X-PDF

Исследовательская работа на тему: Расскажи о Чечне мне отец

Поделиться статьей

 

 

XXVI— окружная конференция членов школьных научных обществ

муниципальных общеобразовательных организаций

Туркменского округа

 

 

 

 

 

 

 

Секция: История

 

 

 

Названиеработы:         « Расскажио Чечне, мне отец…»

 

 

     Автор работы:

    ХалдаевАхмед  Рустемович, 9 класс

  Местовыполнения работы:

    МКОУСОШ№7, п. Владимировка

    ТуркменскийМуниципальный округ,

                         Ставропольскийкрай

                                    Руководитель:

   КучеряваяЮлия Геннадьевна

  учительистории и обществознания    

 МКОУСОШ№7

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Малые Ягуры

 

2022

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

ГлаваI Теоретическая часть……………………………………………4

1.1           История Чеченской войны…………………………………………..4

1.2           Биография ветерана боевых действий……………..……………….6

1.3           Выпускники школы, участники  Чеченской войны………………..6

ГлаваII Практическаячасть…………………………………………….7

2.1 Рассказ отца  Халдаева Р.Т о событиях тех лет……………………….7

2.2 Интервью у  участника Чеческой войны  Кувандыкова Х.Б…………8

2.3Анкетирование учащихся 9-11 классов………………………………..9

Заключение………………………………………………………………….9

Списоклитературы………………………………………………………..10

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Впоследние десятилетия Чеченская Республика стала известна во всем мире:активные боевые действия на её территории, значительные разрушения городов исел, гибель тысяч людей – все эти дикие даже для Средневековья явленияпривлекли всеобщее внимание.

У каждогопоколения своя война: Великая Отечественная, Афганистан, Чеченская… все этивойны больно отзываются в наших сердцах.

      Ни одно другое государство вмире не вынесло за свою историю столько войн, сколько довелось пережить России.Россия славится героическими страницами своей истории. Прежде всего — этосвязано с тем, что у  российского народа развито чувство служения своей Родинеи желание быть патриотом.

Актуальность проблемы чеченскойвойны безусловна: события недавнего прошлого еще мало изучены историками,недостаточно широко освещены в исторической и художественной литературе. Именноэто побудило меня обратиться к изучению данной темы. В нашей школе учились простыепарнишки, которые уходили защищать Родину, и вернулись в родной дом с раненнойдушой.

     Перед собой мы поставили цель:познакомиться с личными впечатлениями отца, участвовавшего в первой  чеченскойкампании, и его точкой зрения на эти события.

Задачи:

          1. провести анкетирование учащихся 9-11 классов школы сцелью определения уровня знаний по теме «Чеченские войны»;

2. взять интервью о событиях бывшихвыпускников школы участвовавших в Чечечнской войны  ;

3. изучить материалы семейных архивов;

В ходе работыиспользовались следующие методы:

·       анкетированиеучащихся 9-11 классов;

·       изучениеи анализ литературы и документов по данной теме;

·       беседа иинтервью с участникам чеченской войны;

·       методобработки данных;

·       методобобщения (вывод по результатам исследования).

Гипотеза: рядовыесолдаты Российской армии – выпускники нашей школы в ходе боевых операций натерритории Чеченской республики в период 1994 – 1996 и 1999 — 2002 гг.действовали в соответствии с кодексом воинской чести, проявив верностьприсяге,  героизм, мужество, высокий патриотизм.

I.                 Теоретическаячасть

1.1 История Чеченской войны

    Россия многонациональноегосударство. Каждая республика суверенна. В начале 90-х годов произошелконфликт в Чеченской республике .Что это за война, на которой были моиодносельчанины, и самое главное мой отец? И вот, что я узнал.Контртеррористическая операция на Северном Кавказе является продолжениемсобытий 1994- 1996 гг., когда российская армия вела боевые действия поликвидации незаконных вооруженных формирований и восстановлениюконституционного порядка в Чеченской Республике.

         Летом 1991 года мир узнал о том, чтонекая, не вполне определенная, часть Чечено-Ингушетии выходит из состава РСФСРи СССР и объявляет себя независимым государством под названием Чеченскаяреспублика. Так решил Общенациональный съезд чеченского народа, постановивший,что высшим органом власти в этом, не имеющем границ, государстве являетсяисполнительный комитет во главе с его председателем, генералом в отставкеДжохаром Дудаевым.

15 октября в Чечне начались бессудныерасправы над русскими жителями, а после 26 ноября — настоящие массовыерепрессии. Возросшее влияние клана Д.Дудаева в Чечне угрожало ещё неустоявшейся Российской государственности.

         Федеральные власти пытались упорядочить обстановку в Чеченскойреспублике, разрешить кризисную ситуацию политическими средствами. Но все онине принесли успеха. После распада СССР из Чечни были выведены советские войска,но осталось много оружия, которое почти в полном составе досталось повстанцамДудаева. Это оружие стало основой для создания армии республики Ичкерия.

         Осенью 1994 года после тщетных попыток свергнуть новый режимсамостоятельно чеченская оппозиция совместно с российскими танковымисоединениями провели первый штурм города  Грозного – столицы республики.

Такначалась самая страшная война современности, унесшая жизни тысяч русскихсолдат.  Прошло немало времени, пока федеральные войска сумели выработатьтактику боев в городских условиях:  широко стал применяться переход кклассической схеме уличных боев — «сталинградская» тактика. При попыткечеченских боевиков окружить и захватить опорные пункты подразделенийфедеральных войск, артиллерийские и минометные батареи, развернутые впригородах начинали методично уничтожать обнаруженные банд группы.

         Характерной чертой  поведения дудаевцев было нападение на мелкиеразрозненные группы или отдельных военнослужащих, при этом они, как правило,допускали истязание раненых и глумление над трупами военнослужащих федеральныхвойск.

                   Послезахвата  Грозного главнойзадачей российских войск стало установление контроля над равнинными районамимятежной республики.  

 Капрелю 1995 года российскими войсками была занята почти вся равниннаятерритория Чечни, а боевики делали упор на диверсионно-партизанские операции.

После ряда соглашений российской ичеченской сторон, российское правительство приняло решение о выводе войск стерритории Чечни.

        31 августа 1996 года в городе Хасавюрте былоподписано совместное заявление российской и чеченской сторон, положившее конецПервой Чеченской войне. С российской стороны документ был подписан секретаремСовета Безопасности РФ Александром Лебедем, с чеченской — Асланом Масхадовым,который на тот момент был главнокомандующим вооруженными силами республикиИчкерия.

     После подписания Хасавюртовскихсоглашений и выводароссийских войск в 1996 году мира и спокойствия в Чечне и прилегающих к нейрегионах не наступило. В результате нескольких терактов, совершенных боевиками,федеральное правительство убедилось в несостоятельности Аслана Масхадова какпрезидента. Боевики под командованием Шамиля Басаева продолжали совершатьмассивные нападения на территорию Северного Кавказа и регионов РоссийскойФедерации.

23 января 2001 годапрезидент РФ Владимир Путин подписал указ о частичном сокращении и выводе войскс территории Чеченской республики.

         Послезавершения активной фазы боевых действий сопротивление боевиков перешло в фазутеррористической войны.

          По сей день в целяхподдержания мира и усиления охраны объектов нефтегазового комплекса натерриторию Чеченской республики регулярно выезжают мобильные отряды  ОМОНа.

1.2Биографияветера боевых действий

           Мы  живем  вСтавропольском крае, в замечательном посёлке Владимировка ТуркменскогоМуниципального округа. У нас простой народ,  но  так мало знаем о людях,обеспечивающих наше спокойствие.

         Когданачались события в Чеченской республике, меня еще не было на свете. Для тогочтобы воссоздать действительную картину происходящих тогда событий, я обратилсяк источниками интернета и данным    исторических исследований попроблеме чеченских конфликтов.  Но в первые о том жутком времени я узналот своего отца.           

Он настоящий друг, на которого всегдаможно положиться. Так приятно осознавать, что есть человек, который окажетсярядом и поможет в сложной ситуации. Я ценю отца за то, что он уважает моемнение. Если оно неверное, то папа обязательно объяснит, в чем именно язаблуждаюсь. Он учит всегда добиваться поставленной цели, не опускать руки и невешать нос, если что-то не получается.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

          Мой отец, Халдаев РустемТагирович   родился  3 мая 1977 года  аул Куликовы-Копани Туркменского района,Ставропольского края. Окончил 9 классов, пошел работать в совхоз имениВладимира Ильича Ленина. 24.05.1995 был призван  в ряды  Российской Армии.Попал в Первую Чеченскую войну с 1994-1996  в качестве наводчика-оператора БМП-2. Был демобилизован с рядов Армии России.  После службы  работал в совхозепоселка Владимировка и учился заочно в школе. 20.04.1999 поступил в СеверокавказскийКраснознаменный Военный Институт Внутренних Войск  России.  07 августа 1999года началась Вторая чеченская война, куда опять был направлен мой отец вкомандировку, уже в статусе офицера. Командировка длилась всего три месяца. Окончив институт  20.09.2004  поступил наслужбу  во Внутренние Войска, получил звание лейтенант. Сейчас работает вслужбе безопасности банка.

1.3 Выпускники школы, участники  Чеченской войны

Для разрешения  чеченского конфликта  были брошенывооруженные силы России из разных  её уголков. В этой войне приняли активноеучастие и ребята из  Ставропольского края. Многим  молодым парням пришлосьстать в один ряд с боевыми товарищами против насилия и беспорядка, которыетворились в Чеченской Республике. Из Туркменского Муниципального округа  было  отправлено не один десяток  служащих в Чечню.

Среди них ивыпускники Средней Общеобразовательной Владимировской школы №7 поселкаВладимировка.

Караев Рустем Халитович родился 18.10.1975года. Служил с 1996 года. Былсержантом.    ( фото№1)

Кувандыков Хабиб Бекмуратович родился 27.07.1981 года. Служил с 01.12.1999-09.08.2001г. Был старшим сержантом 22 отдельной бригады оперативногоназначения, 4 батальона, 11 мотострелковой роты.( фото №2)

Кестикеев Арсен  Абдурахманович родился 31.01.1980 года. Служил  с20.12.1999-30.03.2000года. В должности старшего водителя-электрика проходилвоенную службу в составе объединенных сил на территории Северо-Кавказкого региона.При этом в течении 101 дня фактически учавствовал в боевых действиях.( фото№3)

Валиев Руслан Назарович родился 13.10.1978 года. Служил с 1999-2000года и с 2001-2002года  в городе Аргун. Был зам командира взвода , старшиной. Получил медаль заслужбу на Кавказе. ( фото№ 4)

Мусаев Руслан Бекмуратович родился 03.01.1978 года. Служил с 1999-2001года. Он являлсясержантом, командиром отделения. ( Фото №6)

        Отдаввоинский долг, вернулись  в родные места, обрели семьи. Своим подвигом не гордятся,так как риск погибнуть был  реальный.

II. Практическая часть

2.1  Рассказ отца ХалдаеваР.Т. о события тех лет

 На одном дыхании мой отец рассказал мнео своей жизни, дойдя до 1995 года, он замолчал. Долго глядел в какую-то, одномуему видимую точку. Было очевидно, что дальнейшая жизнь, о которой он собиралсярассказать, очень отличалась от прежней…Дорога на войну у всех разная, -собравшись, начал отец свой рассказ о командировках в Чечню!( Фото 6-10)

«Моя началась с 1994 года. Каждый понимает, что Родина ждетпомощиВремяпять утра, тревога, всем солдатам сказали быстро собраться, уезжаем в Чечню.Сначала это все казалось каким-то приключением, пока мы  не доехал до пунктаназначения.  Я попал первую чеченскую войну 1994-1996 годов в качестве наводчика-оператораБМП-2. Вот здесьстало по-настоящему страшно: обстрелы, минометные атаки, в руках автомат и надострелять, но стрелять не в воздух, а в живых людей. Впервых столкновениях был ступор, невероятный шок.  Со временем пропал страх,все дошло до автоматизма.   15 декабря 1995г. рота моя была в городе Гудермес,где начались ожесточенные бои. В том бою Российские войска применяли авиацию,артиллерию и танки. Именно в этот день случилось то, что  не забуду никогда: меняс товарищем направили на разминирование, жертвуя собой, лег на взрывноеустройство и тем самым спас жизни своих сослуживцев. Много тогда погибло людейи среди военных и среди мирного населения. 31 августа 1996г. были подписаныХасавюртовские соглашения и войска начали выводить из Чечни. Но, как оказалось,война на этом не закончилась, а только отложилась на более поздний срок.

Вернувшись домой, я поступил в военный институт, окончил его и надеялся,что больше не увижу войны. Но 07 августа 1999 года началась Вторая чеченскаявойна, куда опять был направлен в командировку, уже в статусе офицера.Командировка длилась всего три месяца. Но за этот недолгий срок, я со своимибоевыми товарищами смогли  спасти девять семей, которые проживали в одной издеревень недалеко от города Грозный. За что и получил медаль «За отвагу»     (Фото11-12). Командировка подошла к концу, я вернулся в свой родной поселок ирешил уйти «на гражданку». Но каждый раз говорю одно «Если возникнетнеобходимость, я, несомненно, пойду на защиту своей Родины!».  Именно мой  отец, Халдаев Рустем Таирович, научил меня быть патриотом своей страны, уважатьстарших и с гордостью относиться к Ветеранам любых боевых действий.

2.2Интервью  у  участника Чеческой войны  Кувандыкова Х.Б.

  Я  взялинтервью  у участника Чеченской  войны. Кувандыков Хабиб Бекмуратович  родился27.07.1981. Служил с 1.12.1999-9.08.2001. Был старшим сержантом 22 отдельнойбригады оперативного назначения 4 батальона 11 мотострелковой роты.(Фото 13)

 Расскажите как такполучилось, что вы попали в горячую точку, и как сложилась ваша дальнейшаяжизнь?

      Я в 1998 году былпризван в армию в городе Ростове. Тогда обстановка в стране была такая, что всевсё прекрасно понимали. Если человек пришел в спецподразделение — он всегдадолжен быть готов к тому, что служба  будет связана не только с обычнымикомандировками, но и с командировками, сопряженными с определенным риском дляжизни. В течение недели мы находились на казарменном положении. Насинструктировали, проводился анализ оперативной обстановки. В реальнойобстановке все куда проще и примитивнее, чем в фильмах или сериалах. Но огневыеконтакты, естественно, были, случались ранения и контузии. Я в 2000 в горах,был контужен. После я  приехал домой. Работал сначала разнорабочим.  Но  органыменя не оставили.  В 2003 году стал служит в ОМОН ГУ ВД  по СК. Позже сталзаместителем командиром  звода. За 20 лет военной службы  учувствовал вомногих  боевых действиях: Нефтекумск  декабрь 2008 год, Станица Белокаменскаяликвидация боевиков февраль 2011 год.  Сейчас по выслуге лет нахожусь на пенсиис 2020 года. Я не знаю, что советовать ребятам. Но,думаю, надо смотреть на армию, как на источник приобретения новых знаний инавыков, которые потом пригодятся в жизни. Только надо идти в армию с хорошимнастроем, и служить, не вычеркивая каждый день на календаре. Война конечно менявоспитала, дала опыт, научила смотреть на жизнь и на окружающий мир болеетрезво. Научила ценить простые вещи. Моим родственникам было сложнее. Для семьиэто всегда непросто, особенно для родителей.

2.3 Анкетирование учащихся 9-11 классов

     Я составил анкету ипровел опрос среду учащихся 9-11 класса, в котором приняло  участие  29человек.  (Приложение 1)

    Цель опроса быловыявить знают ли учащиеся о события тех лет.  По результатам анкетирования  явыявил,  что большинство учащихся знаю о Чеченской войне. Но  к сожалению малыйпроцент учеников не знают  участников этой  страшной войны.  В итоге изучения ианализа обработки информации пришел к выводу, что необходимо изучать историю нашего времени, заинтересовать своих друзей и хранить информацию для следующих поколений.( Приложение 2)

Заключение

         Изучив исторические материалы, личнопобеседовав с участниками  этой войны, я с уверенностью могу сказать, чтороссийские солдаты воевали не ради славы и денег, а ради спокойной и мирнойжизни людей на всей территории России, честно выполняя свой воинский долг.

В ходе исследования цель работыдостигнута. Я открыл для себя много нового и интересного. Методы, выбранные длядостижения цели, оказались продуктивными и позволили собрать необходимыйматериал по данной теме.

Выдвинутая мною гипотеза о глубоко нравственных мотивах поступковроссийских военнослужащих в ходе исследовательской работы подтвердилась. Однотолько пребывание там можно считать подвигом, прежде всего нравственным. Этиребята не побоялись забыть о собственном благополучии и сделали всё, что от нихзависело, для благополучия других. Они выполняли любой приказ независимо от егоразумности и результативности. Они внесли свой вклад в победу, показав мужество и героизм,выдержали все тяготы войны.

Проведенная работа имеет практическуюзначимость, так как собранный материал можно использовать на уроках истории,при проведении встреч, бесед, тематических классных часах,  а также пополнитфонды школьного музея  и позволит провести лекции по военно-патриотическомувоспитанию. Сейчас все учащиеся имеют возможность познакомиться с жизнью иподвигом выпускников нашей школы. Не каждая школа может гордиться такими учениками.

 

 

Список литературы

1.     Данилов А.А. Косулина Л.Г.История России XX век. – Москва: Просвещение, 2015.

2.     Материалы из домашнего архиваучастников Чеченской войны.

3.    Автандилян Р. О межэтнических отношениях и о конфликте в Чечне. – М., 2000

4.     Свободная энциклопедия«Википедия», «Первая чеченская война», «Чеченский конфликт 1994-1996 годов».

5.     Беседа с  участникамиЧеченской войны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

Анкетирование  учащихся 9-11 классов  МКОУ «СОШ№7»                       п. Владимировка

 

 

1.    Фамилия Имя ____________________класс_______________

2.    1.Знаете  ли вы о Чеченской войне_____________________

3.    2. Причины тойвойны______________________________________

4.    3. Когда этопроисходило(годы)________________________________

5.    4.  Знаете ли выучастников  той войны?___________________________

 

 Приложение № 2

Результаты анкетирования учащихся МКОУ «СОШ№7»

         В ходеисследовательской работы было проведено анкетирование учащихся 9-11 классов.  Ванкете было  4 вопроса [см. таблицу]:

№п/п

Вопросы

Знаю

Не знаю

1

Знаете ли вы о Чеченской войне

24ч 

2

Причины Чеченской войны

18ч

11ч

3

Когда это происходило (годы)

12ч

17ч

4

Знаете ли вы участников той войны

23ч

Анализ анкетирования

      В соответствии с первой задачей исследованиябыл проведён социологический опрос учащихся  9-11 классов с целью определениязнаний дат двух чеченских кампаний, имён героев России.

            Опрошено  29 учащихся. Результаты опроса показали, что о Чеченской войне знают 95% из всех опрошенных,причины военных действий назвали 50%,  дату хронологических  рамок  чеченских кампаний верно указали только 50% учащихся.  И воинов  Чеченских компаний  назвали лишь 5 % участников опроса.

           Таким образом, результатысоциологического опроса ещё раз убедили в актуальности выбранной темыисследования, так как представления современной молодёжи о событиях в Чечне вцелом поверхностны, недостаточно точны, поэтому данная работа представляетсяцелесообразной.

 

Приложение3

 ( Фото №1)

  ( Фото №2)

 ( Фото №3)

 ( Фото № 4)

 

  ( Фото №5 )

 

 

 

 

Халдаев РустемТагирович

(Фото 6)

( Фото 7)

( Фото 8)

(Фото 9)

( Фото 10)

 ( Фото 11)

 

 

 

 

 ( Фото 12)

 

 Кувандыков Хабиб Бекмуротович

( Фото 13)


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет