X-PDF

Инструменты и материалы акварельной живописи

Поделиться статьей

В процессе изучения живописи мы будем пользоваться акварельными красками. Свое название они получили от латинского слова «aqua» — вода. От других живописных техник акварель отличается прозрачностью красочного слоя, способностью пропускать свет. Поэтому акварельная живопись – это живопись разведенными на воде прозрачными красками. Акварель обладает широкими возможностями в передаче тончайших тонально-цветовых оттенков натуры, пространственности планов, трепетности воздушной среды, состояния освещенности и т.п. По сравнению с другими живописными техниками диапазон тональных возможностей акварели несколько меньше. Поэтому в целом этюд может быть решен в более светлом общем тоне, чем выглядит в натуре.

Подвижность акварельных красок, подверженность основы (бумаги) повреждениям, ограниченные возможности для исправления ошибок без ущерба для качества работы обязывают внимательно относиться как к работе красками, так и к подготовительному рисунку под акварельную живопись. Вот почему для этюдов длительного характера вначале выполняется хорошо проработанный рисунок на отдельном листе бумаги, который затем переводят на чистый лист бумаги. Наклеив лист на планшет, легкими линиями уточняют рисунок.

Краски. Акварельные краски выпускаются нескольких видов – твердые в плитках . полумягкие в фарфоровых или пластмассовых чашечках . мягкие в тюбиках. Для освоения этой живописной техники пригодны последние два вида красок.

Акварельные краски

Все акварельные краски изготавливаются из цветных порошкообразных пигментов и связующих веществ. Красочный пигмент бывает растительного, животного, искусственного (химического) происхождения или вырабатывается из различных видов глины. Последние, так называемые земляне краски, наиболее прочны, светостойки. Краски, приготовленные химическим путем, менее стойки к воздействию света, они быстро выгорают, разрушаются. Светостойкость красок обозначается на этикетках тюбиков звездочками. Чем больше звездочек, тем устойчивее краска.

По своей структуре красочные пигменты бывают мелкозернистые и крупнозернистые. Мелкозернистые пигменты растворяются лучше, крупнозернистые – хуже. Хорошо растворимые краски более прозрачны, равномерно ложатся и впитываются в бумагу. Если работа ведется длительное время, в первую очередь прокладываются прозрачные мелкозернистые краски, а корпусные, кроющие – на заключительной стадии.

В живописи акварелью яркие, насыщенные, светлые и прозрачные цветовые оттенки всегда можно приглушить наложением красок. Добиться же яркости, прозрачности, сочности цвета после того, как белизна бумаги забита грязными, глухими смесями, практически невозможно.

Бумага. Лучшим основанием для акварели служат различные сорта ватманской бумаги. Из отечественных сортов хороша бумага ватман с фабричной маркой (водяным знаком) Гознак. Она имеет хорошо выраженную фактурность. Меньше, чем другие, подвержена пожелтению, достаточно эластична и долговечна. На такую бумагу краска ложится ровно, сохраняет чистоту и яркость звучания цвета.

Акварельная бумага

Фактурность большинства сортов бумаги выражена с одной стороны листа больше, чем с другой. Поверхность листа с более ярко выраженной фактурой, зернистостью называется рабочей, лицевой. «Сочный» мазок краски, положенный на такую поверхность, стекая с бугорков, несколько светлеет на них, а накапливаясь во впадинах» (порах) зернистой бумаги, темнеет. Когда используется так называемая сухая кладка мазка, на кисть набирается незначительное количество красочной смеси и мазок ложится на неувлажненную поверхность бумаги, краска задерживается в основном на выпуклости бугорков, оставляя во впадинах белые пятна. В результате свет, падая под тем или иным углом к поверхности бумаги, создает дополнительную игру цветовых оттенков, позволяет как бы «дышать» цвету.

Бумагу лучше хранить, положив лист на лист, в закрытых папках или в кассетницах типа большого этюдника. Перед началом работы поверхность бумаги следует увлажнить водой при помощи губки. Лист накладывается на планшет, движением ладоней от центра планшета выравнивается и сгибается по краям планшета под прямым углом. Затем загнутые края с внутренней стороны корытца равномерно смазываются клеем ПВА. Бумагу накладывают на планшет и приклеивают к его торцевым сторонам.

Чтобы бумага имела ровную поверхность и не коробилась во время работы, можно пользоваться также стиратором. Он состоит из планшета и охватывающей рамки. Увлажненная бумага накладывается на планшет и закрепляется охватывающей рамкой. Для зарисовок и этюдов небольшого раз мера бум ага помещается между листами плотного картона и скрепляется двумя петлями из бельевой резинки. При работе верхний картон снимается, бум ага и нижний картон фиксируются резинками по краям планшета. Для работ этюдного характера, набросков, зарисовок удобны и так называемые папки для художников.

Палитра. Палитра для живописи акварелью обязательно должна иметь чистый белый тон. Подбирая на палитре нужный цвет, рисующий соотносит его с тем, как он будет звучать на белой поверхности бумаги.

Палитра для акварели

В качестве палитры можно использовать белые облицовочные керамические плитки, покрытые белой эмалью, пластмассовые палитры, имеющиеся в некоторых наборах акварельных красок. Поверхность палитры должна быть гладкой, твердой, чтобы краска не впитывалась в нее. Палитрой может служить тонкое стекло с подложенным под него белым листом бумаги или выкрашенное белой краской с обратной стороны.

Если используется акварель из тюбиков, краски на палитре надо располагать в определенной последовательности. Порядок на палитре и привычка к нему облегчают работу акварелиста – вырабатывается необходимая быстрота владения кистью, красками.

Кисти. Для работы акварелью лучшими являются кисти из волоса колонка, хорька, белки. Они обладают относительной мягкостью и эластичностью и в то же время прочны, упруги, не мнутся при работе.

Кисти для акварели

Хорошей кистью для акарели считается та, волоски которой, если их смочить водой и встряхнуть вниз, обираються вместе в конусообразную по форме массу с острым кончиком.

Большие кисти необходимы при выполнении большеформатных работ, оперативних заливок больших плоскостей. Средние кисти хороши для небольших этюдов, работ ученого характера, корда живописный процесс ведется длительно, методом постепенного мнослойного наложения красочного слоя. Мелкие кисти чаще всего применяются в живописи при проработке деталей, заполнении небольших плоскостей. Безусловно, имея опит работы акварелью, все э то можно выполнить и большой кистью.

После окончания работы кисти надо обязательно промыть с мылом теплой или проточной водой, слегка встряхнуть и завернуть в бумажную обертку, а затем уложить в коробку. Просохшая кисть имеет форму конуса, без расходящихся в стороны волосков. Нельзя после работы оставлять кисть в банке с водой концом вниз.

 

Кадмий желтый светлый
Кадмий желтый средний
Кадмий красный средний
Ализариновый красный
Синий ультрамарин
Фталоцианиновый синий
Фталоцианиновый зеленый
Зеленый травяной
Жженая сиена
Жженая умбра.

Основные техники изобразительного искусства

Техника живописи — совокупность приемов использования художественных материалов и средств.

Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная, настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV века становится популярной техника живописи масляными красками . в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику — пастель — также относят к живописи.

АКВАРЕЛЬ

Акварель (от итальян. «aquarello») — означает живопись красками на водной основе.

В акварели существует множество художественных приемов: работа по сырой бумаге (A la Prima), работа по сухой бумаге, заливка, смывание, использование акварельных карандашей, туши, работа сухой кистью, использование мастихина, соли, многослойная живопись, применение смешанной техники.

Разновидности техник акварели:

по-сухому — живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего

по-сырому, мокрая акварель, алла прима — живопись по сырой бумаге. Техника по мокрому использует растекание акварели и создает необычные цветовые эффекты. Использование этого приема требует знания степени влажности бумаги и опыта использования самого приема.

Алла прима (аля прим) (произошло от итал. alla prima — в первый момент) — разновидность техники масляной и акварельной живописи, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

Заливка — очень интересный прием в акварели. Плавные переходы цветов позволяют эффектно изображать небо, воду, горы.

Мастихин используется не только в живописи маслом, но и в акварельной живописи. Мастихином можно подчеркивать очертания гор, камней, скал, облаков, морских волн, изображать деревья, цветы.

Впитывающие свойства соли используются для получения интересных эффектов в акварели. С помощью соли можно украсить луг цветами, получить подвижную воздушную среду в картине, движущиеся тональные переходы.

Многослойная живопись насыщенна по цвету. В многослойной живописи используются все художественные приемы работы с акварелью.

Акварель — одна из сложнейших живописных техник. Основное качество акварели — прозрачность и воздушность изображения. Кажущиеся простота и легкость рисования акварелью обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу. В акварели существует множество приемов: работа по сухой бумаге, работа по сырой бумаге (A la Prima), использование акварельных карандашей, туши, многослойная живопись, работа сухой кистью, заливка, смывание, использование мастихина, соли, применение смешанной техники.

Акварель, несмотря на кажущиеся простоту и легкость рисования, сложнейшая живописная техника. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, мастерства видения тона и цвета, знания законов смешивания цветов и нанесения красочного слоя на бумагу.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

Для акварельной работы бумага является одним из важнейших материалов. Важно ее качество, тип, рельеф, плотность, зернистость, проклейка. В зависимости от качеств бумаги акварельные краски по-разному наносятся на бумагу, впитываются, высыхают.

КАРАНДАШ

Карандаш — материал для рисования. Различают карандаши чернографитные и цветные. Рисунок карандашом выполняется на бумаге с использованием штриховки, тональных пятен, передачи светотени.

Акварельные карандаши — вид цветных карандашей, водорастворимы. Приемы использования акварельных карандашей разнообразны: размывание рисунка акварельным карандашом водой, работа намоченным в воде акварельным карандашом, работа карандашом по мокрой бумаге, и др. рисунок выполнять сложнее.

С помощью карандаша можно получить бесконечно много оттенков, градаций тона. В рисунке используются карандаши различные по степени мягкости.

Начинают работу над графическим рисунком с конструктивного рисунка, т.е. рисунка внешних контуров предмета с использованием линий построения, обычно карандашом средней мягкости H, HB, B, F, далее в тоновом рисунке, в котором уже отсутствуют линии контуров предметов, а границы предметов обозначаются штриховкой, при необходимости используют более мягкие карандаши. Самый твердый это 9H, самый мягкий 9B.

В рисунке карандашом желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать стирательную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным. Растушевкой в карандашном рисунке лучше не пользоваться по тем же причинам. Для нанесения тона применяется прием штриховки. Штрихи могут быть различными по направлению, длине, разряженности, нажиму карандаша. Направление штриха (горизонтальное, вертикальное, наклонное) определяется формой, размерами предмета, движением поверхности в рисунке.

Портрет карандашом получается очень реалистичным и наполненным светом. Ведь с помощью карандаша можно передать множество оттенков, глубину и объемность изображения, переходы светотени.

Рисунок карандашом закрепляется фиксативом, так рисунок не теряет свою четкость, не размазывается даже при его касании рукой и сохраняется надолго.

МАСЛО

Живопись маслом на холсте — самая популярная техника живописи. Живопись маслом дает мастеру безграничное число способов изображения и передачи настроения окружающего мира. Пастозные или воздушные прозрачные мазки, сквозь которые виден холст, создание рельефа мастихином, лессировка, использование прозрачных или кроющих красок, различные вариации смешивания цветов — все это многообразие приемов живописи маслом позволяет художнику найти и передать настроение, объем изображаемых предметов, воздушной среды, создать иллюзию пространства, передать богатство оттенков окружающего мира.

Масляная живопись имеет свою особенность — картина пишется в несколько слоев (2-3), каждому слою необходимо высохнуть несколько дней в зависимости от используемых материалов, поэтому обычно картина маслом пишется от нескольких дней до нескольких недель.

Наиболее приемлемым для масляной живописи является льняной холст. Льняное полотно прочное, отличается живой фактурой. Льняные холсты бывают различной зернистости. Для портрета и живописи с детальной прорисовкой используют мелкозернистый, более гладкий холст. Крупнозернистый холст подойдет для живописи с выраженной фактурой (камни, скалы, деревья), пастозной живописи и живописи мастихином. Ранее в живописи использовалась техника лессировок, нанесения красок тонкими слоями, поэтому шероховатость льняного слоя придавала картине изящность. Сейчас в живописи часто используется техника пастозных мазков. Тем не менее, качество холста важно для выразительности картины.

Хлопковый холст — прочный и недорогой материал, подходит для живописи пастосными мазками.

В живописи маслом используются также такие основы как мешковина, фанера, оргалит, металл, и даже бумага.

Холсты бывают натянуты на картон и на подрамник. Холсты на картоне тонкие и обычно не бывают больших размеров, и не превышают размера 50*70. Они легкие и удобные в транспортировке. Холсты на подрамнике более дорогие, готовые холсты на подрамнике могут достигать размера 1,2м на 1,5м. Законченная картина оформляется в раму.

Перед работой маслом холсты проклеивают и грунтуют. Это необходимо для того, чтобы масляная краска не разрушала холст, и чтобы краска хорошо легла на холст.

Картины масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. В масляной живописи используют технику работы мастихином. Мастихин — инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки с изогнутой ручкой. Разная форма мастихина помогает добиться различной фактуры, рельефности, объемности. Мастихином можно также наносить ровные, гладкие мазки. Лезвие мастихина можно также использовать для создания тонких линий — вертикальных, горизонтальных, хаотичных.

ПАСТЕЛЬ

Пастель (от лат. pasta — тесто) — техника живописи и рисования по шероховатой поверхности бумаги и картона пастелью. Пастель — один из очень необычных видов изобразительных материалов. Живопись пастелью воздушна и нежна. Тонкость и изящество техники пастели придает картинам живость, где-то сказочность и волшебство. В технике сухой пастели широко используется приём растушёвки, что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета. Пастель наносится на шероховатую бумагу. Цвет бумаги имеет значение. Фоновый цвет, проступая сквозь штрихи пастели, вызывает определённое настроение, ослабляя или усиливая цветовые эффекты рисунка. Картины пастелью закрепляются фиксативом и хранятся под стеклом.

Техника пастели приобрела широкую популярность и достигла своего расцвета в XVIII веке. Пастель обладает свойством придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. В этой технике можно делать любые сюжеты — от пейзажей до рисунков людей.

Преимущества пастели — в большой свободе для художника: она позволяет снимать и перекрывать целые живописные слои, в любой момент прекращать и возобновлять работу. Пастель соединяет возможности живописи и рисунка. Ею можно рисовать и писать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью.

Типы пастели:

сухая — производится из пигмента путем прессовки без добавления масла

масляная — производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки.

восковая — производится из пигмента путем прессовки с добавлением воска

Приемы работы пастелью разнообразны. Пастельные штрихи втираются пальцами, специальными растушками, кожаными валиками, шелковыми квадратными щеточками-кистями, мягкими тампонами. Техника пастели очень тонкая и сложная в своих наложениях пастельной лессировкой цвета на цвет. Пастель накладывается пятнами, штрихами, лессировками.

Для работы пастельными карандашами необходимы основания, удерживающие пастель, препятствующие ее осыпанию. Пастелью работают на шероховатых сортах бумаги, таких как торшон, ватман, наждачная, на рыхлом, ворсистом картоне, замше, пергаменте, холсте. Наилучшим основанием является замша, на которой написаны некоторые ставшие классическими произведения. Рисунки пастелью закрепляют специальными фиксативами, препятствующими осыпанию пастели.

Непревзойденным мастером пастели был Эдгар Дега. Дега обладал острым глазом и непогрешимым рисунком, что позволило ему добиться в пастели невиданных эффектов. Никогда еще рисунки пастелью не были так трепетны, виртуозно небрежны и так драгоценны по цвету. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст. В феврале 2007-го на аукционе Sotheby’s в Лондоне пастель Дега Три танцовщицы в фиолетовых юбках была продана за $7, 87 млн. В России в пастели работали такие мастера, как Репин, Серов, Левитан, Кустодиев, Петров-Водкин.

САНГИНА

Цветовая гамма сангины, материала для рисования, от коричневого до близкого к красному. С помощью сангины хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно. Техника рисунка с натуры с помощью сангины известна начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль). Нередко сангину сочетают с углём или итальянским карандашом. Для обеспечения большей долговечности рисунки сангиной закрепляются фиксативом или помещаются под стекло.

Сангина известна еще с античности. Именно тогда сангина позволила ввести в рисунок цвет телесного цвета. Широкое распространение техника рисунка сангиной получила в Эпоху Возрождения. Художники Возрождения разработали и широко использовали технику трех карандашей: они наносили рисунок сангиной или сепией и углем на тонированною бумагу, а затем белым мелом высветляли нужные участки.

Сангина (от лат. сангвинеус — кроваво-красный) – это карандаши красно-коричневых тонов. Сангина изготавливается из тонкоперетертой жженой сиены и глины. Как пастель, уголь и соус, сангина является мягким материалом, которому при производстве придается форма четырехгранных или круглых мелков.

С помощью сангины хорошо передаются тона человеческого тела, поэтому выполненные сангиной портреты выглядят очень естественно.

Техника работы сангиной характерна сочетанием широких мазков и растушевок со штрихами остро заточенных брусочков сангины. Красивые рисунки сангиной получаются на тонированном фоне, особенно когда к основному материалу добавляются уголь и мел (техника трех карандашей).

Для рисунка выбирают сангину такого оттенка, который лучше отвечает особенностям натуры. Например, обнаженное тело хорошо рисовать красноватой сангиной, а пейзаж — сангиной серовато-коричневой или цвета сепии.

Иногда сангину комбинируют с углем, дающим холодные оттенки. Контраст теплых и холодных оттенков придает особое очарование таким работам.

Для обеспечения большей долговечности рисунки сангиной можно закрепить фиксативом или поместить под стекло.

ТЕМПЕРА

Темпера (от латинского temperare — соединять) — связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии. До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но постепенно она утратила свое значение.

Во второй половине XIX века разочарование, наступившее в позднейшей масляной живописи, послужило началом поисков новых связующих веществ для красок, и забытая темпера, хорошо сохранившиеся произведения которой красноречиво говорят за себя, снова привлекает к себе интерес.

В противоположность масляной живописи и старинной темпере новая темпера не требует от живописца определенной системы выполнения живописи, предоставляя ему в этом отношении полную свободу, которую он может использовать без всякого ущерба для прочности живописи. Темпера в отличие от масла быстро высыхает. Темперные картины, покрытые лаком, по красочности не уступают масляной живописи, а в отношении неизменяемости и долговечности, темперные краски даже превосходят масляные.

Материалы и техники графики разнообразны, но, как правило, основой является бумажный лист. Цвет и фактура бумаги играют большую роль. Красочные материалы и техники определяются видом графики.

 

Заливка – прием сколь простой, столь и эффектный. Плавные переходы цветов, позволяющие изображать небо, воду, горы, заполняющие фон иллюзией «пространства», делают картины особенно зрелищными и художественными.

Заметьте, чем крупнее заливка, тем крупнее должна быть кисть. Для заливки требуется большое количество акварельной краски. Бумага на планшете должна находиться под небольшим уклоном. Чем больше угол уклона, тем быстрее будут стекать краски.

Перед началом заливки нужно подготовить краску – развести ее в углублении палитры. Сначала по листу бумаги проводится горизонтальная полоска. Через несколько секунд краска стекает вниз полосы, образуя валик. Ведя кисть в образовавшемся валике, снова проводится горизонтальная полоса, внизу которой через несколько секунд опять образуется валик. Таким образом, на бумаге остается слитный след двух полос, оканчивающийся внизу валиком жидкой краски. Повторяя такую операцию необходимое количество раз, можно залить весь лист бумаги или меньшую площадь, в зависимости от необходимости. Последний валик в заливке убирается промакиванием влажной кистью.

При помощи заливки можно получить тоновую градацию. Значительно проще получить тоновую градацию от темного к светлому, нежели наоборот.

Во время заливки нельзя вести кисть вверх. Она должна двигаться строго горизонтально. При появлении хотя бы какого-нибудь угла, вся краска стечет в него. Часто заливку используют для создания неба. В небе нередки разнообразные пятна (облака, тучи и т.п.) Поэтому неудачи в заливке легко маскируются под «природные явления».

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.65%
НЕТ
41.35%
Проголосовало: 989

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет