X-PDF

Игра на уроке географии — одна из активных форм работы учителя

Поделиться статьей

«Игра на уроке географии — одна изактивных форм работы учителя» 

                                                                                        Подготовила:

                                                                                        учитель географии: Кожевникова М.В.

Одним из древнейших средстввоспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра являетсяважнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения кмладшему. С ее помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемныеситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем иотношений. В процессе игры учащиеся используют, прежде всего, свой личный опыт,а также свои представления об опыте разыгрываемого героя, то есть черезподражание формируется своеобразная цепочка действий, воспроизводящая опытвзрослых.  

Включая игры в учебный процесс, яувидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создаетситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельностьучащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности,моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

Игра не заменяет полностьютрадиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяяболее эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия ивсего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся кучебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяетучащимся получать и усваивать большее количество информации, способствуетприобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях,формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ееучастниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматриваютнеформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностныекачества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры,так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу ипроверить свои способности.  

Поскольку игра, представляет изсебя, «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического,коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентомтворческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такойдеятельности. Существенно так же, то, что игра является средством развитияумений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать,аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергатьдругие). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизациии самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различныхситуациях.

По месту проведения игры могут бытьурочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучениенового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. Поформе организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрениеразнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой,коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует ушкольников умение сотрудничать друг с другом.

Методика организации любой игрывключает в себя следующие этапы:

1.Подготовительный (от 1 до нескольких дней).
2. Основной этап (непосредственное проведение игры).
3. Заключительный этап (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры)

Большую роль выполняет системастимулирования в игре. Она активизирует каждого из играющих, заставляет ихдействовать как в жизни, позволяет подчинять интересы отдельных участниковобщей цели игры, дает объективную оценку личного вклада каждого в достижениеигровой цели и добиться общего результата деятельности игрового коллектива.

В процессе педагогической деятельности сложилась система дидактических игр.
Игры – упражнения   направлены на совершенствование познавательных способностейучащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов,осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях.Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки  

Игры — путешествия использую сцелью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких урокахактивизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в ихличных переживаниях и суждениях.  

Сюжетные (ролевые) игры даютвозможность инсценировать условия воображаемой ситуации, а учащиеся играютопределенные роли. Такие игры особенно влияют на эффективность обучения. Ониспособствуют развитию воображения, мышления, коммуникативных способностей,воли.  

Игры – соревнования, ихсущественной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество.Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, асотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами изадачами. В зависимости от содержания материала можно вводить в игру не простозанимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы.  


Традиционные уроки географии вызывают у учащихся достаточно большой интерес наразных этапах обучения, но введение в учебную деятельность игровых моментов,или же ролевых, деловых игр значительно повышает интерес учащихся к предмету.  Впроцессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие видыпамяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победитьв игре необходимо многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени.   Содной стороны, игра пронизывает весь курс, органически проявляясь почти накаждом уроке, с другой – занимает примерно пятую часть урока, не вытесняя ценнойпрактической деятельности. Выучить новый материал ученика можно либо заставить,либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, накакую они способны, требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Учебныйматериал в игре усваивается через органы приема информации. Причем делается этонепринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носитпрактический характер.  
  На своих уроках я стараюсь заметить малейшие успехи и достижения каждогоребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика,использую эмоционально — положительный стиль общения. Это создает благоприятныйклимат на уроках, что естественно отражается на результативности учениковшколы, и выражается в высоком качестве знаний. Сравнительный анализуспеваемости в 6 — 10 классах показал, что там, где ученики познают предметиграя выше активность на уроке, повышен интерес к предмету, и наоборот там, гдеигра отсутствует, дети хуже владеют устной речью, «зажаты» при ответе у доски,медленнее приходят к решению проблемы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 981

Модели игр.

Модель №1« Географическая эстафета»:
Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему приэтом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тотлишается права задать вопрос .

Модель№2 « Четвёртый лишний»:
На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён.Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.
Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус — учащиеся определяю лишнийгеографический объект, и показываю его на карте или определяют на контурнойкарте.

Модель№3:« Ещё быстрей»:
На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифресоответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время иученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив несколькихучащихся положение цифр можно поменять.

Модель№4: «Географический бой »:
Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаётвопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответилна вопрос, то он «убит», выбывает из игры.

Модель№5: «Собери карту»:
Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками).Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.

Модель№6: «Казаки-разбойники»:
Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработкинавыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды«разбойники» — прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям(координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавитьне только поиск объектов, но и их описание.

Модель №7: «Правильно отбери»:
Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительногои животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам. Кругпредлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны бытьправильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом.

Модель№8: «Знаешь ли ты страну»:
Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическоеположение, столица, рельеф, природные богатства, население и т. д.

Модель№9: « Самое самое»:
Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобныхсвоими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро, самая длинная рекаи т. д.
 
Модель № 10: «Пойми меня»:
Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» -твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означаетлес).
Модель№11: « Восстановите слова»:
Посмотрите внимательно на следующие слова, в которых перепутаны местами буквы.Постарайтесь восстановить слова и дать правильный ответ. Например: акоал(коала), кнееф (фенёк), юлтеьн(тюлень) и т. д.

Модель№12: «Найдите ошибки»:
Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), вкоторых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.

 

Таким образом, игровые формы и методыактивного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, чтообразование – не всегда нудное занятие.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 981

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет