Интерактив для родителей
«Самостоятельность ребёнка»
Класс: 1
Цель: формирование у родителейпотребности в воспитании самостоятельности ребенка, обмен мнениями.
Задачи:
¾Раскрытие понятие«Самостоятельность ребёнка».
¾Выявление причин,мешающих воспитанию самостоятельности ребёнка.
¾Определение способовуспешного развития формирования самостоятельности ребёнка.
1. Выявление проблемы
Учитель:здравствуйте, уважаемые родители, я приветствую вас на нашем собрании.
Вот,прошло уже полгода, наши детки стали первоклассниками. Первые волнения прошли,дети постепенно адаптируются к новым условиям и видам деятельности.
Но,что я хочу с вами сегодня обсудить. Ежедневно я наблюдаю такие ситуации. Детипосле занятий идут переодеваться, собирают свои принадлежности. Часто делаютэто медленно и неумело. Некоторые родители начинают нервничать, одеватьребёнка, поспешно и эмоционально складывать вещи в рюкзак. Бывало даже, что из– за таких ситуаций дети плакали.
Некоторыедетки сидят по 10-20 минут и переодеваются в спортивную форму, с трудомзавязывают шнурки, часто не могут приготовить нужные принадлежности на урок.Другим учащимся приходится их ждать, время от урока отнимается. Думаю, кто – томог узнать себя и своих детей в описании этих ситуаций. О чём всё это говорит?
(ответыродителей)
Учитель:да, это следствие низкого уровня самостоятельности.Это проблема для нас? Как вы считаете? Хотелось бы вам, чтобы ваши дети былиболее самостоятельны?
(ответыродителей)
Учитель:вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?Озвучьте тему, пожалуйста.
(ответыродителей)
Учитель:совершенно верно. Актуальна эта проблема для вас?
Родители:да
Учитель:скажите, а как, по-вашему, можно решить её? Что нам нужно для этого сделать?
(ответыродителей)
Учитель:да, верно. Сегодня мы узнаем, что такое«самостоятельность», выясним причины, мешающие воспитать самостоятельногоребенка; определим способы успешного развития самостоятельности у детей.
Чтобыдобиться результата, нам необходимо работать вместе, ведь воспитание счастливыхи успешных детей наша общая обязанность.Поэтому прошу вас быть активными и проявлять участие в нашем интерактиве.
2. Практическая часть
Учитель:Итак, уважаемые родители, мы хотим, чтобы наши детибыли самостоятельными. Но какой смысл мы вкладываем в это слово?
…чтодля вас самостоятельность ребёнка? Сейчас я прошу вас взять мяч и передаватьего друг другу и тот, у кого оказывается игрушка, называет качества присущиесамостоятельному ребёнку.
Вывсе правы, давайте обобщим ваше мнение.
Впсихологической энциклопедии даётся такое определение самостоятельности. Самостоятельность– это волевое качество личности, которое заключается в умении по собственнойинициативе ставить перед собой цели, без посторонней помощи находить пути их достиженияи выполнять принятые решения.
Учитель:а как вы считаете, почему дети могут бытьнесамостоятельными? Причина больше в гиперопеке или в особенностях возраста?
(ответыродителей)
Учитель:ваши мнения разделились. Я предлагаю вам объединиться в группы, взять ромашки,которые лежат у вас на столе и написать на каждом лепестке причины низкогоуровня самостоятельности.
Причины:
¾Чрезмерный контроль.
¾Гиперопека.
¾Завышенные ожидания.
¾Примернесамостоятельности и лени.
¾Негативная реакция напопытки проявить самостоятельность.
¾Необъективная критика.
Учитель:Мы разобрались с причинами. Возможно, кто – то тожедопускал такие ошибки.
Какже тогда развивать самостоятельность? Напишите, пожалуйста, на обратной сторонеромашки на лепестках способы воспитания самостоятельности.
(родителивыполняют задания)
Учитель:прочтите, пожалуйста, что вы написали. Давайте сверим с моими рекомендациями.
¾Предоставьте ребенкувозможность выбора
¾Уважайте попытки ребенкасправиться с трудностями.
¾Поощряйте ребенкасамостоятельно находить решение.
¾Откажитесь от мелочнойопеки и постоянного вмешательства в дела ребенка.
¾ Создайтеперечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом еговозраста.
Впервой колонке опишите, что ребенок должен делать по уходу за собой. Во второйколонке перечислите действия, которые ребенок должен выполнять по уходу засвоими вещами. В третьей колонке опишите то, что ребенок должен делать для всейсемьи.
¾Двигайтесь маленькимишагами. После того, как Вы создали перечень обязанностей Вашего ребенка,начните приучать его к ним. Двигайтесь маленькими шагами, например, по одномунавыку в неделю. Для некоторых родителей приучать значит сказатьодин раз вслух и забыть об этом. Но этого совершенно недостаточно.
¾Начинайте всегда вместе.Многие родители поступают так: они просят ребенка сделать что-то и уходят посвоим делам.Надо сказать, что эта тактика не очень эффективна. Пока Вынеубедились, что малыш точно выполнит действие без Вашей помощи иконтроля,оставайтесь рядом с ним.
¾Давайте четкие указания,подсказывайте и помогайте.
Оставиввсе свои дела и морально настроившись уделите все свое внимание ребенку, четкоскажите ему, что делать. Постарайтесь, чтобы Ваш голос звучал твердо иубедительно, а не заискивающе. Также постарайтесь избегать уговоров .
Впериод обучения важно оказывать ребенку помощь и подсказки.
Учитель:кроме этого, я бы хотела вам посоветовать использоватьсоревновательные и игровые элементы в процессе самостоятельной деятельностиребёнка. Например, можно использовать песочные часы или включать графическийтаймер.
Постепенноуменьшайте уровень своего контроля и помощи.
Использованиеигры или соревнования не значит, что Вам придется каждый вечер развлекатьребенка для того, чтобы он научился складывать носки в шкаф. Напротив, по меретого, как ребенок начинает привыкать к своим обязанностям, Вы поэтапно убираетеразные элементы помощи, подсказки, оставляя лишь похвалу за полностьювыполненное действие. В последствии можно уйти и от этого, в зависимости оттого, переходит ли внешняя мотивация ребенка во внутреннюю.
Кромеэтого, если Ваш ребенок уже освоил тот или иной навык, Вы можете отлучаться посвоим делам и не следить за качеством выполнения, лишь иногда проверяя, не«сбился» ли малыш с пути, отвлекшись на игру или мультик.
Используетели вы какие – либо из этих рекомендаций? А какие узнали только сегодня?
(ответыродителей)
Учитель:наш интерактив подходит к концу, давайте вспомним о какой проблеме мы сегодняговорили.
(ответыродителей)
Мыразобрали основные причины и обсудили способы решения этой проблемы.
Былали эта информация полезна для вас? Отметьте на шкале, насколько вам былоинтересно и полезна данная тема.
Обратитевнимание, я подобрала полезную литературу на тему воспитания самостоятельности.Рекомендую прочесть вам, чтобы ещё лучше ориентироваться в этой теме.
Спасибоза внимание.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)