X-PDF

Исследовательская работа по теме Беломорская вечерняя школа в контексте историии

Поделиться статьей

Е.Г.Гайнуллина, учитель истории

высшей категории

МОУ«Беломорская СОШ № 3» ,

Беломорскаявечерняя школа в контексте истории.

Вечерние(сменные) школы переживают не лучший период своего существования. Часть школзакрыта, другие «оптимизируются» и превращаются в УКП при школах дневных,остальные либо дожидаются своей участи, либо пытаются найти свое место в новыхреалиях современной России. Наша школа относится к числу последних. Чтобыпонять ситуацию, в которой мы находимся сегодня, и осмыслить тенденции развитиянашего образовательного учреждения, мы решили провести ретроспективныйисторический анализ возникновения и развития системы вечернего (сменного)образования на территории Беломорского района.

  Формулируя тему исследования, мы ставим перед собой задачу соотнести этапыразвития вечерней школы маленького района на севере Карелии  с этапами вистории большой страны.

1. Школа взрослых.

В России предпосылки для развитияобразования взрослых возникли в 60-70-е гг. 19 века с открытием воскресныхшкол, в т.ч. в  Петербурге, Москве, Харькове (школа Х.Д. Алчевской), Екатеринославлеи других городах. Уже первый опыт позволил сделать педагогам важные обобщения.В 1861 г. в «Журнале министерства народного просвещения» была опубликованастатья К.Д.Ушинского «Воскресные школы», где он впервые в русской педагогикевысказывает мысль о необходимости связывать обучение взрослых с ихнепосредственной трудовой деятельностью.

В 1877 году в селе Сорока при лесопильныхзаводах М.П. Беляева открылась частная заводская церковно-приходская школа. Заведующим,учителем и законоучителем стал окончивший курс Архангельской Духовной семинарииНиколай Александрович Алексеевский. В ней обучались рабочие в возрасте от 20 до35 лет. Обучение проводилось только по вечерам и даже в праздничные ивоскресные дни, когда рабочие были свободны.  Это был, пожалуй, первыйизвестный опыт организации образования взрослых на территории нынешнего Беломорскогорайона. С 1 сентября 1895 года школа была преобразована в однокласснуюцерковно-приходскую: возраст учащихся с этого года составлял от 7 до 12 лет [1].

В феврале 1924 года на сорокскихлесозаводах № 37/38 заработала школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) дляподготовки квалифицированных рабочих для «Северолеса». Школа размещалась наострове Старчина.

Школы ФЗУ с 1920 по 1940 годы являлисьнизшим (основным) типом профессионально-технической школы в СССР. Действовалина крупных предприятиях. В школы принималась молодежь 14-18 лет с начальнымобразованием. Наряду с профессиональным обучением в школе велась общеобразовательнаяподготовка [2].

В годы первой пятилетки Советское правительствоприняли ряд постановле­ний о школе, сыгравших огромную роль в улучшении ееработы. 8 марта 1929 г. было принято постановление «О подготовке преподавателейв педвузах и педтехникумах и переподготовке учителей»; 17 мая 1929 г.— «Оработе по ликвидации неграмотности»; 25 августа 1931 г.— «О начальной и среднейшколе»; 25 августа 1932 г.— «Об учебных программах и режиме в начальной и сред­нейшколе»; в феврале 1933 г.— «Об учебниках для на­чальной и средней школы».

В этот период было завершено введение всеобщегоначального обучения. В 1932 г. в стране работали 166 тыс. общеобразовательныхшкол, в которых учились около 21 млн. человек.

Постановления партии и правительства о введениивсеобщего начального обучения с 1930/31 уч. г. нашли горячий отклик средишироких масс трудящихся. Мест­ные партийные организации, органы власти принялисо­ответствующие решения. Были отпущены значительные материальные средства напостройку, ремонт и оборудо­вание школ. Были организованы фонды всеобщегообучения.

В 1936 году было закончено строительствообщеобразовательной школы в Сороке.

23 августа 1936 года газета «Беломорскаятрибуна публикует объявление следующего содержания: «Сорокский районный отделнародного образования открыл прием в общеобразовательную школу и школуповышенного типа на базе 4-го, 5-го, 6-го и 7-го классов. Занятия будутпроводиться без отрыва от производства – вечером. Желающие поступить учитьсядолжны подавать заявление в РОНО или завком лесозавода до 28 августа с.г. Всепоступающие подвергаются испытаниям. РОНО» [3].

В 1939 году в Беломорске работает средняяшкола взрослых, куда принимаются все граждане, достигшие 16 лет [4]. «Идянавстречу запросам трудящихся, советское правительство обязало органы народногопросвещения открыть заочное обучение взрослых». В Беломорске при средней школевзрослых создан консультационный пункт заочного обучения [5].

Главной задачей периода с середины30-х и до конца 50-х годов являлось осуществлениенеполного среднего образования детей и молодежи – сначала семилетнего, затемвосьмилетнего.

15 июня 1943 года вышло постановление Совета НародныхКомиссаров СССР  Об обучении подростков, работающих напредприятиях, на основании которого в стране создаетсясеть вечерних школ взрослых.

В том же 1943 году Беломорским районным отделомнародного образования издается приказ  № 98/499   от  06 сентября 1943 года,согласно которому учителя закрепляются за конкретными учащимися из числа призывников1926 года рождения в целях ликвидации неграмотности в течение сентября-октября1943 года.

Судя по архивным документам (список количества часов упреподавателей по школе молодежи от 18.10.1945 г.) одним из первых директоровшколы (возможно, первым) был П. Соколов, являвшийся одновременно директоромсемилетней школы № 2.

Весной 1944 г. вечерние школы были переименованы вшколы рабочей молодежи (ШРМ), а с 1 ноября 1944 г. стали действовать и школысельской молодежи.

Беломорская вечерняя школа была переименована в школурабочей молодежи.  Приказом Беломорского РОНО № 292 от 30.08.1946 года «ПаперноГригорий Исакович на основании приказа Министерства просвещения за № 111 от 26августа 1946 года назначен учителем истории Беломорской средней школы №1 и директоромшколы рабочей молодежи г. Беломорска». Завучем Беломорской вечерней школырабочей молодежи назначена Шарицкая М. П. (приказ РОНО № 307 от 10.09.1946г.).  В 1947 году завучем школы была назначена Першина Л. А. (приказ РОНО № 256от 27.08.1947 г.).

В 1947 году в Беломорской вечерней школе были открытыначальные классы. Учителями начальных классов работали Виноградова МарияАлексеевна и Белая Александра Михайловна (приказ по Беломорскому РОНО № 106).

В архивных документах за 1948 год, в приказах по районномуотделу народного образования мы находим распоряжения по Сумпосадской вечернейшколе, тарификационные списки учителей вечерней школы сельской молодежи на1948/1949 учебный год. Существование эти образовательных учрежденийодновременно с Беломорской школой рабочей молодежи говорит о том, какоезначение придавало советское  правительство повышению образовательного уровнярабочей и сельской молодежи.

На первое ноября 1948 года численность учащихсяБеломорской ШРМ составила 126 человек. В школе работало 15 учителей. Директоромшколы был назначен Пыков И.О.

Осуществление закона о всеобщем семилетнем образовании– задача большой государственной важности. Народное просвещение делает большойшаг вперёд как в расширении школьной сети, так и в повышении качествапреподавания. Широкие возможности для получения образования открылись в 1949году  перед рабочей молодёжью. 1 сентября начала работу городская вечерняяшкола рабочей молодёжи. В первый день занятий сюда пришло 220 учащихся – это вдва раза больше, чем в 1948 году. Возможность получить образование без отрываот производства получили молодые рабочие в посёлке Сосновец и селе Сумпосад [6].

C1950 года численность учащихся неуклонно возрастала. Растет численностьвыпускников Беломорской вечерней школы: с 11 человек в 1951 году до 42 чел. в1959 году. Это связано с развитием экономики района, что в свою очередь требуетповышения уровня образования.

Директорами школы в эти годы были Аршинская Тамара Алексеевна, учитель истории и СтепановаКалерия Николаевна,   учитель математики.

Согласно Закону от 24 декабря 1958 г. «Об укреплениисвязи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования вСССР», предусматривающего перестройку общеобразова­тельной средней школы, встране вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование.

В1958 г. школы рабочей и сельской молодежи преобразуются в вечерние (сменные)общеобразовательные школы взрослых.

60 — 70-е годы ХХ века: основные направления работы -осущест­вление всеобщего обязательного среднего образования; улучшениеобщественного воспитания детей дошкольного и школьного возраста; созданиеусловий, обеспечивающих более высокий уровень содержания образования и вос­питанияподрастающих поколений (Программа КПСС, принятая XXII съез­дом КПСС (октябрь 1961г.)).

Усложняетсяшкольная программа, выше становятся требования, предъявляемые к педагогам ивыпускникам.

Беломорскаявечерняя школа  находится на заводской стороне, в бывшем Доме офицеров, а затемв швейной мастерской. Строится новое здание школы. Львиную долю средств настроительство выделил Беломорский ЛДК (директор М.П. Ксенофонтов).

В1968 году Вечерняя школа переехала в новое здание по адресу ул. Рабочая, 10,которое построили вплотную к старому.  В школе появляется своя библиотека. Директором  школы в этот период её существования была Кузнецова Лилия Петровна,   учительматематики,

Мобилизующуюроль в улучшении работы учреждений  просвещения сыграло постановление ЦК КПСС иСовета Министров СССР «О завершении перехода ко всеобщему среднему образованиюмолодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (20 июня 1972 г.).Органам народного образования было предложено  к 1975 г.  расши­рить сетьвечерних школ и их филиалов по месту работы молодежи и укрепить их базу.

В1974 году директором школы становится Геккин Г.Г., выпускник вечерней школы 1964года, впоследствии министр образования Карелии.

ПриБеломорской районной очно-заочной школе (РОЗШ) работает сетьучебно-консультационных пунктов, занятия также ведутся в Техническом училище№2, где готовят матросов-мотористов и спецкомендатуре при Беломорской ПМК-86. Первыеконсультационные пункты работали ещё в 1940 и 1946 годах. Изменяется режимработы: появляются заочные, вечерние и сменные классы, уроки проводятся утром ивечером четыре дня в неделю, по пятницам проходят консультации. Среди учениковстановится всё больше молодёжи.

80-е годы ХХ века характеризуются следующимитенденциями: значительно повышается общеобразовательная подготовка населения;укрепляются связи школы с предприятиями.

В1981/82 учебном году в общеобразовательных школах страны учились около 40 млн.человек, в том числе в школах и группах с продленным днем и школах-интернатах —свы­ше 10 млн. учащихся. Более 99% выпускников восьмых классов продолжалиобразование в средних учебных за­ведениях. В средних школах работающей молодежив 1980/81 учебном году обучалось около 5 млн. человек. Вусловиях всеобщего обязательного среднего образо­вания численность учащихсявечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее неполучившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу всредних ПТУ и средних специаль­ных учебных заведениях, вечерняя школаоставалась в 80-е годы по-прежнему основным каналом получения среднегообразования. Изменилась структура сети вечер­них школ: сократилось количествомалочисленных школ, увеличилось число филиалов и учебно-консультацион­ныхпунктов непосредственно на предприятиях и в рабо­чих общежитиях. Основной сталазаочная форма обуче­ния, сессионный режим занятий. Издавались спе­циальныеучебные пособия, методические и дидактиче­ские материалы, рассчитанные насамообразование.

В1983-84 учебном году при Беломорской очно-заочной школе работало десять  учебно-консультационныхпунктов: Сосновецкий (заведующая Кузьменкова), Летнереченский (заведующаяСемерикова М.В.),  Вирандозерский (заведующая Гридина И.К.), Нюхотский(заведующая Сорокина А.В.), Шуерецкий (заведующая Няттиева Р.А.), Пушнинский(заведующая Ицковская В.Л.), Хвойнинский (заведующая Телего Р.Ф.), Сумпосадский(заведующая Бровченко Ф.А.).

Перваяполовина 80-х годов – пик в работе Беломорской вечерней школы: максимальнаячисленность выпускников составила в 1983 году 149 человек.

Набазе Беломорской вечерней школы при тесном сотрудничестве с партийнойорганизацией Беломорского ЛДК проходят различные конференции. Конференция, посвященная60-летию партийной организации Беломорского ЛДК (1981 г.) под девизом«Коммунисты, вперёд!» с выступлениями учащихся школы,  ветеранов партии итруда. Выступления сопровождались показом кинофильмов и прослушиваниеммагнитофонных записей.  Конференция, посвященная  60-летию Карельской областнойпартийной организации (1982 г.), 80-летию IIсъезда РСДРП (1983 г.).  В 1984 году встреча была посвящёна 40-летиюосвобождения Карелии от фашистских захватчиков. Рассказ о военных событиях велине только приглашённые участники, но и учащиеся школы.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

Впервом полугодии 1983-84 учебного года школа работала над претворением в жизньрешений Июньского 1983 Пленума ЦК КПСС, Пленумов ЦК КПСС, документов партии иправительства, материалов XXVIсъезда партии, декабрьского Пленума 1983 года, что нашло свое отражение вприказах по школе.

Длясохранения контингента учащихся в течение учебного года, для вовлечения молодыхрабочих в школу ежегодно происходит закрепление учителей школы за предприятиямигорода.

Приказомдиректора Клушиной от 6.09.1984 года № 49 «для сохранения контингента учащихсяв течение учебного года, для вовлечения молодых рабочих в школу» учителяБеломорской очно-заочной школы были закреплены за предприятиями города:Десяткова В.В. —  АК-1368, ЛДК и зверосовхоз; Корнилов М.П. – зверосовхоз«Выгостровский», ПЧ, ПТО, ПМС; Кононова Т.В. —  ББГЛ, КОП, ЖКХ; Фёдорова Г.С. -ОВД, ПМК-86, Горторг и РМЗ; Шарахов В.М. — БМП, РУС, ЭТУС, Горем–16;  ЮктерИ.В. — ЦРБ, станция Беломорск и РСУ.

В80-е годы школу возглавляли Прохорова Алевтина Ивановна, учитель истории,Клушина Галина Николаевна,  учитель русского языка и литературы, РомановаЛюдмила Васильевна, учитель русского языка и литературы, Корнилова ЛюдмилаМихайловна, учитель русского языка и литературы.

Впериод с 1985 по 1993 год в стране проведена рационализация и сокращение сетивечерних (сменных) общеобразовательных, что было вызвано резким уменьшениемчисленности учащейся работающей молодежи, не имеющей среднего образования.

В 90-е годы российскаясистема образования претерпевает бурные изменения, которые затрагивают все ееэлементы — от финансирования и управления до содержания образования, методов иформ оценки результатов.Принципиальноизменились требования рынка труда, учащихся (или их родителей) к системеобразования и ее продукту по содержанию и структуре подготовки. Значительныеизменения претерпел контингент обучающихся  вечерних школ. Если до 1993 года вних обучалась только работающая молодежь (от 16 лет), то после 1993 годавозрастной ценз обучающихся приблизился к возрасту учащихся дневныхобщеобразовательных школ.

Численностьконтингента Беломорской вечерней школы после спада, вызванного объективнымипричинами, с 1993 года начинает расти.

2. Школа подростков.

90-е г. ХХ – начало ХХIв.: основной контингент учащихся вечернейшколы — подростки.    Вечерние (сменные) школы призваны обеспечить возможностьполучения среднего образования разновозрастной молодежи, по разным причинам неимевшей возможности окончить  дневную общеобразовательную школу. Однако врассматриваемый период,  контингент вечерних школ по возрастному составу все больше приближается к дневной. Зачастую в вечерних школах обучается молодежь,которая не может продолжить обучение в дневной школе из-за неуспеваемости,плохой дисциплины или по другим причинам. Цифры свидетельствуют о нарастанииявлений социальной дезадаптации подростков, невозможности обучения в дневныхшколах по различным причинам, в основном, социального неблагополучия.Наблюдается устойчивая тенденция преобразования традиционного подхода квечерним школам как к общеобразовательным учреждениям для работающей молодежи вучреждения, где наряду с общим средним (полным) образованием должны решатьсяпроблемы социальной адаптации и коррекции подростков.

ВБеломорской вечерней школе количество обучающихся старше 18 лет составляетоколо 50 % от общей численности контингента. С одной стороны, этосвидетельствует о том, что за прошедшие 5-10 лет была ослаблена работа поорганизации своевременного получения среднего общего образования, с другойстороны — об эффективности деятельности нашей  школы по вовлечению в процессполучения образования лиц, которые в свое время не получили образования.

Средипричин ухода из дневных школ по данным социологического исследования,проведенного в Беломорской вечерней школе следующие: конфликты с учителями,отсутствие заинтересованности в обучении, нарушение дисциплины и общепринятыхнорм поведения, желание сменить школу, необходимость одновременного полученияпрофессии и среднего (полного) общего образования, конфликты со сверстниками.

Семейныйпортрет обучающихся вечерней школы представлен следующими данными:благополучные семьи — 56%, неблагополучные семьи — 44%, кроме того, 40%   воспитанниковвечерней школы — из малообеспеченных семей.

Встране шел процесс реформирования системы образования: школы искали путидальнейшего развития. В отличие от дневных массовых школ, вечерние это делалисамостоятельно.

РаспоряжениемГлавы самоуправления № 822 от 24.09.1997 Беломорская вечерняя (сменная)общеобразовательная школа преобразована в Центр Образования. Просуществовав вэтом статусе 1,5 года, она снова становится вечерней (сменной).

Сянваря 2002 года школа находится на территории бывшей 174 Радиотехнической бригады войск ПВО. Занимает трехэтажное кирпичное здание бывшей казармы.

В2003 году Беломорская вечерняя школа реорганизована в Беломорскую открытую(сменную) общеобразовательную школу. Помимо программ общего основного исреднего образования реализуется более десяти программ профессиональной подготовки.

Активизируется школьнаяжизнь и социальная активность обучающихся.

С 2007 года учащиесяшколы ежегодно принимают участие в районной
муниципальн
ой краеведческойолимпиаде. В 2012году в заочномтуре
«Знатоки краеведческого материала»
заняли 1 и 2 места, вочном туре в 2013 году  — 3 место.

Ежегодно победу нашейшколе приносит участие в городскойкраеведческой игре «Открой для себя Беломорск».

В 2010 году победили  в муниципальном конкурсе мультимедийныхпроектов, посвящённом 65-летию победы в Великой Отечественной войне «Россия –Родина моя», в 2011 году в районной викторине «Никто не забыт, ничто не забыто. 3 место принесло участие в 2012 году в муниципальном конкурсе мультимедийных проектов «Афганистан – боль моя», в апреле 2013 года вмуниципальном конкурсе компьютерных презентаций и видеороликов «Знакомьтесь –это наша школа».

Исследовательскаяработа «Морская культура поморов» опубликована в сборнике
 
III районнойконференции «Краеведческие чтения — 2011». Учащиеся школы ежегодно принимают участиев муниципальной краеведческой  конференция «МоеОтечество» и научно – практической конференции  «Шаг в будущее».

Лауреатом региональноготворческого конкурса по истории и правам человека «Уроки прошлого» в 2012 годустановится ученица 11 класса МАОУ «Беломорская ОСОШ»

Школьные команды пофутболу, баскетболу, волейболу и стритболу занимают достойные места в районныхи городских соревнованиях. Ежегодно наша школа представлена на муниципальномэтапе Всероссийской олимпиады школьников.

Идетмодернизация образовательного и воспитательного процесса: внедряются новыетехнологии обучения, происходит переоборудование классов и обновление фондовучебной и методической литературы.

Учитываяисключительную важность информационных технологий в период перехода к информационномуобществу, внедряется дистанционная поддержка образовательного процесса.Регистрируется школьный  Интернет – портал  дистанционной поддержки(единственный в районе), способствующий активному развитию индивидуальныхобразовательных траекторий, позволяющий оказывать помощь учащимся школы внезависимости от  времени и их местонахождения.

 

Заключение.

Исходяиз анализа исторического развития вечернего (сменного) образования натерритории Беломорского района, можно сделать следующие выводы:

1.Беломорская вечерняя школа всегда функционировала с соответствие с требованиямивремени и в интересах общества;

2.В процессе ее деятельности накоплен огромный опыт работы с различнымикатегориями обучающихся, адаптированный к условиям функционирования в современныхреалиях;

3.На сегодняшний день данный тип образовательного учреждения является  наиболеемобильным в адаптации к условиям меняющегося общества и может являться базойдля социальной реабилитации и социальной адаптации подростков и взрослыхсредствами образования.

 

Список литературы

1.    АлексеевскийН. Сороцкая заводская церковно-приходская школа Кемского уезда: (краткиеисторические сведения)/ Николай Алексеевский//АЕВ. – 1904. – 30 июня (№12). –Ч. офиц. – С.491.

2.http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1159465

3.Объявление//Беломорская трибуна. – 1936. – 23 авг.

4.Объявление//Беломорская трибуна. – 1939. – 2 июня.

5.Ордин И. Заочное обучение//Беломорская трибуна. —  1939. – 20 окт.

6.Беломорская трибуна. – 1949. – 4 сент.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет