X-PDF

«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики»

Поделиться статьей

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦОЛГИНСКАЯ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Докладна тему

  

«Использованиеэлектронных образовательных

ресурсовна уроках информатики»

 

 

 

 

 

                                                                  Подготовила и провела: Цыдыпова М.Н.

 

у.Цолга2022

Использованиеэлектронных образовательных платформ и ИКТ при осуществлении образовательногопроцесса на уроках информатики

Мы живем в новое время – времяинформационных технологий и высоких достижений. Мы наблюдаем, как «лавинное»нарастание информации вызывает массовое внедрение информационных технологий вовсе жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образования. Это законвремени.

Одной из задач качественногообразования, которая должна решаться в школе, является создание условий дляформирования положительной учебной мотивации и развитие её у школьников.Необходим поиск путей и средств формирования адекватных устойчивых мотивовучения у учащихся, что способствует эффективности учебной деятельности.

 Сейчас цифровым технологиямуделяется достаточно большое внимание. Издательства создают электронныеучебники, выпускают новые сервисы, на всю Россию запущены проекты «Российскаяэлектронная школа», «Цифровая образовательная среда».

 1. СОВРЕМЕННАЯЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

1.1. ОсобенностиФедерального проекта «Цифровая образовательная среда»

Ответом на вызовывремени стал Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», которыйпризван обеспечить условия обучения, адекватные современным цифровым детям. Вмае 2018 года в России был принят Национальный проект «Образование», в составкоторого входят 9 Федеральных проектов, среди них одним из ведущих является проект«Цифровая образовательная среда». Целью данного проекта является «созданиеусловий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровойобразовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию исамообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней,путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовкикадров, создания федеральной цифровой платформы»

Федеральный проект«Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение вобразовательных организациях цифровой образовательной среды, а такжеобеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамкахпроекта ведется работа по оснащению современным оборудованием и развитиецифровых сервисов и контента для образовательной деятельности и в школе.

Определены целипостроения цифровой образовательной среды для разных субъектов образовательногопроцесса.

Цели ЦОС:

Дляученика: расширение возможностей построения образовательнойтраектории;доступ к самым современным образовательнымресурсам; растворение рамок образовательных организаций до масштабов всегомира.

Для учителя: снижениебюрократической нагрузки за счет ее автоматизации;снижение рутинной нагрузки поконтролю выполнения заданий учениками за счет автоматизации;повышение удобствамониторинга за образовательным процессом;формирование новых возможностейорганизации образовательного процесса;формирование новых условий для мотивацииучеников при создании и выполнении заданий;формирование новых условий для переносаактивности образовательного процесса на ученика;облегчение условий формированияиндивидуальной образовательной траектории ученика.

Цифроваяобразовательная среда – сложное и многогранное понятие. Она включает в себя итехнические средства, обеспечивающие цифровизацию образовательного процесса(стационарные и мобильные компьютеры и др. средства), программное обеспечение(системные и прикладные программы, приложения для мобильных устройств), ипедагогические технологии, обеспечивающие полный цикл образовательногопроцесса.

 Принципы построенияЦОС:

Единство –согласованное использование в единой образовательной и технологической логикеразличных цифровых технологий, решающих в разных частях ЦОС разныеспециализированные задачи.

Открытость – свободарасширения ЦОС новыми технологиями, в том числе подключая внешние системы ивключая взаимный обмен данными на основе опубликованных протоколов.

Доступность –неограниченная функциональность как коммерческих, так и некоммерческихэлементов ЦОС в соответствии с лицензионными условиями каждого из них дляконкретного пользователя, как правило, посредством Интернета, независимо отспособа подключения.

Конкурентность –свобода полной или частичной замены ЦОС конкурирующими технологиями.Ответственность – право, обязанность и возможность каждого субъекта пособственному разумению решать задачи информатизации в зоне своейответственности, в том числе участвовать в согласовании задач по обмену даннымисо смежными информационными системами.

Достаточность –соответствие состава информационной системы целям, полномочиям и возможностямсубъекта, для которого она создавалась, без избыточных функций и структурданных, требующих неоправданных издержек на сопровождение.

Полезность –формирование новых возможностей и/или снижение трудозатрат пользователя за счетвведения ЦОС.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 981

1.3. Цифроваяобразовательная платформа

Одним из основныхкомпонентов  ЦОР является цифровая образовательная платформа.

Цифроваяобразовательная платформа — информационноепространство, объединяющее участников процесса обучения, которое даетвозможность для удаленного образования, обеспечивает доступ к методическимматериалам и информации, а также позволяет осуществлять тестирование дляконтроля уровня знаний обучающихся, специально ориентированы на использование вобразовательном процессе и строятся на основе программ обучения с учетомтребований ФГОС.

Популярность электронныхобразовательных платформ с интерактивными возможностями обучения растет,особенно в условиях, продиктованных современной реальностью. Переход насмешанное  обучение требует внедрения в процесс современных методовобучения с использованием не только компьютеров, но и другой современнойтехники.

Использование ресурсовцифровой образовательной платформы  в обучении позволяет расширитьвозможности урока информатики, при этом также повысить его эффективность.Представленные в цифровом виде учебные материалы дают возможность использоватьих без затруднений на различных этапах урока и решать поставленные задачиурока: на этапе актуализации знаний использовать компьютерные тесты,конструкторы интерактивных задания;на этапе объяснения нового материалаприменять электронные учебники, энциклопедии, справочники, мультимедийныепрезентации, учебные видеофильмы;на этапе закрепления и совершенствованиязнаний, умений и навыков применять компьютерные тесты, электронные тренажёры,обучающие среды, мультимедийные презентации;на этапе контроля и оценки знаний,умений и навыков использовать компьютерные тесты, интерактивные задания, кроссворды,рефлексивные материалы. Велика роль цифровых ресурсов по информатике вовнеурочной работе, при организации проектной деятельности, при подготовкеучащихся к конкурсам и олимпиадам.

Преимущества цифровыхобразовательных платформ

Можно долго говорить насколькооблегчают процесс создания обучающих курсов онлайн платформы, но остановимся наосновных плюсах:обучающийся может получать информацию в удобное времянезависимо от места нахождения;использование современных технологий имультимедийных средств; учебный материал может быть наглядным, интересным идоступным для понимания и освоения;все необходимые учебные материалы доступныпроходящему обучение;самостоятельная работа развивает самоорганизацию,дисциплину, инициативность;возможность дистанционного обучения людей сограниченными возможностями;возможно формирование курсов с использованиемновейших методик обучения;получение статистики на всех этапах обучения поэффективности методики и обратной связи от обучаемых по качеству преподавания идоступности материала, что дает уникальную возможность модифицировать платформуи улучшать процесс обучения.

Недостатки

Не лишены подобные платформы инекоторых недостатков, о которых напоминают психологи:

недостаток общения исоциальных аспектов обучения — обмена информацией и эмоциональная вовлеченностив процесс;недостаточный уровень контроля с точки зрения дисциплины, но данныйаспект важен лишь в процессе обучения детей и подростков.

 

2.ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПЛАТФОРМ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ,СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС

 

2.1.Образовательные возможности «Учи.ру»

Первым среди представленныхобразовательных площадок для дистанционного обучения школьников стал портал«Учи.ру» – Российская интернет-платформа, одобренная Министерством просвещенияРФ, которая с 2017 года, после представления её президентом В.В. Путиным насаммите БРИКС, получила мировое признание и вышла на рынки Китая, ЮАР, Индии иБразилии. Одним из преимуществ данной цифровой образовательной площадки дляуроков информатики является возможность  выбора  среди учебныхпредметов раздела «Программирование». 

Развитие алгоритмическогомышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современномобществе, предполагающего способность учащегося: разбивать сложные задачи наболее простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее;определять шаги для достижения результата, знание основных алгоритмическихструктур, владение умениями записи несложного алгоритма обработки данных наизучаемом языке программирования, отладки и выполнения полученной программы виспользуемой среде программирования – планируемые   предметныерезультаты

в соответствии с государственнымстандартом по информатике.

Курс программирования на портале «Учи.ру» содержит большое количество интерактивных заданий дляизучения языка программирования Python,которые обучающиеся могут выполнить в удобное для них время. Задания живые иинтересные, дают возможность в игровой форме осваивать учебный материал.Выполнение работы каждым учеником можно посмотреть, кликнув на его фамилию всписке. Система платформы «Учи.ру» показывает, когда ученик выполнял заданияпоследний раз, сколько процентов от всего курса он выполнил, и за какоеколичество часов суммарно, какое количество задач он выполнил из всего курса исколько из них правильно. Диаграмма показывает активность обучающегося по дням,что является эффективным инструментом работы учителя. Цифровой образовательныйресурс «Учи.ру» дает возможность участвовать в олимпиадах по программированию,участие бесплатное, есть тренировочный этап и разбор олимпиадных заданий. Вразделе «Портфолио» появляются грамоты обучающихся за участие в олимпиадах ипрохождение образовательной программы. Одна из последних олимпиад проходила вноябре-декабре 2021 года, вкоторой приняло участие 37 учеников  с 5 по 9 классы.

Ещё одна возможность портала«Учи.ру» для  изучения информатики появилась не так давно: созданиезаданий для упражнений по изучаемым темам. Тематика соответствует УМК поинформатике Л.Л.Босовой   с 5 класса по 11 класс и  такжевключает подготовку к ЕГЭ по информатике и ИКТ.

При этом многие пользователиотмечают, что случается перезагруженность системы. Иногда невозможно войти насайт. Также некоторый контент являются платным. 

2.2. Образовательные возможности«Якласс»  

Следующий образовательныйпортал «ЯКласс» – это ресурс, разработанный на базе платформы GenExis,полнофункциональной системы обучения и проверки знаний обучающихся, имеющейдоступ к электронному журналу.

Особенность платформы в том,что она способна генерировать огромное количество задач по любой заданной темев курсе информатики с 5-6, 7-9 и 10-11 классов, ОГЭ и ЕГЭ.

Данная платформаразрабатывалась с целью облегчить работу преподавателям и ученикам, старательноосваивающим новые материалы и темы. Учителю не нужно проверять решения вручнуюи сообщать о результатах каждому ученику – достаточно посмотреть статистику ипоставить новую задачу. Использовать возможности образовательного портала«Якласс» можно и во время урока. Основными недостатками рассматриваемогоцифрового ресурса являются: регистрация на сайте требует дополнительноговремени и информации, в отличие от других порталов; платная подписка нанекоторые материалы и условия использования системы; согласно отзывам учеников,необходимо каждый ответ вносить самостоятельно (отсутствует автоматический вводинформации на сайте); наличие курсов, имеющих ошибки в заданиях или ответах.Несмотря на перечисленные минусы, сервис является важным элементомобразовательной системы и позволяет, по мнению учителей информатики, почтиполностью перенести школьную жизнь в виртуальную среду.

 

2.3. Образовательныевозможности «Российской электронной школы»

Более подробно хотелосьостановиться на электронном ресурсе «Российская электронная школа (далее –«РЭШ») — проверенном и надежном крупном проекте, созданном в рамках исполненияпоручений Президента России с целью обеспечения в образовательном процессеболее широкого применения современных педагогических и ИТ – методов итехнологий, ориентированных на индивидуализацию обучения, включающую ускоренноеобучение. «РЭШ» позволяет учесть интересы всех участников, в том числе детей сособыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями:одарённые дети, дети-инвалиды, обучающиеся с ограниченными возможностямиздоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в формесемейного образования и (или) самообразования, обучающиеся в специальныхучебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, а такжеобучающиеся, проживающие за пределами Российской Федерации. Регистрация насайте понятна и доступна для пользователя с любым уровнем компьютернойграмотности. Задания могут задаваться в РЭШ как в изучении целого урока, так иконкретных заданий по теме. Еще одна из особенностей РЭШ заключается, в том,что есть мобильная версия сайта, т.е. обучающийся может легко просматриватьуроки на смартфоне в любом месте его нахождения. С помощью Гида «РЭШ» можнополучить возможность создания личных кабинетов учеников и их родителей.Контрольные задания не подразумевают повторного прохождения. Система фиксируетрезультаты их выполнения зарегистрированными пользователями, и на этой основеформируется статистика успеваемости ученика. Самая главная задача для учителя:организовать процесс обучения так (традиционные и современные методы), чтобыобучающиеся активно и с интересом работали на уроке. Решить эту задачупозволяет цифровой ресурс «РЭШ».

Каждый урок состоит из пятимодулей: мотивационный (Начнем урок), объясняющий (Основная часть),тренировочный (Тренировочные задания), контрольный (Контрольные задания),дополнительный, направленный на расширение знаний и умений обучающегося ипредоставляет дополнительные материалы, связанные с темой урока, а такжеприлагается тезаурус, список литературы и Интернет-ресурсов, рекомендованных кизучению. Информация представлена в различных формах: текстовой, графической,аудио и видео, которые можно использовать при проектировании уроков. Следуетотметить, что, в числе основных положительных характеристик цифрового ресурса«РЭШ», присутствует самое главное — все материалы на сайте предоставляютсябесплатно. Следующим преимуществом данной платформы является доступность кдидактическим и методическим ресурсам нового поколения по всему школьномукурсу, при этом интерактивные уроки представляют собой классическую модельшкольных занятий.

Для удобства пользователейразработан универсальный расширенный поиск, обратная связь. Служба техническойподдержки портала «РЭШ» работает круглосуточно и обрабатывает запросы в порядкеих поступления. Использование РЭШ особенно актуально, если ученик частопропускает занятия или материал недостаточно усвоен на уроке. Обучающийся можетпросмотреть интерактивный урок, выполнить тренировочные и контрольные задания.Система проанализирует и выставит баллы.

Кроме интерактивныхвидеоуроков на портале «РЭШ» представлены материалы других образовательныхпроектов («Киноуроки в школах России», видеоэкскурсии и видеолекцииПрезидентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина), а также собраны ссылки наматериалы из каталога музеев, театральных постановок, фильмов и концертов.

Как и другие образовательныеплатформы, «РЭШ» имеет некоторые недостатки. С точки зрения учителя-предметникаследует отметить, что на многих видео-уроках ученики видят образ «Электронногоретранслятора», который рассказывает по теме. Данный подход для офлайн-уроков неявляется приемлемым. При этом учителя, которые использовали материалы,размещенные на сайте, отметили, наличие ошибок и неточностей, которые ученикможет принять за истину. Суммируя данный материал, в целом, использование «РЭШ»активизирует интеллектуальную деятельность обучающихся, повышают эмоциональнуюи познавательную мотивацию к обучению (особенно у учащихся подростковоговозраста), восприимчивость к новой информации, способствуют развитию детей сособыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

Подводя итоги сравнительногоанализа указанных выше цифровых образовательных платформ, следует отметить,активное использование материалов и технологий на уроках позволит расширитьвозможности всех участников образовательного процесса. Это существенно повыситэффективность работы педагогов, получивших возможность обмениваться опытом ипостоянно взаимодействовать с обучающимися. Для учеников внедрение электронныхметодов обучения открывает новые коммуникативные возможности и практически неограниченныйдоступ к любым образовательным программам. Для родителей, прежде всего,возможность увидеть своего ребенка счастливым в процессе обучения, эмоциональноактивным, выполнять с ним дополнительные задания и контролировать результаты.

 «ЯКласс» оптимизирует труд учителя, освобождая время для более эффективной работы  во время урока, позволяет  ученикам учится  в своём темпе, получать результат выполнения работы  и просматривать ошибки  сразу  после  выполнения  заданий, повысить  свою  отметку,  выполнив  ещё одну попытку. «ЯКласс»  повышаетмотивацию учеников к учёбе, даёт возможностьучаствовать в образовательном процессе (изучении новогоматериала, выполнениисамостоятельных работ) ученикам, которые отсутствуют на уроке. 

С«ЯКласс» повышаются мотивация к обучению, успеваемость и качество знанийучеников.

В условияхдистанционного обучения качественная успеваемость значительно повышается,особенно у слабых учеников, так к. выполняя задания на сайте «ЯКласс» они имеютвозможность использовать до 5-7 попыток, система засчитывает лучший результат.На «Яклассе» им можно дать индивидуальное задание, система сама проверит ипокажет образец решения.

Использование «ЯКласс»позволяет выделить такие положительные моменты, каквозможность:изучать теорию всем классом в ходе урока и закрепить домасамостоятельно;проводить контрольные, тестовые и проверочные работы савтоматической проверкой;дифференцировать задания по степени сложности;выдаватьи проверять домашние задания в автоматическом режиме;проводить индивидуальныезанятия с отстающими или одарёнными детьми; организовать дистанционноеобучение; создавать банк собственных заданий и контрольных работ;создаватьситуации успеха для каждого обучающегося; проводить конкурсы,олимпиады;отслеживать родителям результаты обучения своего ребенка и объективнооценить качество образования в школе;экономить время детей, родителей иучителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний момент одним изперспективных направлений в преподавании информатики становится комплексный подходк использованию возможностей цифровых образовательных платформ на уроках.Современные образовательные платформы позволяют с одной стороны, нагляднодемонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, с другойстороны, самому активно участвовать в этом процессе.

Использование ЦОР в учебномпроцессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих оптимизироватьучебный процесс, поднять интерес школьников к изучению предмета, реализоватьидеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельнойработы. Организация дистанционного взаимодействия, интеграция в цифровуюобразовательную среду способствует развитию логического мышления, культурыумственного труда, формированию навыков самостоятельной работы учащихся, атакже оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса,его деятельностную структуру.

.

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.51%
НЕТ
41.49%
Проголосовало: 981

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет