Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Фонематический слух-основа правильной речи.
Подготовил:
Учитель-логопед
Е.М. ЖильцоваКаргополь, 2018
-
2 слайд
Фонематический слух и фонематическое восприятие
Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.Фонематическое восприятие – это способность различать и определять звуковой состав слова.
-
3 слайд
Этапы работы по развитию фонематического слуха:
I – Этап узнавание неречевых звуков.VI Этап – освоение ребёнком анализа и синтеза.
V – Этап различение звуков.
IV – Этап различение слогов.
III – Этап различение сходных между собой по звучанию слов.II – Этап различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
-
4 слайд
I – Этап узнавание неречевых звуков
— Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
— Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
— Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
— Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
— Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. -
5 слайд
II – Этап различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
— Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
— Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
— Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. -
6 слайд
III – Этап различение сходных между собой по звучанию слов.
— Игра «Слушай и выбирай». Перед ребёнком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
-Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. -
7 слайд
IV – Этап различение слогов
— Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
— Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
— Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба — у дороги два стол… (ба).
За-зу-за — уходи домой, ко… (за).
Ти-ди-ти — на Луну ле… (ти).
Де-де-те — сядем в темно… (те).
Лю-лу-лю — лук зеленый я по… (лю).
Фе-ве-фе — посижу я на со… (фе). -
8 слайд
V – Этап различение звуков.
— Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает. (Использование аудиозаписей)
— Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
— Игра «Художник». Материал: листы с нарисованными предметными картинками на оппозиционные звуки, цветные карандаши. Ход игры: необходимо раскрасить картинки определенным цветом. Например, со звуком [С] — синим, [З] — зеленым, [Ж] — жёлтым и т.д.
— Игра ««Кубик». Материал: кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква, предметные картинки с дифференцируемыми звуками. Ход игры: дети по очереди кидают кубик. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок. Если ребенок правильно выполнил задание, то забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок. -
9 слайд
VI Этап – освоение ребёнком
анализа и синтеза.Игры на определение наличия звука в слове.
Игры на вычленение звука в начале слова.
Игры на вычленение звука в конце слова.
Игры на развитие умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.
Игры на определение последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.
Игры на определение количества слогов в слове.
Игры на развитие звукового анализа и синтеза слов. -
10 слайд
-
11 слайд
«Шифровальщики»
Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие зрительно-пространственной ориентировки, развитие оптико-пространственного восприятия. -
12 слайд
Список рекомендуемой литературы:
Арушанова Л.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом // Дошкольное образование. 2008. №9. С. 4-5.
Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000.
Гризик Т.И. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь. //Дошкольное воспитание. 2005, — № 1.
Ефимова В. Игры со звуками и буквами. //Дошкольное воспитание. 2006, — № 8.
Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей.// ООО «Издательство ГНОМ»,-М, — 2008.
Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. По ступенькам к звуку.//Издательство «ТЦ СФЕРА», — М. – 2015.
Рязанцева Ю. Фонематическая гимнастика. //Дошкольное воспитание. 2003, — № 11.
Созонова Н. Н. С чего начинается слово.//Изд. Литур.,2008.
Ткаченко Т.А. Звуки и знаки./ изд. «ЮНВЕС»,2002.
Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.