ОГБОУ«Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Выступление на тему:
«Использование коррекционных приемов иметодов для стимулирования интеллектуальной деятельности учащихся в условияхнадомного обучения.»
Подготовила:
руководитель МО
надомного обучения
МироноваН.Б.
Использованиекоррекционных приемов и методов для стимулирования интеллектуальнойдеятельности учащихся в условиях надомного обучения.
Для обучающихся с ОВЗ очень важно развитие всех познавательных процессов, что всвою очередь стимулирует развитие интеллектуальной сферы ребенка. Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми, в конечном счете, – их социальнаяадаптация и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когдаони не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя всепознавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки,чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять вбыту простую работу, жить по возможности в семье . Учебная деятельность,занимая значительное место в жизни ребенка, глубоко преобразует егокак личность: существенно обогащает его познавательный опыт, формируетготовность и способность познавать окружающий мир, учит сотрудничеству и взаимодействию,умению общаться.
Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учительдля достижения целей и задач пользуется следующими методами: объяснения,рассказа, демонстрации; беседы, наблюдения, работа с книгой, игроваядеятельность- игра, упражнения, самостоятельная работа ; методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации,просмотр видео уроков и прочее.
Методы и приемыиспользуемые в работе имеют коррекционную направленнось.Онавключает:
· Подачу на каждый урок учебногоматериала малыми порциями;
· Максимальную развернутость ираздроблённость сложных понятий и действий;
· Замедленность обучения ичастую повторяемость формулируемых действий;
- Предварение пропедевтикой изучения нового;
- Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
- Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Методы и приемы не используются изолированно, только внеобходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимоподкреплять одним-двумя дополнительными.
Наиболее важными и эффективными в условиях надомного обучения являются методыработы с техническими средствами обучения. К ним относится система методовальтернативной дополнительной коммуникации, которая обеспечивает детям стяжелыми множественными нарушениями развития, с РАС взаимодействие сокружающими.
Дети, не владеющие вербальной речью, полностью зависятот окружения. Они не испытывают мотивации к общению, не умеют осуществлятьречевое взаимодействие, их пассивный словарь резко ограничен. Всё этоограничивает и процесс общения их с другими людьми, затрудняет расширениесоциальных контактов и обучения. В этом случае есть возможность обратиться кдругим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим или заменяющим речь,то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации – АДК.
АДК- может быть низко-технологичной, как, например, языкжестов, пиктограммы, так и высоко-технологичной, при которой используютсякомпьютеры, планшеты, которые проговаривают слова, предложения.
РазвитиеАДК подразумевает использование методики индивидуального
способа обучения, основаннойна максимальной реализации возможностей
учащегося.
Также использование в условиях надомного обучения мультимедийныхпрезентаций стимулирует деятельность учащихся. Повышает непроизвольное внимание ребенка, помогаетразвить произвольное внимание. Подача материала в виде мультимедийнойпрезентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсыздоровья детей. Кроме того, использование презентаций впроцессе обучения позволяет:
заинтересовать ученика,усилить образовательные эффекты, повысить
качествоусвоения материала, осуществить дифференцированный подход к
ребенку.
На уроках используются компьютерные презентации для
ознакомленияс элементарными математическими представлениями, с
предметамии явлениями окружающего мира. Эти презентации доступные
учащимсяи соответствуют учебно-воспитательным целям и
содержанию обучения.Составляются они с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Четкие поструктуре, с краткими, легко
запоминающимисянадписями, с крупным шрифтом, эстетически
оформлены,но не перенасыщены цветовой гаммой. Презентации
используютсяв различных учебных ситуациях: в процессе рассказа,
при обобщении изакреплении материала. Управление сменой слайдов
презентацииосуществляется педагогом, поэтому темп предъявления
информациис экрана устанавливается в соответствии с
возможностями ученика. Включение в презентацию заданий,
вопросов,дидактических игр разного уровня сложности позволяет
осуществитьна наших уроках индивидуальный подход к ученику. При
возникновенииситуации затруднения есть возможность неоднократного
возвращенияк нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде
разъясненияили выбора варианта ответа.
Назанятиях по математике материал дается в игровой форме,
сопровождаетсямультипликацией.
Внедрениев учебный процесс пальчиковой гимнастики, физкультминутки, подвижных упражненийблаготворно влияют на восстановление
умственнойработоспособности ребенка, препятствуют нарастанию
утомления, повышают настроение ребенка,снимают статистические
мышечные нагрузки.
Игра- это форма взаимодействия педагога и
учащихся через реализацию определенногосюжета (игры, сказки, спектакли). При этом образовательные задачивключаются в
содержание игры. В образовательномпроцессе используются
занимательные, театрализованные,ролевые, компьютерные игры.
Реализация игровых приёмов и ситуаций приурочной форме занятий
происходит по такимосновным направлениям:
— дидактическая цель ставится передучащимся в форме игровой задачи;
— учебная деятельность подчиняетсяправилам игры;
— учебныйматериал используется в качестве её средства, в учебную
деятельность вводится элементсоревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактическогозадания связывается с игровым
результатом.
Во время игры уребенка возникает определенное игровое состояние , включающее наличиепереживания, активизацию воображения участника, эмоциональное отношение кдействительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементамисоревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора, свободной творческой атмосферой,ситуацией выбора.
Таким образом,можно говорить о том, что игра представляет собой ступени от игры-забавык игре-увлечению познанием, к усвоению школьной программы и повышениюинтеллектуальной деятельности.
Использование всего разнообразия существующих методов и приемовобучения позволяет учителючередовать различные виды работы, что также является эффективным средствомактивизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой,предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемогоматериала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
