X-PDF

Формирование гражданско- патриотических качеств студента в воспитательной работе куратора

Поделиться статьей

Современное состояние проблемыгражданско-патриотического воспитания вызывает достаточно много вопросов. Содной стороны, это направление воспитательной работы в образовательныхорганизациях было всегда и не нуждается в подтверждении своей актуальности. С другойстороны, оно зависит от проводимой государством политики, от экономического,культурного состояния страны, от развития образовательной практики и др. Втечение нескольких десятилетий в нашей стране было написано множество научных иметодических работ по этой теме. Менялись цели, содержание этого видавоспитания; рассматривалось патриотическое воспитание отдельно от гражданского,иногда вместе; уделялось особое внимание молодежи, затем стали говорить онеобходимости воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня изменились реалии,связанные с геополитическими и национальными проблемами,  в связи смеждународной нестабильностью возникла очевидность новой «холодной войны»,наметилась устойчивая тенденция к изоляции и дискредитации РФ в мире. Экономическоеразвитие страны, особенно ее отдельных регионов, снижает уровень патриотизмаотносительно «малой Родины», у молодежи возникает осознание, что Родина – этотам, где лучше живется, прежде всего, с экономической стороны. Наблюдаетсяотток жителей из регионов в крупные города Центрального федерального округа.Развитие системы Интернет позволяет проанализировать настроения молодежи, в томчисле студенчества, по этой теме при обсуждении на различных форумах,площадках. Необходимо уточнить, что с принятием законов, направленных напротиводействия экстремизму, возможности отследить местоположение авторов, высказывания в социальных сетях по вопросам политического иэкономического развития страны стали более мягкими, но далеко не однозначными.

Отсюда возникает потребность в активныхдействиях со стороны государственных и социальных институтов,  впересмотре научно-методических основ гражданско-патриотического воспитания, вразработке актуальных и понятных для молодежи технологий воспитательной работы.

На заседании круглого стола на тему «Опытсубъектов Российской Федерации по военно-патриотическому воспитанию молодежи»,состоявшегося в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 21мая 2015 года обсуждались актуальные проблемы государственной политики вобласти пат­риотического воспитания молодежи. Среди них были озвучены:организационные проблемы; недостаточная эффективность осуществлениявоспитательной функции образовательными организациями и отсутствие эффективныхмеха­низмов контроля в области патриотического воспитания; отставани­есодержания документов стратегического планирования и нормативных пра­вовыхактов по вопросам государственной политики в области патриотического воспитанияот реального состояния российского общества, потребностей обще­ства игосударства в этой сфере; значительные изменения в меж­дународной обстановке,вызвавшие появление новых угроз для российского общества и государства. Нафедеральном уровне в последнее время был принят ряд стратегических документов вэтой сфере, где прослеживает основная мысль – воспитание всех слоев населенияпри сохранении приоритета детей и молодежи.

В Законе «Об образовании в РоссийскойФедерации» в Статье 3. Основные принципы государственной политики и правовогорегулирования отношений в сфере образования указано: «1. Государственнаяполитика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются наследующих принципах:…3) гуманистический характер образования, приоритет жизни издоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности,воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственностипатриотизма,ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающейсреде, рационального природопользования» .

Согласно Концепции патриотического воспитанияграждан РФ, целью гражданско-патриотического  воспитания является  развитие в российском обществе высокой социальной активности,гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающихпозитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательномпроцессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения егожизненно важных интересов и устойчивого развития .

В проекте Закона «О патриотическомвоспитании граждан Российской Федерации» целью патриотического воспитания признается систематическаяи целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций поформированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности квыполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защитеинтересов Родины .

К числу других законодательных документов,ориентирующих и регулирующих гражданско-патриотическое воспитание детей имолодежи относятся: Основы государственной молодежной политики РоссийскойФедерации на период до 2025 года, Стратегия развития воспитания в РоссийскойФедерации на период до 2025 года, регулярно принимаемые пятилетние Программыпатриотического воспитания граждан РФ (последняя  была принята 30.12.2015г. на период 2016-2020 гг.)  и др. Отдельно нужно отметить Конституцию РФ,где вся преамбула – это манифест патриотизма и гражданственности.

В РФ созданы организации, которые реализуютэтот вид деятельности: Федеральное государственное бюджетное учреждение«Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи»(Роспатриотцентр) является подведомственным учреждением Федерального агентствапо делам молодежи; Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) —единственный профильный общенациональный орган государственной власти,деятельность которого целиком сосредоточена на развитии молодых граждан России;Российский студенческий центр при Министерстве образования и науки РФ. Всего вРоссии на конец 2015 г. действуют 22000 патриотических объединений, клубов ицентров . На региональном уровне – это межведомственные советы попатриотическому воспитанию (в частности, в Омской области с 2007 г.). Всего вОмской области на начало 2016 г. действуют 38 НКО (некоммерческих организаций),цель которых – гражданско-патриотическое воспитание населения.

К отдельным задачам Государственной программыпатриотического воспитания граждан РФ на 2016 – 2020 гг. относятся: «вовлечениемолодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базыпатриотического воспитания; совершенствование системы подготовки специалистов иповышение их квалификации в области патриотического воспитания» [1,с.6].

Отдельно отметим, что в Федеральныхгосударственных стандартах (ФГОС) дошкольного образования, начального общегообразования, основного общего образования, среднего общего образования в первыхстроках, как приоритеты,  указаны ориентиры и цели – формированиероссийской гражданской идентичности обучающихся; в портрете выпускника напервом месте в списке качеств:  любящий свой край и свою Родину .Возникает вопрос: как готовят будущих педагогов в вузе для реализацииФГОС  в этом направлении?

Новый Стандарт организации воспитательнойдеятельности образовательных организаций высшего образования, принятый в 2016г., ставит первой целью развитие личностных качеств гражданина-патриота. В немже, п.4.5: «Одной из ведущих задач воспитания является формирование у молодёжипатриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности служитьРодине в выбранной профессиональной сфере, к выполнению гражданского долга иконституционных обязанностей по защите Родины. Особое внимание в системевоспитательной деятельности уделяется работе с государственной символикой РФ,участию обучающихся в государственных праздниках (День России, День народногоединства и др.), памятных для россиян культурно-исторических событиях» [9,с.3].

Однако в ФГОС высшего образования 44.03.01 –Педагогическое образование, 2015 г. таких конкретных ориентиров нет. Косвенноэто можно увидеть через общекультурную компетенцию ОК-2: способностьанализировать основные этапы и закономерности исторического развития дляформирования патриотизма и гражданской позиции [6]. Но это вносит вклад тольков когнитивный компонент гражданско-патриотической компетентности студента.Видим, что будущих педагогов образовательный стандарт не готовит напрямую кдеятельности по воспитанию гражданственности и патриотизма. Можноориентироваться в этом вопросе только на Стандарт организации воспитательнойдеятельности. Но воспитательная деятельность и сегодня еще ассоциируется сдеятельностью внеучебной, что прослеживается в ежегодных отчетах вузов, которыенаходятся в свободном доступе на официальных сайтах образовательныхорганизаций. А по Закону «Об Образовании в РФ» обучающиеся имеют право напосещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации,осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом(Статья 34, п.4). Поэтому логично предположить, что часть студентов, неохваченных внеаудиторной воспитательной работой, не будут должным образомподготовлены к воспитанию гражданственности и патриотизма у своих будущихучеников.

Отсюда мы выходим на проблему, каким образомдолжно быть организовано гражданско-патриотическое воспитание (воспитаниегражданского патриотизма) в современном вузе? Остановимся коротко на основныхпонятиях, не претендуя в рамках этой статьи выделить окончательный вариант ихтрактовки.

Анализ понятия «патриотизм» позволяетопределить его содержание, которое включает чувство привязанности к местам, гдечеловек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; сознание долгаперед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные и другиедостижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, засвой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своегонарода, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своегонарода, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способствоватьукреплению силы и развитию страны; гуманизм, милосердие, общечеловеческиеценности.

В Проекте Закона «О патриотическомвоспитании граждан Российской Федерации» патриотизм – «это любовь кРодине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам иготовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно идобровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного,государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы иусловием всестороннего развития гражданского общества» [7,с.1].

У понятия «гражданственность» также естьнесколько устоявшихся определений:

нравственная позиция, выражающаяся в чувстведолга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому онпринадлежит, в  готовности  отстаивать  и защищать от всякихпосягательств его права и интересы;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

качество, свойство поведения человека,гражданина, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать вделах общества и государства, сознательно пользоваться своими правами, свободамии выполнять свои обязанности;

антипод аполитичности, активная и сознательнаявключенность в дела политического сообщества; психологическое ощущение себягражданином, полноправным членом политического сообщества; способность иготовность выступать в роли гражданина; высшая добродетель свободного иполноправного участника политического сообщества; приверженность интересамполитического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвыради этих интересов;

правовая ответственность, активная гражданскаяпозиция, понимание высоких нравственных ориентиров.

Гражданское воспитание – это систематическая ицеленаправленная деятельность органов государственной власти по формированию уграждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей позащите интересов Родины.

Когда говорят отдельно о патриотизме, иотдельно о гражданственности, имеют в виду их отличия. Конечно, они есть.Отличием гражданственности от патриотизма является то, что гражданственность –правовой статус человека, показывающий наличие прав, свобод и обязанностей,закрепленных законодательно, а патриотизм  – чаще всего определяется какчувство, отношение. Патриотизм не зависит от стиля управления государством, агражданственность характерна только для демократической формыправления. Гражданственность неотделима от преданности своей стране –патриотизма. Но если патриотизм уже только любовь к своей стране, тогражданственность – выполнение обязанностей, конкретные дела на благо Родины.Патриотизм без гражданственности, в принципе, может быть, а вотгражданственности без патриотизма не бывает. Часто говорят, чтогражданственность является высшей формой патриотизма, что, на наш взгляд оченьверно. Если человек ведет себя как гражданин (соблюдает законы и т.п.), нонегативно относится к Родине, стране, то такую гражданственность можно назвать«ложной». К сожалению, этот тип поведения можно наблюдать у части современноймолодежи, которая таким образом защищается от возможного осуждения своейпозиции.

Из определения понятий можно сделать вывод,что патриотизм и гражданственность предполагают взаимосвязанную совокупностьнравственных чувств и черт поведения. Следовательно, гражданско-патриотическоевоспитание – это воспитание гражданина и патриота, который проявляет высокуюсоциальную активность, гражданскую ответственность, обладает позитивнымиценностями и качествами, а также способен проявить их в интересах Отечества.

           Такую же связь видим в цели Государственной программы патриотическоговоспитания граждан РФ: «Повышение гражданскойответственности за судьбу страны. Консолидация общества для решения задачобеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РоссийскойФедерации. Укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории икультуре России. Обеспечение преемственности поколений россиян. Воспитаниегражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию»[1,с.5]. То есть, патриотическая программа реализуется через воспитаниегражданина.

Научное обоснование необходимости объединениядвух важнейших направлений воспитания в единое целое высказывает известныйидеолог профессор В. И. Лутовинов. По его утверждению, «главный парадокс…в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главныхсоставляющих гражданско-патриотического воспитания,которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, анередко – в ущерб и противоположность друг другу» [4]. Мы разделяем эту позициюи считаем, что она должна быть основой при проектировании воспитания гражданскогопатриотизма студентов. Именно такой термин нам представляется наиболееверным, хотя и используемым в качестве синонима. Поэтому организация воспитаниястудентов в вузе должна реализовывать воспитание гражданственности ипатриотизма в неразрывном единстве. Наличие в планах воспитательной работы вузараздела «Гражданское воспитание» и/или «Патриотическое воспитание» показываетнедостаточно точное понимание целей современного воспитания.

Еще одно важное замечание. Выделение этихвидов воспитания в программных документах вузов крайне спорно, даже если онивыделены в единстве – гражданско-патриотическое воспитание. Таким образом,полагают, что студенты становятся гражданами и патриотами, только участвуя вмероприятиях, обозначенных в этом разделе. Но мероприятиядуховно-нравственного, физического, экологического и других видов воспитания немогут быть непатриотичными. Этого же мнения придерживается Министр образованияРФ, которое он высказал в эфире радиостанции «Коммерсантъ FM» в апреле 2016 г.,отрицая необходимость введения в школе специальных уроков патриотизма: «Мыисходим из того, что, конечно, задача школы – воспитывать личностей, датькаждому ребенку то, что необходимо для его становления как члена общества, и,безусловно, патриотическое воспитание как любовь к своей родине, большой ималой, знание родной истории, уважение к культуре – это неотъемлемая часть этойработы», – пояснил Дмитрий Ливанов [11]. То есть и патриотическое, и гражданскоевоспитание – это и есть все воспитание в принципе. Здесь уместно привестизнаменитые слова Президента РФ В. Путина: «У нас нет никакой, и не может бытьникакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальнаяидея».

Заключая обзор и анализ нормативныхдокументов, трактовок понятий, некоторых аспектов практического реализациивоспитания гражданского патриотизма студентов, сделаем выводы.

1.Состояние гражданско-патриотическоговоспитания студентов вуза требует переосмысления системы его организации.

2.Необходимо рассматривать это направлениевоспитания без деления на гражданское и патриотическое.

3.В государственных образовательныхорганизациях не может быть никакого другого воспитания, кроме воспитаниягражданского патриотизма, т.е. другие традиционные виды/направлениявоспитательной деятельности должны быть «встроены» в системугражданско-патриотического воспитания.

4.Особенное внимание этому следует уделить впедагогических вузах, т.к. они готовят будущих специалистов по воспитаниюгражданского патриотизма у всех слоев населения России, прежде всего – детей имолодежи.

5.Цели и задачи воспитания в вузах должнысоответствовать целям и задачам федеральных организаций, которыенаделены правами исполнителей в программах гражданско-патриотическоговоспитания граждан РФ (Российский центр гражданского и патриотическоговоспитания детей и молодежи, Федеральное агентство по делам молодежи, ДОСААФРоссии и др.).

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет