X-PDF

Использование различные приемов в изучении краеведения (из опыта работы.

Поделиться статьей

 

МИРЗАШАЕХОВА Л.Я.

 

 

Использование различные приемов в изучениикраеведения

(из опыта работы).  

       Главная цель современного образования − формированиеразносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал вдинамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненныхинтересах, так и в интересах общества. 

    Я преподаю учебный предмет «Краеведение» в 5-9 классах, в изученииэтого курса реализую дидактические принципы посильности, индивидуализации,связи с жизнью, сознательности, активности и творческий характер обучения.

В целом изучение курса «Краеведения» направлено на воспитаниегражданина России, патриота малой Родины, осознающего свою идентичность какчлена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общностии желающего принять активное участие в развитии культуры родного города и края.

       Исходя из опыта своей работы в школе, обращаю внимание на то,что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться полностьюна содержание изучаемого материала.Сведения истоков познавательного интереса только к содержательной сторонематериала приводит лишь к ситуативнойзаинтересованности на уроке.Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любойсодержательный материал вызываетв них только созерцательный интереск предмету, который не будет являться познавательным интересом». Считаю, что для егоформирования у школьников необходимо использовать активные методы обучения.Знания становятся действенными тогда, когда добываются самим учеником. Хочуподелиться вариантами опробованных мною приемов работы самостоятельнойпродуктивной деятельности учащихся.

 

 1. «Привлекательная цель»

Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная цель,достигая которую он совершает то учебное действие, что ожидает педагог.

Пример. Урок в 7 классе по теме «Художественная культураУдмуртии XIX века (на примере декоративно-прикладного искусства ­–вышивания)». Цель учителя: показать разнообразие удмуртской  вышивки, еесимволичность.

Разыгрывается ситуация: «Помогите невесте собрать приданое» (вчастности, рушники, вышитые традиционными этническими узорами и орнаментамиудмуртов). Используя технику рисования по ткани, учащиеся выполняют «вышивку»,осознавая значимость ее символов-деталей, которые поясняет педагог, используякопии старинных удмуртских узоров. Данный прием знакомит ребят с символическимзначением  некоторых узоров, мотивами удмуртского орнамента, даетпредставление  о практической и художественной  сторонах  украшении бытовыхвещей.  

 

   2. «Вместе мы избу построим»

Огромное значение в формировании эстетического отношенияшкольников к культуре родного края имеет слово учителя на уроках. Но восприятиешкольниками «памятника искусства» только тогда полноценно, когда словонаполнено историческими ассоциациями и учебными наглядными пособиями, вчастности, учебными макетами, как будто напоминая: «Смотрите и знайте». Поэтомувозникла необходимость в изготовлении такой проектной работы; воспроизвестипрошлое, а именно, интерьер удмуртской крестьянской избы, возродить его зрительныйобраз в макете

 

Пример. В 7 классе во время изучения устройства  удмуртского жилища. Работа выполняетсяв творческих группах. Учащимся предлагается  совместно изготовить макет интерьера  удмуртской крестьянской избы.  (нарисовать на листе ватмана,вылепить из пластилина, сделать макет из дерева, бумаги). Данная работа позволяет  углубить знания об устройстве  интерьера  удмуртского  жилища,внутреннем помещении избы и  хозяйственных предметов.

 

 3.  «Отсроченная отгадка»

Вместе с учащимися 7-8классов мы учимся работать с историческими источниками,смотрим учебные фильмы, которые помогают ребятам,окунуться в изучаемую эпоху. В этом случае перед просмотром фильма или видеороликаперед учащимися ставятся вопросы, на которые необходимо ответить после просмотра. Считаю неоспоримым достоинстваиспользования  видео-носителей  на уроках краеведения, прежде всего, ихоперативность и маневренность, возможность повторного применения, использованиестоп-кадра. Просмотр также дает эффект присутствия, подлинности фактов исобытий, вызывает интерес к изучаемому предмету.  

 

 4.  «Юные исследователи».

Домашние задания в старших классах (8-9 классы) стараюсь давать исследовательского характера. Ученические исследования основываютсяна активной самостоятельной работе школьников, на критическом восприятииразнообразных источников исторических знаний, они помогают учащимся освоитьявления и события на теоретическом обобщённом уровне, учат осмыслению понятий ипереживанию явлений и событий. 

Например, написать эссе на заданную тему: «Самое знаменательное событиеХХ века, повлиявшее на историю моей семьи», «Самое трагическое событие вистории моей  семьи», «Игры и игрушкитрех поколений», «Имена внашей семье», «Награды в нашем доме», «Школа во времена моей бабушки, или кто такие пионеры», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

 

 5.  «Карторграфы».

Каждый учитель истории знает отом, что на уроке необходимо использовать карту. Однако сегодняшкола располагает значительно меньшим по объему, чем раньше, и весьманекачественным картографическим материалом. Методическое преимущество картосхемы заключаетсяв том, что она содержит ограниченную и необходимую информацию дляопределенного урока. В настенной же карте детям порой трудно бываетвыделить картографические объекты, необходимые для данного урока.Второе преимущество заключается в том, что информативная нагрузкаувеличивается в такой схеме постепенно, на глазах учащихся, и легче усваиваетсяими. 

   Пример. Используя картосхему, учащиеся знакомятся    с географическим положением Удмуртии, ее городами,реками, субъектами Российской Федерации, граничащими с республикой. Наконтурной карте Удмуртской Республике отмечают административно-территориальныецентры, пути следования ученых, исследующихкрай в прошлом. В 6 классе при выполнении данной работы большим помощникомявляется учебник по географии Удмуртии.

 

6. «Чтоб непрервалась связь времен…»

В современном обществе, в век Интернета, смартфонов ипланшетов, все больше утрачивается связь поколений, память о предках. Поэтомушкольникам важно знать историю своей семьи, ее представителей, знать своюродословную. Знать историю своей семьи и передавать её по наследствупросто необходимо, иначе мы потеряем свои корни и подвергнемся духовнойдеградации. Не зная прошлого, мы не построим будущее. Уважать ичтить историю своей семьи и передавать её по наследству –вот истинная сила общества, страны и мира в целом.  С этой целью,  на урокахкраеведения в течениеучебного года, каждыйучащийся  создает личную папкутворческих работ.

  Пример. Работы могут быть следующие:

«Родословное древо моей семьи»

 «История моего имени»,  «Происхождение моей фамилии»

 «Впишите себя в историю семьи»

 «Реликвии моей семьи»

 «Важные события в истории моей семьи»

«История страны – история семьи»

 «Из папиного армейского альбома»

 «Любимые семейныепраздники»

 «Герб и девиз нашей семьи»

 «Семейное хобби»

«Приходите в гости к нам»

 «Загляните в семейный альбом»…

 

   Считаю важным то, что выбор  метода или приема,  на урокахкраеведения, определяется конкретной дидактической задачей, содержаниемизучаемого материала, а также уровнем развитияобучающихся.   Изучая своюсемью, свой край, историю своей «малой» родины школьник зажигает своюпутеводную звезду, ведущую его к познанию истории.

 

Тип 19 № 216 

 

Какие три группы ценностей выделяет автор? Проиллюстрируйте каждуюиз них примером. Каждый пример должен быть сформулирован развернуто.

 

Прочитайте текст и выполните задания 17—20.

 

 

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. Входе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которымприписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживанияхудовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т. е. посредством эмоций.На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей кобъектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельностиу человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других  — неценных и даже «антиценных»…

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

 

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми,общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретногочеловека и могут иметь приходящий характер, различаться, например, взависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется в виду группа вшироком смысле  — как социальная общность, тип общества) носят более общийхарактер: они определяются как принятые в данной общности представления ожелательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуютсятем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинствалюдей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой ониживут. Число таких ценностей ограничено…

 

В отличие от социальных ценностей, социальные нормы имеют четкуюформулировку и существует не на уровне идей, эмоций или ощущений. Тем не менее,воспринятые и закрепившиеся обществом ценности превращаются в социальные нормы,с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельностилюдей. Таким образом, ценности выступают фактором возникновения социальныхнорм.

 

Тип 19 № 290 

 

Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое?Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите трипричины.

 

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводоврастет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств,возглавляемых женщинами.

 

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы,мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средствмассовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожаетсама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьямсуществовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и сматерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднегокласса с одним кормильцем больше нет.

 

Отношения в социальной сфере не определяются экономикой  — в однои то же время может быть много возможностей,  — но каковы бы ни были этиотношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью.Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья какучреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесьне в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, внежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическаядействительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

 

 

Тип18 № 54716 

 

Втексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используяобществоведческие знания,

—укажите не менее трёх основных признаков понятия «инфляция»;

—объясните связь названных автором причин возникновения инфляции. (Объяснениеможет быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

 

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения (нарушениеобщего равновесия), проявляющийся в общем росте цен. Но это не означает, что впериод инфляции растут все цены. Цены на одни товары могут расти, на другиемогут оставаться стабильными; цены на одни товары могут расти быстрее, чем надругие, В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом ипредложением, так как изменение какого-либо одного из данных факторов влечет засобой изменение равновесной цены на товар или услугу.

 

Инфляцию можно определить как «непрерывный общий рост цен». И вэтом случае ключевыми словами будут «непрерывный», т. е. рост цен, происходящийпостоянно, и «общий», т. е. повышение цен охватывает все рынки. А чтопроисходит с деньгами? Они обесцениваются, падает их покупательная способность.

 

Однако не всякое повышение цен служит показателем инфляции…

 

С точки зрения проявления различают открытую и подавленнуюинфляцию. Первая характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействиеспроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен.Вторая  — это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административнымконтролем за ценами и доходами…

 

С точки зрения темпов роста цен выделяют три вида инфляции:

— умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимостьденег сохраняется. На Западе ее рассматривают как момент нормального развитияэкономики, который не вызывает особого беспокойства;

— галопирующая инфляция  — рост цен измеряется двузначными и болеецифрами в год. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требуетантиифляционных мер;

— гиперинфляция  — цены растут астрономическими темпами. Вестиуспешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идтитолько о стратегии выживания.

 

 

Тип 18 № 54718 

 

В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.Используя обществоведческие знания,

— укажите не менее трёх основных признаков понятия «налог»;

— объясните взаимосвязь роли правительства и экономических спадовв государстве. (Объяснение может быть дано в одном или несколькихраспространённых предложениях.)

 

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Усиление роли правительства представляет собой серьезную причинуухудшения функционирования нашей экономики. Неправильное осуществлениеправительством денежной и бюджетной политики выступает причинами нестабильностисовокупного продукта и инфляции, что приводит к экономическим спадам в государстве.Правительственное регулирование служит главной причиной снижения темпов ростапроизводительности труда и упадка научно-исследовательских работ. Расширениеправительственных программ перераспределения доходов усугубило нестабильностьсемейной жизни, а быть может, и обусловило падение рождаемости. Низкий уровеньнакопления и медленный рост основного капитала являются следствием системыналогообложения, политики правительства и расширения программ социальногострахования.

 

А.  Фелдстайн

 

Каждый осознает, что рынок нуждается в правилах, чтобы избежатьтаких опасностей, как монополии и олигополии. Но для монополии богатстванастолько же пагубны. Государство не должно отказываться от своей ролиперераспределения; оно также не может отдать рынку свою роль в развитии…Главный вызов состоит в установлении равноправия, и для этого государство,которое глобализация считает пройденным этапом, является жизненно необходимым.Только оно может установить прогрессивное налогообложение, адекватноерегулирование приватизированных общественных услуг, поддержку малых и среднихкомпаний, большую эффективность общественных расходов и значительное улучшениеобразования и здравоохранения.

 

Р.Альфонсин

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет