Семинар 3.
Тема: Образование как институт социализации
Вопросы для обсуждения:
1. Социально образованная личность. Критерии социализации личности
Социально образованная личность – личность, обладающая практическими навыками социального взаимодействия и общения, позволяющими ей успешно социализироваться в сообществе, владеющую социальной информацией и социальными знаниями, благодаря которым она достигает устойчивости в социуме.
С.И. Григорьев и Л.Г. Гуслякова социальное образование понимают, кроме обучения, и как массовое социальное просвещение, социальное воспитание широких слоев населения, формирование у них умения жить в условиях взаимодействия в социуме.
Иначе социальное образование можно рассматривать как «социальный
капитал» (ценности, традиции, социальный опыт, социальные нормы,
установки, образцы поведения), которым должна обладать любая социально
образованная личность.
2. Цели, задачи, направления и образовательные технологии, направленные на социализацию человека.
Главные цели социального образования.
— формирование социальной компетентности личности .
— установление `баланса` потребностей человека и общества .
— обеспечение доступности и адаптивности образования, направленных на создания условий для полноценного развития всех граждан на протяжении всей жизни
Принципы:
— социального развития и функционирования .
— социального воспитания и толерантности личности .
— адаптации личности к изменяющимся условиям жизнедеятельности.
Функции социального образования: интегративная, функция социальной инклюзии, социализирующая, адаптивная, коммуникативная, информационная, стабилизирующая, социального управления и контроля, интерактивная, социокультурная, духовно-нравственная, гуманистическая. (Кроме этих функций исследователи называют и другие четыре: три из них — профессиональная, духовно-нравственная и культурная — рассчитаны на человека, четвертая — гуманитарная — на гуманизацию всего общества.)
Структура социального образования состоит из следующих компонентов: гносеологический, когнитивный, аксиологический, праксиологический, деятельно-творческий и личностный.
3. Патриотизм как основная национальная идея и фактор социализации
В процессе образования происходит освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Другими словами, социальное образование может рассматриваться в широком смысле. Социальное образование «формирует не человека вообще, а человека в данном обществе и для данного общества». Таким образом, народ всегда является главной ценностью государства, так и Родина должна быть главной ценностью у любого ее гражданина. Без объединения общества невозможно динамичное развитие России. Не сформулировав четкую, понятную теоретическую основу, нельзя полагать, что решение задач и реализация целей будет успешной. Именно поэтому формирование патриотической политики – одна из наиболее существенных задач государства в сфере национальной безопасности и развития страны.
4. Образование и вопросы социализации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
В связи с многозначностью понятия «социальное образование» существует
довольно широкий спектр его толкования. С одной стороны, речь идет о профессиональных навыках специалиста социальной работы, оказывающего помощь людям попавшим, в трудную жизненную ситуацию. С другой, стороны имеет смысл рассматривать процесс образования личности попавшей в трудную жизненную ситуацию и способствующий ее дальнейшей социализации. Поддержание социального функционирования может обеспечиваться социально-психологической реабилитацией и поддержкой в трудной жизненной ситуации, мероприятиями по переподготовке или переобучению их более нужным профессиям, консультациями или иной правовой помощью для защиты их прав.
Задания для самостоятельной подготовки к семинару 3. Образование как институт социализации
1.Составить словарь «базовых понятий»:
· Социализация- процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.
· Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
· Образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
· Социально образованная личность — личность, обладающая практическими навыками социального взаимодействия и общения, позволяющими ей успешно социализироваться в сообществе, владеющая социальной информацией и социальными знаниями, благодаря которым она достигает устойчивости в социуме.
· социальная интеграция — принятие индивида другими членами группы. Процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами.
· трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно.
2. Подготовить краткий конспект сообщений по вопросам семинара.
3. Описать проблемы социализации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию в современных социально-политических, экономических и социокультурных условиях.
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов.
Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики . пенсионеры . инвалиды . тяжелобольные . детди, попавшие в трудную жизненную ситуацию — беду . подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.
Современные социально-политические, экономические и социокультурные условиях определяет Пандемия COVID-19. Самоизоляция повсеместно приводит к стрессу и все общество становится заложниками трудной жизненной ситуации. Стресс — это совокупность защитных реакций организма, напряжение, возникающее в трудных жизненных ситуациях, динамическое состояние, которое обусловлено наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Стресс имеет тенденцию накапливаться.
Экономический шок от пандемии COVID-19 усугубит неравенство, увеличит уровень бедности и может привести к социальной и политической дестабилизации в странах, где уровень жизни невысок, а возможности правительств по поддержке населения ограниченны. Рост числа безработных из-за влияния пандемии будет больше. Значительно увеличится число бедных среди имеющих работу, поскольку снижение экономической активности особенно сильно ударит по работникам, которые близки к черте бедности.
4. Систематизация основных проблем в деятельности социального работника в образовательных учреждениях и предлагаемые пути их решения. Оформление результатов анализа в форме таблицы:
проблемы | решение |
Не хватает времени для реальной работы с детьми | Оформление социального педагога на полную ставку, Сокращение бюрократических издержек |
Необходимо подготавливать разные отчеты для большого количества инстанций | Отчитываться только перед непосредственным руководителем |
Нет времени заниматься инновационной деятельностью | Оформление социального педагога на полную ставку, Сокращение бюрократических издержек |
Ослабленное межведомственное взаимодействие | Наладить прямые контакты |
У руководителей образовательных учреждений нет четкого представления о деятельности социального педагога | Четко прописанный функционал |
Отсутствует оборудованное место | Ввести четкие требования к рабочему месту социального педагога |
Недостаточное методическое обеспечение | Принимать участие в конференциях и семинарах |
Одсудствует единообразное понимание результатов на разныхадминистративных уровнях | Ввести четкие критерии оценки деятельности социального педагога |
Доминируют формальные мероприятия | Ввести четкие критерии оценки деятельности социального педагога |
Ведется борьба за рейтинг | Ввести четкие критерии оценки деятельности социального педагога |
