X-PDF

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩИХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ на 2022/2023 учебный год (для слабовидящих детей (вариант 4.2.)) (срок реализации 1год)

Поделиться статьей

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г.ОХИ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА АНТОНА ЕФИМОВИЧА БУЮКЛЫ

 

 

РАССМОТРЕНА ИПРИНЯТА:                  УТВЕРЖДЕНА                   

на педагогическогосовете                               приказом № 303 – ОД от 24.06.2022 г.

протокол № 12 от 30мая 2022 года               «Об утверждении ООП ООО, ООП

                                                                            НОО, ООП СОО»

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРЕКЦИОННО — РАЗВИВАЮЩИХ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИХЗАНЯТИЙ

ЧИРИКА РУДОЛЬФА

на 2022/2023 учебный год

 (дляслабовидящих детей (вариант 4.2.))

(срок реализации 1год)

 

Составлена на основе: АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им.А. Е. Буюклы

на 2022- 2026 годы (ФГОС ООО) 3 классы,

 АООП ООО МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А. Е. Буюклы №1 г.Охи им. А. Е. Буюклы на 2022- 2023 год (обновленные ФГОС) 3 классы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Оха

2022 год.

 

1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Рабочая программакоррекционно-развивающих дефектологических занятий для слабовидящих обучающихсяопределяет структуру и содержание работы по коррекции зрительного восприятия,зрительно-моторной координации, зрительно-пространственных ориентировок.

Эти дети нуждаются в комплекснойлечебно-восстановительной и коррекционно-воспитательной работе с учётомсвоеобразия их развития, состояния зрения и здоровья. Изучив практическиедействия детей с нарушением зрения, Л.И. Плаксина сделала вывод о том, чтоосвоение предметного мира, развитие предметных представлений, где требуетсязрительный контроль и анализ у детей с косоглазием и амблиопией происходитсложнее, носит замедленный характер. В ряде исследований Л. И. Плаксинаотмечает общую обыденность предметных представлений и снижение уровнячувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленностизрительно-пространственной ориентировки. Из–за монокулярного виденияпространства у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация впространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие изпризнаков зрительно не воспринимаются. У детей с нарушением зрения отсутствуютчеткие представления о своем теле и связи между пространственным расположениемпарно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями,отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений освоем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировкуна «себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.Косоглазие и амблиопия как сложный зрительный дефект обуславливает появлениеотклонений в развитии двигательной сферы ребенка, приводит к снижениюдвигательной активности, сложностям ориентировки в пространстве и овладениядвижениями.  Обобщая все вышесказанное, определяется практическая значимостьпрограммы: спонтанное развитие выявленных отклонений в развитии детей снарушением зрения будет протекать медленно или совсем не произойдет, если небудет оказана грамотно выстроенная и своевременная медицинская,психолого-педагогическая и коррекционная помощь.

      Наибольшее значениесопровождение дефектолога учащихся с нарушением зрения и группы риска приобретаетна начальных этапах обучения детей. Это диктуется необходимостью восполненияпробелов в развитии детей, тормозящих, осложняющих овладение детьми новыми,более сложными знаниями, умениями и навыками (М.И. Земцова, В.С. Изотова, И.С.Моргулис, Л.И. Плаксина, Л.В. Рудакова, Л.И. Солнцева, С.И. Хорош и др.). Ввозрасте от 6-ти до 11 лет (по данным нейрофизиологических исследований)зрительная система обладает высокой чувствительностью. Работа по расширениюсенсорного опыта детей предотвратит необратимые изменения структуры и функциизрительной системы, т.е., позволит сохранить и развить остаточное илинарушенное зрение у детей с различной степенью тяжести зрительной патологии.
    Показано, что основой успешности обучения является накопление детьмипредметных представлений в результате конкретного наглядного ознакомления спространственными признаками и отношениями, а также в непосредственныхпрактических действиях с ними.
    Профилактика возможных проблем в освоении АООП НОО, так же являетсяважной частью дефектологического  сопровождения.

                                                                              

2.     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Программакоррекционной работы на ступени школьного образования включает в себявзаимосвязанные направления, которые отражают ее основное содержание:

· диагностическая работаобеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностямиздоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций пооказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях школьногоучреждения;

· коррекционно-развивающаяработа обеспечивает своевременную помощь в освоении содержания образования икоррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушениемзрения;

 · консультативная работаобеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченнымивозможностями здоровья и их семей по вопросам дифференцированныхпсихолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития;

· информационно -просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам,связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей,со всеми участниками образовательного процесса.

В наиболее общемсмысле сопровождение характеризуют как помощь ребенку в преодолении возникающихтрудностей, встречающихся при организации образовательного процесса, в поискепутей решения, формирования и создания условий для комфортного прохожденияуровня начального обучения.

    Сопровождениеребенка или группы детей с нарушением зрения в образовательном процессе какодно из направлений деятельности инклюзивного образования, может бытьопределено как «система профессиональной деятельности», направленной насоздание социально-психологических условий для успешного обучения ипсихологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия.» (М.Р.Битянова, 1997). Поддержание функционированияребенка в условиях оптимальной для успешного раскрытия своего личностногопотенциала и успешности амплификации образовательных воздействий за счет недопустимости его дизадаптации(М. М.Семаго,2003).

  Работа дефектологас учащимися не может проводиться в отрыве от общеобразовательного ивоспитательного процесса, осуществляемого в школе. Комплекс мероприятийсопровождения:

1. Систематическимотслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики егопсихического развития в процессе обучения.

2. Созданиемсоциально-психологических условий для развития личности каждого ребенка,успешности его обучения.

3. Созданием специальныхсоциально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощив обучении и развитии

детей с ОВЗ (вобразовательной парадигме — особыми образовательными потребностями).

      Всоответствии с этими компонентами процесса сопровождения определяютсяконкретные формы и содержание работы специалистов со провождения: комплекснаядиагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование ипросвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса. Каждоенаправление включается в единый процесс сопровождения, обретая свою специфику,конкретное содержательное наполнение.

       В ситуациисовместной, фактически междисциплинарной роботы

педагога класса ипсихолога и тифлопедагога, логопеда содержание анализа наблюдаемых особенностейребенка должно быть одинаковым.

Ребенокоценивается по восьми показателям:

-Поведение;

-Темповыехарактеристики деятельности;

— Познавательноеразвитие;

— Речевоеразвитие;

— Овладениепрограммным материалом;

— Игра и общениесо сверстниками;

— Эмоциональныеособенности;

— Моторное развитие.

 

 Основные цели и задачи 

 

       Основная цель, которую ставит перед собой дефектологначальной школы для детей с нарушением зрения – подготовить учащихся квосприятию того материала, который преподносится на общеобразовательных уроках,к самостоятельному и активному участию в учебной и повседневной деятельности.

 Задачи:

  — Максимальная образовательнаяадаптация ребенка с нарушением зрения в школьной среде, а также обеспечениесвоевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы

       Цель диагностических мероприятий:

 — определение уровня актуального развития ребенка,выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение меркоррекционного воздействия.

      Цель тифлопедагогическогосопровождения:

 — определение содержания и формработы;

— а также непосредственнопроведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении;

Задачи:

— нормализация ведущейдеятельности;

— сенсорное и сенсомоторноеразвитие;

— формированиепространственно-временных отношений;

— развитие познавательнойдеятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;

— формирование знаний, умений инавыков, необходимых для усвоения программного материала;

— формирование универсальныхучебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;

— формирование и расширениепредставлений об окружающей действительности;

— развитие речи на основеознакомления с окружающим миром;

— формирование школьныхкомпетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

— формирование навыков социальноговзаимодействия.

 

Цельаналитической работы:

 — проведение анализа процессатифлопедагогического воздействия на развитие учащегося и оценку егоэффективности, а также анализа и

оценкивзаимодействия специалистов

Цельконсультативно-просветительской работы:

— обеспечениесотрудничества и взаимодействия между всеми участниками образовательногопроцесса.

Цель работы по охранезрения:

— повышение функциональнойактивности анализатора, улучшение состояние основных функций зрения.

— развитие анализа и синтеза сенсорной информации, ееинтерпретации и категоризации; развитие мышления, речи, памяти, внимания.

 

3.      ОПИСАНИЕМЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане данный курс является элементом коррекционнойподготовки. Количество занятий в 3 классе 2 раза в неделю.  Программарассчитана на 68 часов в год.

В программе учтены индивидуальные особенности и уровень развитияребенка.

Основной формой организации коррекционно- развивающей работы являютсяиндивидуальные занятия. Продолжительность индивидуального занятия -30-35 минут.Диагностика проводится с 01 сентября по 15 сентября и 15 мая по 30 мая.

Коррекционно- развивающий период с 15 сентября по 15 мая.

 

С принципом дифференцированного обучения детей с ОВЗ тесно связанаспецифика методов обучения. Выбор методов обуславливается характером иструктурой нарушения, возрастом, в котором возникло это нарушение, уровнем ипотенциальными возможностями развития ребенка, разнообразием осложняющих развитиеребенка нарушенных функций (М.И.Земцова). Методы обучения школьников снарушениями зрения строятся на основе общедидактических принципов обучения и сучетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия(зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторныхвозможностей. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятияхиз режима ближнего зрения, в режим дальний, введение физкультминуток, какобязательной части занятия. Суженный сенсорный опыт обязывает обращать вниманияна правильный способ деятельности, а не только на результат. Приемы: использование сохранных анализаторов; поэтапное, пооперационное выполнениедействий; совместно-разделенное выполнение действий ;  дозировка впреподнесении материала; индивидуальный и дифференцированный подход; адекватный темп подачи материала; четкое разъяснение упражнений, частоповторяющееся;  демонстрация, наглядный показ алгоритма рассматривания илиобследования, специальное обучение приемам обследования или действия;использование на занятиях дидактических развивающих пособий, игр и упражнений,занимательность;  чередование форм и методов коррекции (использованиесюрпризных моментов, нестандартных приемов, эффекта неожиданности и т.д.);использование информационно-коммуникационных технологий; формирование навыковпрактической самостоятельной и совместной работы; использованиепроблемно-поисковых методов обучения, проектирование; предоставлениедополнительного времени для завершения упражнения; акцентирование внимания наудачных моментах;  создание ситуаций успеха.

Методы:Степень применения каждого из методов зависит от возраста школьников. Упражнения,используемые на всех видах коррекционных занятий дефектолога: выкладывание измозаики, семян, ниток, бус; закрашивание; штриховка, вырезание, обводка черезкальку;  обведение трафаретов;  прорисовка контура по точкам; лабиринты(развитие глазодвигательных и прослеживающих функций глаза, зрительно-моторнойкоординации);  нахождение несоответствий, сравнение;  группировка,классификация, обобщение, выделение признаков; работа на листе в клетку;составление разрезных картинок, пазлов;  упражнения на развитие зрительноговнимания, памяти; упражнения на развитие мышления, творческие задания.

Содержание лечебно-оздоровительных мероприятий.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительногоанализатора должна быть регламентирована:

· гимнастикадля глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся назанятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10-11й минуте в течение 2-3минут,

· на14-17 минуте занятия – физкультминутка для снятия мышечного напряжения втечение трех минут,

Важным направлением работы дефектолога является снятиепсихоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психикудетей аппаратного лечения. Поэтому в начале каждого занятия, на этапеорганизационного момента, а также по его завершении проводятсяигры-гармонизации, элементы аутотренинга, психологические настрои. Проведениетаких моментов в начале и конце занятия способствует предупреждению негативныхэмоциональных реакций ребенка, мобилизации и настрою на занятие, установлениюпозитивного взаимодействия с взрослым и сверстниками. Обязательнымикомпонентами в работе с детьми с косоглазием и амблиопией являются: релаксационныеупражнения, проводимые после усиленной зрительной нагрузки; психодинамическиепаузы для снятия эмоционального, мышечного и зрительного напряжения. Снятиепсихоэмоционального напряжения у детей проводится также при помощи SAND-ART(рисования песком). В кабинете дефектолога дети обучаются рисованию песком насветовом планшете. Рисованию песком свойственно антиагрессивное действие:манипулируя сыпучими материалами, ребенок избавляется от негативных эмоций.Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствуетразвитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствуетразвитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). В процессетворчества ребенок развивает моторику, зрительное восприятие, координациюдвижений, внимание, воображение, мышление.

 

Разделы

Количество часов

1

В мире  цвета.

10

2

Восприятие формы

8

3

 Восприятие  величины

10

4

Восприятие пространства

12

5

Формирование навыка письма

14

6

Формирование навыков чтения

14

Итого

68

Развитие зрительного восприятия.

     В начальных классах школы для детей с нарушением зренияпродолжается специальная коррекционная работа по развитию зрительноговосприятия детей, начатая в детском саду. У детей формируют зрительные образытех объектов, которые изучаются на общеобразовательных уроках.
     В ходе занятий совершенствуются способности детей к зрительному выделению,восприятию основных информационных признаков (формы, величины, цвета, яркости,контраста и др.), позволяющих безошибочно опознавать объекты. Младшихшкольников с нарушением зрения учат опознавать и сравнивать объемныегеометрические тела, предметы с их контурными, силуэтными, точечными,черно-белыми и цветными изображениями.
     Программой предусмотрена также система игр и упражнений, направленных насовершенствование цветовосприятия, восприятия формы и величины предметов, ихрасположения и удаленности в пространстве.
     Значительное место в коррекционном курсе по развитию зрительноговосприятия отводится формированию у детей зрительных образов и представлений обокружающем мире, буквенных и цифровых изображений.
     Применяются эти методики в комплексе.
Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия ушкольников с нарушением зрения теснейшим образом связаны с развитием других –несенсорных психических функций (зрительной памяти и зрительного внимания,мышления, мотивации деятельности, интересов, эмоций). Осуществляется не толькостимуляция зрительных функций, но и познавательной, творческой деятельностидетей.

Ориентировка в пространстве.
        Несмотря на некоторую специфичность в постановке задач обученияпространственной ориентировке важнейшей задачей является обучение детейполисенсорному восприятию окружающего пространства и расположенных в немобъектов и умению использовать получаемую информацию в практическойориентировке в пространстве.
        В начальных классах школ для детей с нарушением зрения огромноезначение имеет работа по развитию зрительно-пространственного восприятия удетей. Тифлопедагог учит детей выделять, сравнивать, анализировать и обобщатьокружающие предметы по сходству и различию пространственных признаков, как спомощью нарушенного зрения, так и других анализаторов. Это позволяетслабовидящим учащимся успешно ориентироваться в макропространстве, т.к.находящиеся в нем предметы и объекты в результате подготовительной работыбезошибочно узнаются детьми даже на значительном расстоянии.
      При обучении пространственной ориентировке младших школьников сдиагнозами косоглазие и амблиопия (функциональное слабовидение) большоезначение приобретает развитие стереоскопического зрения. В этом смысле весьмаэффективны игры и упражнения, требующие оценки детьми глубины пространства,удаленности предметов и объектов, расстояния между ними.
     Формирование у учащихся с нарушением зрения начальных классов умениймоделировать пространственные отношения, читать схемы пространства, соотноситьрасположение реальных предметов в пространстве со схемой, а такжесамостоятельно составлять схемы пространства является важнейшим средствомкоррекции нарушений зрительно-пространственной ориентировки, (Л.И. Солнцева,Л.И. Плаксина), поэтому обучению детей ориентировке в пространстве с помощьюсхем отводится значительное место на специальных коррекционных занятияхтифлопедагога.

Социально-бытовая ориентировка.
Специальные коррекционные занятия дефектолога  по социально-бытовойориентировке призваны подготовить учащихся с зрительной патологией ксамостоятельной жизни и труду в современном обществе. Для этого необходимоформировать у них знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации.Это, прежде всего, те навыки, которые связаны с организацией ребенком своегоповедения и общения с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.

Основными задачами курса по социально-бытовой ориентировке в начальной школеявляются следующие:
-познакомить со службами быта, учреждениями и организациями, в которые можетвозникнуть необходимость обратиться;
-научить детей следить за своим внешним видом, контролировать поведение, самостоятельновступать в контакт с окружающими в различных бытовых и социальных ситуациях.
— Обогащение знаний и представлений учащихся по изучаемым темам наобщеобразовательных занятий;

    Следует отметить, что на занятиях по социально-бытовой ориентировкетифлопедагог создает условия для активного использования детьми знаний.

 

4.     ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В соответствии с требованиями ФГОСк результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Личностные результаты:

 ответственное отношение к учению, готовностьи способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивациик

обучению и познанию;

— формирование коммуникативной компетентностив общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими вобразовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видахдеятельности;

— умение ясно, точно, грамотно излагать своимысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,выстраивать аргументацию, приводить примеры;

—  критичность мышления, умение распознаватьлогически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

— умение контролировать процесс и результатучебной деятельности;

Метапредметные результаты:

— способность самостоятельно планироватьальтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективныеспособы

решения учебных и познавательных задач;

-умение осуществлять контроль по образцу ивносить необходимые коррективы;

-способностьадекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, еёобъективную трудность и собственные возможности её решения;

— умениеустанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,умозаключения и выводы;

— умениесоздавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели исхемы для решения учебных и познавательных задач;

— развитиеспособности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность сучителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и ролиучастников, взаимодействовать и находить общие способы работы;

— умениеработать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основесогласования позиций и учёта интересов, слушать партнера. формулировать,аргументировать и отстаивать своё мнение;

-формированиеучебной компетентности в области использования информационно-коммуникационныхтехнологий;

-умениевыдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости ихпроверки;

— пониманиесущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии спредложенным алгоритмом;

— умениесамостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебныхматематических проблем;

-способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решениезадач исследовательского характера;

Весь содержательный раздел программы тесносвязан с тематическим планированием в 1- 4 классах по разным предметам.

Перспективныйплан тифлопедагогического сопровождения   младших школьников.

      I этап (май-сентябрь). Сбор и анализ информации (информационно-аналитическаядеятельность). Результатом работы на данном этапе должна стать оценкаконтингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определенияспецифики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательнойсреды с целью соответствия требованиям программно-методического,материально-технической и кадровой базы учреждения.

     II этап (октябрь-май). Этап планирования, организации и координации(организационно — исполнительская деятельность). Практическая реализацияПрограммы тифлопедагогического сопровождения. Результатом работы на этом этапеявляется особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно– развивающую направленность, а также процесс специального тифлопедагогическогосопровождения обучающихся первоклассников с нарушением зрения и группы риска.

    III этап (май – июнь). Этап диагностики коррекционно-развивающейобразовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатомявляется констатация соответствия созданных условий и выбранныхкоррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательнымпотребностям обучающихся с нарушением зрения.

     IV этап (август – сентябрь). Этап регуляции и корректировки (регулятивно –корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимыхизменений в образовательный процесс и процесс сопровождения обучающихся сограниченными возможностями здоровья (нарушением зрения), корректировка условийи форм обучения, методов и приемов работы.

       Следует отметить, что в начальныхклассах школы для детей с нарушением зрения нет необходимости, так, как этоосуществляется в детском саду, проводить специальные коррекционные занятияразных видов в полном их объеме. Дефектолог (тифлопедагог) начальной школывыявляет учащихся, у которых наиболее страдает тот или иной вид деятельности ипроводит с ними соответствующую работу именно в этом направлении.
       Специфика организации специальных занятий тифлопедагога в начальнойшколе состоит в том, что проводить их можно только по окончании уроков. Втечение недели каждый ребенок посещает занятие дефектолога   один раз.   

 

5.                 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА                                                                    

Программа коррекционной работы на ступенишкольного образования включает в себя взаимосвязанные направления, которыеотражают ее основное содержание:

· диагностическая работа обеспечиваетсвоевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья,проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказаниюим психолого-педагогической помощи в условиях школьного учреждения;

 ·коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную помощь в освоениисодержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическомразвитии детей с нарушением зрения;

· консультативная работа обеспечиваетнепрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностямиздоровья и их семей по вопросам дифференцированных психолого-педагогическихусловий обучения, воспитания, коррекции развития;

· информационно — просветительскаяработа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным сособенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всемиучастниками образовательного процесса. Целью диагностической работы являетсясвоевременное выявление проблем и трудностей, причин отклонений в развитиидетей, определение компенсаторных возможностей. Диагностическое обследованиедетей с нарушениями зрения тифлопедагог проводит по методике«Психолого-педагогического обследования детей с нарушением зрения» (АвторДружинина Л.А., Осипова Л.Б.) Диагностика включает в себя исследованиезрительного восприятия цвета, формы, величины; исследование пространственноговосприятия и ориентировки в пространстве; исследования зрительного восприятия ивоспроизведения сложной формы; зрительного внимания; исследования осязательногои слухового восприятия. В комплекс обследования введена бальная система,разработаны критерии оценок, соответствующие возрастным возможностям детей.Мониторинговая деятельность с целью отслеживания динамики развитиявоспитанников с нарушениями зрения проходит в течение года и имеет выборочныйхарактер, как по составу детей, так и по объему и перечню заданий издиагностического обследования. Процедура мониторинга осуществляется виндивидуальной форме. Результаты обследования являются определяющими приформировании подгрупп, которые создаются на основе выявленной «зоны актуальногоуровня развития» детей и имеют подвижный состав. Для занятий специалистовкритерием деления по подгруппам являются:  состояние зрения,  этапы лечениязрения,  уровень психосоциального развития ребёнка. На основании полученных врезультате обследования данных дефектолог объединяет детей в подгруппы длякоррекционных занятий с учетом их возраста, диагноза зрительного заболевания,остроты зрения, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичныхотклонений в развитии. Специфика реализации коррекционных мероприятий с разнымигруппами воспитанников состоит в создании специальных офтальмо-гигиеническихусловий, индивидуального маршрута развития ребенка, специальных методов иприемов коррекционной работы, учета этапа лечения, на котором находитсяребенок.  В первую подгруппу входят дети, которые обладают относительнойсамостоятельностью при выполнении работы.  Во вторую подгруппу входят дети,которым необходима специальная корригирующая помощь и поддержка в процессеразличных видов деятельности. По результатам обследования детей дефектологпланируют коррекционно-педагогическую работу, дает рекомендации поосуществлению коррекционной работы всем участникампсихологомедико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ (воспитателям,медсестре — ортоптистке, узким специалистам, родителям.) Содержаниекоррекционных занятий определяется перспективным планом, которыйразрабатывается дефектологом, в соответствии со структурой нарушения итематической направленности. Основой перспективного и календарного планированиякоррекционной работы является тематический подход, обеспечивающийконцентрическое наращивание информации по всем направлениямкоррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционно-развивающей работысгруппировано по темам, которые являются сквозными на весь период школьногообучения.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет