X-PDF

Экскурсия для 5-7 классов

Поделиться статьей

МБОУ «ТАТАРИНОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА»

 

 

ЭКСКУРСИЯ

 

«ВЬЁТСЯ В ТЕСНОЙ ПЕЧУРКЕ ОГОНЬ…..»

                                                    

 

 Руководительмузея:

СивакЕлена Викторовна

                                              Экскурсоводы:

ХарламоваАлександра

ЗайцеваКристина,

КалининАндрей,

КучумовАндрей

 

 

                                                            с.Татариново 2020 г.

     (звучит мелодия «Вставай,страна огромная

1-ый экскурсовод:Июнь сорок первого. Долгожданное лето. Все утопало в яркой, сочной зелени.Как-то по-особенному светило солнце. Оно щекотало теплыми лучами лица и плечипрохожих, заставляя людей улыбаться. Казалось, что так будет всегда: небо такимже ясным, солнце ярким, люди счастливыми. Но настало 22 июня, ас ним пришла война. Она принесла с собой горе, слезы, смерть…

Война…всегда была войной,
Где гибли люди, слёзы лились,
Гремели взрывы над землёй…
А мамы — за детей молились.

Война… всегда была войной,
Мерилом бед и испытаний…
Где каждый чувствовал спиной,
Душою — от войны страданий.

Война… всегда была войной,
Кровавых для людей мгновений,
Где не обходит стороной…
Сердца грядущих поколений.

Война… всегда была войной,
Она и боль, и наша память,
Уж слишком дорогой ценой
Заплачено — за поднятое знамя.

Война… всегда была войной,
Рекою кровь людская льётся —
Как тяжело — покой земной…
Всем людям в войнах достаётся!

 

 

( экскурсия подходит к землянке. Звучитпесня «Мы так давно не отдыхали…»)

2-ый экскурсовод:Дни и ночи шли бои, пулеметные очереди и взрывы не замолкали ни на минуту, а внебе постоянно кружили стаи «железных птиц». Советский народ, не жалея сил,боролся за родную землю, униженную и растоптанную врагом. И лишь короткиеминуты затишья давали солдатам возможность отдохнуть.

 

 «Спасательным островком средибушующего океана» для воинов была землянка. Каждому солдату онанапоминала о родном доме.

 

3-ый экскурсовод: Вгоды Великой Отечественной войны в действующей армии и партизанских отрядахделали землянки с перекрытиями бревен в три наката. Это былодеревянно-землянное сооружение, углубленное в землю. Его покрывали рядом жердей(накатом из бревен).И здесь вспоминаются слова очень хорошей, но грустной песнивоенных лет «На безымянной высоте». Бревна выкладывались на специальныестропила, сверху засыпались землей и маскировались травой, ветками, кустами. Врезультате она становилась незаметной для врага.

               Благодаря этомусолдаты могли там спокойно отдохнуть и набраться сил перед очередным боем.

 

4-ый экскурсовод:Для этого в землянках «на скорую руку» сооружались топчаны или   деревянныенары. Но часто их просто не хватало, ведь в землянках обычно жило10-15 человек, а иногда и около взвода. И солдаты спали прямо на земле.

        Вместоподушки солдаты часто подкладывали под голову шинель в скатку.

В годы войны в качествеобмундирования рядового состава использовалась однобортная шинель темно-серогоцвета. В теплое время года ее сворачивали в скатку, концы перевязывалитренчиком (поясным ремешком) и носили через плечо.

Взял шинель да, по присловью,

Смастерил себе постель,

Что под низ, и в изголовье,

И наверх, — и всё — шинель.

 

Эх, суконная, казённая,

Военная шинель, —

У костра в лесу прожжённая,

Отменная шинель.

 

Знаменитая, пробитая

В бою огнём врага

Да своей рукой зашитая, —

Кому не дорога!

А.Твардовский«Василий Теркин»

1-ый экскурсовод:Сегодня у нас есть прекрасная возможность побольше узнать о некоторых, казалосьбы, обычных предметах военных будней. Взять хотя бы ту же шинель…

Почемуты шинель бережешь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвешь, не сожжешь? —
Я у папы спросила.

Потомумне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

(звучитпесня «Бери шинель, пошли домой»)

Для питья бойцы использовали аллюминиевыекружки. Воду грели в котелке или в чайнике…

Для еды аллюминиевые ложки.У каждого солдата на них была выбита какая-то своя метка. Ложку всегда прятализа голенище сапога, чтобы не потерять.

(Демонстрация предметов.)

Алюминиеваяложка –

Какпрекрасна, как проста,

Носолдату эта ложка

Очень-оченьдорога!

Сней солдат не расстается

Напривале и в бою.

Алюминиеваяложка

Помогаетжить ему.

Ведьбез ложечки, без щей

Будетнаш солдат слабей!

Аему слабеть нельзя –

Заплечами вся страна,

Засолдатом вся Россия,

Иему нужна так сила!

Савтоматом наравне

Ложкаслужит всей стране!

Н.В.Климова

2-ый экскурсовод:Ну, а если все же ложку теряли, то не брезговали пользоваться трофейной…как,например, вот эта. При помощи электронногоархива удалось выяснить, что данные ложка и вилка были выпущены с производствав 1941 году в Германии для солдат Вермахта.

 

      Воду носиливо фляжках, которые сначала были стеклянными. Где-то с 1942 года фляжки тожестали алюминиевыми.

 

3-ый экскурсовод:

На фото … дед ввоенной форме,
Стоит с медалями и флягой на ремне,
Не даст забыть, который раз напомнит,
Что воевал он и был ранен на войне.
А флягу ту, мой Дед оставил сыну,
А мне Отец её когда-то подарил.
И пусть века, года, мгновения застынут
В военных письмах, в строчках выцветших чернил!
И флягу эту, русского солдата
Мне так хотелось сыну передать…
Но жизнь сложилась по-другому, значить надо,
Мне жить за всех и Деда поминать…

 

Но не только печи грели бойцов встужу и морозы.

 

4-ый экскурсовод:

Вот письмо, что столько раз читала
Всем, кто прочитать его просил,
Что когда-то душу согревало,
Всем крестьянкам прибавляло сил.

«Здравствуй,дорогая моя Ольга!
Фронтовой я шлю тебе привет.
Мы теперь стоим у самой Волги.
А живу я без особых бед.

Куреводают (Жаль, нет махорки!).
Так, сырой безвкусный табачок.
Просушил портянки я под горкой,
Да забыл их сунуть в вещмешок.

Мыкопаем больше, чем стреляем.
От окопа пашней пахнет тут –
Щемит сердце нежный запах мая
(Видно, это родиной зовут).

Скольковоевать ещё – не знаю.
Кланяйся дедусе, всем родным.
До свидания, моя родная.
Муж твой Пётр.
С приветом фронтовым».

 

(звучитфонограмма стиха «Жди меня» К.Симонова)

 

 

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут.

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

1-ый экскурсовод: Письмаиз дома… Родная весточка… Как там его дорогие, милые, родные?

И бойцы, получив из тыла такиедорогие сердцу каждого треугольники, делились новостями между собой. В ответотправляли письма с простыми словами солдатской поддержки…

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

Всех, кого взяла война,

Каждого солдата

Проводила хоть одна

Женщина когда-то…

Да, друзья, любовь жены, —

Кто не знал — проверьте, —

На войне сильней войны

И, быть может, смерти.

Вновь достань листок письма,

Перечти сначала,

Пусть в землянке полутьма,

Ну-ка, где она сама

То письмо писала?

 

(звучитпесня «Ты ждешь, Лизавета…»)

2-ый экскурсовод:

Письма от родных, друзей,фотографии своих семей солдаты носили поближе к сердцу, в нагрудномкармане гимнастерки. Обратите внимание, перед нами настоящаягимнастерка.  (Демонстрация гимнастёрки)

 

Я принесла домой с фронтов России

Веселое презрение к тряпью —

Как норковую шубку, я носила

Гимнастерку обгоревшую свою.

 

Пусть на локтях топорщилисьзаплаты,

Пусть сапоги протерлись — не беда!

Такой нарядной и такой богатой

Я позже не бывала никогда…

3-ый экскурсовод:

    А когда начинался бой, каждый раз мелькала мысль может последний И командира просили сохранить документы если что, потом отослать домой

     И тот документы, карты …прятал в полевую сумку из кожи с ремешком для ношения через плечо. Военныйпланшет… Да, память – великая штука…

(Демонстрация планшета)

    А вот нагвоздике над кроватью висит … стальной шлем – «каска», которыйзащищал голову бойцов от пуль и осколков.

(Демонстрация каски, пуль,осколков)

 

Однажды каску мы нашли на чердаке,
Откуда она здесь? Поздней узнали …
Отцу она была напоминаньем о войне.
Мы, дети, с ней играя, примеряли.

Прошло с тех давних пор немало лет…
Не наши дети, наши внуки подрастают.
Потерян безвозвратно каски след,
Но фото нам о ней напоминает.

 

4-ый экскурсовод:

Землянки обычно оборудовались самодельнымистолами. Всегда находились умельцы, способные за несколько минут сколотитьих из подручных материалов. Часто ящики из — под снарядов служили столами искамейками. Все это делало землянку уютной. (Ребята рассматривают землянку подпесню «Землянка»)

 

 

1-ый экскурсовод:

Да, иногда в землянкеслышалась гармонь. Ведь бойцам хотелось на мгновение забыться подзвуки любимых песен. Ради этого солдаты носили за плечами с собой гармонь. Еезадорные мелодии согревали сердца бойцов, напоминали об их семьях. (Демонстрациягармони, Звучит песня «Синий платочек»)

 

 

Только взял боец трёхрядку,

Сразу видно — гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

 

Позабытый деревенский

Вдруг завёл, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив,

 

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Солдаты слушали гармонь ктото писал письмо домой, ктото чистил оружие, пользуясь вот этой оружейной масленкой

 

2-ый экскурсовод:

Она представляет собой металлическую емкость, разделенная надве половины, с двумя горлышками, закрывающимися винтовыми крышками. В однуполовину наливали щелок (указывает буква «Щ»), в другую – нейтральное масло(буква «М»).

 

Обогреться, потолкаться

К гармонисту все идут.

Обступают.

— Стойте, братцы,

Дайте на руки подуть.

 

— Отморозил парень пальцы, —

Надо помощь скорую.

— Знаешь, брось ты эти вальсы,

Дай-ка ту, которую…

 

(звучит веселая плясовая подгармонь)

 

3-ый экскурсовод:

А это уникальный экспонат. Обратитевнимание на портрет И.В.Сталина, который часто висел на стенах вземлянках.

 

Или на эти патриотическиелистовки… Они поднимали дух бойцов, укрепляли веру в победу над фашизмом.

 

       Дляосуществления проводной связи использовали полевой телефон(Экскурсоводы показывают фото полевого телефона). Связисты обычно носили его наремне и тянули за собой катушку с проводом. Вызов производился при помощипрокручивания ручки. Разговор велся в телефонную трубку при нажатии специальнойкнопочки или поворота рычажка.

 

 

4-ый экскурсовод:

     Патриотизм и единствосоветского народа помогали победить в этой страшной великой войне. Плечом кплечу солдаты в дождь и слякоть, мороз и стужу шли вперед ради того дня, когдасолнце будет беззаботно светить, а люди улыбаться. Сидя у окопной печи, присвете коптилки, под звуки гармони каждый вспоминал далекую мирную жизнь, путь ккоторой тогда лежал через войну.

 

     И каждыйшаг вперед, за каждую отвоеванную пядь родной земли они отдавали самое дорогое– свои жизни.

 

(Звучитпесня «День Победы»)

1-ый экскурсовод:

  На этом наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет