать абсолютно объективный вывод о том, что при всех плюсах единой информационной системы нотариата имеет место то, что поддержание ее существования и бесперебойной деятельности доставляет нотариусам сложности, что выражается в увеличении нагрузки, учитывая тот факт, что обязанности регистрации в письменной форме продолжают существовать — это приводит к большей временной нагрузке при отсутствии уменьшения обращений граждан.
Однако, безусловно можно отметить то, что в современных условиях важно иметь единый достоверный электронный ресурс, содержащий информацию о населении, также создание единой информационной системы нотариата обеспечивает стабильность и законность гражданского оборота.
Список литературы:
Нормативно-правовые акты: