ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ принята Советом Европы ОТ 15 ОКТЯБРЯ 1985 г.
( Правительство РФратифицировало данный документ 28 февраля 1996 г в городе Страсбург
Условием для вступления Россиив Совет Европы являлась ратификация и соответствие законодательства о МС с Европейскойхартией.
Понятие местного самоуправления в Европейской Хартии:
1) органы МС составляют одну из основ любого демократического строя .
2) право граждан участвовать в управлении гос делами для всех государства — членов Совета Европы .
3) право граждан участвовать в гос управлении на местном уровне и т. д.
Ст. 3 Европейской хартии «под МС понимается право и реальная способность ОМС регламентировать часть гос дел и управлять ею (частью), под свою ответственность и в интересах местного населения». Это право осуществляется советами и собраниями они располагают подотчетными им исполнительными органами
Ст. 2 принцип МС должен быть признан в законодательстве страны-участницы и по возможности в конституции этого государства (Основные полномочия О МС, компетенции О МС(делегирование полномочий вопросам гос значения ст. 4) устанавливаются ФЗ.
Ст. 9 право обладание собственными средствами, для осуществлении своих функций финансирования деятельности органов местного самоуправления.
Принцип субсидиарности при понятии европейцев все вопросы, должны быть решены на максимально приближенном к населению уровне управления, на верхнем лишь которые не могут эффективно решаться, при этом (неся ответственность за деятельность нижнего уровня и представители обязаны вмешиваться). Этот же принцип имеет сходство и различие в законодательстве РФ статье 72 Конституции, установление общих принципов организации местного самоуправления, а порядок разграничения полномочий по предметам совместного ведения, установленный статьей 76 Конституции РФ.
Для определения предметов ведения местного самоуправления в российском законодательстве используется термин вопросы местного значения. К ним принято относить такие вопросы:
1) которые могут самостоятельно решаться населением или органами местного самоуправления, не требуя вмешательства органов государственной власти .
2) последствия решения которых не выходят за пределы территории данного муниципального образования, т.е. не оказывают неблагоприятных воздействий на соседние территории.
В силу специфики государств и местных традиций перечень предметов ведения и полномочий местного самоуправления в отдельных странах существенно различается.
В Российской Федерации разработкой основ местного самоуправления занимаются юристы-государствоведы, в зарубежных странах этот вопрос является административным(процедурным). Такие различия объясняются разницей в понимании института местного самоуправления. На территории России местное самоуправление — это форма народовластия, разновидность организации публичной власти.
Отличие формулировок российских законов от Европейской хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой
демократии, тогда как российское законодательство упоминает прежде всего само население и уж затем — органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным
уязвимым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 году Европейской хартии требуют учета всех ее отправных положений. В ней установлено, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны. Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления.
Общая характеристика Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». особенности вступления в силу.
Одним из этапов административной реформы стало принятие нового Федерального закона Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Целями данного этапа являются обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения, повышение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан. В этих целях предпринята попытка значительно модифицировать существующую территориальную организацию местного самоуправления, четко разграничить полномочия и предметы ведения между субъектами РФ и муниципальными образованиями (а также распределить полномочия внутри системы местного самоуправления), создать основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления [2.4, с. 51].
Право граждан на местное самоуправление реализуется посредством его организации в трех типах муниципальных образований: поселениях, городских округах и муниципальных районах. За каждым из названных типов муниципальных образований закреплен перечень вопросов местного значения.
Объем компетенции местного самоуправления в целом несколько сокращен.
Большое внимание уделено территориальной организации местного самоуправления. Определяется порядок установления и изменения границ муниципальных образований, порядок преобразования муниципальных образований.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Расширен перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Утверждается новый механизм регулирования межбюджетных отношений, основанный на территориальной организации местного самоуправления.
Детально урегулированы вопросы межмуниципального сотрудничества. Установлен новый вид хозяйственных обществ — межмуниципальные хозяйственные общества.
Предусматривается временное исполнение полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью и безопасности граждан, а также в некоторых иных случаях.
Рассматриваются особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах и на приграничных территориях.
Федеральный закон, за исключением положений, для которых им установлены иные сроки и порядок вступления в силу, вступает в силу с 1 января 2006 года.
Глава о переходных положениях вступила в силу со дня официального опубликования Федерального закона. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006 года. С 1 января 2006 года до окончания переходного периода указанные законы субъектов Российской Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года.
1.3. В переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
