X-PDF

Формирование функциональной грамотности младших школьников

Поделиться статьей

Формирование функциональнойграмотности младших школьников 

Аннотация: В этой статье описывается для чегонужно формировать функциональную грамотность, какие виды выделяются и какиеусловия необходимо соблюдать.

 

Функциональная грамотность –  это способность человекасвободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации изтекста для решения жизненных задач в различных сферах человеческойдеятельности, общения и социальных отношений. 

Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрелозначительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемыразвития функциональной грамотности. 

Развитие функциональной грамотности в начальном образованииявляется актуальной задачей педагога в настоящее время.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников идостижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такиеприемы, чтобы обучение на уроке должно носить деятельностный характер.

Для успешного формирования функциональной грамотности школьников,достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школынеобходимо соблюдать следующие условия:

· обучение должно носить деятельностный характер (одна изцелевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование ушкольников умений самостоятельной учебной деятельности,

· учащиеся должны стать активными участниками изучения новогоматериала;

· в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповойработы;

· применять такие образовательные технологии, как:

· проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний,позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, втом числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

· технология формирования типа правильной читательскойдеятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

· технология проектной деятельности, обеспечивающая условиядля формирования всех видов УУД (подготовка различных плакатов, памяток, моделей,организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей,мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученныхрезультатов, и др.);

· обучение на основе «учебных ситуаций», (при изучениивеличин – масса, вместимость, литр – покупка) образовательная задача которыхсостоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

· уровневая дифференциация обучения, использование которойвносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками(ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, осодержании своего образования, уровне его усвоения и т.д.), главная же задача иобязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

· информационные и коммуникационные технологии, использованиекоторых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений,как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

· технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен преждевсего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного,проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать насобственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только врамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию ипонимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого изшкольных предметов: математики, окружающего мира и так далее

Выделяется несколько основных видов функциональнойграмотности: 

— коммуникативная грамотность, предполагающая свободноевладение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно пониматьчужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной иписьменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной иписьменной форм речи;

— информационная грамотность — умение осуществлять поискинформации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию изИнтернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников,перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разнымиспособами.

ФГОС требует овладения всеми видами функциональной грамотности.Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе. На начальномэтапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощьютаких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

Базовым навыком функциональной грамотности является читательскаяграмотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать,прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности –грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легкоизлагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу нетолько для успешности на уроках русского языка и литературного чтения , но иявляется гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевыхкомпетентностей. Проверяется и грамотность чтения , это осуществляется припомощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываютсяуровни понимания текста. Изучение навыков чтения находится на контроле поитогам каждой четверти. Ведение читательских дневников, уроков-отчетов попрочитанным произведениям помогают в этом.

На уроках русского языка основными умениями являются умение работатьс текстом, а также умение владеть устной и письменной речью. Эти умениявыступают не только как специальные учебные умения, но и как УУД, необходимыедля изучения всех остальных предметов в школе, поэтому необходимо развиватьфункционально грамотную личность посредством освоения предметногосодержания по русскому языку.

Этапы работы с текстом в начальной школе

1 класс. Учитель обучает детей читать и понимать смыслпрочитанного текста.

2 класс. Учитель обучает детей работать с текстом — пересказывать,делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев,давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы. Учитель обучает детей находить информацию, даватьсобственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль втексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей,прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравниватьтексты разных жанров с похожим содержанием.

Задание на работу с незнакомыми словами. Ребенку необходимопрочитать устаревшие словосочетания, определить их значение и закраситьсмысловые пары соответствующим цветом.

Составление рассказа по предложению. На основе одногопредложения, взятого из ранее прочитанного ребенком произведения, нужно либопродолжить рассказ, либо восстановить события, которые были до. Здесь мы видимкак работу с текстом, поскольку ребенку необходимо вспомнить, о чем шла речь врассказе, так и развитие читательского воображения.

Диалог с автором текста. Ребенку предлагается ответить напоставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым онпознакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смыслрассказа, и доказать, почему подходит именно она. Еще одно интересное задание -палитра чувств. С помощью этого метода ребенок сможет проанализировать, какизменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувствосменялось другим.

Еще одно красивое задание — текст с использованием разныхшрифтов. Такого рода упражнение можно подготовить и самостоятельно, выбравлюбой понравившийся отрывок. Для этого всего лишь нужно в обычном текстовомредакторе набрать текст разными шрифтами.

Русский язык является самым важным предметом в школе, так какименно на уроках русского языка самым главным и основным умением являетсяумение работать с текстом. Это умение является необходимым для изучения всехостальных предметов в школе.
На уроках русского языка можно использовать следующие упражнения дляформирования функциональной грамотности:

1. Запишите слова, которые нужно писать с заглавной буквы, дажеесли они находятся в середине предложения.
2. Напишите родственные слова к слову – лес.
3. Найдите слово с суффиксом –ик: столик, перчик, ослик, барабанчик.
4. Найдите значение слова: квашёнка. 

Для успешного формирования функциональной грамотности школьниковнеобходимо соблюдать следующие условия:

• использование групповых форм;
• деятельностный характер обучения;
• использование «учебных ситуаций»;
• использование информационных и коммуникационных технологий;
• дифференцированное обучение.

Разнообразные и увлекательные задания помогут детям освоитьэффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но такжепонимать, запоминать и анализировать прочитанное. Вот, например, какие заданияможно использовать

Задания должны быть не только привязаны к реальности, близки ихопыту, но и соответствовать возрасту детей. Они должны быть системными,содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребёнку для её решения, но будут интересны в принципе.

Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередьбросается в глаза время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. Акогда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобыбыть вовремя – это уже неявная  информация.

Вот ещё один пример. Туристическая брошюра, в которой есть обычныйтекст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы.

Её можно читать внимательно, а можно извлечь конкретнуюинформацию, которая  нужна только для себя: цена билета в музей, времяпосещения его или место расположения.

Таким образом, научиться действовать ученик может только впроцессе самого действия, а каждодневная работа учителя на уроке,образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональнуюграмотность учащихся.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет