X-PDF

Исследовательская работа Загадка — жанр устного народного творчества

Поделиться статьей

Содержание.

Введение.                                                                                                                                               1

I.                   Что такое загадка?   Исторические корни загадки                                                          2   

 

II.                Происхождение и появление в русском языке первыхзагадок.                                     3                                                                                        

 

     III. Основные свойства загадок.                                                                                                       7

1.      Типы загадок в зависимости от указанных признаковпредмета или явления

                1) Загадки, в которых дается описание предмета илиявления

путем перечисления различных его признаков

                2) Загадки, где описание предполагает краткуюхарактеристику

предмета или явления

                3)  Загадка с отрицательным  сравнением

                4) Загадки, в описании которых использованы метафоры.

                5) Загадки, в которых представлено описание не самогопредмета

(явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего

                             — шарады

                             — метаграммы

                             — анаграммы

                             — логогрифы

                             — загадки, в которых при перестановкеударения получается

 новое слово

                1) «Загадки – складки».

                2) «Загадки – шутки»

                3) Фонетические загадки

 

 

IV.             Использование разнообразных художественных средствв построении загадок          12

V.               Ценность загадки                                                                                                                 13

 

Заключение.                                                                                                                                            14

Список литературы.                                                                                                                               15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 «Русскийязык! Тысячелетия

создавалнаш народ это глубокое,

пышное,неисчерпаемо богатое, умное,

поэтическоеи трудовое орудие своей

социальнойжизни, своей мысли,

 своихчувств, своих надежд, своего гнева,

самоговеликого будущего»

А.Н.Толстой.

 

             Оченьчасто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когдаребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе науроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни. Зачем нужназагадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чёмпрелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время,когда  ты разгадываешь загадку. А когда она появилась? Кто её придумывал?Почему загадки такие разные? Каково наше отношение к миру загадок? На эти идругие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе.

 

Проблема

     В чём кроетсятайна загадки?

 

 Актуальность

      Загадка живётмного веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной«тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особоеместо, поэтому мы решили расширить представление  о загадке и её видах. Всовременном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы « Загадокдивных много на земле…» актуальна.

 

 Практическаязначимость исследования.

      Исследованиепозволяет расширить кругозор учащихся, развить познавательный интерес кпредмету, формировать умения отбирать нужную информацию, систематизировать её,научиться составлять загадки и быстро их отгадывать.

 

 Объект: устное народное творчество

 

 Предметисследования: загадки

 

 Цели:создание условий для  изучения происхождения загадок, их видов и ценности этогожанра устного народного творчества.

     Образовательные–  создание условий для объективной необходимости изучения нового материала;способствования овладению знаний по теме «Загадки»

     Развивающие –развитие речи, мышления, познавательных умений; овладение методами научного исследования,анализа и синтеза, самообразовательной активности.

     Воспитательные– формирование  добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений, способствование воспитаниядисциплинированности, эстетического восприятия мира, любви к родному краю.

 

 Задачиисследования:

 —  формироватьграмотность в сфере исследования научной и художественной литературы;

 —  развивать способности к наблюдению и анализу, поиску путей решения проблемы;

 —  развивать уменияоформлять результаты своих исследований;

 — представитьпроект на научно- практической конференции

    

                     I.Что такое загадка?   Исторические корни загадки

 

      Отвечая навопрос: «Какое явление, созданное человеком с помощью слова,  самое поэтическое?»,большинство людей сказало бы: «Это загадки». Но, к сожалению, мы так их плохознаем, и так не велико то время, которое опускается в школе на знакомство сними!

      Что же такоезагадки? Если дать им традиционное краткое определение, то оно может бытьтаким. Загадки – это иносказательное изображение предметов или явленийдействительности, которые предлагается отгадать.

      Слово«загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать»означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадкедается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания котороготребуется немалое размышление.

       Загадка –это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их– это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостноепредвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни одиндетский праздник и особенно Новый год.       Загадки были распространены наРуси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потомучто в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, таккак они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когдазаканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, людимогли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда иустраивались эти праздники загадок.  К.П. Герд так описал вечера загадок вселах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается сзагадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадокявляется человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуютзагадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор,огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениямиприроды».Исследователь загадок К.П.Герд пишет, что название загадки наудмуртском языке переводится, как «слово, необходимое для разговора».    Такуюважную роль отводили загадкам в Древней Руси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II .Происхождение и появление в русском языкепервых загадок

        Большинство возникшихдавным-давно загадок воспринимаются нами как вполне современные. Например,загадка о репке: «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь»- одинаково воспринимались и в глубокой древности и сейчас.  

      Появление на свет первыхзагадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – синосказательной тайной речью. Ею пользовались наши далекие предки в военных,дипломатических делах, а также в хозяйственной повседневной жизни. Здесь еенеобходимость обуславливалась, помимо других причин, многочисленными запретами,существовавшими в связи с верованиями древнего человека в то, что природа можетвлиять на его судьбу. Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательнойречью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способныпонимать человеческий язык, но и воздействовать на природу. Именно поэтомутайная речь, построенная на замене одних понятий другими, нашла такое широкоераспространение у человека далекого прошлого. Животные, а также предметы неназывались собственными именами, дабы не спугнуть или не навлечь на себя или надомашний скот беду. Люди были уверены, что животные и лесные звери прекраснопонимают человеческую речь.

          Знаменитый путешественникXVIII в. С.П.Крашенинников  отметил остатки древней тайной речи у русскихохотников по соболю. Руководитель, избранный артелью, назначал себе помощникови, как пишет С.П.Крашенинников, наказывал им: «смотреть за своей чуницею(группа охотников) накрепко, чтобы промышляли правдою, ничего бы про себя не таили и тайно бы ничего не ели, чтобы по обычаю предков своих ворона, змею икошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запеченною.Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей страннымиименами называли, например: церковь – востроверхою, бабу – шелухою, корову –рыкушею, овцу – тонконогою. И в русских народных сказках – волк не иначе, каксерый, лиса – Патрикеевна, медведь – Косолапый. Как свидетельствуетС.П.Крашенинников, свинью сибиряки-охотники назвали низкоглядой, т.е. смотрящейвниз. Подставленное слово точно воспроизведено в загадке про свинью: «По землеходит, неба не видит». Название коровы на охоте тоже было под запретом. Вместокоровы говорили «рыкуша», т.е. рыкающая, ревущая. В загадке, записанной вПолесье, говорится: «У рыкули четыре кули, а у гнули – дзьве». В прочихвариантах корова названа так: рога, роговая, рогов, торбан, мыков и т.д. Важно,что эти слова точно совпадают с тем, что находится в загадке.

          В Орловском краекрестьянин не говорил: «Иду домой». Это означало бы «на погост, на кладбище».Вместо этого говорили: «Иду по двору». У восточных славян много слов,обозначающих радугу. У белорусов радуга зовется веселухой, поручием икоромыслом. С названием радуги связана загадка: «Крашенное коромысло через рекуповисло».

        Как предполагают ученые,загадки являлись в древности средством обучения молодежи иносказательной речи,запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого обществазагадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшегопоколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнениюдревних, просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считалсясильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель.Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или дажецарем благодаря загадкам.

        Загадка – это жанрнародного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русскогонарода, окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданноечеловеком с помощью слов.

      Загадка — это метафорическоевыражение, в котором один предмет изображается через посредство другого,имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадки были средствомиспытания мудрости, а теперь — народная забава.

         В «Литературной энциклопедии» загадкаопределяется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета илиявления, испытывающее сообразительность отгадывающего».               Поопределению В. И. Чичерова, «загадка — это иносказательное описание какого-либопредмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Другой фольклорист В. П.Аникин определяет загадку как «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого,краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предметаили явления».

Воснове всех определений одни и те же признаки:

            — по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо                 расшифровать;

           —  описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

            —  как правило, это описание лаконично;

            —  загадке часто присущ  ритм.

       Учитывая эти признаки, загадку можно определить так: загадка — это краткоеописание предмета или явления часто в поэтической форме, заключающее в себезамысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого)вопроса.

         Загадка — международный жанр, она с древних времен бытует вустной и письменной форме в культуре всех народов. Когда Д.Н. Садовников сделалпопытку дать свод русских загадок в известном сборнике «Загадки русскогонарода» (Санкт-Петербург, 1876), он сразу же указал на английские и немецкие«эквиваленты» (впрочем, им были также отмечены параллели у других народов:татар, литовцев, чувашей и т.п.). Или когда финский фольклорист Антти Аарнеобратился к жанровым особенностям загадки, то он наряду с немецкими,английскими, финскими, французскими текстами привлек славянские, в том числерусские загадки. Примеры можно множить — важно подчеркнуть, что общее в загадкеорганично сопряжено не только с особенным, региональным и национальным, но иисторико-функциональным. И это объясняет постоянное обращение исследователей кзагадке — реальное бытование жанра в конкретной стране и определенное время ещедалеко не изучено.

 


 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I II.  Основные свойства загадок.

               Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и томже предмете, явлении, животном может быть несколько загадок, каждая из которыххарактеризует его с определенной стороны. Например, в одной загадке про зайцаговорится о внешнем виде животного — цвете шкурки, коротком хвосте, о том, чтоон легко прыгает: Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвостанемножко. Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: Таксмеялся, что губа треснула; третья — особенности повадок: По полю скачет — ушкипрячет, встанет столбом — ушки торчком; четвертая — защитную способность менятьокраску: Зимой беленький, летом серенький.

          Загадки можно разделить на народные и авторские. Изображая мир, народпоэтизировал его, учил видеть в необычном свете казалось бы обычные предметы.Есть и авторские загадки. Писатели и поэты тоже создавали загадки: КорнейЧуковский, Михаил Шварц, Сергей Михалков и другие. Например, К.Чуковский создалтакую загадку: « Два коня у меня, два коня, по воде они возят меня, а водатверда, словно каменная. (коньки).

               1. Типы загадок в зависимости от указанных признаков предмета или явления

      Все загадки можно разделитьна группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления.

1). Загадки, в которых даетсяописание предмета или явления путем перечисления различных его признаков,например:

Горел в траве росистой фонарикзолотистый.  Потом померк, потух и превратился в пух.На нем платок пуховый,всегда слететь готовый.  (одуванчик)

Он и сочен, и душист, а снаружизолотист.  Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.  (Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке Зеленый ежик без головы и без ножек. (Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце каккумач.  На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз)

          Эта загадка основана натрех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадокподобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе(объединение их в единое целое).

2). Загадки, где описаниепредполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двумпризнакам восстановить целостный образ)

Например:

Голубая простыня весь свет одевает.(Небо)     В поле сережки на одной ножке. (Овес)

Один костер весь мир согревает.(Солнце)

         Между веток новый дом, нету двери в доме том.   Только круглое окошко – непролезет даже кошка. (Скворечник)

Под ногой шуршат, шуршат.  Скоробудет голый сад. (Листья)

         Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связатьего по ассоциации с другими, не названными в загадке.

3). В загадку включеноотрицательное сравнение.

Например:

Не зверь, не птица, а нос, каксиница.  (Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летаетна воле, да не птица. (Ветер)

Не ездок, а со шпорами. Не сторож,а всех будит. (Петух)

Есть панцирь, а не черепаха, живетна ветке, а не птаха. (Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.(Река)

           Отгадывание такихзагадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий долженпоочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления,выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

4). Загадки, в описаниикоторых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул – деревья пригнул.(Ветер)     На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жиливпятером.

Брат большой не согласился иотдельно поселился.  (Рукавица)

На четыре ноги надевали сапоги.   Передтем как надевать, стали обувь надувать. (Колеса)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

         Разгадывание этих загадокпредусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить,сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидетьв них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

5). Загадки, в которыхпредставлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового)состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

      —  Шарады– слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены иописаны самостоятельно. По этим описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

              Мой первый слог – предлог, и во втором мы проживем все лето,

              А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача)

Первое – нота, второе – игра,  Целоевстретится у столяра. (До-лото)

В списке вы мой обнаружите корень; Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставкунайдете;  В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание)

Его корень в слове вязать; Приставкав слове замолчать; Суффикс в слове сказка,    Окончание в слове рыба.(За-вяз-к-а)

         —  Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем заменыодной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» — над морем я летаю,  С «Г» -в машинах я бываю. (Чайка-Гайка)

С буквой «Ф» — сюртук парадный,    Государствос буквой «И»,   С «Б» — товар низкоразрядный

Нормам ГОСТа вопреки.(Фрак-Ирак-Брак)

С «Г» —  он будет частьюслова,   С «И» — немного схож с пластом,   С «Н» — не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом.(СлоГ-слоЙ-слоН)

Их, пожалуй, каждый знает:  «Г» -сродни овсу и ржи,  С «Ш» — прислушаться заставит,

С «П» — сухим его держи!(Горох-Шорох-Порох)

Его легко в полях отыщешь, Он подземлею строит «дом».  Но «И» на место «О» напишешь –

И в краску превратится он.(Сурок-сурик)

         —  Анаграммы – это слова, получающиеся из других словпри обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна –насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня тылетом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лесты мною свалишь. (Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье«жителя морского».

А как прочтешь наоборот –  подпарусами он плывет. (краб – барк)

Его любой легко найдет, он –музыкальное творение,

А прочитай наоборот –  он –след на коже от ранения. (Марш – шрам)

        — Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании илиприбавлении букв (гроза – роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь«М»,

Летать, жужжать я буду, надоедаявсем. (Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает, тотслово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить. (Рама– драма)

Им покрыть бы крышу мог тот, ктодом иль дачу строит,

А впишите в центр предлог – будет дерево с листвою. (Толь – тополь)

— Загадки, в которых приперестановке ударения получается новое слово.

Например:

Я – травянистое растение с цветкомсиреневого цвета,

Но переставьте ударение, ипревращаюсь я в конфету. (Ирис – ирис)

Я – сборник карт; от ударениязависят два моих значения. Захочешь – превращусь в название

Блестящей шелковистой ткания.  (Атлас – атлас)

Мы – для пильщика подставка, мы –для кучера сиденье. Но попробуй-ка, поставь-ка нам другое ударение –  Осторожнейбудешь с нами: забодаем мы рогами. (Козлы – козлы)

—  «Загадки– складки».

Эти загадки легко разгадываются,так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливаютдетей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскроюзонтик,   Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

На дворе в кадушке заквакалиподружки,  Потом прыг из ушата…Кто же это?  (Лягушата)

       Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,    Обожает морковку… Кто это?(Зайчишка)

Она весну встречает – сережкинадевает,  А платьице в полоску. Ты узнаешь… (Березку)

 —  «Загадки – шутки»

Какое личное местоимение можнодобавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы)

Какие местоимения читаютсяодинаково слева направо и справа налево?  (оно, тот)

Какое местоимение превращается всоюз, если его прочесть справа налево?  (он – но)

К какому местоимению нужноприбавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений,расположенных в доме на одном уровне?  (Эта-ж)

В каком местоимении два звука, ноодна буква?  (Я)

—  Фонетические загадки

Мама, папа или бабушка?   Кто изних споткнулся о старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?

(В отгадке есть и звонкие, и глухиесогласные звуки)

Гусли или балалайка?  Какоймузыкальный инструмент люди придумали раньше?

(В отгадке ударный слог третий)

Налим или сом?  У какой рыбы нетчешуи?     (В отгадке все согласные звуки звонкие)

Илья Муромец или Алеша Попович? Ктоиз них грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьемвладеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?

(В имени богатыря гласных звуковбольше, чем согласных)

Пулька или Пончик?  Это коротышки изсказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп изконфет и кашу из мармелада?

(В имени коротышки звуков меньше,чем букв)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Использованиеразнообразных художественных средств в построении загадок

            Все загадки построенына парадоксе. Слово «парадокс» означает неожиданное явление, противоречащеездравому смыслу и расходящееся с общепринятым мнением. И действительно, загадкистроятся необычно, а быстрые отгадки являются, как правило, всегда ложными, ибоони нестандартны.

           В загадках используютсяразнообразные художественные средства: сравнения, противопоставления,отрицания, гиперболы, эпитеты. Но чаще всего душой загадки является метафора.Она дает возможность скрытому сравнению, сопоставлению весьма далекихпредметов, явлений, действий. Метафора загадок необычна, парадоксальна,фантастична. Она привлекает к себе внимание, взрывает устоявшееся представлениео мире. Разве может быть живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало?Может – мороз.

         Метафоры строятся так,чтобы заманить отгадывающего в ловушку. Например:

        Что за зверь в зиму ест, алетом спит,  Тело тепло, а крови нет, сесть на него, сядешь. А с места несвезет?

      Нас сразу же заставляют идтипо ложному пути, ища отгадку среди зверей. Медведь? Но он зимой спит. Крови нету рыбы, но она холодная. А отгадка проста – русская печка.

       Вот этот метафорическийпринцип раскрытия сущности мира, окружающего человека, — один из основныхприемов построения загадок.

       Еще одной важнойособенностью загадок является то, что отгадка должна быть оригинальной,неожиданной, нередко вызывающей улыбку. Например:

Стоит на крыше верхолаз    И ловитновости для нас. (Антенна)

        Владение внутренниммеханизмом построения загадки позволяет отгадывать загадки: понимать ихсодержание, находить оптимальные пути решения, приемы отгадывания, объяснять идоказывать правильность отгадки, а также придумывать загадки самим.

    Алгоритм поиска отгадки можетбыть таким:

1)     определить,что и где нужно искать;

2)     выделитьи объединить возможные признаки;

3)    выдвинуть предполагаемую отгадку;

4)     доказатьправильность отгадки.

 

 

 

V. Ценность загадок

            Уже  в начале XIXвека загадка воспринималась как игра, как умственное состязание молодежи, нопараллельно бытовала в репертуарах и взрослых и детей, была введена в учебнуюлитературу. Это было фактом признания ее педагогической ценности.

         Педагогическую ценностьзагадок исследователи видели в том, что она знакомит ребенка «с радостьюмышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки,побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышаетспособность и определенность мышления и воображения. Помогает активизироватьвнимание, умение понимать и чувствовать художественный образ, развивает речь,любознательность, тренирует память.

          Каждая новая загадка,разгаданная человеком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства,является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка неразгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «небыть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность,прививает вкус к умственной работе.

    Загадка, пословам К.Д. Ушинского,  «доставляет уму  полезное упражнение». Процессотгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующейумственные силы, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая кчеткой логике, к рассуждению и доказательству

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

         Загадка не утратила своюценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте.Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образностиязыка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебяокружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, ихценность, разнообразие средств художественной выразительности в построениизагадок. И как итог –     научиться составлять свои загадки.

       Загадка это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира;поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. Вдревности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами,запрещавшими называть предметы своими именами. Позже загадка приобретаетбольшей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытаниясмекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественныхприёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. Взагадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: Стоитпоп низок, на нём сто ризок (капуста). Загадка широко вошла в другиежанры фольклора, а также в литературу.

       Что такое загадка – этообраз, аллегория. Предмет, скрытый от взгляда, представляется в виде похожихобразов и метафор. Человеку всегда необходимо проявить фантазию, логическиемышление и умение разгадывать образы. Загадки для детей направлены на то, чтобынаучить их сравнениям и образному мышлению. Пятеро братьев – это пальцы однойруки, девица в темнице – красная морковка, а дед, который во сто шуб одет –большая мясистая луковица. Посредством загадок ребенок постигает значениемногих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное иновое, но и смешное и забавное.

        Сегоднязагадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так былодалеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы иокружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевлялимногие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которыхсолнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – спечальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найтикорни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными ивоспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.

       Исследовательская работа  позволила нам изучить происхождение загадок, их видыи ценность этого  жанра устного народного творчества. Мы овладевали методаминаучного исследования, анализа и синтеза, расширяли кругозор, учились работатьв группе, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес кпредмету литература.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Списоклитературы     

 1. Аникин В.П.Русское народное поэтическое творчество. Л.:Просвещение, 1987. –125 с.

 2. Волина В.В.Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5

 3.Герд К.П. Кизучению загадок.–Тр.науч. о-во по изучению Вотского края. – М.: Феникс, 1927,вып. 5,  — 124 с.

  4. ГригорьеваМ.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003. — №4. – С.33

  5. Запорожец И.В.Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. — №5. – С.38

  6. КрашенинниковС.П. Описание земли русской.С Пб., 1755, Т. 1, 246с.

  7.  Лысаков В.Г.1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк:  Сталкер, 2006. – 318с.

  8.  Рыбникова М.А. Загадка, ее жизнь и природа. – М.:АСТ, 1967. – С.22

  9.. Фролова К.Д.Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. — 260 с.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 970

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет