X-PDF

Фонематический слух-основа правильной речи.

Поделиться статьей

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • "Фонематический

    1 слайд

    Фонематический слух-основа правильной речи.
    Подготовил:
    Учитель-логопед
    Е.М. Жильцова

    Каргополь, 2018

  • Фонематический

    2 слайд

    Фонематический слух и фонематическое восприятие
    Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

    Фонематическое восприятие – это способность различать и определять звуковой состав слова.

  • Этапы

    3 слайд

    Этапы работы по развитию фонематического слуха:
    I – Этап узнавание неречевых звуков.

    VI Этап – освоение ребёнком анализа и синтеза.

    V – Этап различение звуков.

    IV – Этап различение слогов.
    III – Этап различение сходных между собой по звучанию слов. 

    II – Этап различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

  • I

    4 слайд

    I – Этап узнавание неречевых звуков

     — Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало. 
     — Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
     — Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал. 
     — Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
     — Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

  • II

    5 слайд

    II – Этап различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

     — Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
     — Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
     — Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

  • III

    6 слайд

    III – Этап различение сходных между собой по звучанию слов. 

     — Игра «Слушай и выбирай». Перед ребёнком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.
    -Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

  • IV

    7 слайд

    IV – Этап различение слогов

     — Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. 
     — Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
    — Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
    Ба-бо-ба — у дороги два стол… (ба).
    За-зу-за — уходи домой, ко… (за).
    Ти-ди-ти — на Луну ле… (ти).
    Де-де-те — сядем в темно… (те).
    Лю-лу-лю — лук зеленый я по… (лю).
    Фе-ве-фе — посижу я на со… (фе).

  • V

    8 слайд

    V – Этап различение звуков.

    — Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж», тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает. (Использование аудиозаписей)
     — Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
    — Игра «Художник». Материал: листы с нарисованными предметными картинками на оппозиционные звуки, цветные карандаши. Ход игры: необходимо раскрасить картинки определенным цветом. Например, со звуком [С] — синим, [З] — зеленым, [Ж] — жёлтым и т.д.
    — Игра ««Кубик». Материал: кубик, к каждой стороне которого прикреплено изображение символа звука или буква, предметные картинки с дифференцируемыми звуками. Ход игры: дети по очереди кидают кубик. Звук, символ которого оказался сверху, бросавший кубик ребенок должен отыскать в названиях выставленных картинок. Если ребенок правильно выполнил задание, то забирает картинку себе. Выигрывает тот, у кого окажется больше картинок.

  • VI

    9 слайд

    VI Этап – освоение ребёнком
    анализа и синтеза.

    Игры на определение наличия звука в слове.
    Игры на вычленение звука в начале слова.
    Игры на вычленение звука в конце слова.
    Игры на развитие умения дифференцировать твёрдые и мягкие согласные.
    Игры на определение  последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам.
    Игры на определение количества слогов в слове.
    Игры на развитие звукового анализа и синтеза слов.

  • title=

    10 слайд

  • «Шифровальщики»Цели

    11 слайд

    «Шифровальщики»
    Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие зрительно-пространственной ориентировки, развитие оптико-пространственного восприятия.

  • Список

    12 слайд

    Список рекомендуемой литературы:

    Арушанова Л.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом // Дошкольное образование. 2008. №9. С. 4-5.
    Волосовец Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Академия, 2000.
    Гризик Т.И. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь. //Дошкольное воспитание. 2005, — № 1.
    Ефимова В. Игры со звуками и буквами. //Дошкольное воспитание. 2006, — № 8.
    Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи у детей.// ООО «Издательство ГНОМ»,-М, — 2008.
    Кучмезова Н.В., Лигостаева И.А. По ступенькам к звуку.//Издательство «ТЦ СФЕРА», — М. – 2015.
    Рязанцева Ю. Фонематическая гимнастика. //Дошкольное воспитание. 2003, — № 11.
    Созонова Н. Н. С чего начинается слово.//Изд. Литур.,2008.
    Ткаченко Т.А. Звуки и знаки./ изд. «ЮНВЕС»,2002.
    Игры для автоматизации и дифференциации звуков у де­тей дошкольного возраста / Л. Н. Шинкарёва. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.33%
НЕТ
40.67%
Проголосовало: 1168

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет