Формирование первоначального навыкачтения: проблемы и перспективы
Технология формированияпервоначальных навыков чтения представляет собой один из возможных вариантовнетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемыкачественного улучшения состояния грамотности учащихся начальной школы. Эторезультат почти пятилетней работы. При коррекции нарушений письма и чтенияиспользую специальные методики и учебно-наглядные пособия.
Большую помощь в этой работеоказала книга профессора Т.Г. Егорова «Психология овладения навыком чтения»(1953).
Уникальность этой книги заключается в том, что научныевыводы автор сделал на основании многолетних наблюдений за детьми. С:
исчерпывающими подробностями идоказательствами в ней показан процесс формирования очень сложного и важногонавыка.
Хотелось бы отметить бережноеотношение ученого к детям: он не стремится подтянуть их до своего уровня, а,наоборот, ставит себя в позицию ученика, на один уровень с ребенком, и на всепроцессы обучения смотрит с позиций ребенка.
Сущность используемой технологии,по которой успешно обучались более 300 первоклассников.
1. Уже стало аксиомой, что «дляосуществления процесса чтения необходимы сохранность и взаимодействиезрительного, акустического и кинестетического анализаторов, совместная работакоторых и является психофизиологической основой процесса чтения…
При формировании чтения у детейзрительное восприятие буквенных знаков — отдельно или в слове — обязательносопровождается проговариванием вслух, т.е. переводом зрительной лексемы в еезвуковой и кинестический аналог. Точное, безошибочное восприятие — основноеусловие правильного понимания читаемого» (Цветкова Л.С. Афазия ивосстановительное обучение. М., 1988).
Итак, процесс формирования навыкачтения происходит с опорой на его психофизиологическую основу и ориентируетсяна уже сформировавшиеся у ребенка психические процессы восприятия. Восприятиеже — «непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании»(Ожегов С.И. Словарь русского языка). Обучение начинается со знакомства сбуквами в первые дни пребывания ребенка в школе. Предъявляя одновременнографический символ (букву) и звук, мы накладываем на букву не только звучание,но и определенный речемоторный акт, а значит, сразу же включаем в работупсихофизиологические механизмы письменной речи.
Для сравнения. При обучении традиционныманалитико-синтетическим методом обязателен подготовительный период, во времякоторого учитель апеллирует к абстрактно-понятийным, словесно-логическимфункциям сознания, что приводит к неоправданному увеличению интеллектуальнойнагрузки. Для многих первоклассников это является непосильной ношей, так как вих мироощущениях живут реальные предметы, действия, свойства и слова, ихобозначающие, Аналитико-синтетическая работа с неосязаемой звуковой материейкрайне затруднительна для многих детей.
К тому же необходимость всей этой работы для многихучеников (да и их родителей) остается загадкой. Каждый ребенок прекрасно знает,что чтение связано со знанием букв, но с буквами учитель почему-то их незнакомит, что, безусловно, снижает мотивацию обучения.
2. Известно, что самым трудным моментом в обучении чтению считаетсяобучение прочтению слияний. В предлагаемой технологии эта трудность максимальноснимается с помощью простого и эффективного способа: обучения прочтению поподражанию с опорой на графические знаки-подсказки.
Для сравнения. Во всех существующих на сегодняшнийдень системах обучения в этот трудный и ответственный момент ребенокпредоставлен воле случая. Сам алгоритм чтения для многих из них оказываетсянедоступным для понимания: «Вижу букву, но не читаю ее сразу (!), смотрю —если это согласная и за ней нет гласной, то читаю ее как твердый звук; вижугласную в начале слова или после гласной, читаю ее как соответствующий ейгласный звук или слияние (Йотированные звуки); вижу согласную, а за ней Я, Ё,Ю, И, Е, то читаю мягкий согласный в слиянии с А, О, У, Ы».
Следовать этому алгоритмучрезвычайно трудно. Многие учителя не видят никакой ценности в четкомвыполнении каждого этапа этой работы, так как на уроках уходит драгоценноевремя на «осмысление» — внутреннее проговаривание позиций букв в словах. Акт ихузнавания должен быть мгновенным событием, не требующим аналитических усилий!
3. Навык чтения должен формироваться поэтапно. Необходимость такогоподхода очень подробно была обоснована профессором Т.Г. Егоровым.
Для сравнения.В традиционной практике обучения школьников постоянно ставят в ситуацию, когдаони одновременно должны решать несколько совершенно новых для них задач.
Так, одновременно с проведениемзвукового анализа слов учащиеся вынуждены овладевать буквами, умениями сливатьэти буквы в слоги, читать слова, предложения, тексты (и при этом читать быстрои выразительно), уяснять значение прочитанного.
А для этого школьнику необходимоособое распределение внимания, которое у него еще отсутствует или сформированодостаточно слабо. Поэтому многие дети одно и то же слово читают по несколькураз: сначала вспоминают буквы, из которых оно состоит, затем сливают буквы вслова, а уж потом догадываются о смысле читаемого. Иногда и тексты озвучивают,т.е. «читают», а повторить потом прочитанное практически не могут.
Отрицательнымирезультатами являются:
— значительное увеличение регрессий (а в дальнейшем как следствиеневысокая скорость чтения);
— автоматизация неправильного способа чтения и как следствиебольшое количество ошибок при письме;
— стойкая нелюбовь к самому процессу чтения.
По мнению профессора Т.Г.Егорова, чтение и понимание смысла прочитанного становится возможным лишьтогда, когда темп прочтения слова будет близок к темпу произнесения слова вобычной живой речи. При слишком большой растянутости во времени слоговчитаемого слова у большинства детей не возникает смысловой догадке даже в томслучае, когда буквы совершенно правильно объединены в слоги и слоги произносятсяв нужной последовательности. Смысловое чтение начинает формироваться, когдаребенок переходит к чтению целыми словами.
Нельзя требовать от ребенка того, чему ещене пришло время.
Каждым ребенком должны бытьпройдены следующие этапы в развитии навыка:
— овладение звукобуквенными обозначениями;
-овладениеслиянием букв в слоги разной степени трудности;
— овладение умением читать и одновременно понимать смысл читаемогослова;
— овладение умением читать и воспринимать прочитанные слова вкачестве частей какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения,текста.
При этом следует помнить, чтовременные рамки прохождения каждого из этапов строго индивидуальны для каждогоребенка. Например, один с трудом запоминает буквы, когда другой уже свободночитает слоги, а третий способен при этом понять прочитанное.
1. Овладениезвукобуквенными обозначениями.
Период первоначального формирования навыка следуетрассматривать как преимущественно практический. И в этой связи преждевременновводить в обучение элементы формальной теории языка и давать фонетическиесведения, которые имеют весьма опосредованное отношение к элементарномупроцессу чтения.
Практический подход к обучению чтению допускает и некоторыеотступления от научной строгости в подаче материала по графике русского языка.Дети не нуждаются во введении алфавитных названий букв, обозначающих согласныезвуки. Более того, на первых порах даже требуется совмещение звукового значениябуквы с ее названием: название буквы должно подсказывать ученику, как она читается,т.е. какой звук обозначает, а ее возможная неоднозначность должна раскрыватьсяпостепенно. Не учитывая этого, мы создаем дополнительные трудности для детей:затемняется соотношение между звуками и буквами, провоцируется побуквенноечтение (с чем учителя в своей практике встречаются постоянно).
Можно отсрочить и фонетические сведения омногозначности букв Е,
Ё, Я, Ю. Освоениепрочтения будет осуществляться на практической основе.
Итак, первое, чему необходимонаучить первоклассника, — умению отличать одну букву от другой, узнаватьизображение букв и читать их. Между звуком и буквой не должно быть никакихдругих графических посредников.
П. Овладение слияниембукв в слоги разной степени трудности.
Конечная цель данного этапа —закрепить связи между видом слога и его произнесением.
Как показывает практика, самые большие трудности приобучении у детей возникают именно на этом этапе, особенно в процессе слиянияС+Г (согласный + гласный). Эту трудную для них работу следует сделать наиболеедоступной и понятной.
В традиционной методике насчитывается несколько приемов,специально рассчитанных на облегчение детям слияния звуков. Однако на практикеони зачастую оказываются малоэффективными. Поэтому предлагаю очень легкий длядетей способ обучения прочтению слияний — по подражанию.
С. целью качественногосовершенствования и выработки автоматизированности этого сложного речевогодействия, а также устранения неправильного способа чтения технологиейпредусмотрена целая система тренировочных упражнений.
Для сравнения. Во всехсуществующих букварях этот этап практически игнорируется. В основном авторыпредлагают детям для тренировки слоги типа С + Г, СС + Г, да и то в небольшихколичествах.
Поэтому зачастую многие дети читают по памяти. Учитель же(да и родители тоже) обнаруживает это лишь тогда, когда значительно возрастаетобъем читаемого материала, т.е. к концу 1-й четверти.
Ш. Овладение умениемчитать и одновременно понимать смысл читаемого слова.
Итак, на первых двух этапах путем специальных упражнений мыподнимаем технику чтения слогов до того уровня, при котором становитсявозможным усвоение смысла читаемых слов.
В связи с этим становится понятным огромное значениевторого этапа в формировании навыка чтения. Если в результате тренировочныхупражнений учителю удается достичь его главной цели (быстро узнавать слоги «влицо»), то и объединение слогов в слова не вызовет у
первоклассников больших затруднений (темболее что слова для прочтения в каждой букварной теме имеют более легкуюструктуру по сравнению со слогами и слоговыми цепочками). Таким образом, читаяслово, одновременно ученик будет понимать и смысл прочитанного. Ему не придетсямногократно повторять одно и то же. Быстрая реакция на зрительное изображениеведет к увеличению скорости и эффективности чтения.
Такая возможность не толькослышать, но и видеть, проговаривать читаемое позволяет школьнику устанавливатьсоотношение между звуками и буквами, порой самостоятельно, руководствуясьинтуицией, проникать в сущность перекодировки и вместе с тем откладывать впамяти графические образы букв и слов.
В связи с этим хочется отметить,что роль звукобуквенного анализа в развитии фонематического восприятия играмотного письма сильно преувеличена. Как показали мои наблюдения, само умениечитать, при чем читать правильно, без ошибок (в I-II классах это чтение должнобыть орфографическим), служит основой для грамотного письма.
И наконец,последний этап.
IV. Умение читать и восприниматьпрочитанные слова в качестве частей смысловoго целого: словосочетания,предложения,текста.
На этом этапе чтение большинстваслов приближается к оптимальному темпу, который близок к темпу произнесенияслов в обычной живой речи учеников. Слова перестают быть одиночками истановятся членами фразы.
Еще не все дети готовы кпрочтению и пониманию текстов. Учитывая это, следует предлагать детям рассказыдля самостоятельного прочтения, предельно ясные по композиции и сюжету.
Последний этап самый длительный.Профессор Т.Г. Егоров считает, что процессы совершенствования навыка чтениябудут идти по пути развития выразительности. Выразительное чтение, по егомнению, — самая высокая форма чтения, переходящая в искусство, и учиться этомудети будут очень и очень долго, вплоть до окончания школы.
И лишь на этом этапе можно с большой осторожностьюпрививать детям навыки скорочтения. Не следует с этим торопиться.
Не нужно забывать, что в периодначального школьного обучения чтение является основным помощником дляформирования грамотности вообще и грамотного письма в частности. Медленноечтение при этом гораздо полезнее, чем быстрое.
Если посмотреть на эту проблему сточки зрения художественноэстетической, становится совершенно очевидным, чтоученикискорочитатели упускают эстетику написанного, не переживают стилевые ииные художественные особенности текста.
Подытоживая сказанное, еще раз обраща. внимание наследующие важные моменты в представляемой технологии.
1. Основные цели: существенно сократить учебные нагрузки,значительно улучшить качество чтения и повысить уровень грамотности учащихсяначальной школы (в данном случае — учащихся 1 классов).
2. Условия, при которых формирование навыка чтения будет проходитьуспешно: минимизация числа трудностей, с которыми сталкивается первоклассникпри обучении; максимальный учет психофизиологических особенностей формированияэтого процесса.