Доклад
По дисциплине: «Правовые и экономические аспекты профессиональной деятельности»
На тему: «Общая характеристика экологического права»
Проверил: Доцент Грасько В.Н. | Выполнил: Ст. группы ТП-228 Мясников Д.А. |
Екатеринбург
2020
Экологическое право как отрасль российского права
Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой или отдельными ее компонентами. Это более чем абстрактное определение, не раскрывая содержания экологического права, тем не менее имеет юридическое значение. Оно указывает на место экологического права в системе права в целом (отрасль), принадлежность данной отрасли к более сложным и поздним правовым образованиям (комплексная), соотношение с иными отраслями права (самостоятельная), а также на объект правового регулирования (окружающая среда, ее элементы, экологически значимое поведение людей).
|
|
Экологическое право как совокупность правовых норм предназначено для регулирования экологически значимого поведения людей, т.е. сознательных, социально обусловленных действий, состоящих в использовании окружающей среды и вызывающих в ней изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответствии с существующими научно-техническими возможностями и на основе действующих социальных, этических и правовых норм.
Главной целью экологического права является сохранение жизни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельности человека. Задачами экологического права считают: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстановление уничтоженных, поврежденных, потребленных элементов (объектов), обеспечение экологической безопасности населения и территорий, поддержку экологического правопорядка, предотвращение экологических катастроф и др.
1) относительная молодость и чрезвычайная интенсивность развития экологического законодательства . оно сформировалось в своем нынешнем виде в последней четверти XX в., когда и в отдельных странах, и на уровне международного сообщества были приняты законы и многочисленные иные акты, конвенции, регулирующие поведение людей, государств и объединений государств по отношению к окружающей среде. Теперь и в России, и в других странах в этой сфере насчитывают десятки только экологических законов, сотни подзаконных актов органов управления, не говоря о больших группах юридических норм других отраслей, регламентирующих отдельные аспекты охраны окружающей среды (медицинское, хозяйственное, уголовное и иные отрасли права) .
|
Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
2) использование значительного объема естественнонаучной терминологии в текстах нормативных актов . для обозначения объектов правового регулирования, их свойств и связей в источниках экологического права употребляют термины и понятия, разработанные в биологии, химии, физике и других науках. Их смысл и юридико-значимое содержание надо уяснить для правильного применения правовых предписаний .
3) объемность и разнородность нормативного материала . объекты эколого-правового регулирования чрезвычайно разнообразны: окружающая среда, земли, воды, животный и растительный мир, химическое и биологическое оружие, генно-инженерная деятельность, заготовка древесины и т.д., а следовательно, каждому из них посвящены отдельные законы, группы подзаконных актов, содержащие множество правовых норм . иногда эти нормы очень специфичны по своему содержанию (например, правила выпуска модифицированных организмов в окружающую среду или порядок ликвидации буровых платформ на континентальном шельфе), иногда они образуют четко выраженный «сквозной» правовой институт (лицензирование) .
4) смешанность и высокая степень взаимоподкрепления публично-правовых и частноправовых методов регулирования . в охране окружающей среды более развиты пока первые, и поэтому доминируют административно-правовые методы императивного характера .
5) глобальный характер многих правовых предписаний . это объясняется не столько процессами глобализации, сколько спецификой регулируемого объекта — окружающей среды и некоторых ее компонентов (так, охрану климата при всех различиях или даже конфронтациях между разными странами по поводу Киотского протокола можно осуществлять только совместными усилиями) .
6) масштабная зависимость национального экологического законодательства от международно-правового регулирования . в отношении многих объектов и видов деятельности, особо значимых для человечества с точки зрения экономических, экологических и других условий, международно-правовые акты и нормы все чаще перенимаются национальным законодательством отдельной страны или группы стран .
7) открытость: экологическое право, регулируя охрану условий жизнедеятельности людей, порядок использования, потребления ими ресурсов, не может не воспринимать достижения и просчеты других отраслей и не реагировать на них, с одной стороны, а с другой — оно должно быть максимально доступным для понимания и реализации всем своим адресатам — гражданам и должностным лицам, государствам и другим субъектам права .
8) исключительная обновляемость и новизна правовых норм: эти свойства экологического права подчеркивают высокую степень реагирования его на новые проблемные ситуации, а также готовность законодателя и других субъектов правотворчества к принятию свежих решений .
9) конфликтность (экологических и экономических приоритетов, интересов государства и индивида, в межгосударственных отношениях): во многих случаях все еще приходится принимать меры ограничительного характера и отдавать предпочтение обеспечению занятости населения, соблюдению иных экономических интересов, например, при запрете ввоза мехов детенышей тюленей в Западную Европу нарушаются интересы России, Канады и США .
10) высокая степень использования для решения задач охраны окружающей среды норм и институтов иных отраслей: часто даже употребляются понятия «уголовно-экологическое право», «экологизированные нормы гражданского, предпринимательского права» и т.п. .
11) устойчивая тенденция расширения предмета правового регулирования за счет поглощения (включения в сферу регулирования) традиционных объектов и стремление приобрести статус «суперотрасли» в современной правовой системе . наиболее наглядно это проявляется при поглощении институтов водного, горного и земельного права .
|
|
12) прямая зависимость от достижений науки и техники, открытий и разработок в области биологии, генетики, медицины, физики, химии и других естественных наук (этими достижениями была вызвана необходимость принятия законов о клонировании, генно-инженерной деятельности, радиационной безопасности, использовании атомной энергии, химическом оружии и проч.).
Рассматривая эти черты экологического права, пожалуй, приходится сделать вывод, что каких бы то ни было существенных особенностей именно национального права, например, российского или немецкого, в них не проявляется. Скорее на различиях в правовом регулировании охраны окружающей среды сказываются более высокие по уровню обстоятельства, например, в меньшей степени — принадлежность к типу правовой системы, форма государственного устройства (демократическое/тоталитарное государство) или — в большей — неправовые факторы (экономическая ситуация, демографические показатели, вовлеченность в военные, межнациональные и иные конфликты и т.п.), в конце концов менталитет и история страны. В то же время это не означает, что конкретные правовые решения, их форма и порядок принятия, не говоря уж о реализации, всегда и во всем совпадают. Это далеко не так.