X-PDF

Гимнастические упражнения в учебно-тренировочном процессе по прыжкам в воду

Поделиться статьей

Прыжки в воду, как уже отмечалось выше, относятся к числу водных спортивных дисциплин, но основные технические элементы прыжка спортсмен выполняет в воздухе – до контакта с водной поверхностью. в связи с чем, его подготовка должна включать акробатические и гимнастические упражнения. Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.

В двух томном издании «Теория и методика обучения прыжкам на дорожке» доктором биологических наук, профессором Курысь В.Н. рассмотрена биологическая и социальная роль акробатических прыжков и спортивно-прикладная функция, как одной из главных составляющих современной системы подготовки прыгунов в воду. Влияние акробатики на процесс наземной подготовки прыгунов в воду имеет довольно существенное, научно подкрепленное обоснование, особую значимость во взаимосвязи двух видов спорта приобрел перенос методики из акробатических прыжков как вида в подготовку спортсменов – прыгунов в воду.

Наземная акробатическая подготовка является одной из главных составляющих современной системы подготовки прыгунов в воду и приобретает характер отдельного направления специальной (вспомогательной) технической, а также физической подготовки (Курысь В.Н., 1994).

В связи с тем, что методика обучения прыжкам в воду основана на полном разделении прыжка на элементы, которые затем соединяются в одно целое, то и освоение этих элементов прыжков проходит в условиях тренировки: сначала на суше, с последовательным использованием специальных средств наземной подготовки, а затем только в воде.

Как указывается в руководствах для тренеров (Андреева Н.А., 1985, Булгакова Н.Ж., 2003, Буров Г.А., 1993, Гороховский Л.З., 1990, Мазуров Г.Г., 2003, Распопова Е.А., 2003 и др.) основными средствами наземной подготовки являются: строевые гимнастические, общеразвивающие и имитационные упражнения . акробатика, батут, хореография, упражнения на «сухом» трамплине.

Строевые и общеразвивающие упражнения. Направлены на воспитание правильной осанки . развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения . воспитание чувства ритма и темпа, силы, быстроты, гибкости, выносливости и ловкости.

Имитационные упражнения. Применяются с целью формирования у занимающихся представлений о технике учебных прыжков, их структуре, последовательности и ритме выполнения движений. Однако в имитационных упражнениях отсутствует необходимая скорость выполнения движений, поэтому их нужно сочетать с выполнением прыжков в воду и упражнениями на батуте или «сухом» трамплине.

Акробатические упражнения. Применяются для создания двигательной базы прыгунов в воду. Структура и динамика выполнения акробатических упражнений имеют много общего с техникой прыжков в воду. Акробатические упражнения развивают такие важные для прыгунов в воду качества, как прыгучесть, сила, быстрота, вестибулярная устойчивость к вращательным нагрузкам и др.

Упражнения на батуте. Являются наиболее эффективным средством для воспитания ориентировки в полете и вестибулярной устойчивости. Кроме того, батут позволяет осваивать согласование движений руками и ногами при отталкивании, совершенствовать движения в фазе полета, а также технику учебных и спортивных прыжков в воду.

Хореографические упражнения. На начальном этапе обучения способствуют формированию правильной осанки, красоты и пластики движений, развивают способности к управлению движениями. Особенно важна выработка у занимающихся правильного напряжения мышц при выполнении различных движений.

Упражнения на «сухом» трамплине. С них начинается обучение технике учебных и спортивных прыжков. На начальном этапе основной задачей является освоение упражнений для овладения ритмом трамплина и согласования движений руками и ногами при отталкивании от упругой опоры, а затем выполнение учебных и спортивных прыжков в полной координации. Упражнения на «сухом» трамплине позволяют в условиях зала разучить прыжок почти целиком, за исключением входа в воду.
При начальном обучении следует ограничивать количество повторений одного и того же упражнения, используя на занятии как можно больше разнообразных упражнений.

Остановимся более подробно на тех гимнастических упражнениях, которые применяются в процессе многолетней подготовки прыгунов в воду. В основу создания базы двигательных навыков в системе организации тренировки спортсменов, занимающихся прыжками в воду включают в основном элементы акробатической подготовки на дорожке. Акробатические упражнения изучаются в следующей последовательности: перекаты, кувырки, стойки, перевороты, сальто. Они являются прекрасным средством развития специальных скоростно-силовых качеств юных спортсменов. Для этого широко применяются прыжковые акробатические соединения, выполняемые спортсменами на акробатических дорожках (Васин В.А., 2000).

Как показывает анализ опыта работы ведущих тренеров России по прыжкам в воду (О.А. Зайцева, А.В. Евангулова, В.В. Абысова, П.В. Максимова и др.) особенно важно научить занимающихся принимать правильное положение группировки, которое является залогом успешного выполнения большинства акробатических упражнений и прыжков в воду.

Группировка изучается в зале в следующей последовательности: стоя на одной ноге, в приседе, сидя, лежа на спине. Особое внимание обращается на положения рук, головы и плотность группировки. Для изучения положения группировки особенно эффективны перекаты и кувырки вперед и назад. Перекаты выполняются из исходного положения лежа на спине в группировке с помощью активных движений — перекаты назад (до касания мата затылком) и вперед (до касания мата стопами). Кроме того, при начальном обучении спортсменов знакомят с перекатами боком. При освоении перекатов нужно добиваться их выполнения с максимальной амплитудой, гладко, без ударов.

Кувырки — основные упражнения для освоения вращения вокруг поперечной оси тела. К их изучению приступают после освоения положения группировки и перекатов. Прыгуны в воду учатся выполнять кувырки вперед и назад из различных исходных положений (упора присев, упора стоя согнувшись в позициях «ноги вместе» или «ноги врозь», со стойки на голове и на руках и т.п.), в положениях группировки, согнувшись, согнувшись ноги врозь и в соединениях.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

Начальное обучение включает такие акробатические упражнения, как стойка на лопатках, стойка на голове, «мост». Занимающиеся приобретают навыки выхода в стойку на руках махом одной и толчком другой ногой. По мере освоения этих упражнений переходят к обучению переворотам: боком («колесо»), разгибом с головы, с опорой на руки с приходом на одну и на обе ноги. Для усложнения уже освоенных акробатических упражнений их выполняют из более сложных исходных положений, с большей скоростью и в комбинациях с другими элементами.

Обучение стойке на руках занимает особое место в акробатической подготовке прыгунов в воду, поскольку она является исходным положением для выполнения прыжков VI класса с вышки. Выполнение стойки на руках требует от спортсмена силы рук и мышц туловища, а также хорошо развитого чувства равновесия.

Обучение стойке на руках проводится в следующей последовательности: обучение постановке рук . из упора лежа сзади выполнение упражнения «ножницы» . выход в стойку махом одной и толчком другой ноги (пытаться соединить ноги в верхней точке) . выполнение стойки около стенки, а затем со страховкой тренера или партнера.

Помимо акробатической подготовки в систему спортивной тренировки прыгунов в воду включается хореография. Она в прыжках в воду является профилирующей дисциплиной. Изучается в течение всех лет обучения. Хореограф призван решать не только, узко профессиональные задачи, но и формировать способность спортсмена к всестороннему и гармоничному развитию, будить творческую активность, прививать общую культуру и строгий вкус. Программа включает в себя весь арсенал движений школы классического танца (кроме техники на пальцах) (Шипилина И.С., 2009).

Занятия хореографией с первого года обучения позволяют вырабатывать у спортсменов навык сознательной работы, чувство мышечного самоконтроля во время исполнения движений. Больше всего внимания на занятиях по хореографии на отделении прыжков в воду уделяется как маленьким, так и большим прыжкам. Особое значение имеют большие полётные прыжки. На каждом занятии необходимо тщательно прорабатывать все виды прыжков – маленькие, средние и большие. «Хорошая элевация и баллон зависят от наличия достаточной силы, выносливости и волевой стойкости спортсмена… Малая и недостаточное количество прыжков, входящих в каждое задание, не может в должной мере утвердить хорошую элевацию и баллон» Н. Тарасова. На каждом занятии время на выполнение больших, средних и малых прыжков должно быть отведено не менее 20 минут. Хореограф должен разъяснить спортсменам, в чем разница между маленькими, средними и большими прыжками, а также дать почувствовать особенности партерных, стелющихся прыжков и воздушных, устремлённых в высь.

Однако на наш взгляд, в изученной нами научно-методической литературе, программном обеспечении прыгунов в воду и практическом опыте использованию гимнастических упражнений уделяется недостаточно внимания. Ведь разноплановая гимнастическая подготовка с использованием снарядов позволит достич спортсменам более высоких результатов. Так, при изучение физической подготовленности прыгунов в воду высокого класса, проведенного Распоповой Е.А. (2008) показано, что для выполнения прыжков наивысшей сложности, спортсмены должны обладать:

1. Высоким уровнем развития скоростно-силовых качеств, в том числе прыгучестью.

2. Высоким уровнем развития силы (без большого увеличения мышечной массы).

3. Отличной подвижностью в суставах (гибкостью).

4. Великолепной ориентировкой в пространстве.

5. Высокой точностью дифференцирования пространственных и временных параметров движения.

Все эти способности, возможно развить при помощи разнообразных видов гимнастических упражнений, в том числе и снарядовых. Упражнения на снарядах характерны необычностью условий опоры и особенными телодвижениями, обусловленными конструкцией этих снарядов. Упражнения на снарядах очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм. Как правило, они оказывают значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, а так же развивают тонкую координацию движений, что просто необходимо юным спортсменам для дальнейшего роста спортивного мастерства.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет