МБОУ «ТАТАРИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА»
ЭКСКУРСИЯ
«ВЬЁТСЯ В ТЕСНОЙ ПЕЧУРКЕ ОГОНЬ…..»
Руководительмузея:
СивакЕлена Викторовна
Экскурсоводы:
ХарламоваАлександра
ЗайцеваКристина,
КалининАндрей,
КучумовАндрей
с.Татариново 2020 г.
(звучит мелодия «Вставай,страна огромная
1-ый экскурсовод:Июнь сорок первого. Долгожданное лето. Все утопало в яркой, сочной зелени.Как-то по-особенному светило солнце. Оно щекотало теплыми лучами лица и плечипрохожих, заставляя людей улыбаться. Казалось, что так будет всегда: небо такимже ясным, солнце ярким, люди счастливыми. Но настало 22 июня, ас ним пришла война. Она принесла с собой горе, слезы, смерть…
Война…всегда была войной,
Где гибли люди, слёзы лились,
Гремели взрывы над землёй…
А мамы — за детей молились.
Война… всегда была войной,
Мерилом бед и испытаний…
Где каждый чувствовал спиной,
Душою — от войны страданий.
Война… всегда была войной,
Кровавых для людей мгновений,
Где не обходит стороной…
Сердца грядущих поколений.
Война… всегда была войной,
Она и боль, и наша память,
Уж слишком дорогой ценой
Заплачено — за поднятое знамя.
Война… всегда была войной,
Рекою кровь людская льётся —
Как тяжело — покой земной…
Всем людям в войнах достаётся!
( экскурсия подходит к землянке. Звучитпесня «Мы так давно не отдыхали…»)
2-ый экскурсовод:Дни и ночи шли бои, пулеметные очереди и взрывы не замолкали ни на минуту, а внебе постоянно кружили стаи «железных птиц». Советский народ, не жалея сил,боролся за родную землю, униженную и растоптанную врагом. И лишь короткиеминуты затишья давали солдатам возможность отдохнуть.
«Спасательным островком средибушующего океана» для воинов была землянка. Каждому солдату онанапоминала о родном доме.
3-ый экскурсовод: Вгоды Великой Отечественной войны в действующей армии и партизанских отрядахделали землянки с перекрытиями бревен в три наката. Это былодеревянно-землянное сооружение, углубленное в землю. Его покрывали рядом жердей(накатом из бревен).И здесь вспоминаются слова очень хорошей, но грустной песнивоенных лет «На безымянной высоте». Бревна выкладывались на специальныестропила, сверху засыпались землей и маскировались травой, ветками, кустами. Врезультате она становилась незаметной для врага.
Благодаря этомусолдаты могли там спокойно отдохнуть и набраться сил перед очередным боем.
4-ый экскурсовод:Для этого в землянках «на скорую руку» сооружались топчаны или деревянныенары. Но часто их просто не хватало, ведь в землянках обычно жило10-15 человек, а иногда и около взвода. И солдаты спали прямо на земле.
Вместоподушки солдаты часто подкладывали под голову шинель в скатку.
В годы войны в качествеобмундирования рядового состава использовалась однобортная шинель темно-серогоцвета. В теплое время года ее сворачивали в скатку, концы перевязывалитренчиком (поясным ремешком) и носили через плечо.
Взял шинель да, по присловью,
Смастерил себе постель,
Что под низ, и в изголовье,
И наверх, — и всё — шинель.
Эх, суконная, казённая,
Военная шинель, —
У костра в лесу прожжённая,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнём врага
Да своей рукой зашитая, —
Кому не дорога!
А.Твардовский«Василий Теркин»
1-ый экскурсовод:Сегодня у нас есть прекрасная возможность побольше узнать о некоторых, казалосьбы, обычных предметах военных будней. Взять хотя бы ту же шинель…
Почемуты шинель бережешь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвешь, не сожжешь? —
Я у папы спросила.
Потомумне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
(звучитпесня «Бери шинель, пошли домой»)
Для питья бойцы использовали аллюминиевыекружки. Воду грели в котелке или в чайнике…
Для еды аллюминиевые ложки.У каждого солдата на них была выбита какая-то своя метка. Ложку всегда прятализа голенище сапога, чтобы не потерять.
(Демонстрация предметов.)
Алюминиеваяложка –
Какпрекрасна, как проста,
Носолдату эта ложка
Очень-оченьдорога!
Сней солдат не расстается
Напривале и в бою.
Алюминиеваяложка
Помогаетжить ему.
Ведьбез ложечки, без щей
Будетнаш солдат слабей!
Аему слабеть нельзя –
Заплечами вся страна,
Засолдатом вся Россия,
Иему нужна так сила!
Савтоматом наравне
Ложкаслужит всей стране!
Н.В.Климова
2-ый экскурсовод:Ну, а если все же ложку теряли, то не брезговали пользоваться трофейной…как,например, вот эта. При помощи электронногоархива удалось выяснить, что данные ложка и вилка были выпущены с производствав 1941 году в Германии для солдат Вермахта.
Воду носиливо фляжках, которые сначала были стеклянными. Где-то с 1942 года фляжки тожестали алюминиевыми.
3-ый экскурсовод:
На фото … дед ввоенной форме,
Стоит с медалями и флягой на ремне,
Не даст забыть, который раз напомнит,
Что воевал он и был ранен на войне.
А флягу ту, мой Дед оставил сыну,
А мне Отец её когда-то подарил.
И пусть века, года, мгновения застынут
В военных письмах, в строчках выцветших чернил!
И флягу эту, русского солдата
Мне так хотелось сыну передать…
Но жизнь сложилась по-другому, значить надо,
Мне жить за всех и Деда поминать…
Но не только печи грели бойцов встужу и морозы.
4-ый экскурсовод:
Вот письмо, что столько раз читала
Всем, кто прочитать его просил,
Что когда-то душу согревало,
Всем крестьянкам прибавляло сил.
«Здравствуй,дорогая моя Ольга!
Фронтовой я шлю тебе привет.
Мы теперь стоим у самой Волги.
А живу я без особых бед.
Куреводают (Жаль, нет махорки!).
Так, сырой безвкусный табачок.
Просушил портянки я под горкой,
Да забыл их сунуть в вещмешок.
Мыкопаем больше, чем стреляем.
От окопа пашней пахнет тут –
Щемит сердце нежный запах мая
(Видно, это родиной зовут).
Скольковоевать ещё – не знаю.
Кланяйся дедусе, всем родным.
До свидания, моя родная.
Муж твой Пётр.
С приветом фронтовым».
(звучитфонограмма стиха «Жди меня» К.Симонова)
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут.
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
1-ый экскурсовод: Письмаиз дома… Родная весточка… Как там его дорогие, милые, родные?
И бойцы, получив из тыла такиедорогие сердцу каждого треугольники, делились новостями между собой. В ответотправляли письма с простыми словами солдатской поддержки…
Всех, кого взяла война,
Каждого солдата
Проводила хоть одна
Женщина когда-то…
Да, друзья, любовь жены, —
Кто не знал — проверьте, —
На войне сильней войны
И, быть может, смерти.
Вновь достань листок письма,
Перечти сначала,
Пусть в землянке полутьма,
Ну-ка, где она сама
То письмо писала?
(звучитпесня «Ты ждешь, Лизавета…»)
2-ый экскурсовод:
Письма от родных, друзей,фотографии своих семей солдаты носили поближе к сердцу, в нагрудномкармане гимнастерки. Обратите внимание, перед нами настоящаягимнастерка. (Демонстрация гимнастёрки)
Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью —
Как норковую шубку, я носила
Гимнастерку обгоревшую свою.
Пусть на локтях топорщилисьзаплаты,
Пусть сапоги протерлись — не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда…
3-ый экскурсовод:
А когда начинался бой, каждый раз мелькала мысль… может последний… И командира просили … сохранить документы… если что, потом отослать домой…
И тот документы, карты …прятал в полевую сумку из кожи с ремешком для ношения через плечо. Военныйпланшет… Да, память – великая штука…
(Демонстрация планшета)
А вот нагвоздике над кроватью висит … стальной шлем – «каска», которыйзащищал голову бойцов от пуль и осколков.
(Демонстрация каски, пуль,осколков)
Однажды каску мы нашли на чердаке,
Откуда она здесь? Поздней узнали …
Отцу она была напоминаньем о войне.
Мы, дети, с ней играя, примеряли.
Прошло с тех давних пор немало лет…
Не наши дети, наши внуки подрастают.
Потерян безвозвратно каски след,
Но фото нам о ней напоминает.
4-ый экскурсовод:
Землянки обычно оборудовались самодельнымистолами. Всегда находились умельцы, способные за несколько минут сколотитьих из подручных материалов. Часто ящики из — под снарядов служили столами искамейками. Все это делало землянку уютной. (Ребята рассматривают землянку подпесню «Землянка»)
1-ый экскурсовод:
Да, иногда в землянкеслышалась гармонь. Ведь бойцам хотелось на мгновение забыться подзвуки любимых песен. Ради этого солдаты носили за плечами с собой гармонь. Еезадорные мелодии согревали сердца бойцов, напоминали об их семьях. (Демонстрациягармони, Звучит песня «Синий платочек»)
Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Солдаты слушали гармонь … кто—то писал письмо домой, кто—то чистил оружие, пользуясь вот этой оружейной масленкой…
2-ый экскурсовод:
Она представляет собой металлическую емкость, разделенная надве половины, с двумя горлышками, закрывающимися винтовыми крышками. В однуполовину наливали щелок (указывает буква «Щ»), в другую – нейтральное масло(буква «М»).
Обогреться, потолкаться
К гармонисту все идут.
Обступают.
— Стойте, братцы,
Дайте на руки подуть.
— Отморозил парень пальцы, —
Надо помощь скорую.
— Знаешь, брось ты эти вальсы,
Дай-ка ту, которую…
(звучит веселая плясовая подгармонь)
3-ый экскурсовод:
А это уникальный экспонат. Обратитевнимание на портрет И.В.Сталина, который часто висел на стенах вземлянках.
Или на эти патриотическиелистовки… Они поднимали дух бойцов, укрепляли веру в победу над фашизмом.
Дляосуществления проводной связи использовали полевой телефон(Экскурсоводы показывают фото полевого телефона). Связисты обычно носили его наремне и тянули за собой катушку с проводом. Вызов производился при помощипрокручивания ручки. Разговор велся в телефонную трубку при нажатии специальнойкнопочки или поворота рычажка.
4-ый экскурсовод:
Патриотизм и единствосоветского народа помогали победить в этой страшной великой войне. Плечом кплечу солдаты в дождь и слякоть, мороз и стужу шли вперед ради того дня, когдасолнце будет беззаботно светить, а люди улыбаться. Сидя у окопной печи, присвете коптилки, под звуки гармони каждый вспоминал далекую мирную жизнь, путь ккоторой тогда лежал через войну.
И каждыйшаг вперед, за каждую отвоеванную пядь родной земли они отдавали самое дорогое– свои жизни.
(Звучитпесня «День Победы»)
1-ый экскурсовод:
На этом наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание