Формирование активнойжизненной позиции студентов через духовно- нравственное воспитание
А.И.Муравлева
ГБПОУ ВО«ЛАТТ»
Литература учит быть человеком
В.Г. Белинский
Сегодня мы часто задаемсявопросом, чем живет современный молодой человек, что его волнует, как привлечьего к социально-полезной деятельности и помочь выбрать правильные жизненныеориентиры.
Каждый преподаватель ищет свойнеповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решениюважнейшей педагогической задачи — формированию целостной, гармонично-развитой исоциально-зрелой личности.
Большими потенциальнымивозможностями в формировании нравственных ориентиров обучающихся активнойгражданской позиции обладает литература. Именно этот предмет, как никакойдругой, несёт главнейшую воспитательную функцию.
Произведения,изучаемые на уроках, содержат богатый материал для воспитания в духепатриотизма, дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, трудолюбия.
Литератураспособствует нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека,воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и за жизнь окружающегообщества. Я стараюсь на уроках литературы формировать активную гражданскуюпозицию обучающихся. . Стараюсь ввести студентов в мирпрекрасного, приобщая их к художественной литературе.. Научить пониматьхудожественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активноеотношение к действительности, нравственные позиции.
Стремлюсь к тому, чтобы студенты на уроках были не толькослушателями, но и активными участниками. Для этого провожу урок-диспут, урок-конференцию, урок-семинар,урок-композицию. В результате этого развиваются такие качества личности, какинициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,а это — залог успешности человека в будущем.
Обсуждениепроизведения, ведение диалога – всё это помогает задуматься над непростымипроблемами нашей жизни. В беседе студенты рассуждают о настоящих человеческихценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о дружбе, осострадании к чужой боли, о взаимопомощи.
Науроках создаю ситуации дискуссии. Например, студенты 1 курса находятся в самомначале жизненного пути. Перед ними стоит выбор, по какой дороге идти, и здесьочень важно не ошибиться. Вот Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева«Отцы и дети». Одни восхищаются им, другие категорически не приемлют. Задаюстудентам вопросы. Какие черты характера вызывают у них уважение, а какиеотрицательные эмоции? Какие проблемы, поднимаемые в романе, близки нашимсовременникам?
Главной темой романа Льва Николаевича Толстого »Война и мир» является героическая борьба русского народа в войне 1812 года. Но наряду сэтой темой много других. Приизучении этого романа я даю студентам возможность поразмышлять, членами какойсемьи – Ростовых, Курагиных, Болконских – им бы хотелось быть. В семьеРостовых не стесняются своих чувств, открыто радуются и плачут. Родителиобожают своих детей, и те отвечают им взаимностью. А семья Болконских превышевсего ценит честь дворянина, офицера, рода, чувство долга и ответственности.Старый князь Болконский бесконечно любит своих детей, но в семье не принятодемонстрировать чувства. И только перед смертью князь Болконский говорит своейдочери: «Спасибо тебе… дочь, дружок… за всё, за всё… прости… спасибо!» Вместеразмышляем над этим и приходим к выводу, как важно не опоздать сказать значимыедля родного человека слова, не откладывать на потом…
Студенты учатся мыслить, взвешивать собственное мнение имнения других, принимать решения. Они с интересом включаются в поиск ответовна вопросы, овладевают навыками общения. Всё это в будущем позволит имаргументировано отстаивать свою точку зрения. Это стимулирует активнуюдеятельность, заставляет их делать осознанный выбор в определении своейгражданской позиции.
Естественным продолжением уроков литературы являетсявнеклассная работа в техникуме, направленная на формирование духовно –нравственных ценностей у молодёжи.
Частоя использую такую форму работы как литературная гостиная. Например, «Театр и Н.В.Гоголь», «Тургенев, музыка, любовь…», «Моя страна Россия» и др.
Гостиная- это яркий, зрелищный праздник, в котором соединены литературные,музыкальные элементы, мини-инсценировки, поэтические произведения, отрывки изпрозы, песни и романсы. Родство душ, увлеченность своим делом — на мой взгляд,это очень важно для формирования патриотизма, гражданской позиции, нравственныхценностей будущих специалистов.
Назанятиях и репетициях студенты рассуждают вслух о своих героях, обсуждаютнравственные проблемы, тем самым укрепляя в своем сознании общечеловеческиеморальные нормы и чувства (сострадание, любовь, совесть, честность, искренностьи т. д.). Работая в коллективе, юные актеры начинают верить в себя, в своивозможности, учатся взаимоуважению.
Выступлениена сцене позволяет каждому пережить чувство радости от достигнутого результата,т. е. пережить успех, признание зрителей.
Однимиз способов мотивации обучения студентов, формирования у них познавательногоинтереса является игра.
Благодаря игровой форме подачиинформации, с одной стороны, развивается память, повышается интерес к тексту литературных произведений и исторического материала, с другой стороны,развиваются навыки общения и контактности, повышается общая культура студентов.
Через игры,конкурсы, соревнования студент раскрывает свои скрытые способности. Именнотворческая совместная работа помогает выстроить взаимоотношения, где личностноедолжно идти вместе с коллективным. Только в коллективной деятельностирасширяется культура общения, студенты приобретают коммуникабельныенавыки.
Списокиспользованной литературы:
1.БеленькийГ.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе)/ Г.И. Беленький. — М.: Просвещение, 1990.
2.ГуляковЕ.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речина уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. — М.: Дрофа, 2006.