Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Использование игровых приемов на этапе дифференциации звуков у детей с ОНР
Учитель-логопед
Дутова А.А.
МАДОУ МО Д/с № 211
г.Краснодар, 2023г. -
2 слайд
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.
-
3 слайд
Дифференциация звуков — это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Ребенок научился произносить звуки правильно, но в самостоятельной речи заменяет их на звуки, сходные по звучанию. Не стоит пренебрегать дифференциацией, потому что ребенок как произносит, так потом и напишет. В школе могут возникнуть проблемы с чтением (дислексия) и с письмом (дисграфия).
-
4 слайд
В работе по дифференциации звуков можно выделить четыре основных этапа:
— Дифференциация изолированных звуков.
— Дифференциация звуков в слогах.
— Дифференциация звуков в словах.
— Дифференциация звуков во фразовой речи.
-
5 слайд
Цель этапа дифференциации – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.
Задача педагогов, родителей – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.
-
6 слайд
Продолжая работу по дифференциации звуков в словах, далее детям предлагались слова, различающиеся одним дифференцирующимся звуком (слова-паронимы), например, мишка – миска, коза – коса, лак – рак и т.д. в дидактических играх «Похожие слова», «Нужная буква».
Завершая работу на данном этапе, детям предлагались картинки или предметы, в названии которых имелись оба дифференцируемые звуки, например, [С] и [Ш] – шоссе, сушки, солнышко и т. д. Ребёнок, называя их, определял, какой из двух звуков он произнёс первым, а какой – вторым: дидактическая игра «Первый — второй».
При дифференциации звуков во фразовой речи были подобраны и предложены детям предложения, чистоговорки, стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками.
-
7 слайд
Дифференциация изолированных звуков проводилась в форме игровых упражнений с использованием картинок-символов и моделей-символов артикуляции звука. Картинки-символы подбирались на дифференцируемые звуки, например, «жук» — [Ж], «комар» — [З]. Модель служит наглядной опорой, постоянно «напоминая» артикуляцию заменяемого звука, помогая различению фонем.
Дифференциация звуков в слогах осуществлялась аналогично предыдущему этапу, с использованием картинок-символов.
-
8 слайд
Закончив дифференциацию в слогах по артикуляционным и акустическим признакам, переходили к дифференциации звуков в словах. Сначала на занятиях использовались только картинки, в названии которых имелись дифференцируемые звуки, например, [Л] или [Р]. Но, работая с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, осложнённое неврологическими и психопатологическими синдромами, стали размышлять над тем, как организовать занятия с детьми более интересными; повысить уровень познавательной активности детей на занятиях. Ведь для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность психических процессов: внимания, памяти, мышления. Внимание таких детей неустойчивое, труднее удерживается на чисто словесном материале вне наглядной ситуации. Характерно, что нарушения внимания, памяти в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.
-
9 слайд
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Психолог Д.Б. Эльконин совершенно определённо делает вывод: «специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Учитывая психофизиологические особенности детей, разработаны наглядно-дидактические игры по формированию навыка дифференциации звуков в словах – игротека «Различаем звуки».
-
10 слайд
Каждая из игр имеет относительно завершённую структуру и включает основные структурные элементы:
— игровая задача (замысел),
— содержание,
— игровые действия,
— правила,
— результат (итог) игры.У дидактической игры две цели:
— одна из них обучающая — учить детей выделять в слове нужный звук и правильно его произносить;
— другая – игровая, ради которой действует ребёнок. -
11 слайд
Лото «Футбольный мяч»
Цель: автоматизация и дифференциация поставленных звуков (С-З, Ш-Ж, Л-ЛЬ, Р-РЬ), в словах и предложениях.Варианты игры
1.Картинки со звуком С закрыть белым картоном, со звуком Ш – черным. Если правильно выполнить, то получиться футбольный мяч.
Усложнение: определить место звука в слове.
2.Запомнить все картинки, повернуть мяч и отгадать, что исчезло/изменилось. -
12 слайд
-
13 слайд
Игра «Гантели»
Цель: учить составлять предложения с двумя заданными словами, определять количество слов в предложении, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки на материале слов.
Варианты игры (на примере звуков С, Ш)
1.Перед ребенком игрушки-спортсмены: лиса и мишка Мишка хочет поднимать только те гантели, на которых обе картинки со звуком Ш, а лиса, где обе картинки со звуком С (с целью усложнения задания некоторые гантели содержат по одной картинке с нужным звуком).
2.Логопед дает ребенку одну из гантелей и просит ребенка придумать предложение, где бы присутствовали оба слова (предложения могут быть шуточными). Когда предложение будет составлено, ребенок определяет количество слов в этом предложении. Чем больше слов в предложении, тем тяжелее гантели. -
14 слайд
-
15 слайд
Игра-ходилка «Дружные пингвины»
Цель: автоматизировать поставленные звуки, дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
Материал: фишки (вместо фишек можно использовать фигурки пингвинов, изготовленные детьми или из киндер-сюрприза), игральный кубик.
Игроки по очереди бросают кубик и делают нужное количество ходов. Если ребенок остановился на синем шестиугольнике, то придумывает слово, содержащее твердый звук (например, Р), если на зеленом, то требуется назвать слово, содержащее мягкий звук (например, Рь). Выигрывает тот, кто первым придет к финишу.
Условные обозначения:
придумать слово со звуком Р (или другим твердым)— придумать слово со звуком РЬ (или другим мягким)
— пропуск хода
— переход назад по стрелке
-переход вперед по стрелке
-
16 слайд
-
17 слайд
Логопедическое домино «Цепочки слов»
Игровой материал направлен на:
Устранение аграмматизма в речи детей4
— формирование у детей навыков самоконтроля за правильным произношением поставленного звука в словах;
— развитие фонематического слуха у детей;
— активизацию внимания, памяти;
— обогащение активного словаря детей;
— развитие мелкой моторики рук;
— формирование навыка работы в команде для достижения общей цели;
— воспитание положительных личностных качеств играющих, чувства взаимопомощи, терпимости к неудачам и медлительности товарищей.
Вариант № 1
Цель – автоматизация или дифференциация поставленных логопедом звуков в словах.
Участники игры по очереди выкладывают карточки домино в цепочку Если у игрока нет нужной карточки в тот момент, когда до него дошла очередь. Он пропускает ход. Выигрывает тот, у кого быстрее закончатся карточки.
Вариант № 2
Цель – формирование у детей умения правильно изменять имена существительные по падежам. Педагог выбирает падеж имени существительного и предлагает детям составить цепочку домино, отвечая на вопросы этого падежа.
Вариант № 3
Цель – научить детей правильно согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде. Задача игроков – выложить карточки в цепочку, подобрав прилагательные к каждому изображенному предмету. -
18 слайд
-
19 слайд