Интегрированные уроки как форма реализации метапредметности в ФГОСООО
Н.Б. Борисова, учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №33» г.Чебоксары
Школасегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственномобразовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новыйтермин – метапредметный.
Установленные стандартомновые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменениисодержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижениявысокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новыхпедагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использованиеобобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов восвоении знаний.
Интегрированные уроки врамках реализации ФГОС
Одним из таких новшеств современной методики является интегрированныйурок. Эта технология активно внедряется в школьные программы и связывает,на первый взгляд, несовместимые предметы.
Исходя из собственных наблюдений уроков, я пришла квыводу, что наиболее эффективными, интересными для учителя начальных классов идетей являются интегрированные уроки.
Интеграция знаний может обозначаться одним из путей повышенияэффективности обучения в целом, и уровня познавательной активности вчастности.
Начальная школа является первой ступенью обязательного общегообразования, где все ученики, без исключения, являются своего родафакелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителю начальных классов простонеобходимо использовать различные инновационные технологии. ФГОС предполагаетне только формирование у детей универсальных учебных действий (УУД), но итребует от учителя компетентности, педагогического мастерства, рефлексивнойсоставляющей своего самообразования. Без такой обширной теоретической базы уученика трудно развить познавательский, исследовательский потенциал к учебнойдеятельности.
Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:вопросы, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательныезадачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия иолимпиады.
В свою очередь чтобы провести интегрированный урок необходимоучесть следующие условия: в первую очередь учитель должен выбрать объектизучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока. Далее кподготовке урока можно привлечь учащихся, как правило, они всегда рады помочьучителю. В процессе реализации урока нужно подумать о технологияхсамообразования учащихся (этот компонент выделяется и в УУД). Учитель не должензабывать и о использовании методов проблемного обучения, так как благодаря чемупроисходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока.Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы так же являетсянеотъемлемой частью интегрированного урока. Ну и конечно же следует не забыватьпро учет возрастных психологических особенностей обучающихся и их ориентацию наздоровый образ жизни.
Так же невозможно реализовать интегрированный урок, не зная еготипов и форм. Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широкимиспользованием современных педагогических технологий и даже предоставляетвозможность проведения бинарных уроков (то есть уроков, на которых одновременноприсутствует два учителя).
Итак, первый тип урока, соответствующий ФГОС – это урокформирования новых знаний. Данный урок решает комплекс задач, поставленныхучителем путём сочетаемости разнообразных методов, средств и технологий.Формами проявления такого урока являются: урок-путешествие, урок-исследование,урок-экскурсия, мультимедиа-урок, проблемный урок.
При такой форме организации применяются как объяснительно-иллюстративные,так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия,разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты,мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обученияи контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая,фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная. На таких уроках создаетсябольше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложенийреализации творческого потенциала, словом создаются условия для полногоразвития личности учащегося.
Следующий тип урока не менее интересный – это урок открытиянового знания. Главенствующая цель такого урока – это выработка у учащихсяумений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Задачи такого урокаразделяются на три группы:
1. образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научитьвладению приемами;
2. воспитательные: показать роль; вовлечь в активную практическую деятельность;способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологическогосознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю;совершенствовать навыки общения;
3. развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другимиисточниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией,формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное,обобщать и делать выводы.
На уроке открытия нового знания используются следующие формыобучения:
— урок-практикум,
— урок-сочинение,
— урок – деловая или ролевая игра,
— комбинированный урок,
— урок-путешествие.
Далее выделяется урок обобщения, для более глубокого усвоениязнаний, высокий уровень обобщения, систематизации. Такие уроки проводятсяпри изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К нимможно отнести итоговые уроки. На уроке повторения и систематизации знанийучащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы,дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач.На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся,выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященныеразбираемому вопросу.
Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированныеуроки представляют собой достаточно сложную систему. И для того, чтобыэффективно, удачно, профессионально использовать их на практике нужно знатьтеоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности ихиспользования в начальной школе, которых следует придерживаться для того, чтобыосуществить какой-то определенный педагогический замысел.
Таким образом, идет разносторонний поиск возможностей реализацииинтеграции в процессе обучения исходя из того, что нет однозначного пониманиясущности интеграции, авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разныеварианты ее решения.
Несмотря на отсутствие единого подхода к проблеме, процессинтеграции – это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий ксозданию предпосылок в формировании современного целостного представления обокружающей действительности.