X-PDF

Исследовательская работа О стирке я хочу все знать

Поделиться статьей

 

                        Муниципальное бюджетноеобщеобразовательное учреждение

                                «Тельманская основнаяобщеобразовательная школа»

                                         Благовещенского района Алтайского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О СТИРКЕ Я ХОЧУВСЁ ЗНАТЬ

 

Исследовательскаяработа

врамках внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:Слюсарева Ирина,

ученица8 класса  

 

Руководитель:Игнатенко Ольга Юрьевна,

учительфизики  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….……… .3

 

ОСНОВНАЯЧАСТЬ

1.      Какстирали наши предки? …………………………………………………………….…….4

2.      Чемстирали наши предки?………………………………………………………………………………………..4

3.      Почему мыстираем одежду в воде? ……………………………………………………….5

4.      «Эволюция»стиральных машин ……………………………………………………….….. 5

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5.      Какоесредство лучше удаляет загрязнения? …………………………………………..…. 6

6.      Как нарезультаты стирки влияет сила поверхностного натяжения? …………………… 7

7.      Изучаемсостав средств для стирки тканей……..………………………………………. …8

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………………………..9

 

Списокиспользованных источников…………………………………..………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    ВВЕДЕНИЕ

    Все знают, что вода — вещество, без которого на Земле просто невозможна была бысама жизнь, и люди были бы совсем другими.

    На занятиях после уроков физики  мы знакомимся со свойствами разных веществ.Когда речь зашла о жидкостях, учитель показала нам разные  интересные опыты иобъяснила, почему такое возможно. Например, в заполненный доверху водой стаканможно опустить еще целую пачку канцелярских скрепок, или  можно заставитьракету, вырезанную из плотного картона, двигаться по поверхности воды, еслиприкрепить к ее «хвосту» маленький кусочек обычного мыла. Отвечая на нашивопросы учитель физики рассказала нам об удивительной силе, которая придаеткапле воды особую форму, силе поверхностного натяжения жидкости. А еще мыузнали, что эту силу можно уменьшать, а это, например, позволяет удалятьзагрязнения с поверхностей различных тканей.

    Я вспомнила, что летом не только на моих майках и шортах, но и на рубашках моихдрузей часто остаются следы от красок или  фломастеров, капельки варенья иличая, когда мы занимаемся чем-то интересным. Тогда бабушка перед стиркой замачиваетих на какое-то время, а иногда заставляет меня потереть грязные участки майки,чтобы мне «пачкаться было неповадно».  Когда я  получила домашнеезадание-исследование по теме «Как стирали наши предки», мы уже решили, чтонапишем исследовательскую работу.

    Объект исследования — хлопчатобумажная ткань с «набором» загрязнений и средствадля стирки тканей как «работающие» вещества.

    Цель работы:  узнать, какое средство для стирки лучше всего удаляет с тканейразличные загрязнения, чтобы помочь моей бабушке.

    Задачи, которые мы с руководителем наметили решить в этой работе, такие:

-узнать, какие способы удаления загрязнений использовали наши предки;

-изучить, какие вещества издавна использовали люди для стирки тканей;

-найти сведения о том, кто придумал машины для стирки, проследить эволюцию их;

-провести «экспериментальную» стирку загрязненных тканей, чтобы определить самоеэффективное средство для стирки.

    Для выполнения работы я нашла и изучила все доступные материалы по теме и подруководст- вом учителя выполнила эксперименты, результаты которых дали ответ навопрос: «Какое средство для стирки ткани следует выбирать, чтобы получить самыйлучший эффект и помочь бабушке?»

 

 

 

 

 

 

 

                                                            ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

    Я выполнила несколько исследований, которые  называются теоретическими, итребуют находить материал в книгах и интернете, а потом выбирать исистематизировать главное.

                                          1.  Какстирали наши предки

    Когда у человека появилась одежда из ткани, сразу же возникла необходимость её стирки. Известно, что разные народы применяли свои способы стирки. Обычно этотпроцесс заключался в том. Что сначала бельё замачивали в воде, потом его терлируками, ударяли о камни на берегу реки, полоскали, выжимали и сушили. Прочитала,что в Древней Греции, например, стирали  так: в глинистой почве вырывалинебольшие ямы, которые использовали как корыта и тазы, и налива- ли туда воду.Прачки белье для стирки сбрасывали в ямы, а затем, спрыгнув в яму, топтали егоногами. Выстиранное таким способом бельё полоскали и сушили на морском берегу.

    Особенностью стирки во Франции и южной Европе была совместная работа прачек наберегу реки, здесь же первыми появились специальные прачечные — лодки, пришвартованные у берега. Сушили бельё в те времена на пастбищах или специальновыделенных для этого местах, на траве,  деревьях, кустах, на живых изгородях. Итолько потом люди придумали приспособления для сушки белья, такие, как веревки,колышки, рамы-сушилки.

   В древней Руси для стирки использовались чаны и бочки, в которых парили ткань,бросая в бочки раскаленные камни, или засыпая золиво — золу отгречишной соломы, или  подсолнухов. Чтобы отбелить бельё, его  помещали надва-три дня в кислое молоко или использовали отвар фасоли,картофельную воду.

    Мне понравился «морской» способ стирки, при котором загрязнённое бельё, крепко привязав к канату, бросали за борт, дожидаясь, пока струи воды смоютзагрязнения с  ткани. 

                                          2. Чемстирали наши предки

    Почему при стирке прачки терли бельё о камни, использовали для этого дажепесок? Потому, что при стирке  главное  — механическое воздействие на ткань.Первым «помощником» человека для стирки была зола — доступная природная щелочь,эффективность которой несколько веков была непревзойдённой. Позднее стали применять калий (точнее, карбонат калия), который полу- чали из древесногоугля.

    Животные жиры, воск, а также корни, кора или плоды растения мыльнянки, ягодыбузины, сок алоэ — эти природные вещества люди измельчали и смешивали с зольнымщелоком с давних времён.

    История свидетельствует, что в VI веке до нашей эры уже появилось  мыло,сваренное из козьего жира и древесной золы. Остатки древнейшего мыла былиобнаружены  при раскопках на холме Сапо в Риме, а в руинах Помпей археологинаходили  куски мыла и обнаружили мыловар- ню. Есть легенда, по которой люди,стиравшие бельё на берегах реки Тибр, заметили, что одежда отстирываетсябыстрее, так как в эти места с дождём была смыта смесь из растопленного живот- ногожира и древесной золы жертвенного костра. Мыло, которое производилось в товремя, было слишком жестким для кожи и использовалось только при стирке.

                                3.  Почему мы стираемодежду в воде?

    Этот вопрос интересовал меня всегда, а сейчас — особенно. Разве нельзя былопридумать для стирки какое-то специальное вещество? Его придумали, когда«изобрели» химическую чистку одежды, и сейчас  пальто, плащи, костюмы, шубычистят специальными растворами. Но в повсед- невной жизни химчистка — дорогаяи  небезопасная для здоровья человека с  аллергией, процедура. Вода — самаядоступная жидкость на Земле. Она — идеальный растворить для очень многих ве- ществ,в том числе и компонентов стиральных порошков, вода  имеет высокоеповерхностное натяжение.  

    Из статьи в детской энциклопедии я узнала, что молекулы воды полярные, поэтомуони оказы- ваются «связанными» друг с другом. А на поверхности воды  верхниемолекулы притягиваются  только к тем, которые под ними и рядом, ведь выше уженаходится воздух, а это другое вещество. Вот поэтому  — то на поверхности водывозникает что-то вроде натянутой пленки, которая выдер- живает разных водомероки даже канцелярскую скрепку. Этим  свойством обладают все жидкости, у воды онопроявляется сильно. Мы проверяли силу поверхностного натяжения, когда аккуратно опускали на воду канцелярскую скрепку  

                                     4. «Эволюция»стиральных машин

    В давние времена люди руками стирали одежду, используя для этого большуюёмкость (ведро, таз, чан, лохань), применяя валёк или мешалку для белья -деревянную палку, на конце которой находится конус или несколько «ножек».Мешалку опускали в ведро с бельем и крутили.

    Самой первой стиральной машиной можно считать обычную дубовую бочкас водой, кото- рую с помощью раскаленных камней, опускаемых в воду, доводили докипения. В кипяток опус- кали белье и мешочек с распаренной в печке золой, идолго тщательно перемешивали.

    Интересно, кто придумал стиральную машину как приспособление для стирки белья?В сети интернет я нашла ответы:   

1797 год — появилась стиральная доска — первоеприспособление, облегчающее стирку;

1851год — Джеймс Кинг придумал первую стиральную машину и запатентовал её. Онаочень ока- залась похожа на современную машинку, но имела ручной привод,поэтому требовала для работы больших  физических усилий человека.

1871год — создано более 2000 патентов на различные приспособления для стирки;

1874год — Уильям Блэкстоун создал первым стиральную машину с ручным приводом, затем за- пустил её в серийное производство.   

1900год — в Германии началось производство первых машин для стирки белья;

1908год — сконструирована первая стиральная машина с электрическим приводом;

1920год — более 1300 компаний наладили выпуск стиральных машин;

1947год —  первая стиральная машина — автомат, её создали конструкторы фирмBendixCorporation и GeneralElectric;

XX век — конструкция стиральных машин совершенствуется, но без учёта безопасностипотреби- теля: все приводы и детали машин оставались открытыми.

1911год — дизайнеры тогда еще малоизвестной компанииWhirlpool первыми закрыли всю стира- льную машинупластиковыми накладками, обеспечили вращение отжимных валиков в одну сто- рону,что понизило шумность, обеспечило безопасность человека;

1949 год — создается программное устройство длямашины, в США появляется первая в мире авто- матическая стиральная машина;

1951 год  — в Европе выпускается перваяавтоматическая стиральная машина;

1978 год — создается стиральная машина с системойуправления на основе микропроцессора.

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

                                       ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    В работе выполнено экспериментальное исследование, результаты которого далиответ на поставленный вопрос.

 

         5. ИССЛЕДОВАНИЕ: Какое средство  лучшеудаляет загрязнения?

    Для исследования я выбрала три различных моющих средства: хозяйственное мыло, стираль- ный порошок «Миф» и  средство для стирки компании «Amway».

    Я взяла три одинаковых по размерам куска белой хлопчатобумажной  ткани и нанеслана них одинаковые загрязнения: сделала «рисунок» фломастером, капнула  соусом ивареньем, разлила чай и оставила «отпечаток» зелёной травы. Все три образца уменя  впитывали  соус и варенье целый день.

                                                    Ход исследования:

1.Мы вместе с руководителем изучили инструкцию по применению каждого средства сцелью определения количества порошка для стирки загрязненных образцов в расчетена 1 литр воды.

2.Я взвесила на рычажных весах нужное количество моющих средств: мылохозяйственное — 5 грамм, стиральный порошок «Миф» — 5 грамм, средство длястирки «AmwayHom»- 2,5 грамма.

3.Приготовили три одинаковых колбы вместимостью 1 литр, заполнили их водой притемпературе  400С, и засыпали в воду моющие средства, чтобы онирастворились в воде.

4.Одновременно погрузили в колбы загрязненные образцы тканей, определив времястирки 5 минут.

Выполняяданное исследование, я по предложению руководителя, попробовала себя в роли«сти- ральной машины» — я целую минуту вращала в руках колбу, стирая ткань вней. Оказалось, что это трудно, поэтому мы улучшали процесс стирки помешиваниемтканей  стеклянными трубками.

5.Окончив стирку, все образцы ткани были выполосканы  в воде и высушены.Растворы  собраны в стаканы, их цвет сильно отличался от первоначальных. Намибыл  проведен анализ результатов стирки. Результаты эксперимента  представленыв виде таблицы.

Таблица 1

Результаты стирки ткани сразличными загрязнениями:

Название

 загрязнения

Результаты исследования (степень удаления  грязи)

Хозяйственное мыло

Стиральный порошок «Миф»

Средство для стирки «Amway»

Зеленая трава

Хорошо

Плохо

Хорошо

Фломастеры

Отлично

Отлично

Отлично

Томатный соус

Плохо

Плохо

Хорошо

Варенье

Отлично

Отлично

Отлично

Чай

Отлично

Отлично

Хорошо

 

    Получив результаты экспериментальной стирки, я сначала растерялась. Получилось,что прос- тое хозяйственное мыло справляется с задачей не хуже, чем известныестиральные порошки, и бабушка об этом знает, потому что она намыливает сильнозагрязненные части одежды перед ее замачиванием. 

 

6.     ИССЛЕДОВАНИЕ:  Как на результаты стиркивлияет сила  поверхностного натяжения?

    В кабинете физики нашелся особый прибор, который называется «динамометрповерхностного натяжения». С его помощью тоже можно ответить на вопрос о лучшемсредстве для стирки, пото- му динамометром измеряют силу поверхностного натяженияжидкости. Прибор состоит из сталь- ной спиральной пружины с указателем 1и крючком 2, прикрепленной к небольшой панельке. К панельке такжеприкреплена шкала 3 с делениями. К крючку прикрепляют скобу (в набореони разного размера), которую опускают в раствор. Затем аккуратно поднимаютвверх, определяют показания указателя на шкале при отрыве скобы. В нашемэксперименте  наблюдения проводи- лись визуально.

                                                       Ходэксперимента:

    Я брала поочередно рабочие растворы, наливала их в кристаллизатор и опускалаприкреплен- ную к пружине скобку диаметром 50 мм. Выполнила подъемы скобы длякаждого раствора по три раза.

    Я узнала от учителя, что результаты стирки будут лучше, если силыповерхностного натяжения (значит, показания на шкале прибора) при растворении вводе стирального порошка становятся самыми маленькими.

    Показания динамометра — результаты эксперимента:

Растворс «Миф» — 2,0 

Растворс «Amway»- 2,5  

Раствормыла хозяйственного – 1,5.

 

Почемурезультаты разные? Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели…

 

 

7.     ИССЛЕДОВАНИЕ: Изучаем состав средств,которые применяли  для стирки тканей

    Я изучил инструкции по применению стирального порошка «Миф» и средства длястирки «Amway»,чтобы понять, почему при вытягивании скобы из раствора показания прибораоказались разными.                                                                  

                                                                                                                                                     Таблица 2

 Название средства

Состав

Добавки

Рекомендуемые

условия  стирки

Дополнительная информация

Компания – производитель

Стиральный порошок «Миф» для ручной стирки

Анионные ПАВ 5 % и более, но менее 15 %; фосфаты  — менее 5 %;

Оптические отбеливатели, энзимы, ароматизирующие добавки

Замачивание – 3 часа, расход 105 – 115 мл;

Ручная стирка – расход 105-115 мл на 10 л., температура зависит от типа ткани;

Машинная стирка – 20 мин, расход на 10 л – 240 – 315 мл.

«Миф» М – Zim помогает удалять даже  глубоко въевшиеся пятна, так как содержит энзимы, распознающие и удаляющие разные типы пятен.

 

Procter & Gamble (N)

(Россия, г.Новомосковск)

Концентрированный порошок «Amway

Hom» для стирки цветных тканей.

Неионогенные ПАВ – 15 – 30 %, менее 5 % поликарбоксилата, фосфонаты.

Энзимы, отдушка, бутилфенил-метилпро-пионал,

Расход для ручной стирки от 40 мл до 60 мл на 10 л воды (для воды разной жесткости), от 40 мл до 135 мл на 10 л воды в зависимости от степени загрязнения ткани.

После ручной стирки рекомендуется тщательно вымыть и вытереть насухо руки. Отмечено, что продукт дерматологи-чески протестирован.

Access Business Group LLC, made in USA

 

    Из таблицы, в которой много еще непонятных мне химических названий, я поняла,что резуль- таты стирки определяет содержание в порошке ПАВ -поверхностно-активных веществ.  Именно они снижают силы поверхностногонатяжения воды, что способствует наиболее полному удале- нию загрязнений изткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ.

    Человек во все время был и остается самым главным потребителем воды на Земле,расходуя воду в том числе и на стирку одежды.

    Когда-то давно человеку пришлось искать способ удаления различных загрязнений споверх- ности ткани, этот процесс имеет свою историю совершенствования, ииспользуется всеми жителя- ми Земли.

    После проведённых экспериментов я пришла к выводу: для различных загрязнений наткани  необходимо выбирать  разные стиральные порошки или мыло, стиркупроизводить при разных температурах,  различным будет и время стирки ткани. Привыполнении этих правил результат будет наилучшим.

    Чтобы помочь бабушке, я стараюсь быть аккуратной и поменьше пачкаться!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Списокиспользованных источников

1.     Многоликая вода. Детская энциклопедия. № 6– 2013

2.     Наука ижизнь, Всё о стиральных машинах https://www.nkj.ru/archive/articles/1743

3.     http://class-fizika.narod.ru/stir.htm

4.     http://en.wikipedia.org/wiki/Laundry

5.     http://www.santi.com.ua/numbers/prof3/prof3s6.html

6.     http://i-washing.ru/istoriya-vsemirnoj-stirki-chast-2.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.64%
НЕТ
41.36%
Проголосовало: 972

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет