X-PDF

Исследовательская работа по теме Морская культура поморов

Поделиться статьей

«Морская культура поморов».

Исследовательский проект

Автор:

Гайнуллина Елена Геннадиевна

учитель истории

26 сентября 2010 года в Беломорске состоялся   очередной,III съезд поморов Республики Карелия, Архангельской и Мурманской областей.Съезд обсудил актуальные проблемы социально-экономического развития Поморья,сохранения историко-культурного и природного наследия Поморья, культурных ихозяйственных традиций поморов. Съезд особо отметил, что поморы внесли большойвклад в освоение Русского Севера и арктических территорий России, создали самобытнуюпоморскую культуру.

Нам кажется, что мы, жители Поморья, знаем о поморах всё.

А так ли это? Ответ на этот вопрос дал проведённый мной  социологическийопрос среди учащихся  Беломорской открытой (сменной) общеобразовательной школы.Я  им задавала вопросы:  Кто такие поморы? Где на территории Беломорскогорайона проживают поморы?  Какие занятия поморов вы знаете? Большая частьопрошенных не смогла в полной мере правильно ответить на вопросы.

Исходя из результатов опроса, я сформулировала проблему:юные жители нашего края плохо знакомы с историей, бытом и традициямибеломорских поморов.

Такое положение вещей натолкнуло меня на мысль заняться подготовкойисследовательского проекта «Морская культура поморов». Творческим названиембыло выбрано: «Море — наше поле».

Актуальность данной темы состоит в том, что большинствовыпускников нашей школы остаются жить и работать в нашем районе. И для тогочтобы возрождать и сохранять традиционные промыслы, занятия, развивать хозяйство,им необходимо знать историю возникновения, особенности существования идостижения предков.

Я выдвинула гипотезу, предположив, что, если поморы живутпо берегам Белого моря, то они должны быть  великолепными мореплавателями, судостроителями,создать свои принципы навигации, свои приёмы морского промысла и сохранить своитрадиции до наших дней. Среда обитания должна сформировать их образ жизни,обычаи, традиции, черты характера.

Целью исследования стало познакомиться с морскойкультурой Беломорского Поморья.

Я выбрала  следующие направления исследований: «Поморские лоции»,

«История поморских сёл Беломорского района»,  «Традиционный поморскийпромысел», «Поморское судостроение», «Поморы».

 Первый вопрос на который ядала ответ это кто такие поморы. И выяснила, что поморы — это субэтносрусского народа, потомки древних новгородских поселенцев, селившихся начиная сXII века на юго-западном и юго-восточном побережье Белого моря. От этогоэтнонима произошёл топоним юго-западного побережья Белого моря — Поморскийберег.

 Ихпривлекал богатый промысел: на суше – пушнина и птица, на море – морская рыба,зверь и «рыбий зуб» – высоко ценившийся моржовый клык.

Основным занятием населенияПоморского Севера были звериные и рыболовные промыслы.

Поморы были отважными арктическими мореплавателями.

Поморы создали уникальную промысловуюкультуру, приёмы строительства судов, навигацию, промысловую одежду.

Жизнь на берегах «Студеного моря» вусловиях сурового климата сделала поморов сильными и трудолюбивыми. В Поморьевитал дух вольности, свободомыслия и товарищества.

Далее я нашла на  территории Беломорского района традиционные поморские поселения,где проживают поморские династии, занимаются поморским морским промыслом,строят поморские суда, бережно сохраняют поморские традиции и обычаи. Всепоморские сёла расположены на побережье Белого моря и впадающих в него рек:Сума, Вирма, Нюхча, Шуя. И Сумский Посад, и Нюхча, и Колежма, и Шуерецкое, иВирма в XVXVI в.в. находились всобственности Марфы Борецкой, а затем  Соловецкого монастыря. Немалую прибыльжителям приносили лов и продажа сельди, семги, наваги, камбалы, трески ипалтуса

В Сумском Посаде вследствие частых нападений шведов был построенСумский острог. Сумляне участвовали в строительстве «Осударевойдороги». Суму называют родиной моряков, родинойкапитанов. Братья Воронины, среди них Владимир Иванович, знаменитый капитан ледового флота,  Рюхины,Вязмины, Лузгины, Падорины — известные сумские капитаны.

Особую известность село Нюхчаполучило в петровскую эпоху. В связи со строительством Осударевой дороги.

Колежма — историческое поселение XII-XIII вв. Близ селабыл построен первый в Карелии железоделательный оружейный завод (Железнаяпустынь). Является Колежма и одним из главных центров судостроения в крае.

Старинное село Шуерецкое — один изважных центров поморского мореходства и торговли Поморского берега в ХIХ -начале ХХ вв.  Существовал и особый промысел – доставкалодками богомольцев, приезжавших в монастырь из разных губерний

Вирма — древнейшее поморское село.Главной достопримечательностью его является красивое здание церкви Петра и Павла, поставленнойна скалистой возвышенности, чуть в стороне от домов.

Мне стало ясно, что морской промысел на протяжении многих вековявляется главным занятием поморов.

Для многих поморских сел главным был тресковый, или иначемурманский, промысел. Людей, занимавшихся рыбными и зверобойнымипромыслами на море, называли «промышленниками», ходившие на Мурман, звалисьмурманщиками.

Хозяева обряжали покрут, т. е. нанимали артель рабочих дляловли трески и другой рыбы. На каждую шняку — рыболовное судно — крутилисьчетверо: кормщик, тяглец, весельшик и наживочник; у каждого из них определенныеобязанности при ловле: наживочник насаживает на крючки приманку; рольвесельщика — грести веслами, а тяглеца — вытаскивать из воды снасть. Главнымбыл кормщик. В кормщики выбирались люди бывалые и опытные, которые знали лучшиерыбные места, знали, куда закинуть снасть и умели солить и разделыватьпойманную рыбу. Кроме главных работников на промысел отправлялись  мальчики10-15 лет, называемые зуями. Зуи исполняли различные мелкие работы: варилипищу, распутывали снасти, мыли кадки.

Для лова рыбы в море употреблялась очень длинная снастьярус. Ярус вынимался на шняку через 6 или 12 часов после запуска, при отливеморской воды. На берегу рыба разделывалась, сушилась, солилась.

Помимо мурманской трески, у берегов Белого морятрадиционно добывалась сельдь  беломорка. Наважий промысел вошел вчисло ведущих беломорских промыслов в конце ХIХ в. Били поморы морского зверя,занимались звериным промыслом, охотой на тюленей, ловили семгу в Белом море. Большуюроль для поморов играли промыслы, связанные с дальними путешествиями за пределыБелого моря за такой дорогостоящей добычей как пушнина и моржовый клык, а такжедругие морские звериные промыслы

Такие умелые рыбаки и промысловики не могли не строитьсвоих судов. И изучив литературу мы пришли к выводу, что в XII веке Поморьестановится центром русского судостроения – этому способствует развитиеморских и речных промыслов. Там строились самые совершенные по тем временамсуда, предназначенные для ледового плавания. Это были корабли разных типов, нонаиболее известен  коч. По мнению историков, кочи появились в XIII веке.

Коч (в разных говорах — коча, кочмора, кочмара) – этосудно, приспособленное как для плавания по битому льду, так и для волока.Ученые считают, что название судна произошло от слова «коца» – ледовая обшивка,ледовая шуба.

 Так называлась вторая обшивка корпуса, предохранявшаяосновную обшивку от ледовых повреждений, ее делали из прочных дубовых илилиственных досок в месте переменной ватерлинии. Еще одной особенностью коча былкорпус, по форме напоминающий скорлупу ореха. Такая конструкция предохраняласудно от разрушения при столкновении с крупными льдинами. Когда коч застревалво льдах, его не сжимало, а просто выдавливало на поверхность, и судно моглодрейфовать вместе со льдами.

Лодейные мастера не имели чертежей и при постройкеопирались на опыт и чутье. Постройка коча начиналасьс днища, которое предохранял фальшкиль. Это изобретение поморов впоследствии позаимствовализарубежные мастера.

Сочленения досок бортовой обшивкиимели свою особенность: в месте швов они покрывались планками, прикрепленными кбортам небольшими скобами. Поверх основной обшивки крепилась «шуба» (коца) –ледовая обшивка, доски которой прибивались «вгладь».

У коча была оригинальная судоваядеталь, не имеющая аналогов ни в древнерусском, ни в западноевропейскомсудостроении XVI-ХVIII веков, – «коряник», которая устанавливалась на скулесудна и предназначалась для формирования перегиба борта и придания емудополнительной жесткости.

Ровнаяпалуба давала возможность нахлынувшей штормовой волне свободно стекать за борт.

Корма делалась почти отвесной, нос –сильно наклоненным. Малая осадка и наклонный форштевень свидетельствуют оприспособленности коча к плаванию на мелководье, битом льду и волоку.

На кочах Семен Дежнев и Федот Поповсовершили плавание от реки Колымы вокруг Чукотского полуострова на реку Анадырьв 1648 году.

Вэпоху Петра Iбыл нанесен жестокий удар поморскому судостроению. 28 декабря1715 года Петр I направил архангельскому вице-губернатору указ,  который запрещалстроить поморские традиционные суда. В 1719 году поморы написали царю жалобу и Петрразрешил оставить имевшиеся суда. Впрочем, указ впоследствии не выполнялся:традиционные конструкции поморских судов значительно больше соответствовалиусловиям прибрежного мореплавания и плавания во льдах.

В 30-е годы XVIII века авторитет кочабыл вновь признан официально. Была организована Сибирская (Великая Северная)экспедиция ее целью было описание берега от Архангельска до устья Оби. И здесьправительство вынуждено было использовать его как наиболее надежное судно дляплавания в этих условиях.

Хвалебную песнь «староманерному» кочупропел Фритьоф Нансен. Выдающийся полярный исследователь при строительствесвоего «Фрама» пришел к похожей конструкции судна.

Одним из самых интересных открытийпри подготовке проекта стало знакомство с поморскими лоциями. Рукописные лоции — описания навигационныхопасностей на побережьях Белого и Баренцева морей — яркий памятник мореходныхтрадиций жителей Беломорья.  Авторам известно о существовании 12 списковпоморских лоций.

Каждый из публиковавшихся списков содержит свою местнуюверсию лоции, бытовавшую в том или ином районе Поморья. При внимательномизучении текстов лоций можно географически локализовать место составлениябольшинства этих списков. Есть два маркера: 1) общий километраж от местаназначения до конечного пункта, 2) первый заголовок описания мореходных курсов.Исходя из этого, списки распределяются следующим образом: Лоция Козлова  илоция Фрейганга  – Сороцкие, лоция Морозова  и лоция Гемп  – Сумские, лоцияКомягиной и Тропиной  – Кушерецкая. Лоция Тошакова, возможно, происходит израйонов устья Северной Двины.

Поморские лоции четко делятся на двенеравные группы: ранние, не имеющие устойчивого названия и более поздние,которые называются Мореходными книгами. Композиция текста поморских лоцийтакова: зачин (молитва), вводная часть (краткий указатель направлений ирасстояний), основная часть (подробное описание навигационных опасностейрайонов устья Сев. Двины, Терского и Мурманского берегов). Первая частьприсутствует не во всех списках, но вторая и третья, различаясь по своейвеличине и составу, являются основным содержанием любой поморской лоции.

В практическом применении традиционные лоции не уступалипо точности описания и возможностям применения. Для многих поморов лоции былигораздо проще и понятнее, так как не требовали особых специальных познаний.Исчезновение рукописных лоций, вероятно, нужно соотнести с разрушениемтрадиционных промыслов и формированием специализированного рыболовного флота вМурманске, то есть с 1920–1930-ми годами.

Завершив работу над проектом и познакомив учащихся школыс результатами работы, я вновь провела социологический вопрос. Вопросы, заданныереспондентам были следующие:  Кто такие поморы?  Какие занятия поморов вызнаете?  Где на территории Беломорского района проживают поморы? Результатыразительно отличались от первоначальных. Практически 100% участникованкетирования дали полные ответы на вопросы.

Я достигла цели, познакомиться с морской культуройпоморов. Верной оказалась выдвинутая мной гипотеза. Я убедилась в том, что поморыбыли великолепными мореплавателями, использовали свои особенные приёмы пристроительстве судов, создали свои принципы навигации, свои приёмы морскогопромысла и эти традиции по сей день сохранились в некоторых населённый пунктахБеломорского района. Т.е. среда обитания  сформировала поморов, определила кругих занятий, традиции, образ жизни.

Я убедилась, насколько важно знать, изучать и сохранятьтрадиции, обычаи, промыслы, памятники истории  поморского этноса, населяющеготерриторию нашего района. И очень надеюсь на то, что моя работа помогла кому-тоиз её участников выбрать свой путь в жизни, профессию, связанную с традиционнойпоморской морской культурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет