X-PDF

Искаженное развитие. Понятие. Причины и механизмы. Классификация.

Поделиться статьей

Искаженноеразвитие.

1.      ПонятиеРДА

Аутизм.Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешниммиром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний ипонимание других людей. Трудности возникают при установлений зрительногоконтакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Дажес близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональныхсвязей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.

Стереотипичностьв поведении. Ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями:раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предметстановится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит,крутит и т. д. Очень характерны стереотипные движения с книгой: быстрое иритмичное перелистывание страниц. Одна и та же тема доминирует в разговоре, вовремя рисования, в игровых сюжетах. Ребёнок старается избежать каких-либонововведений в его жизненный порядок и таким образом активно этомусопротивляется.

Характернаязадержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций.Зачастую проявляется в виде мутизма. У ребёнка может быть хорошо развитыйсловарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом егоречь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаётвопросов и может не реагировать на вопросы обращённые к нему. При этом наединес с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи.Детям с РДА свойственны эхолалии, неправильное использование личныхместоимений: ребёнок называет себя на «ты», «она», «он».

Раннеепроявление вышеперечисленных расстройств (до 2,5 лет).

2.     Причины и механизмы возникновения РДА

Вразное время в решении данной проблемы внимание уделялось различным причинам имеханизмам возникновения данного нарушения. Но до сих пор нет чёткогопредставления о патогенетических механизмах РДА.

Исходяиз положения Л.С. Выготского о первичных и вторичных нарушениях В.В.Лебединский и О.Н. Никольская (1981, 1985) предлагают такой вариант решениявопроса о патогенезе РДА:в качестве первичных расстройств при РДАрассматриваются повышенная эмоциональная чувствительность и слабостьэнергетического потенциала, в результате их воздействия на организм возникаютвторичные нарушения.ко вторичным относят аутизм, как попытку избежатьвоздействий внешнего мира, стереотипии, сверхценные интересы. Возникаетослабление эмоциональной реакции на близких, вплоть до полного их игнорирования(«аффективная блокада»), заторможенная или недостаточная реакция на слуховые изрительные стимулы.

3.     Классификация РДА по степени тяжести

 

Выделят4 группы развития РДА, каждой из которых характерен свой способ отгораживанияот внешнего мира:полная отрешённость от происходящего вокруг, при попыткахвзаимодействия с ребёнком характерно проявление крайнего дискомфорта.Отсутствие социальной активности, даже близким трудно добиться от ребёнкакакой-либо ответной реакции: улыбки, взгляда. Дети данной группы стараются неиметь никаких точек соприкосновения с окружающим миром, они могут игнорироватьмокрые пелёнки и даже жизненно важные, витальные потребности — голод. Оченьтяжело переносят взгляд глаза в глаза и избегают различных телесных контактов.

активноеотвержение окружающей среды. Характеризуется не как отрешённость, а кактщательная избирательность в контактах с внешним миром. Ребёнок общается сограниченным кругом людей, зачастую это родители, близкие люди. Проявляетповышенную избирательность в еде, одежде. Любое нарушение привычного ритмажизни ведёт к сильной аффективной реакции. Детям данной группы более чем другимсвойственно испытывать чувство страха, на который они реагируют агрессивно,бывает что агрессия принимает формы аутоагрессии. Наблюдается большоеколичество речевых и двигательных стереотипий. Несмотря на всю тяжестьразличных проявлений эти дети гораздо более адаптированы для жизни, чем детиотносящмеся к 1-ой группе.

захваченностьаутистическими интересами. Дети этой группы стараются укрыться от окружающегомира в своих интересах, при этом их занятия проявляются в стереотипичной формеи не носят познавательного характера. Увлечения носят цикличный характер,ребёнок может годами разговаривать на одну и ту же тему, рисовать иливоспроизводить один и тот же сюжет в играх. Интересы зачастую носят мрачный,устрашающий, агрессивный характер.

чрезвычайнаятрудность во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее легкий вариантпроявления аутизма. Основной чертой является повышенная ранимость, уязвимостьтаких детей. Избегание отношений, если ребёнок чувствует какую-либо преграду.Чувствительность к чужой оценке.

Приправильно организованной коррекционной работе возможно продвижение ребенка поданным стадиям социального взаимодействия и его адаптация к окружающей среде.

сновнымипроявлениями раннего аутизма являются: выраженная недостаточность или полноеотсутствие потребности в контакте с окружающими

эмоциональнаяхолодность или безразличие к близким

страхновизны, любой перемены в окружающей обстановке

болезненнаяприверженность к рутинному (привычному) порядку

однообразноеповеде¬ние со склонностью к стереотипным движениям

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

расстройстваречи, характер которых существенно зависит варианта аутизма

Наиболееотчетливо ранний детский аутизм проявляется от 2 до 5 лет, хотя отдельныепризнаки его отмечаются и в более раннем возрасте. Так, уже у грудных детейнаблюдается отсутствие свойственного здоровым детям «комплекса оживления» приконтакте с матерью или воспитательницей, у них не появляется улыбка при видеродителей, иногда отмечается отсутствие ориентировочной реакции на внешниераздражители, что может приниматься за дефект органов чувств (слуха, зрения). Удетей первых 3 лет жизни проявлениями раннего аутизма могут быть нарушения снав виде сокращенной продолжительности и уменьшенной глубины его, прерывистости,затрудненного засыпания, ранними пробуждениями, стойкие расстройства аппетита сего снижением и особой избирательностью, отсутствие чувства голода, общеебеспокойство и беспричинный плач.

Враннем возрасте дети часто бывают равнодушными к близким, не дают адекватнойэмоциональной реакции на их появление и уход, нередко как бы не замечают ихприсутствия. Любое изменение привычной обстановки (например, в связи сперестановкой мебели, появлением новой вещи, новой игрушки) часто вызываетнедовольство или даже бурный протест с плачем и пронзительным криком. Сходнаяреакция возникает при изменении порядка или времени прогулок, умывания и другихмоментов повседневного режима.

Поведениедетей с аутизмом однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия,отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду,пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки,перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, неразрешая никому убирать или отодвигать их. Дети с ранним аутизмом активностремятся к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда их оставляют одних.

Характерконтакта с матерью может быть различным: наряду с безразличным отношением, прикотором дети не реагируют на присутствие или отсутствие матери, наблюдаетсянегативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно иактивно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, прикоторой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ееотсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.

Весьматипичны нарушения моторики, проявляющиеся, с одной стороны, в общей моторнойнедостаточности, угловатости и несоразмерности произвольных движений, неуклюжейпоходке, с другой — в возникновении на 2-м году жизни своеобразных стереотипныхдвижений (сгибание и разгибание пальцев рук, перебирание ими), потряхивания,взмахивания и вращения кистями рук, подпрыгиваний, вращения вокруг своей оси,ходьбы и бега на цыпочках.

Какправило, имеет место значительная задержка формирования элементарных навыковсамообслуживания (самостоятельная еда, умывание, одевание и раздевание и т.д.).

Мимикаребенка бедная, маловыразительная, характерен «пустой, ничего не выражающийвзгляд», а также взгляд как бы мимо или «сквозь» собеседника.

4.     Развитие речив одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оноболее или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речиотмечаются нарушение ее формирования, главным образом за счет недостаточностикоммуникативной функции речи. Вплоть до 5—6 лет дети редко активно обращаются свопросами, часто не отвечают на обращенные к ним вопросы или дают односложныеответы. В то же время может иметь место достаточно раз¬витая «автономная речь»,разговор с самим собой. Характерны патологические формы речи: непосредственныеи отставленные во времени повторы слов окружающих, придуманные ребенком слова иопределения и скандированное произношение, необычная протяжная интонация,рифмование, применение в отношении самих себя местоимений и глаголов во 2-м и3-м лице. У части детей наблюдается полный отказ от пользования речью при еёсохранности.

Эмоциональныепроявления у детей раннего и преддошкольного возраста бедны, однообразны. Чащевсего они выражаются в виде примитивных эмоций удовольствия, сопровождающегосяиногда улыбкой, или недовольства и раздражения с монотонным плачем и не резковыраженным общим беспокойством. Своеобразным эквивалентом положительныхпереживаний могут быть стереотипные движения (подпрыгивания, потряхиваниякистями рук и др.).

Интеллектуальноеразвитие может быть различным. От глубокой задержки психического развития досохранности интеллекта.

Динамикааутизма у детей зависит от возраста. У части детей улучшается коммуникативнаяфункция речи вначале в форме ответов на вопросы, а затем и в виде спонтаннойречи, хотя еще длительно сохраняются частичная «автономность» речи, вычурность,употребление недетских оборотов, штампов, заимствованных из высказыванийвзрослых. У некоторых детей появляется стремление задавать необычные,отвлеченные, «заумные» вопросы («Что такое жизнь?», «Где конец всего?» и т.п.). Видоизменяется игровая деятельность, которая приобретает формуодносторонних интересов, чаще отвлеченного характера. Дети увлеченысоставлением маршрутов транспорта, перечня улиц и переулков,коллекционированием и составлением каталога географических карт, выписываниемгазетных заголовков и т. п. Подобная деятельность отличается особым стремлениемк схематизму, формальному регистрированию объектов, явлений, стереотипномуперечислению цифр, наименований.

Литература:

1.      ФотековаТ.А. Нейропсихология дизонтогенеза: особенности высших психических функций приобщем недоразвитии речи и задержке психического развития – Абакан ХГУим.Н.Ф.Катанова, 2009

2.     Гиперактивные дети: коррекция психомоторногоразвития/ Под ред. М. Пассольта. – М.,2004

3.     Основы специальной психологии./ Под ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002.

4.      СеменовичА.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.,2002.

5.       Фотекова Т.А. Динамикафункций программирования, контроля и серийной организации движений у школьниковс нормальным и отклоняющимся  развитием // Школа здоровья. – 2002, № 2. –С.31-39.

6.       Фотекова Т.А.Динамикафункций приема, переработки и хранения информации у школьников с нормальным иотклоняющимся развитием // Школа здоровья. – 2002, № 3. – С. 28-36.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет