X-PDF

Исследовательская работа «Изображение детства в русской литературе XIX-XX веков: гендерный подход»

Поделиться статьей

Государственное учреждение образования

«Гимназия г. Иваново»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа на тему:

«Изображение детства в русской литературе XIXXX веков:

гендерный подход»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

учащаяся 6 «Б» класса

Вакульчик Анна

 

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Жушма Ю.Ю.

 

 

 

 

Иваново, 2021


 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1.Теоретическая часть. 5

Глава 1. Понятие«гендер» и признаки сформированности гендерной воспитанности у детей. 5

Глава 2.Практическая часть. 8

Глава 2.1.Изображение детства в произведениях XIXвека. 8

Глава 2.1.1.Изображение детства в повести Л.Н. Толстого «Детство». 8

Глава 2.1.2. Темадетства в повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»  10

Глава 2.1.3.Изображение детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики». 12

Глава 2.2.Изображение детства в произведениях XXвека. 13

Глава 2.2.1.Художественные образы в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»  13

Глава 2.2.2.Изображение детства в повести «Детство» М. Горького. 15

Глава 2.2.3. Темадетства в повести Е.Б. Пастернака «Детство Люверс». 17

Глава 2.2.4.Изображение детства в рассказах А. П. Платонова «Никита» и «Цветок на земле». 19

Заключение. 21

Список литературы. 23

 


 

Введение

 

 

 

Тема детства всегда привлекала внимание русскихписателей. Образ детства описывали в своих произведениях Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, С.Т. Аксаков и др. Далее, развивая их традиции в изображении ребенка,А. Чехов, В. Короленко, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев.

В списке литературы для прочтения летом мневстретились две повести с одинаковым названием «Детство» Л.Н. Толстого и М. Горького.Оба автора изображают детский мир с его особенностями, но в каждой повестипо-своему раскрываются характеры героев. Детство у героя повести ТолстогоНиколеньки Иртеньева получилось доброе, сказочное, волшебное. Горький показалмрачное, горькое и болезненное детство Алеши. На мой взгляд, эти две повестиобъединяют лишь главные герои. Я читала и внимательно следила за формированиемвнутреннего мира мальчиков. Порой мне приходила мысль: а как я бы повела себяна месте героев? Поступила бы таким же образом или иначе? Я ведь девочка, и моягероиня, наверняка, была бы другой… В мои размышления закрался вопрос: почемуглавные герои этих повестей мальчики.

Затем мне вспомнился рассказ А.П. Чехова «Мальчики».Гимназист Володя и его друг Чечевицын в рассказе показаны смелыми и оченьдеятельными. Они ищут приключений и не боятся опасностей. Катя, Соня иМаша-сестры главного героя- задают лишь вопросы, внимательно слушают, широкораскрыв глаза, и волнуются за своего брата. Снова главные герои – мальчики, адевочки?

Задавшись таким вопросом, мы выбрали для исследования произведенияхудожественной литературы XIXXX веков на тему детства.

Объект исследования – Л.Н. Толстой «Детство», Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы», А.П. Чехов «Мальчики», А.Н. Толстой «ДетствоНикиты», Е.Б. Пастернак «Детство Люверс», В. Осеева «Динка».

Предмет исследования – образ ребенка как …. художественного произведения.

Цель нашей работы: выявление причин, почему мальчики,а не девочки являются главными персонажами произведений на тему детства.

Для достижения поставленных целей определены следующиезадачи:

ü    подобратьи сравнить произведения на тему детства в русской литературе XIXXX веков;

ü    проанализироватьглавных героев выбранных нами произведений;

ü    определитьпричины, которые влияют на выбор автором главного героя.

В ходе работы применялись следующие методы:

1) культурно-исторический метод;

2) биографический метод;

3) сопоставительный метод.

В любом обществе существуют рекомендации по воспитаниюмальчиков и девочек. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитыватьодинаково: они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Воспитание ребенка в соответствии с принятыми в томили ином обществе нормами, в соответствии с полом ребенка называют гендерным.


 

Глава 1. Теоретическая часть

Глава 1. Понятие «гендер» и признакисформированности гендерной воспитанности у детей

 

 

 

Возникновение термина «гендер» (от англ. gender –родовой признак) связано с именем Р. Столера, предложившего в 1968 г.использовать его для обозначения двойственной природы пола человека [4, с. 4].

В современной научной литературе данное понятиеиспользуется в нескольких значениях:

ü   вкачестве термина для обозначения пола как социального явления [4, с. 14.];

ü   каксовокупность социокультурных норм, предписываемых обществом мужчине или женщине[4, с. 7];

ü   кактеоретическое обоснование, предопределяющее социальное положение индивида вобществе в зависимости от его половой принадлежности [4, с. 14].

Традиционное воспитание предусматривает социальнуюдифференциацию полов с рождения ребенка, формировало различные системыценностей и жизненных ориентиров у мальчиков и девочек, которые выражаются втрех основных группах гендерных убеждений:

ü   «женственность»и «мужественность». Из девочки должна вырасти мать, хозяйка. «Мужественность» –это сила, здоровье, удаль, смышленость, материальное благополучие, причем силаи здоровье выступают 15 идеалами и для женщины. Мальчики не должны напоминатьдевочек ни внешне, ни в поведении;

ü   «распределениеролей»: с 5–6 лет в славянских семьях начиналось системное обучение детей «мужским»и «женским» социальным ролям. Девочки играли в куклы, «дочки-матери» и др.Мальчики же всегда предпочитали активные игры – в «войну», «разбойников» и др.Таким образом, в детских играх у мальчиков формировалась воля, выдержка; удевочек – материнские чувства

ü   «содержаниетруда»: девочки должны заниматься домашней работой, мальчики – выполнятьмужские обязанности.

Позиция родителей в процессе воспитания детей можетбыть разной:

1. Чаще всего родители обращаются с разнополыми детьмитак, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативныможиданиям. Мальчиков поощряют за энергию, активность, стремление к лидерству ипобеде, а девочек – за послушание и заботливость. Поведение же, несоответствующее полоролевым ожиданиям, влечет за собой наказание.

2. Родители обращаются с ребенком исходя из своихпредставлений о том, каким он должен быть в зависимости от пола. Тогдавоспитание детей может происходить по-разному:

ü   родителистремятся научить ребенка преодолевать то, что считают его естественнымислабостями (например, если они полагают, что мальчики по природе агрессивнеедевочек, то могут тратить больше усилий на то, чтобы противодействоватьагрессивному поведению сыновей, а дочерям, наоборот, помогают преодолеватьпредполагаемую естественную робость);

ü   родителисчитают «естественное» для данного пола поведение неизбежным и не пытаютсяизменить его (например, поэтому мальчикам сходят с рук шалости, за которыедевочек наказывают);

ü   родителипо-разному воспринимают поведение мальчиков и девочек, замечая и реагируяпреимущественно на такие поступки ребенка, которые кажутся необычными для егопола (например, если мальчик робок, а девочка агрессивна).

Различия в особенностях мальчиков идевочек накладывают отпечаток на процесс их воспитания: считается, что мальчиковвоспитывать труднее. Этому можно дать следующее объяснение. К собственномужским качествам, формируемым в детском возрасте, относятся агрессивность,самостоятельность, двигательная активность, но взрослые негативно относятся ктаким проявлениям детей. Поэтому при воспитании мальчиков стимуляция со сторонывзрослых является преимущественно негативной: мужские проявления не поощряются,а при воспитании мальчики наказываются за «немужское» поведение.

Меньшее внимание мальчиков к себе иповседневным занятиям приводит к тому, что их труднее приучить держать впорядке свое рабочее место, не разбрасывать одежду по возвращении с улицы. Вотличие от девочек мальчиков трудно уговорить что-то надеть, если эта вещь несоответствует их представлениям о том, как должен одеваться мальчик. Грязная ипорванная одежда их беспокоит гораздо меньше, чем девочек. Мальчики частоотвлекаются от того, чем они должны заниматься. Поэтому если от девочек с ихприлежанием, аккуратностью, добросовестностью, исполнительностью достаточнопотребовать, чтобы они что-то сделали, то мальчиков приходится заставлятьвыполнить то, что необходимо. Отчасти поэтому родителям значительно труднеезаставить как следует учиться именно сыновей. Связано это также с их меньшейорганизованностью и ответственностью, малой мотивированностью на учебу и наотметки, большей недисциплинированностью. У девочек же причинами низкойуспеваемости во всех классах, как отмечают психологи, в большинстве случаевявляется слабое здоровье, т. е. объективная причина. Исследователи отмечают,что родители строже относятся к сыну, чем к дочери. Последних они ограждают отвозможных трудностей, больше утешают, одобряют чаще, чем мальчиков. Так,несмотря на то что двухгодовалые девочки в три раза чаще просят помощиродителей, чем мальчики того же возраста, родители более положительно относятсяк их просьбам, чем к просьбам мальчиков. Мальчиков, даже совсем маленьких,родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речьвзрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай,перестань…». А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственныхсостояниях: «Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?» и т. д. Мальчиков чащеподвергают физическим наказаниям, чем девочек.

На строгий и властный стиль воспитания мальчики-подростки реагируютагрессивностью и непослушанием, а девочки чаще остаются пассивными изависимыми. Давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и дома, вбыту, следует включать в них момент поиска, требующий сообразительности.

Представители мужского пола обладаютбольшей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им ввыносливости. Мальчики более подвижны, менее терпеливы и дисциплинированны, имв меньшей степени свойственны прилежание и усердие, поэтому они гораздомедленнее, чем девочки осваивают грамоту, плохо пересказывают и небрежно пишутбуквы. Мальчики предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой испортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом,вместе с тем нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах.

Главное, о чем должны помнить родители ввоспитании детей разного пола, это то, что мальчика и девочку ни в коем случаенельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат,говорят и молчат, чувствуют и переживают. 

Мы решили выделить признаки, которыехарактерны гендерному подходу в воспитании:

ü   познавательный– представления о принятых в обществе нормах и правилах поведения, о способахвзаимодействия между представителями разного пола;

ü   мотивационный– проявление чувства собственного достоинства в отношении своей гендернойпринадлежности; проявление стремления к усвоению определенных способовповедения;

ü   поведенческий– умение выполнять принятые в обществе нормы поведения, соответственно своейгендерной принадлежности; умение выбрать способы взаимодействия с детьми ивзрослыми с учетом собственной гендерной принадлежности;

ü   эмоциональный– положительное отношение к взаимодействию с детьми и взрослыми своего и противоположногопола с четом принятой в обществе гендерной культуры; положительное отношение кпредметам и разного пола с учетом принятой в обществе гендерной культуры [4,с.12].

Данные критерии будут являться основой дляанализа произведений русской литературы на тему детства с учетом гендерногоподхода.


 

Глава 2. Практическая часть

Глава 2.1. Изображение детства в произведенияхXIX века

Глава 2.1.1. Изображение детства вповести Л.Н. Толстого «Детство»

 

 

 

Повествование ведется от лица Николеньки Иртеньева,которому «ровно в третий день после дня моего рождения, в который мне минулодесять лет и в который я получил такие чудесные подарки» [10, с. 3].

Его глазами мы видим мир детства: Карла Ивановича иего щекотание пяток по утрам; заслонку в печи, когда стоишь в углу на коленях;матушку в гостиной и самовар; английский рояль и сестрицу Любочку; тетрадиписания под диктовку; юродивого и странника Гришку, Наталью Саввишну; верховыхлошадей и звуки охоты; игры в Робинзона, и первые чувства к Катеньке, и многоедругое…

Многие события в повести мы видим уже спустя года. Этовоспоминания уже взрослого Николая о себе маленьком Николеньке: «Какой ондобрый и как нас любит, а я мог так дурно о нем думать!» [10, с.4].

