X-PDF

Исследовательская работа Влияние арт-терапии на эмоциональное состояние обучающихся

Поделиться статьей

МУНИЦИПАЛЬНОЕАВТОНОМНОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛОЯРСКАЯСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

 

 

 

 

Индивидуальныйпроект

 

Исследовательскаяработа

«Влияниеарт-терапии

наэмоциональное состояние обучающихся  »

 

 

 

                                                       Автор: Саликаева Екатерина

                                                           МАОУ «Белоярская СОШ №1»

                          класс: 11А

                                                              Руководитель: Николаева Наталья

                                                         Анатольевна, педагог-психолог

                                                          МАОУ «Белоярская СОШ №1»

 

 

 

 

БелыйЯр, 2022 год

 

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3 — 5

Основнаячасть…………………………………………………………… 5-10

ГлаваI. Теоретическое изучение  понятия  «арт-терапия», характеристика основных подходов   к применениюприемов арт-терапии.

1.1.Арт-терапия и основные подходы к ее применению………………………5 — 8

1.2.Эмоциональное состояние обучающихся и его влияние на развитие.……………………………………………………………………..9-10

1.3.Психологическая характеристика подросткового возраста и проблема психологическогоздоровья как основа развития личности в подростковом возрасте.…………………………………………………………………………10

ГлаваII. Экспериментальное исследование знаний о арт-терапии итревожности обучающихся 16-18лет…………………………………….10-13

2.1.Исследование  знаний обучающихся об арт-терапии,  эмоционального состояния итревожности обучающихся…………………………………10-12

2.2. Коррекционно-развивающиезанятия профилактики и самокоррекции негативныхэмоциональных состояний………………………………….12-13

2.3. Диагностическоеисследование (повторное) эмоционального состоянияи тревожности обучающихся………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………..14

Списоклитературы………………………………………………………14-15

Приложения…………………………………………………………….15- 19

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность работы.Об исцеляющих возможностях искусства известно сдревнейших времен.  Арт-терапия – наиболее древняя естественная форма измененияэмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет),чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого ненадо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделатьнесколько штрихов на бумаге. Арт-терапия, методы и приемы которой  развивают иусиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения исамопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, можетстать ответомрешения задачи самопомощи  учащимся в нормализации своего состояния. Эмоциональныерасстройства представляют собой отклонения от нормы и приводят к возникновениюнарушений социальных контактов.

Если учащиеся будут иметь возможностьрасслабиться, будут осведомлены о способах и методах снятия психоэмоциональногонапряжения, это принесет пользу всем.

Так И.В.Дубровина, М.В.Ричардсон иР.Бернс придерживаются точки зрения, что эмоциональные расстройства у детей непроходят бесследно. Они проявляются в особенностях личности и могут находитьотражение в последующей жизни.

Известные в науке психологи: И.В.Дубровина,Н.И.Гуткина, А.Д.Андреева, А.М.Прихожан и многие другие зарубежные ученые (Жан Пиаже, Джеймс Селли, А.А. Венгер) утверждают, чтопсихологическое здоровье в младшем подростковом возрасте  зависит отполноценного общения со сверстниками. Оно оказывает большее влияние на здоровьеребенка, чем умственное развитие, успешность в учёбе, взаимоотношения спедагогами [6].Становлению новообразований препятствуют такие психологическиефакторы, как высокий уровень агрессии и низкая самооценка.

Актуальностьработы: изучение возможностей использования арттерапиикак помощника в здоровьесбережении и решение указанных проблем обусловили выбортемы моей работы «Влияние арт-терапии на эмоциональное состояние обучающихся».

Цель исследования:экспериментально проверить эффективностьиспользования приемов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекциинегативных эмоциональных состояний обучающихся.

Задачи: 1.Изучитьпонятие «арт-терапии», охарактеризовать основныеподходы   к применению приемов арт-терапии.

2.Провести  исследование эмоционального состояния обучающихся и  анкетирование«Знают ли учащиеся об  исцеляющей роли искусства».

3.Применить на практике арт-терапевтические техники иупражнения.

4.Оценить эффективность применения арт-терапевтических упражнений.

5.Разработать памятки учащимся, педагогам, родителям  по формированиюарт-терапевтической культуры (владение знаниями, умениями, навыкамигармонизации эмоционально-психологических состояний средствами изобразительногоискусства).

Для решения поставленных задачиспользованы методы:

1.Тестирование.2. Наблюдение. Основнымметодом исследования стала экспериментальная работа.

Объектом исследованияявлялись обучающиеся  (16-18 лет).

Предметисследования: влияние арт-терапии на эмоциональноесостояние обучающихся.

Гипотеза исследования:эффективность использования арт-терапии с целью профилактикии самокоррекции негативных эмоциональных состояний.

Проблема:психологическое здоровье  рассматривается как основа развития личностиобучающихся.

Практическая значимость:результаты работы могут быть использованы обучающимися,  учителями ипсихологами.

Основная часть.

ГлаваI. Теоретическое изучение  понятия  «арт-терапия», характеристика основных подходов   к применениюприемов арт-терапии.

1.1.Арт-терапия и основные подходы к ее применению.

 Термин «Арт-терапия» (art –искусство, art therapy – терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительнымтворчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния. [Интернет–энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua].
        
Термин арт-терапия (буквально:терапия искусством) вел в употребление Андриан Хилл (1938) при описании своихзанятий  изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях(Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2002)

Затем этот термин стал применяться ковсем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия,танцедвигательная терапия и т.п.). Классическаяарт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись,графику, фотографию, рисование, лепку. Но сегодня к этому методу относят идругие виды искусств, используемые в психотерапевтических целях, такие, каккуклотерапия, маскотерапия, музыкотерапия.танцедвигательную терапию,драматерапия, сказкотерапия, библиотерапия, маскотерапия, этнотерапия,артсинтезтерапия и другие [Интернет –энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua].

Основная цель арт-терапии состоит вгармонизации развития личности через развитие способности самовыражение исамопознания. [arterapiya.ucoz.ru].  

           Методикарассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человекаотражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особеннозадумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принятосчитать, что образы художественного творчества отражают все видыподсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминаниядетства. У арт-терапии есть свои преимущества:

üпрактически каждый человек (независимо отсвоего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая нетребует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности илихудожественных навыков;

üарт-терапия является средствомпреимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех,кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своихпереживаний;

üпродукты изобразительного творчестваявляются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяетиспользовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

üарт-терапия является средством свободногосамовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания квнутреннему миру человека;

üарт-терапевтическая работа в большинствеслучаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию ибезынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

üарт-терапия основана на мобилизациитворческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции иисцеления. [http://festival.1september.ru]

В последние годы в педагогическойпрактике образовательных учреждений все более активно применяется методпсихотерапии искусством.

     Арт-терапия имеет образовательную ценность, так как способствует развитиюпознавательных и созидательных навыков у участников (Р. Сильвер, 1978), идеиИ.Л. Бим, В.Н. Шацких, Н.Д. Гальсковой, Е.А. Глухаревой, Л.В. Куликовой, З.Н.Никитенко и др. о том, что включение в учебный процесс творческих заданий наоснове изобразительной деятельности способствует развитию творческого мышленияшкольников. [www.lib.ua-ru.net].
     На сегодняшний день в мире накоплен определенный опытприменения арт-терапии в образовательной среде. Отечественный опыт примененияарт-терапии в школах отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д.Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А. Аметовой, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н.Комиссаровой, Т.А. Добровольской.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

            М.Ю. Алексеевав  учебно-методическом пособии описываеторигинальные обучающие методики с элементами арт-терапии. Их использованиеавтор обосновывает необходимостью развития у детей самостоятельного творческогомышления и воспитания креативной личности, как «наиболее эффективный способудовлетворения потребности личности в самовыражении, самопознании,саморазвитии». [Учебно-методическое пособие для учителя иностранногоязыка / Под ред. Н.Н. Соловьевой. М.: АПК иПРО, 2003].

А.В. Гришина в своейпрограмме  развития творческой индивидуальности подростков средствамиарт-терапии в учреждениях дополнительного образования рекомендует  использоватьпедагогами изобразительного искусств на уроках элементов арттерапии. Это, на еевзгляд,  позволит стимулировать подростков к анализу продуктов своей творческойдеятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей ипереживаний, развивать эмоциональную гибкость. [Развитие творческой индивидуальности подростковсредствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образованияВолгоград, 2004].

Рисование – это творческий акт, позволяющий человеку ощутитьсамого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов исильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды. Это не толькоотражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и еемоделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склоннырассматривать рисование как один из путей выполнения программысовершенствования организма. [http://www.neuch.ru ].

На основе представленныхлитературных источников, материала Интернет-сайтов можно сделать следующие выводы:
     1. Арт-терапия представляет такую систему здоровьесберегающих воздействий,которая основана на занятиях изобразительной деятельностью.
     2. Целью применения арт-терапии в образовании является сохранение иливосстановление здоровья учащихся,  приемы арт-терапии могут  быть использованыв образовании в качестве инструмента развития определенных психологических иличностных качеств учащихся

3. Использованиеразличных средств творческого самовыражения учащихся в качестве средстваразвития некоторых личностных качеств возможно. Используемые при этом средстватворческого самовыражения следует относить к категории арт-методов или методовхудожественного творчества в образовательном процессе.

4. Многие арт-терапевтическиеметодики,  техники, широко используемые психотерапевтами, уже адаптированы вотдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с детьми вобщеобразовательных школах с целью профилактики и коррекции их негативныхэмоциональных состояний, нормализации эмоционально-волевой сферы личности,способствующих как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению.

1.2.Эмоциональное состояние обучающихся и его влияние на развитие.

Страх и тревога как относительноэпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психическихсостоянии: страх — в виде боязни, тревога – в виде тревожности. Если страх иотчасти тревога ситуативно обусловленные психические феномены, то боязнь итревожность, наоборот, личностно мотивированы и, соответственно, болееустойчивы.

Как отмечает К.Хорни, тревожностьявляется динамическим центром неврозов. Она охватывает не только психологическое состояние ребёнка, но и его физиологию, дезорганизовываяпривычную деятельность и истощая его.

Когда стремление удовлетворитьважнейшие потребности ребёнка не находят подтверждения, он может переживатьустойчивое эмоциональное неблагополучие. У школьника это выражается в ожиданиипостоянного неуспеха в школе, негативного отношения со стороны педагогов,сверстников, родителей и т.д.

Устойчивое переживание неблагополучияможет иметь различную форму и интенсивность. В литературе оно обозначаетсяпо-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «школьная тревожность». Мыподробнее остановимся на школьной тревожности.

Как отмечает А.М.Прихожан, школьнаятревожность – сравнительно мягкая форма проявления эмоциональногонеблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебныхситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения, отрицательной оценки состороны учителей, сверстников. Ребёнок постоянно чувствует собственнуюнеадекватность, неполноценность, неуверенность в правильности собственногоповедения, своих решений [13].

Педагоги и родители отмечаютследующие особенности тревожного ребёнка: «боится всего нового и неизвестного»,«очень раним», и «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относитсяочень серьёзно». Как правило, данные характеристики не вызывают беспокойствавзрослых, но тревожность, в том числе и школьная, — это один из предвестниковневроза.

1.3. Психологическая характеристика подростковоговозраста и проблема психологического здоровья как основа развития личности вподростковом возрасте.

Традиционно подростковый возрастрассматривается как период отчуждения от взрослых. Ярко выражены как стремлениепротивостоять себя взрослым, отстаивать собственную независимость  и права. Таки ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность иходобрения и оценок. Важным фактором  развития в подростковом возрасте являетсяобщение со сверстниками [13].

Психологическое здоровье как основаразвития личности в подростковом возрасте.

    Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной.Задача взрослых, педагогов, родителей – помочь ребенку в понимании, самопринятии,и саморазвитии.

Глава II. Экспериментальноеисследование знаний о арт-терапии и тревожности обучающихся 16-18лет.

2.1. Исследование  знаний обучающихся об арт-терапии, эмоционального состояния и тревожности обучающихся.

Исследование проводилось собучающимися 16-18лет в первой четверти (октябрь-ноябрь) 2022 года. Количествоиспытуемых составляло 10 обучающихся.

Цель исследования: выявлениеуровня осведомленности учащихся об арт-терапевтических возможностях изобразительного искусства и эмоционального состояния.

Задачи: 1. Определить знанияобучающихся об арт-терапии. 2. Провести диагностическое исследование эмоциональногосостояния обучающихся.

Исследование проводилосьс помощью «Опросника  на выявление уровняосведомленности учащихся об арт-терапевтических возможностях  изобразительногоискусства»: 

1.     Знаете ли вы о целительной роли искусства?

2.     Знаете ли вы, что такое арт-терапия?

3.     Из каких источников вы узнали  о терапии искусством?

4.     Какие виды, направления арт-терапии вы знаете?

5.     Какие направления вы уже использовали на практике?

6.     Хотели бы вы познакомиться с приемами, техниками арт-терапии?

Результаты опроса приведены. ( Приложении 1).

Вывод: Таким образом результаты опросапозволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности учащихся обарт-терапии, ее направлениях, практическом применении. 

     По результатам диагностики «Методикаоценки актуального эмоционального состояния ребенка» (Цыганок И.И. Цветоваяпсиходиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: (Методическоеруководство. – СПб.: Речь, 2007), был получен следующий результат. (таблица 1)

Таблица1.

Вывод:наблюдается   сниженный уровень эмоционального состояния (настроения).

Результатыисследования эмоционального состояния представлены (Приложение 2).

   Исследование тревожности проводилось по

«Методикедиагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина» (www.effecton.ru).(Таблица 3)

(Таблица3)

Своднаятаблица результатов

 

Вывод: результатыдиагностики показали, что у  ряда учащихся  выявлен повышенный уровень тревожности.

Протокол результатов по данной методикеприведен (приложение3).

     Таким образом результаты опросапозволяют сделать выводы о недостаточной осведомленности учащихся обарт-терапии, ее направлениях, практическом применении. 

В тоже время результаты диагностикипоказали, что у  ряда учащихся  выявлен повышенный уровень  тревожности, сниженном уровне эмоционального состояния (настроения).

Выводы: учащимся необходимопознакомиться с арттерапией как одним из способов  профилактики и самокоррекциинегативных эмоциональных состояний,  арт-терапевтическими техниками, доступнымидля освоения учащимися. 

2.2. Коррекционно-развивающиезанятия профилактики и самокоррекции негативныхэмоциональных состояний.

 Задача: применить на практике арт-терапевтические техники и упражнения.

      Для этого были подобраныарт-терапевтические упражнения, доступные для освоенияучащимися. (См. Приложение)

       На специальныхзанятиях,   мы рассказывали своим одноклассникам об арттерапии,   знакомилиребят с арт-терапевтическими упражнениями и предлагали упражнения на неделю длясамостоятельного выполнения дома. 

Данный этап  работы длился 1месяц (1 занятие в неделю). 

2.3.Диагностическое исследование (повторное).

С целью оцениванияэффективности применения арттерапевтических методов и приемов, проведено повторное диагностическое исследование по ранееобозначенным критериям.

Результатыповторной диагностики:

 

Вывод: Полученные результаты позволили сделатьвывод, что число

учащихся,имеющих высокий  и хороший уровень эмоционального  состояния увеличилось  на30%. Трое учащихся «группы риска» (в данном контексте),  имеющие сниженныйуровень эмоционального  состояния, показали по результатам повторногоисследования — средний  уровень.

Числоучащихся с высоким уровнем ситуационной  и личностной тревожности  уменьшилосьна 30%.

 

Заключение.

Выводы: сравнительная характеристика  исследований показала, что приемыарт-терапии эффективны с целью  профилактики исамокоррекции негативных  эмоциональных состояний. Арт-терапияположительно влияет  на наше эмоциональное состояние.  Результаты подтвердилисьпо двум критериям:  уровень эмоционального состояния,  уровень ситуационной  и личностной тревожности.

Была разработали  памятка для учащихся, родителей, педагогов  по  формированию арттерапевтическойкультуры (т.е. владению знаниями, умениями, навыками гармонизацииэмоционально-психологичечских состояний средствами изобразительного искусства,использованию арттерапевтических приемов, упражнений с целью профилактики исамокоррекции негативных эмоциональных состояний).

 

Список литературы.

1.Абрамова  Г. С., Возрастная психология,  Москва:издательский центр Академия 2005.
2. Интернет–энциклопедия«Википедия»,  wikipedia.dn.ua 

3. Астапов В. М.,  Тревожность у детей, Москва:ПЕРСЭ, 2001.
4. www.lib.ua-ru.net .

5. Буданова М. А., Как понять ребёнка АиФЗдоровье N°50, 2000.
6.
www.effecton.ru

7. Методическоеруководство. – СПб.: Речь, 2007 ВергелазГ. И., Матвеев Л. А..

8. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб.: Питер, 2002

9. arterapiya.ucoz.ru 

10. Под редакцией Дубровиной И. В., Руководствопрактического психолога: психологическое здоровье детей и подростков вконтексте психологической службы. Москва: Академия 2002.
11.Под редакцией Дубровиной И. В., Практическаяпсихология образования. Москва: Сфера, 2002.
12. Еникеева Д. Д. Пограничныесостояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Москва:Академия 2000.
13. Прихожан А.М. Психокоррекционнаяработа с тревожными детьми в кн. «Активные методы школьного психолога». Москва,«Академия», 2002.

14. Массен П., Конджер Дж.,Каган Дж., Хьюста А., Развитие личности ребенка Москва: Прогресс, 1999.

    15. Самоукина Н., Практический психолог вшколе: лекции, консультировании, тренинги. Москва: Интор, 1997

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.82%
НЕТ
41.18%
Проголосовало: 969

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет