X-PDF

Формирование активной жизненной позиции студентов на уроках литературы

Поделиться статьей

Формирование активнойжизненной позиции студентов через  духовно- нравственное воспитание

                                                                   

                                                                                                                 А.И.Муравлева

                                                                            ГБПОУ ВО«ЛАТТ»                                                      

                                                                    Литература учит быть человеком

                                                                                         В.Г. Белинский

Сегодня мы часто задаемсявопросом, чем живет современный молодой человек, что его волнует, как привлечьего к социально-полезной деятельности и помочь выбрать правильные жизненныеориентиры.

 Каждый преподаватель  ищет свойнеповторимый, индивидуальный почерк в работе, который бы способствовал решениюважнейшей педагогической задачи — формированию целостной, гармонично-развитой исоциально-зрелой личности.

Большими потенциальнымивозможностями в формировании нравственных ориентиров обучающихся активнойгражданской позиции обладает литература. Именно этот предмет, как никакойдругой, несёт главнейшую воспитательную функцию.

Произведения,изучаемые на уроках, содержат богатый материал для воспитания в духепатриотизма, дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки, трудолюбия.

Литератураспособствует нравственному становлению личности, познанию и самопознанию человека,воспитанию чувства ответственности за свою жизнь и за жизнь окружающегообщества. Я стараюсь на уроках литературы формировать активную гражданскуюпозицию обучающихся. . Стараюсь ввести студентов в мирпрекрасного, приобщая их к  художественной литературе.. Научить пониматьхудожественное слово и на этой основе формировать понимание жизни, активноеотношение к действительности, нравственные позиции.

 Стремлюсь к тому, чтобы студенты на уроках  были не толькослушателями, но и активными участниками. Для этого провожу урок-диспут, урок-конференцию, урок-семинар,урок-композицию. В результате этого развиваются такие качества личности, какинициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,а это — залог успешности человека в будущем.

Обсуждениепроизведения, ведение  диалога – всё это помогает задуматься над непростымипроблемами нашей жизни. В  беседе студенты рассуждают о настоящих человеческихценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о дружбе, осострадании к чужой боли, о взаимопомощи.

Науроках создаю ситуации дискуссии. Например, студенты 1 курса находятся в самомначале жизненного пути. Перед ними стоит выбор, по какой дороге идти, и здесьочень важно не ошибиться. Вот Евгений Базаров, герой романа И.С. Тургенева«Отцы и дети». Одни  восхищаются им, другие категорически не приемлют. Задаюстудентам вопросы.  Какие черты характера вызывают у них уважение, а какиеотрицательные эмоции? Какие проблемы,  поднимаемые в романе, близки нашимсовременникам?

Главной темой  романа Льва Николаевича Толстого »Война и мир» является героическая борьба русского народа в войне 1812 года.  Но наряду сэтой темой много других. Приизучении этого романа я даю студентам  возможность поразмышлять, членами какойсемьи – Ростовых, Курагиных,  Болконских – им бы хотелось быть. В семьеРостовых не стесняются своих чувств, открыто радуются и плачут. Родителиобожают своих детей, и те отвечают им взаимностью. А семья Болконских превышевсего ценит честь дворянина, офицера, рода, чувство долга и ответственности.Старый князь Болконский бесконечно любит своих детей, но в семье не принятодемонстрировать чувства. И только перед смертью князь Болконский говорит своейдочери: «Спасибо тебе… дочь, дружок… за всё, за всё… прости… спасибо!» Вместеразмышляем над этим и приходим к выводу, как важно не опоздать сказать значимыедля родного человека слова, не откладывать на потом…

Студенты учатся мыслить, взвешивать собственное мнение имнения других, принимать решения. Они с интересом включаются в  поиск ответовна вопросы,  овладевают навыками общения. Всё это в будущем позволит имаргументировано отстаивать свою точку зрения. Это  стимулирует активнуюдеятельность, заставляет их делать осознанный выбор в определении своейгражданской позиции.

          Естественным продолжением уроков литературы являетсявнеклассная работа в техникуме, направленная на формирование духовно –нравственных ценностей у молодёжи.

Частоя использую такую форму работы как литературная гостиная.   Например, «Театр и Н.В.Гоголь»,  «Тургенев, музыка, любовь…», «Моя страна Россия»  и др.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Гостиная- это яркий, зрелищный праздник, в котором соединены литературные,музыкальные элементы, мини-инсценировки, поэтические произведения,  отрывки изпрозы, песни и романсы.  Родство душ, увлеченность своим делом — на мой взгляд,это очень важно для формирования патриотизма, гражданской позиции, нравственныхценностей будущих специалистов.

 Назанятиях и репетициях студенты  рассуждают вслух о своих героях, обсуждаютнравственные проблемы, тем самым  укрепляя в своем сознании общечеловеческиеморальные нормы и чувства (сострадание, любовь, совесть, честность, искренностьи т. д.).  Работая в коллективе, юные актеры начинают верить в себя, в своивозможности, учатся взаимоуважению.

Выступлениена сцене позволяет каждому пережить чувство радости от достигнутого результата,т. е. пережить успех, признание зрителей.

Однимиз  способов мотивации обучения студентов, формирования у них познавательногоинтереса является игра.

Благодаря  игровой форме подачиинформации, с одной стороны,  развивается  память, повышается интерес к тексту литературных произведений  и исторического материала, с другой стороны,развиваются  навыки общения и контактности, повышается  общая культура студентов.

Через игры,конкурсы, соревнования студент раскрывает свои скрытые способности. Именнотворческая совместная работа помогает выстроить взаимоотношения, где личностноедолжно идти вместе с коллективным.     Только в коллективной деятельностирасширяется культура общения, студенты приобретают коммуникабельныенавыки.    

 

 

Списокиспользованной литературы:

1.БеленькийГ.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе)/ Г.И. Беленький. — М.: Просвещение, 1990.

2.ГуляковЕ.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речина уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. — М.: Дрофа, 2006.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет