X-PDF

Формирование читательской грамотности младших школьников как базовой

Поделиться статьей

Аннотация.

В данной работе представлена методическая разработка урокалитературного чтения во 2-ом классе по теме: «Н. Н. Носов «На горке»» сподробным описанием хода урока по этапам. Методическая разработкасопровождается мультимедийной презентацией.

Данная разработка раскрывает, в первую очередь,вопросы формирования читательской грамотности базового навыка функциональной грамотности.

 Данный урок разработан всоответствии с требованиями ФГОС и направлен на формирование и развитие универсальныхучебных действий.

Он является новойступенью в развитии познавательных способностей учащихся, повышает уровеньзнаний и навыков, обогащает личность ребенка новыми эмоциями, формируетсоциальные и этические убеждения.

Урок формирует у обучающихся осознаниеценности дружбы, совместной деятельности, взаимовыручки.

Имеет четко сформулированныеучебно-воспитательные задачи. Соответствуетпсихологическим и возрастным особенностям младших школьников. Он должен обеспечить высокую активность работы обучающихся иповысить интерес к чтению.

Материал данной работы могут использоватьучителя начальных классов, работающие по программам «Школа России»,«Перспектива».

 

 

 

Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение

«Хиславичская средняя школа»

 

 

 

 

Методическаяразработка

урокалитературного чтения

Темаурока: Н. Н. Носов «На горке».

2класс

 

 

 

 

Автор:

ОреховаЛюдмила Дмитриевна,

учительначальных классов

 

 

 

2022 год

 

Пояснительная записка

«Никогда никакими силами вы не заставите

                                     читателя познать мир черезскуку.

                                    Читать должно быть интересно.»

А. Н. Толстой

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеетчитать, а тот, кто не научился при этом учиться.»

Нашим пятнадцатилетним школьникам предстоит вэтом учебном году поучаствовать в международном исследовании PISA – исследовании,которое направлено на определение уровня сформированности функциональнойграмотности (математической, читательской, естественно-научной и финансовой,креативного мышления) нынешних   подростков.

Одной из основных задач современного образованиястало формирование функциональнойграмотности обучающихся.Почему?

 Современный мир стремительно меняется, он сталгораздо сложнее, чем даже два десятка лет назад. Обусловлено это появлением внашей жизни новых технологий, новых профессий, сфер экономики и ссоциально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир сталвизуально-цифровым. Эти сложности и требуют особого подхода в педагогике.

Функциональная грамотность ученика – это цель ирезультат образования.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальныхклассах, где мы активно учим детей различным видам речевой деятельности:чтению, письму, говорению, слушанию. Отсюда базовым навыком функциональнойграмотности является читательская грамотность – «способностьчеловека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них изаниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знанияи возможности, участвовать в социальной жизни».

Наразвитие читательской грамотности направлена технология формирования типаправильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения). (АвторНаталия Николаевна Светловская).

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Iэтап. Работа с текстом до чтения.

IIэтап. Работа с текстом во время чтения.

IIIэтап. Работа с текстом после чтения.

            Данную технологию я взяла за основу своего урока.

Темаурока: Н. Н. Носов «На горке».

Типурока: усвоение первичных знаний.

Цели:

-познакомитьобучающихся с произведением Н. Н. Носова «На горке»;

-формировать основычитательской грамотности;

-стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественногопроизведения.

Задачиурока:

Образовательные:

-способствоватьформированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н.Носова «На горке»;

-содействоватьформированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло,осознанно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения, составлятьплан текста и пересказывать по плану;

-способствоватьформированию информационной культуры учащихся через исследовательскуюдеятельность;

-создать условиядля формирования выразительного чтения;

Развивающие:

-формироватькоммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественногопроизведения;

-развиватьэмоциональную отзывчивость при слушании, чтении и обсуждении произведения;

Воспитательные:

-способствоватьсплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки,взаимовыручки, ценности совместной деятельности.

Планируемые результаты

Предметные:

расширить представление о жизни и творчестве Н.Носова;

правильно,выразительно, бегло, осознанно читать рассказ «На горке», передаваяэмоциональное настроение;

-составлятьплан текста, пересказывать по плану;

расширить словарный запас;

-формулироватьправила дружеских отношений, соблюдать их при общении в коллективе.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

-проявлятьстремление читать произведения о дружбе;

-выражатьэмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

выполнятьучебное задание по алгоритму;

-адекватнооценивать результат выполнения учебного задания;

осуществлять контроль своей деятельности.

Познавательные:

-определятьтему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

-подбиратьпословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

-находитьнужную информацию, используя несколько источников.

Коммуникативные:

-адекватновзаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

Используемыетехнологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности(продуктивного чтения), здоровьесберегающая, ИКТ, технология критическогомышления.

Формы работы:фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, слово учителя,работа с иллюстрацией и учебником

частично-поисковый(перенос теоретических знаний на практику)

-приёмы:«Антиципации», «Чтение наоборот», « Верные и неверные утверждения»,  «Да-нет»«Ассоциации»,  «Прогноз», «Двух слов», «кубик Блума».

Технические и наглядные средстваобучения: компьютер и мультимедийный проектор, презентация, созданная в программе Microsoft OfficePower Point, карточки с заданиями для индивидуальной,групповойработы и работы в парах, солнышко с лучами для самооценки работы на разныхэтапах урока.

Межпредметныесвязи: русский язык, окружающий мир, музыка.

ПЛАН УРОКА.

I.                 Организационный момент. Мотивация учебнойдеятельности.

    II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Три Н

2. Стадия вызова. Приём«Верные и неверные утверждения»

         3. Стадия осмысления. Проверка таблицы (взаимопроверка).

    III.Формулирование темы, целей урока.

1.Знакомство с темой. Приём «Чтение наоборот»

2.Цели.

    ІV. Открытие новых знаний.

                1.Работа с текстом до чтения.

  Работа со словарём, приём «Антиципации»(предугадывание), (работа в группах).

                2. Работа с текстом во время чтения.

Чтение текста учителем вслух с остановками сиспользованием приёма «Прогноз», проверка восприятия, подготовка к повторномучтению (речевая разминка, словарная работа, приём «Ассоциации», повторноечтение детьми вслух.              

                 3. Работа с текстом после прочтения.

Игра «Да-нет; заберись на горку» (работа в парах).

V. Физкультминутка.

         Продолжение работы с текстом послепрочтения.

Составление плана на основе создания мультфильма(интерактивный метод), характеристика главного героя (постановка проблемноговопроса), работа с пословицами (приём «Двух слов»).

VІ. Обобщение и систематизация знаний. Приём «Кубик Блума»

      VII. Подведение итогов. Составление синквейна к уроку.

      VIII.Рефлексия. Работа ссолнышками для самооценки, строим Солнечный город.

 IX. Домашнее задание.                 

 

ХОДУРОКА

I.                 Организационный момент.

1)    Мотивацияучебной деятельности. (Создание эмоционального настроя)

-Здравствуйте, ребята.Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Начнёмурок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь искажите:

          Привет, сосед, улыбнисьмне в ответ.

          Я хочу, чтобыты не грустил,

          Всем улыбкисегодня дарил!

-Я желаю вам хорошегонастроения и интересной работы на уроке. На партах у вас лежат солнышки. Возьмитеручку, напишите на одном из лучиков свое имя. Это не просто солнышки, это материалыдля оценивания своей работы на уроке, сегодня вы сами попробуете оценить себя.Так после выполнения задания на уроке, вы будете на каждом лучике ставить «+»или «-». Когда «+»? (Когда получилось, когда доволен своей работой)   Когда «-»?(Когда работой недоволен).

Будем создавать на уроке своёсолнышко-оценку.

II.              Актуализация знаний. Проверка домашнегозадания.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

Слайд1     1. Три Н ( НиколайНиколаевич Носов)

— Внимание! Внимание! Важноезадание: перед вами портрет известного русского писателя. Догадайтесь, кто это?(Николай Николаевич Носов)  Почему именно он? (Мы читаем его рассказы)

2. Стадия вызова. Приём«Верные и неверные утверждения»

— Я предлагаю вампоиграть в игру «Верите ли вы…?».  Меня заинтересовало, что вы запомнили о Н. Н.Носове из прошлых уроков. Сейчас каждый получит листок с таблицей. Я будузачитывать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». А вы ставите втаблице «+», если верите, и «-», если не верите. (Учитель читает вопросы)Приложение.

-Правильность вашихответов мы проверим после того, как послушаем небольшое сообщение о Н. Носове.

Слайд 2
3. Стадия осмысления

 Рассказоб авторе, выставка книг Н. Носова (на слайде)

Выступает подготовленный ученик. Приложение.

После выступления,все возвращаются к составленным таблицам

-Давайте проверимправильность заполненных вами таблиц (на основе

полученнойинформации на уроке и ранее.

Взаимопроверка.

— Оцените своюработу на солнышке. Посмотрите на эту выставку (на слайде)и назовите произведения, которые мы сегодня не называли.

III.          Формулировка темы, целей урока.

 —Асейчас мы познакомимся с новым рассказом Н. Н. Носова. Слайд 3

—  Давайте расшифруемзапись и узнаем тему урока. Приём «Чтение наоборот»

екрог ан (На горке)

Слайд 4

Итак, мы познакомимся…

Будем учиться…

А ещё… мы научимся оченьважной работе-составлять план текста.

IV.           Открытие новых знаний

1.     Работас текстом до чтения.

а)Работа со словарём.

Теперьмы знаем, рассказ называется «На горке». А что такое «горка»? Если нам надоузнать значение слова, к какой книге мы обращаемся? Встречайте, у нас в гостях:ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА.  В нём мы и узнаем всё про слово«горка».      

— «Горка – этовозвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».(Читает ученик.)

-Как вы думаете, какоезначение подойдёт к нашему произведению?

б) Приём «Антиципации»(предугадывания)

Япредлагаю вам пофантазировать, о чём может быть рассказ. Работать будем вгруппах. 1ряд – 1-я группа, … . Но прежде, давайте повторим правила работы вгруппе.  Слайд 5

 3 группы. У каждойгруппы своё задание:

1гр – по главным словам(Ребята, трудились, горка, песок, посыпал)

1гр — по названиюрассказа на с. 60.

2гр — по иллюстрации на с61.

-Дружно собираемся вгруппы, начинаем обсуждать, время 1мин. Ну что ж, давайте выслушаем вашипредположения. Молодцы. В каждой группе получились очень интересные версии.Каждый может оценить свою работу в группе. Оценили себя? (на солнышке) А теперьпроверим, чьё предположение подтвердится.

Слайд 6   НиколайНиколаевич Носов «На горке».

2.Работа с текстом вовремя чтения.

 а) Чтениепроизведения учителем и хорошо читающими детьми. Приёмы «Эстафета»,  «Прогноз».Словарная работа (фанерка)

 б)Проверка восприятия.

-Кому понравился рассказ,поднимите руки. Предположение какой группы подтвердилось?  Про какую горку мы узнали из рассказа? Назовитегероев этого произведения? Какой момент особенно запомнился? Почему?  Строительство горки – нелегкая работа. Она требуетбольшой силы и терпения и одному человеку с такой работой не справиться.

в) Подготовка кповторному чтению.

-Я хочу предложить ваминтересную игру. Чтобы игра состоялась, вы должны сами очень внимательнопрочитать рассказ. Но прежде давайте подготовимся к чтению.

Дыхательнаягимнастика (Формирование навыков владения дыханием).Дети встают из-за парт, вытянув руки ладошками вверх.

Вдыхаемчерез нос, выдыхаем через рот. Сдуваем снежинки с ладошек.

Речеваяразминка. (Развитие органов артикуляционногоаппарата) Слайд 7

— прочитайте шёпотом имедленно;

-прочитайте громко имедленно;

— прочитайте громко ибыстро.

Слайд 8Словарная работа. Приём «Ассоциации»
— Ребята, в тексте встретятся незнакомые слова. Давайте их прочтём. Какиепредположения, ассоциации у вас возникают при чтении этих слов?
Читаем хором по слогам, затем целым словом.

Притворщик (тот, кто притворяется,обманывает)

Дворницкая –помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

— Какое словоспряталось в слове дворницкая? (Двор).

На четвереньках -поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги.

Работа над лексическимзначением слова

Трудятся. -Подберитепротивоположное по смыслу слово. (ленятся)

Взобрался. -Подберитеблизкое по значению слово. (залез)

-Молодцы, оцените своюработу. А сейчас вспомним, как выразительно читать текст.  Слайд   9

-Теперь вы готовы, порапрочитать рассказ.

г) Повторное чтение.Дети читают «цепочкой», абзацами, обращаясь к иллюстрациям.

3. Работа с текстом послепрочтения.

-А сейчас проверим, наскольковнимательно вы читали рассказ?

а) Игра«ДА-НЕТ. Заберись на горку» (В парах)

-Так или не так всё былов рассказе Н. Н. Носова “На горке”? Перед вами рисунок, на рисунке 5 ступенек.На ступеньках вы пишите слово «да» или «нет».  Поиграем в парах, обсуждатьответ выбудете вместе, шёпотом, договоритесь, кто в вашей паре будет писатьответ «да» или «нет». У кого будет меньше ошибок, та пара победит. (Раздаюлисточки). Приложение.

-Начинаем движение спервой ступеньки. Ошиблись, зачеркните.

-Слушаем первоевысказывание.

1)Колька Ершов жил вшестой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

-Какое слово написали? Какправильно?

2) Ребята полили горкуводой и пошли поужинать. (Пообедать)

3)Забираясь на горку,Котька падал 20 раз. (Десять)

4) Котька долго непризнавался, что это он посыпал горку солью. (Нет, сразу признался)

5)Котька принёс лестницук горке, что б больше никто песком не посыпал (Котька сделал ступеньки)

-Поднимите руки, у какойпары нет ни одной ошибки. Молодцы, вы победители игры. Отметьте это на солнышкезнаком «+».

V.   Физкультминутка

Слайд 10 — Атеперь давайте отдохнём 

Продолжение работы стекстом после прочтения.

б) Составление плана на основесоздания мультфильма.

-А знаете ли вы, ребята,что за свою жизнь Носов попробовал много профессий? В детстве играл не толькона скрипке, но и в шахматы, потом увлёкся химией. А в итоге поступил вМосковский кинематографический институт и стал создавать фильмы.  Позднее Н.Носов увлёкся созданием мультфильмов для детей. Я, как и Носов, давно мечталасоздать свой фильм. Только одной мне не справиться, давайтевместе. Приём «Создание фильма».

Итак… (звучит музыка)

 Слайд 11 -Какимбудет 1 кадр в нашем фильме?

Слайд 12,13Какназовём? Ребята строили горку во дворе.

Кадр 2  Слайд 14 ХитрыйКотька Чижов.

Кадр 3  Слайд 15 Хитрецна скользкой горке.

Кадр 4 Слайд 16 Ребятазаставили Котьку исправить ошибку.

-Фильм готов, молодцы выхорошо поработали.

Кадр 5 Слайд 17

 (Звучит музыка) -Оценитесебя на солнышке.

 

1.)          

Солнышкодля самооценки  

https://w7.pngwing.com/pngs/453/300/png-transparent-animated-sun-caricature-drawing-sun-photography-orange-computer-wallpaper.png   

2.)

Приём «Верите ливы, что…»

1. Верите ли вы,что… Николай Николаевич Носов родился в 1908 ?
2. … отец его был врачом?
3. …в детстве играл на скрипке?
4. …Н. Носов
написал такие произведения «Фантазеры»,«Мишкина каша», «Живая шляпа», «Приключения Незнайки и его друзей»?

5. … котёнка израссказа «Живая шляпа» звали Мурзик?
6. … Вадик пришёл в гости к Вовке? 

7. … шляпа можетбыть живой?
8.…первые рассказы Носов напечатал в журнале «Мурзилка»?
9. … Николай Носов первые истории сочинил для племянника?

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)

Сообщение обавторе.

Николай НиколаевичНосов родился 23 ноября 1908 г в Киеве. Отец писателя был актёром. В детствеувлекался музыкой, играл на скрипке. Потом его заинтересовала химия. Сначала ННосов сочинял истории для своего маленького сына. Первые рассказы он напечатал вжурнале «Мурзилка».

 

 

4.)

Игра «ДА-НЕТ.Заберись на горку»

 

       

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет