Методы макроэкономического анализа
Предметом макроэкономической теории является изучение макроэкономических явлений, которые не связаны с какой-то одной отраслью экономики, а имеют отношение ко всем отраслям экономики и должны получить общее (макроэкономическое) объяснение.
Национальный продукт и способы его измерения.
В отличие от микроэкономики, изучающей поведение отдельных экономических агентов и отдельные рынки, макроэкономика изучает народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов. При этом в центре ее внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики как валовой внутренний продукт, уровни безработицы и инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.
Другими словами Макроэкономика изучает поведение экономики и рассматривает как единое целое:
· её подъёмы
· спады
· проблемы инфляции
· безработицу
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ — постоянное увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год). Может измеряться как в физическом выражении (тонны, метры, штуки и т. д.), так и в стоимостном.
Несмотря на существующее разделение вопросов на микро- и макроэкономические, следует принимать во внимание, что эти две составляющие существуют не сами по себе, а тесно связаны между собой. Существуют общие для микро- и макроэкономики методы исследования, но имеются и методические особенности макроэкономического анализа.
Агрегирование — это объединение, суммирование каких-либо однородных показателей (величин) с целью получения обобщенных, совокупных показателей (величин). С этой точки зрения в экономике различают лишь четыре основных хозяйствующих субъекта.
1. сектор домашних хозяйств (население). Он включает в себя все частные хозяйственные ячейки внутри страны, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности. За счет их продажи или предоставления их в аренду домашние хозяйства получают свои доходы.
2. предпринимательский сектор, который представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных в стране. Фирмы закупают факторы производства, используют их для производства продукции, которую реализуют на рынке.
3. государственный сектор, включает в себя все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ, которые достаются потребителям бесплатно, т.е. без непосредственной оплаты. К этим благам относятся безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур.
4. заграница. Этот сектор включает в себя все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты.
В макроэкономике рассматривают следующие агрегированные экономические переменные:
· совокупный выпуск
· потребление
· инвестиции
· экспорт и импорт
· уровень цен и так далее.
Принято также рассматривать следующие агрегированные рынки:
· рынок товаров
· рынок труда
· рынок активов.