Эти воспоминания, они больше похожи на размышления, натолкования: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалосьнесравненно лучше, и кругом всё как будто веселело. Если бы в тяжелые минутыжизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мнекажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбкаприбавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то онообыкновенно; если она портит его, то оно дурно» [10, с. 5].

Детство Николеньки – это захватывающие игры, которымижил мальчик и в которые нельзя было не поверить: «Я сам знаю, что из палки нетолько что убить птицу, да и выстрелить никак нельзя. Это игра. Коли такрассуждать, то и на стульях ездить нельзя; а Володя, я думаю, сам помнит, как вдолгие зимние вечера мы накрывали кресло платками, делали из него коляску, одинсадился кучером, другой лакеем, девочки в середину, три стула были тройкалошадей, — и мы отправлялись в дорогу. И какие разные приключения случались вэтой дороге! и как весело и скоро проходили зимние вечера!.. Ежели судитьпо-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогдаостается?..» [10, с. 17].

В Николеньке умещалось множество противоречивых чувстви поступков, многие из которых он пытался объяснит себе еще через многие годы:«Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я неподошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания,заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнездагалчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которуюнесет поваренок для супа?» [10, с. 21].

Взросление главного героя, его сомнения и страхи,любовные переживания – все это по-новому заставляет присмотреться к Николенькеи снова переживать за него, как в детстве, из которого он уже выходит: «Я впервый раз в жизни изменил в любви и в первый раз испытал сладость этогочувства. Мне было отрадно переменить изношенное чувство привычной преданностина свежее чувство любви, исполненной таинственности и неизвестности. Сверхтого, в одно и то же время разлюбить и полюбить — значит полюбить вдвоесильнее, чем прежде» [10, с. 24].

Вместе с воспоминаниями детства в повести мы встречаеми настоящие авторские лирические отступления об этой прекрасной поре:«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеятьвоспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат дляменя источником лучших наслаждений…Вернутся ли когда-нибудь та свежесть,беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невиннаявеселость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями вжизни?» [10, с. 18].

Со смертью матери закончилась для Николенькисчастливая пора детства…


 

Глава 2.1.2. Тема детства в повестиН.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»

 

 

 

Герой повести «Детство Тёмы» – беспечный, шаловливый,но искренний и добрый мальчик. Его жизнь дома и, позже, в гимназии полнасобытий и переживаний.

Детские проказы и невольные проступки Тёмы по-разномуоцениваются строгим отцом и любящей матерью, а самому Тёме бывает непросторазобраться в случившемся: «Что изтого, что когда‑нибудь будет опять сверкать такое же веселое утро, которое онне испортит, как сегодня? Тогда будет другой мальчик, счастливый, умный,довольный. Чтоб добраться до этого другого, надо пройти бездну, разделяющую егоот этого другого, надо пережить что‑то страшное, ужасное» [2, с. 4].

Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

Порой шалости мальчика переходят за опасную черту игрозят ему увечьями: «Он видит вдесяти саженях перед собой высокую каменную стену конюшни и маленькую темнуюотворенную дверь и сознает, что разобьется о стену, если лошадь влетит вконюшню. Инстинкт самосохранения удесятеряет его силы, он натягивает, какможет, левый повод, лошадь сворачивает с прямого пути, налетает на торчащеедышло, спотыкается, падает с маху на землю, а Тёма летит дальше ираспластывается у самой стены, на мягкой, теплой куче навоза» [2, с. 9].

Но мальчик весь состоит из таких порывов и поступков.Он не в состоянии себя удержать от беспечных шагов и шалостей: «Будь умным мальчиком, не распускай себя.Ты ведь знаешь свой характер, ты видишь: стоит тебе разойтись, тогда уж ты неудержишь себя и наделаешь чего‑нибудь такого, чему и сам не будешь рад потом» [2,с. 10].

В повести мы видим разные подходы к воспитанию. МатьТемы очень ласкова и нежна с ним, она сильно переживает и заботится о своеммальчике. Отец не приемлет таких нежностей. У него свои подходы к воспитаниюбудущего мужчины, более суровые: «Отецпренебрежительно косится на ласки сына и думает, что это воспитание выработаетв конце концов из его сына какую‑то противную слюнявку» [2, с.5].

Следуя словам отца Темы, мы догадываемся, что тотубежден во мнении, что девочки и мальчики нуждаются в разном воспитании, болеемягком и более строгом. Воспитание ребенка должно, по мнению отца Темы,происходить непременно с учетом пола ребенка: «Коротенькое следствие обнаруживает, по мнению отца, полнуюнесостоятельность системы воспитания сына. Может быть, для девочек она игодится, но натуры мальчика и девочки – вещи разные. Он по опыту знает, чтотакое мальчик и чего ему надо. Система?! Дрянь, тряпка, негодяй выйдет по этойсистеме. Факты налицо, грустные факты – воровать начал. Чего еще дожидаться?!Публичного позора?! Так прежде он сам его своими руками задушит. Под тяжестьюэтих доводов мать уступает, и власть на время переходит к отцу» [2, с. 15].

Случай с Жучкой в колодцеи ее спасением показывает нам смелость, бесстрашие и большую любовь к ближнему,которая живет в мальчике: «Не надо бояться, не надо бояться! – говорит ондрожащим от ужаса голосом.– Стыдно бояться! Трусы только боятся! Кто делаетдурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня и мама и папаза это похвалят» [2, с. 29].

В повести сталкиваютсявзгляды на само воспитание, на то, что должно воспитывать в ребенке доброе и нато, что порождает лишь злобу и ненависть в детской душе. Мать Темы ужасается иборется с таким «воспитанием»: «И это воспитание?! Это знание натуры мальчика?!Превратить в жалкого идиота ребенка, вырвать его человеческое достоинство – этовоспитание?!…О жалкий воспитатель! Щенков вам дрессировать, а не людейвоспитывать!» [2, с. 17].

Мать, это добрая иласковая женщина, ищет причины таких поступков, пытается увидеть и объяснитьэто непониманием ребенком плохого в самой шалости, она стремится всеми силамисохранить детскую психику, не пошатнуть детские представления о справедливостии смелости, добре и зле: «Ах, Боже мой, Боже мой, какая страшная ошибка, какмогла она допустить это! Какая гнусная гадость! Точно ребенок сознательныйнегодяй! Как не понять, что если он делает глупости, шалости, то делает толькопотому, что не видит дурной стороны этой шалости. Указать ему эту дурнуюсторону, не с своей, конечно, точки зрения взрослого человека, с его, детской,не себя убедить, а его убедить, задеть самолюбие, опять‑таки его детскоесамолюбие, его слабую сторону, суметь добиться этого – вот задача правильноговоспитания» [2, с. 19].

Мать Темы понимает, чтотрудно вернуть ребенку веру в добро, что исправить грубость и злость требуетбольших усилий, и это не всегда возможно: «Сколько времени надо, пока все этоопять войдет в колею, пока ей удастся опять подобрать все эти тонкие,неуловимые нити, которые связывают ее с мальчиком, нити, которыми онавтягивает, так сказать, этот живой огонь в рамки повседневной жизни, втягивает,щадя и рамки, щадя и силу огня – огня, который со временем ярко согреет жизньсоприкоснувшихся с ним людей, за который тепло поблагодарят ее когда‑нибудь люди.Он, муж, конечно, смотрит с точки зрения своей солдатской дисциплины, егосамого так воспитывали, ну и сам он готов сплеча обрубить все сучки и задоринкимолодого деревца, обрубить, даже не сознавая, что рубит с ними будущие ветки…»[2, с. 23].


 

Глава 2.1.3. Изображение детства в рассказеА.П. Чехова «Мальчики»

 

 

 

В рассказе Чехова мы видим семью Королевых,поджидавшую «своего» Володю. Володя приезжает на каникулы со своим другимгимназистом Чечевицыным. Когда читаешь этот рассказ, атмосфера счастливогодетства словно укутывает: «Мать и тетка бросились обнимать и целовать его.Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестрыподняли визг, двери скрипели, хлопали…Все смешалось в один сплошной радостныйзвук» [8, с.4].

А.П. Чехов отмечает, что мальчики были совсем непохожидруг на друга, даже противоположны по своей внешности: пухлый и белый Володя ихудой и смуглый Чечевицын. И даже девочки заметили, что «всегда веселый иразговорчивый Володя, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будтодаже не рад был тому, что приехал домой» [8, с. 6].

Мальчики в рассказе показаны настоящими романтиками сосвоей мечтой бежать в Америку. Эта мечта не дает им покоя и превращается втайный план побега. Главные герои по-детски, наивно представляют себе своиприключения. Загадочность и странность предстоящих событий лишь увлекает их:«Мальчикам придется пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге –сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убиватьврагов, поступать в морские разбойники…и в конце концов жениться на красавицахи обрабатывать плантации» [8, с. 8].

 Они не задумываются об опасностях и о своих близких иродителях, которые будут за них волноваться. Они читали много книг о сокровищахи непременно должны пуститься на их поиски: «У них для дороги уже было всеготово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня,компас и четыре рубля денег» [8, с. 8].

Три сестры Володи – Катя, Соня и Маша – «сидят застолом и не отрывают глаз от нового знакомого», «глядят на мальчиков и враздумье вспоминают о чечевице», «стали зорко следить за мальчиками»,«понимали, в чем тут дело, а младшая ничего не понимала, решительно ничего», «сглазами, полными слез и страха» [8, с. 10]. Сестры хотят получить подарки изАмерики, поэтому не рассказывают о планах мальчиков.

Автор показывает становление маленьких личностей. Ононе проходит без совершения необдуманных поступков и решений. Здесь, на мойвзгляд, Чехов показывает, как важна роль родителей в этом, их внимание к детями готовность всегда прийти на помощь.

 


 

Глава 2.2. Изображение детства в произведенияхXX века

Глава 2.2.1. Художественные образы вповести А.Н. Толстого «Детство Никиты»

 

 

 

А.Н.Толстой писал о своей повести «Детство Никиты», что он отдаст за ту книгу всепредыдущие романы и пьесы. Эта автобиографическая повесть посвящена сыну А.Н.Толстого, именем которого и назван главный герой. В повести почти нетпоследовательного сюжета: может потому, как он не играет здесь важной роли – вдетстве все прекрасно; может потому, что мы все видим глазами Никиты, егоэмоциями, а они непроизвольны и непоследовательны, как у каждого ребенка…

В одной из своихавтобиографических заметок А. Толстой писал о себе так: «Я рос один, всозерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молниинад темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая подветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самыхтруб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди вкруговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, каксудьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щеляхземли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг МишкаКоряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность…» [9,с. 557].

Маленький герой рассказаНикита живет в детстве, окруженном теплом, заботой, пониманием, каким-тосветом, миром книг: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованномцарстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо надуше» [9, с. 42].

Родители воспитывают вмальчике ум, доброту, честность и порядочность. Каждый член семьи стараетсядать частичку своей любви мальчику: «Никита проснулся от счастья» [9, с. 34].

Учеба давалась Никите очень тяжело. Никите былосложно усваивать предметы, хотя он был очень умный и сообразительный. Вместоучебы ему хотелось играть и проводить время со своими друзьями.

Но самым авторитетным лицомНикита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка — подпаска. Исам Никита решительный и смелый, он деятельный и любит озорничать. Он фантазери бунтарь в душе: «Ему было смутно и тревожно, точно что-то должно былопроизойти страшное, то, чего нельзя понять и простить…Что-то должно былослучиться, — непонятное такое грешное, что хоть умри… он ничего плохого неделал, а все-таки было тревожно, будто он тоже виноват ни с того ни с сегоначавшемся во всей земле преступлении» [9, с. 61].

Каквсякий мальчик, Никита мечтает о «ветре в лицо» и далеких путешествиях: «Всеэто – мое, думал он, -когда-нибудь сяду на воздушный корабль и улечу» [9, с.107].

Покойи бездеятельность нашего героя не привлекают, они скучны ему: «На Никитусвалилось четырнадцать его собственных дней, делай, что хочешь. Стало дажескучно немного» [9, с. 16].

Женское начало воплотилось вповести в образе матери Никиты. Она воспитанная, умная, статная, с нежнойкрасотой женщина. Мать Никиты очень скучает по своему мужу, когда он уезжаешь,переживает за него всем сердцем и обеспокоена тем, что Никита может забыть его.Именно таким остается образ женщины в русской литературе XIXвека. Этот женский персонаж в духенародных традиций воплощает в себе образ хранительницы семейного очага. Но этоперсонаж второго плана, не главный герой, не деятельный, а большесозерцательный и наблюдательный. Такой положено было быть женщине, девочке, ине более…

Однажды жизнь отца висела наволоске от смерти, когда он чуть не погиб в овраге во время весеннегонаводнения. Это несчастье показало сплоченность семьи, заботу друг о друге, тообщее, что объединяет настоящую семью – любовь.

Иногда между родителямимальчика возникали конфликты по поводу расточительности мужа, иногда былиразногласия в воспитании Никиты, мать очень трепетно относилась к сыну ислишком переживала за него и видела в нем только маленького мальчика, а отец женастаивал на воспитании в ребенке мужчины — смелого, сильного, закаленного. Новместе с тем они шли навстречу друг другу и находили общее решение.

Также женские персонажи вповести нашли воплощение в образе Лили и дочери Петра Девятова Анны. ДружбуАнны мальчик решительно отвергает. В противном случае он будет чувствовать стыди предательство по отношению к Лиле. Она представляется в повести, как нечтофантазийное, розовое облако, в которое невозможно влюбиться; как картина, которойможно бесконечно любоваться. Лиля тоже яркий представитель женских образов XIX века, девочка, которая в будущем станетженой и матерью, хранительницей дома и семьи. Такая назначена ей социальнаяроль.

Таким образом, в повести«Детство Никиты» А.Н. Толстого мы видим главного героя счастливым, энергичным,активным мальчиком. Он неутомим в своих затеях и приключениях, оннаблюдательный и находчивый, он мечтательный и озорной: «Все это – мое,думал он, -когда-нибудь сяду на воздушный корабль и улечу» [9, с. 107].

Женские образы (матушка,Лиля, Анна) написаны в духе народных традиций и соответствуют женскомуперсонажу в русской литературе XIX века. Матушка и девочки Лиля с Аннойвоплощают в себе образы хранительницы семейного очага. Но это персонажи второгоплана, не главные герои, не деятельные, а больше созерцательные инаблюдательные. Такими положено было быть женщинам, девочкам, и не более…Социальная роль женщины ограничена выше названными рамками.


 

Глава 2.2.2. Изображение детства вповести «Детство» М. Горького

 

 

 

Алексей (Алеша) Пешков является главным героем ирассказчиком в повести Детство Горького. Повесть автобиографичная.

Ранее детство Алеши проходит с родителями: «Я плакалредко и только от обиды, не от боли; отец всегда смеялся над моими слезами, амать кричала…» [3, с. 8].

Но после смерти отца Алеша с матерью переезжают вНижний Новгород к родственникам матери семье Кашириных. В это месте Алешеживется плохо: в семействе царит атмосфера ненависти и вражды, происходят ссорыи драки. Алеша страдает от этого. Свое отчаяние он скрывает под маской озорникаи дерется на улице с мальчиками: «Та жизнь вспоминается мне, как суроваясказка… слишком обильна жестокостью темная жизнь…» [3, с. 17].

Внутренний мир мальчика очень остро реагирует на любуюнесправедливость: «С тех пор, как меня высекли, у меня явилось беспокойноевнимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимочутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой» [3, с. 27].

Мы видим детство маленького Алеши Пешкова, и сильнопереживаем вместе с ним всю несправедливость и все тяготы, которые егоокружают: «Много было интересного в доме, много забавного, но порою меня душиланеотразимая тоска, весь я точно наливался чем-то тяжким и подолгу жил, как в глубокойтемной яме, потеряв зрение, слух и все чувства, слепой и полумертвый…» [3, с.102].

Смерть отца, маленького братика, цыганкаИвана, тетки Натальи, Петра – все эти темные истории мы видим детскими глазамималенького Алеши Пешкова…

Мысли о Боге помогают Алеше выжить вжестокой семье Кашириных: В те дни мысли и чувства о боге были главнойпищей моей души, самым красивым в жизни, – все же иные впечатления толькообижали меня своей жестокостью и грязью, возбуждая отвращение и грусть. Бог былсамым лучшим и светлым из всего, что окружало меня… [3, с. 99].

Книги постепенно занимают важное место в жизни Алеши.Однажды, учась в школе, он крадет рубль у матери. На эти деньги он покупаетсказки Андерсена и с удовольствием читает их. Когда мать отбирает книги, Алешаочень расстраивается: «Мы начали читать удивительную сказку «Соловей» – онасразу взяла всех за сердце. «В Китае все жители – китайцы, и сам император –китаец», – помню, как приятно удивила меня эта фраза своей простой, веселоулыбающейся музыкой и еще чем‑то удивительно хорошим…[мать] побила весьмаусердно, а книги Андерсена отняла и навсегда спрятала куда‑то, что было горшепобоев…» [3, с.70].

Добрая бабушка Акулина Ивановна Каширина становитсялучшим другом Алеши на всю жизнь: «До нее как будто спал я, спрятанный втемноте, но явилась она, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывнуюнить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом,самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — эта ее бескорыстнаялюбовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни» [3, с.12].

Мальчик учился жить и впитывал рассказы бабушкиАкулины Ивановны: «Я как бы прирос к ней и не помню, чтоб в эту пору жизнивидел что-либо иное, кроме неугомонной, неустанно доброй старухи» [3, с. 27].

Алеша растет сильным, ему легко дается учеба, новнутреннее беспокойство и возбуждение зачастую пересиливает его: «Меня непускали гулять на улицу, потому что она слишком возбуждала меня, я точно хмелелот ее впечатлений и почти всегда становился виновником скандалов и буйств.Товарищей у меня не заводилось…» [3, с. 99].

Мужское начало у маленького Алеши очень сильное, онопроступает в поступках и мыслях мальчика. Он подрастает очень деятельным, носвоенравным и неуступчивым в своих взглядах: «Грамота давалась мне легко,дедушка смотрел на меня все внимательнее и все реже сек, хотя, по моимсоображениям, сечь меня следовало чаще прежнего» [3, с. 72]

Человечность в этом маленьком мальчике не толькосохраняется, несмотря на угнетающую атмосферу дома, но и эта человечностькак-то особенно остро в нем чувствуется: «Я не мог терпеть, как ребятастравливали собак или петухов, истязали кошек…издевались над пьяными нищими…Когда дядя запевал о нищих, я буйно плакал в невыносимой тоске» [3, с. 100].

Детство для юного Алеши Пешкова тяжелое,но сам мальчик по-взрослому рассуждает о нем: «В детстве я представляю себяульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчелы, мед своих знаний идум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязени горек, но всякое знание- все-таки мед» [3, с. 121].

К концу повести читатель видит уже немальчика, а взрослого человека, способного вместить в свою душу все горестижизни человеческой: «Долго спустя я понял, что русские люди, по нищете искудности жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, иредко стыдятся быть несчастными» [3, с. 161].

Таким образом, детство маленького АлешиПешкова, осиротевшего после смерти матери и бабушки, выгнанного дедом «в люди»- это быт простых бедняков, у которых нет детства. Дети, которых воспитывают втакой атмосфере, тоже становятся озлобленными и жестокими, как и мир вокругних. Но есть и лучики света, которые каким-то чудом остаются добрыми изаботливыми. Таким лучиком в повести оказывается Алеша Пешков – сильный впоступках и мыслях, деятельный и неуступчивый во взглядах. Этот мальчик-мужчинасохраняет в себе человечность.


 

Глава 2.2.3. Тема детства в повестиЕ.Б. Пастернака «Детство Люверс»

 

 

 

Героиня повести Е.Б. Пастернака «Детство Люверс» -девочка Женя. Еще одно детство глазами., но уже глазами девочки «Как когда-тоее кораблики и куклы, так впоследствии ее воспоминания тонули в мохнатыхмедвежьих шкурах, которых много было в доме» [5, с. 3].

Сам Пастернак по-новому и очень тонко видит своюгероиню. В повести тщательно описываются отдельные события из жизни девочки.

Любознательная Женя говорила не все, что подумала, асамое существенное и беспокойное скрывала: «В это утро она вышла измладенчества, в котором находилась еще ночью, в первый раз заподозрив явление вчем-то таком, что явление оставляет про себя либо открывает только взрослым» [5,с. 4].

Годы детства для Жени были годами одиночества: «Шлигоды…Сбитая с толку отношением родителей, когда те бывали дома; когда они нето, чтобы возвращались домой, но возвращались в дом» [5, с. 5].

Девочки особенно нуждаются во внимании и ласке. Женяросла без этого внимания: «Все, что шло от родителей к детям, приходилоневпопад, со стороны, вызванное не ими, но какими-то посторонними причинами, иотдавало далекостью, как это всегда бывает, и загадкой, как ночами нытье позаставам, когда все ложатся спать» [5, с. 5].

Острая наблюдательность сочетается с беспомощностьюперед физиологическим взрослением: «Женя …подумала было достать ножницы ивыстричь эти места в рубашке и на простыне, но потом решила взять пудры уфранцуженки…» [5, с. 7]. К физиологии взросления Пастернак обращается первым.

В повести Пастернака именно девочка Женя являетсяглавным персонажем, ее брата Сергея мы замечаем, когда автор сравнивает детей.Сама Женя удивляется, когда «Сережа не понял того, что наверняка понял бы вдругое время: до сих пор они жили парой» [5, с. 12].

Пастернак указывает на различие между увлечениями иинтересами брата и сестры, мальчика и девочки: «Мальчик стоял, упиваясьблизостью поездки, в беленькой гимназической рубашке. Путешествие было обоим вновинку, но он знал и любил уже слова: депо, паровозы, запасные пути,беспересадочные и звукосочетание «класс» казалось ему кисло-сладким. Всем этиувлекалась и сестра, но по-своему, без мальчишеской систематичности, котораяотличала увлечения брата» [5, с. 12]. «Дети улеглись на верхних местах. Мальчиктотчас заснул. Поезд стоял еще. Светало, и постепенно девочке уяснилось, чтовагон синий, чистый и прохладный. И постепенно уяснилось ей… Но спала уже иона» [5, с.13].

Взросление Жени, которая сразу пойдет «разложитьтетрадки и повесить за ушко умывальную перчатку» и брата Сергея, «узнавшего ототца, что в гимназию ходить недалеко, совсем поблизости и …проснувшегося вЕкатеринбурге, а не в Азии, как Женя». [5, с. 16].

Внутренний мир Жени богат на переживания и эмоции.Девочка порой сама не осознает и не в силах контролировать свои чувства,которые отражаются на ее лице даже при чтении книг: «Она увлекласьчтением…Странная игра овладела ее лицом. Она ее не осознавала. То оно у нейрасплывалось по- рыбьему, она вешала губу, и помертвелые зрачки, прикованныеужасом к странице, отказывались подняться, боясь найти это самое за комодом. Товдруг принималась она кивать печати, сочувственно, словно одобряя ее…» [5, с.16].

Женя Люверс поражается тем мыслям, которыми она жиладнями раньше. Чужие люди заставляли ее по-новому взглянуть на своих родных:«Живя у чужих людей, Женя впервые измеряла глубину своей привязанности к маме.Она вдруг почувствовала, что страшно похожа на нее. Это было ощущение женщины,ощущающей свою внешность и прелесть. Из отведенной ей комнаты она вышла несвоей, изменившейся, новой походкой» [5, с. 44].

Пастернак называет свою героиню «маленькой женщиной»,видя в ней избыток чувствительности и глубокие переживания: «Очевидно, покойныйпроизвел на эту маленькую женщину особо глубокое впечатление, которому естьсвое имя» [5, с. 49].

Таким образом, история детства из жизни простойдевочки Жени рассказана Пастернаком совершенно по-новому: взросление внутреннееи внешнее, мир переживаний и эмоций, игра чувств на лице, «ощущение женщины» вмаленькой, но порой такой взрослой героине.

Сам Пастернак в письмах к Цветаевой писалоб этом: «…Во мне пропасть женских черт…Для меня это больше, чем целый мир и вромане у меня героиня, а не герой — не случайно» [6, с. 385].

 


 

Глава 2.2.4. Изображение детства врассказах Платонова «Никита» и «Цветок на земле»

 

 

 

Детство пятилетнего Никиты, который в «избе и на всемдворе» остался хозяином, после того, как «отец давно ушел на главную работу –на войну. И не вернулся оттуда… а мать рано утром уходила со двора в поле наработу» [7, с. 276].

Никита был настоящим маленьким хозяином, всех он зналво дворе: и воробьев, и пауков, и мух, и темную пустую бочку, в которой,наверно, жил какой-нибудь маленький человек… Он думал, что на дне колодца живутмаленькие водяные люди. Старая баня напоминала мальчику умершую бабушку, пеньпредставлялся ему головой человека, чужой петух похож по лицу на знакомогохудого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке: «Изба смотрела нанего, как прохожая старая тетка из дальней деревни, и шептала ему: «У-у,непутевые, нарожали вас на свет – хлеб пшеничный даром жевать» [7, с. 278].

Богатое воображение мальчика рисовало ему все новыеобразы: «Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответтеплым лицом. Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку,который всегда был ласков к нему и улыбался…» [7, с. 278].

Эти образы влекли его к себе, но и наполняли страхамиего детское существо: «Там тоже жили тайные жители. А кто они такие были? Можетбыть, змеи! Они выползут ночью, приползут в избу и ужалят мать во сне, и матьумрет» [7, с. 278].

Вернувшийся с войны отец сказал мальчику, что это егодоброе сердце всех хочет сделать живыми: «Для тебя и камень живой, и на лунепокойная бабушка снова живет» [7, с. 283].

Еще одному маленькому мальчику Афоне, герою рассказа«Цветок на земле», война спутала все детство: «Скучно Афоне жить на свете. Отецего на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме, адедушка Тит спит на печке» [7, 284].

Мальчик Афонюшка любит своего деда, он очень ласков сним: «Афоня встал на лавку, выбрал все крошки из бороды у деда, а комарикапрогнал оттуда – пусть живет отдельно» [7, с. 284].

Главный вопрос, который занимает любознательногомальчика: «А то ты спишь и спишь (к деду), а потом умрешь, мама говорит – тебенедолго осталось; кто мне тогда скажет про все» [7, с. 286].

Маленький Афоня допытывается у деда ответы на своивопросы. Узнав ответы, для него будто бы открылся целый новый мир: «Афонязадумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делатьиз смерти жизнь; он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного пескаголубые, красные, желтые счастливые цветы, поднявшие к нему свои добрые лица идышащие своим чистым духом в белый свет» [7, с. 288].

Таким образом, герои рассказов Платонова – это совсемеще маленькие мальчишки, которые, несмотря на войну, имеют доброе сердце. Ихдетское существо стремится все узнать, изведать все тайны и ответить на всевопросы. Их богатое воображение рисует солнце в виде дедушки, струю омшелуюбаню в виде покойной бабушки, трухлявый пень в виде человеческой головы,водяных людей. Собранные Афоней желтые цветы в охапке на лекарство для раненых– это настоящий поступок маленького мужчины, маленького героя. Недаром идедушка Афони смотрит на внука, как на цветок, растущий на земле; и папа Никитыверит, что его мальчик останется добрым на весь свой долгий век.


 

Заключение

 

 

 

В ходе нашей работы мы познакомились с понятиями«гендер» и гендерное воспитание. Мы убедились в актуальности данного подхода,который сегодня занимает одно из самых главных мест в воспитании детей школой исемьей.

Мы изучили структуру гендерного подхода иобозначили критерии, которые являлись основой для анализа произведений русскойлитературы на тему детства с учетом гендерного подхода:

когнитивный или познавательный,

мотивационный,

поведенческий

эмоциональный.

Также мы подобрали произведения на тему детства врусской литературе XIXXX веков.

Таким образом, в русской литературе XIXXX веков визображении детства прослеживаются следующие закономерности:

Девочки лишь только появляются в сюжете и исчезают.Они не главные персонажи, могут дружить или не дружить с главным героем, бытьему братом или сестрой… Можем сказать, что девочки в этих повестях относятся кгероям второго плана.

ü   Героямирассказов являются в большинстве мальчики: Николенька Иртеньев в повести Л.Н. Толстого«Детство», Никита в повести А.Н. Толстого «Детство Никиты», Алеша Пешков – у М.Горького, мальчики Володя и Чечевицын в одноименном рассказе А.П. Чехова, Тёмав рассказе Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы», детство Никиты и Афони врассказах А.П. Платонова.

ü   Девочкив качестве главных героинь появляются лишь в XX веке – Женя в «Детство Люверс»)Б. Пастернака, Динка в романе В. Осеевой.

ü   Навоспитание детей существенное влияние оказывают традиционные представления,носителями которых выступают родители. Иногда один из родителей строитвоспитательное взаимодействие с детьми исходя только из собственныхпредставлений: «Отецпренебрежительно косится на ласки сына и матери и думает, что это воспитаниевыработает в конце концов из его сына какую‑то противную слюнявку» из«Детство Темы» Гарина — Михайловского.

ü   Кмужским качествам, формируемым в детском возрасте, относятся агрессивность,самостоятельность, двигательная активность, но взрослые негативно относятся ктаким проявлениям детей. Поэтому при воспитании мальчиков воспитание со стороны взрослых является преимущественнонегативным.

ü   Мальчиковчаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек: «С тех пор, как менявысекли, у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожус сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой» из«Детство» М. Горького или «Удары сыплются. Тёмаизвивается, визжит, ловит сухую, жилистую руку, страстно целует ее, молит. Ночто-то другое рядом с мольбой растет в его душе. Не целовать, а бить, кусатьхочется ему эту противную, гадкую руку. Ненависть, какая-то дикая, жгучая злобаохватывает его» из «Детство Темы» Гарина –Михайловского.

ü   Воспитаниедевочек требует нежности. Девочки – существа из какого-то иного мира, внимательныек мелочам и деталям, аккуратные и порядочные. Девочка Женя рассказанаПастернаком совершенно по-новому: взросление внутреннее и внешнее, мирпереживаний и эмоций, игра чувств на лице, «ощущение женщины» в маленькой, нопорой такой взрослой героине.

ü   Рольотца в воспитании детей невелика и сводится, скорее, к контролю за воспитанием:у Горького роль отца берет на себя дед Алеши Пешкова, который считает своимдолгом время от времени пороть мальчика, чтобы «правильно его воспитать»; отецТемы у Гарина-Михайловского не приемлет ласки; по словам матери, «жалкийвоспитатель», который не задумывается о душе ребенка. Только в рассказеПлатонова вернувшийся с войны отец сказал мальчику, что это его доброе сердцевсех хочет сделать живыми: «Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушкаснова живет». И Афоня любит и уважает своего деда.

ü   Материоказывают существенное влияние на воспитание ребенка в большинствепроизведений. Дети тянутся к матери, бабушке, как к «лучу света»: «Со смертьюматери закончилась для Николеньки счастливая пора детства…»

ü   Нашепредположение о том, что в русской литературе в изображении детствапрослеживаются разные подходы к воспитанию мальчиков и девочек, которые связаныс социальными ролями женщины и мужчины, подтвердилось. В каждой социальной ролирастворяются черты той или иной эпохи. Еще одно предположение о главномперсонаже мальчике при изображении детства в художественной литературе XIXXXвека тожеподтвердилось.

 


 

Список литературы

 

 

1.                     Воспоминаниярусских писателей о детстве/Портал: Культура РФ – Доступ через Интернет:https://www.culture.ru/materials/253377/vospominaniya-russkikh-pisatelei-o-detstve

2.                Гарин-МихайловскийН. Детство Темы. Гимназисты: Повести. [Для ст. шк. возраста / Худож. Л.Н.Гончарова]. – Мн. Юнацтва, 1985. – 412с., ил.

3.                ГорькийА.М. Детство: Повесть/ Ил. Б.А. Дяхтерева. – М.: Дет. лит., 1986. – 224с.,

4.                Захарова,С. Н. Гендерное воспитание детей и учащейся молодежи: учеб.-метод. пособие / С.Н. Захарова, В. В. Чечет. – Минск: БГУ, 2011. – 119 с.- Доступ черезИнтернет:https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/54309/1/Zaharova.pdf

5.                ПастернакБ.Л. Избранное. В 2 Кн. Кн. 2. Проза. Для учащихся ст. классов сред. шк./Сост., авт. коммент. В.Г. Смолицкий; Авт. предисл. Е.Б. Пастернак.- М.:Просвещение, 1991. -208 с.

6.                Переписка Бориса Пастернака. М.: Художественнаялитература,1990. С.385-386.

7.                ПлатоновА.П. Цветок на земле: Повести, рассказы, сказки, статьи. – М.: Мол. гвардия,1983. – 414с.

8.                Русскаялитература: учебное пособие для 5 класса учреждений общего среднего образованияс белорусским и русским языками обучения. / Под редакцией А.И. Гараниной: вдвух частях. – Часть 2. – Минск: Национальный институт образования, — 2019. –143с.

9.                ТолстойА.Н. Детство Никиты: Повесть / Вступит. ст. И. Андроникова; Рис. А. Пахомова. –Переизд. – М.: Дет. лит., 1984. – 112с.

10.           ТолстойЛ.Н. Детство. Отрочество. Юность / Художн. А Костин. – М.: Дет. лит., 1989. –335с.: ил.

11.           Топосдетства в современной русской литературе / Рябцева Н.Е., Топчиева М.В.Актуальные вопросы современной филологии и журналистики: Доступ через Интернет https://cyberleninka.ru/article/n/topos-detstva-v-sovremennoy-russkoy-literature/viewer

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.67%
НЕТ
41.33%
Проголосовало: 963

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет