Всероссийскийконкурс научно-технологических проектов
«Большиевызовы»
Направление
Когнитивныеисследования
Исследовательскийпроект
«Влияниечтения на когнитивные функции, или
Почемучтение полезно для мозга?»
Участникпроекта
КоноваловаАнастасия Павловна,
обучающаяся9-а класса МБОУ «СОШ № 9» ст-цы Старопавловской Кировского городского округаСтавропольского края
Руководитель
БутенкоГалина Николаевна,
учительрусского языка и литературы МБОУ «СОШ № 9» ст-цы Старопавловской
февраль2022
Введение
Человечество всюсвою историю размышляет над вопросом: «Что же дает нам возможность мыслить,быть цельными и неповторимыми личностями?». Ответы в разные времена отличались.До развития медицины эти способности приписывались божьей воле. Однако ученыедоказали, что в ответе за такую сторону жизни – наш мозг.
Способность кчтению не заложена в человеке, как, например, способность к производству ипониманию устной речи. Письменность, а значит, и чтение появились, когдачеловеческий мозг в современном его виде был уже сформирован, поэтому в нем нетспециальной системы для этих функций.
Мозгу пришлосьприспособить под задачи чтения разные зоны: зрительную и моторную кору, речевыеи слуховые центры (даже если мы читаем не вслух, а про себя), мозжечок, лобныеи височные доли, элементы лимбической системы, отвечающие за память. Одинтолько процесс распознавания и декодирования букв в слова и затем в смыслактивизирует не менее восьми областей мозга и нейронные связи между ними.
Чтение задействуетсразу несколько сложных когнитивных функций: внимание, кратковременную идолговременную память, абстрактное и ассоциативное мышление, речь.
Все слышаливыражение о том, что люди, читающие книги, всегда успешнее людей, которыесмотрят телевизор. Вопрос о чтении книг особенно актуален с развитиемсовременных технологий. Большинство людей теперь смотрят различные видео,читают небольшие посты в социальных сетях и на сайтах и, конечно, играют вкомпьютерные игры. Теперь у человека появилось больше способов получитьинформацию. И какая польза от чтения книг?
Согласно даннымсоциологических опросов, чтение входит в топ-10 способов, помогающих снятьнапряжение и стресс, оно позволяет пробудить воображение. Человек может навремя оказаться в сказочном мире, отгородившись от рутины и обыденных забот.Включая воображение, человек начинает получать от чтения различные эмоции. Иименно чтение является одним из способов формирования мышления. К тому же,расслабившись, отложив книгу в сторону, человек может взглянуть на некоторыевещи под другим углом, что бывает весьма полезно.
Чтение расширяетсловарный запас и повышает уровень грамотности. Читая различную литературу,человек узнает новые слова и их значения. Благодаря обширному словарному запасумы можем развернуто и понятно объяснять свои мысли людям, наша речь будетинтересной с грамотно составленными предложениями.
Если сравнить речьлюбителя книг и того, кто проводит много часов за компьютерными играми, то мыуслышим, что их манера говорить сильно отличается. Тот, кто читает, сможетпостроить речь так, чтобы она была понятна, заменить трудные для восприятияслова синонимами и добавить красивые обороты для того, чтобы она стала болееинтересной. Читая, человек много раз встречает одни и те же слова и запоминаетих правильное написание. То же самое и с пунктуацией. Поэтому, читая книги,человек повышает уровень своей грамотности.
Некоторые людиполагают, что пользы от чтения книг меньше, чем от просмотра коротких постов изаметок в социальных сетях, а также различных видео. Конечно, польза отпросмотра видео тоже может быть, если они познавательные. Но чтение позволяетчеловеку чувствовать себя увереннее.
Читая различнуюлитературу, мы повышаем свой уровень образования. Когда мы демонстрируем окружающимсвою эрудицию, это повышает нашу уверенность. А восхищение вашими знаниямиокружающими благоприятно сказывается на вашей самооценке.
Литератураоказывает благотворное влияние на высшие психические функции. Чтение книгразвивает память и мышление. Читая книгу, человек рассуждает о каком-либоэпизоде, размышляет о поступках героев и составляет свое мнение о прочитаннойкниге.
Также во времячтения человеку нужно запоминать героев, их историю и другие важные для сюжетадетали. Ведь тогда мы сможем лучше понять историю, и нам не нужно перечитыватьодин и тот же эпизод несколько раз. Особенно хорошо память тренируют различныестихотворения и поэмы. Поэтому любители книг обычно лучше находят нужнуюинформацию и выделяют главное, а сопоставление и систематизация информациитренируют логическое мышление.
Психологи считают,что польза чтения книг состоит также в возможности взглянуть на какую-либоситуацию со стороны литературы. Часто в литературе описываются ситуации, но приэтом дается и способ их решения или несколько различных вариантов. Такаялитература относится к психологическому жанру и позволяет человеку лучше понятьсебя и окружающих его людей.
Такой взгляд состраниц книги воспринимается человеком лучше, нежели советы, которые даетдругой человек. Потому что никто никому не навязывает точку зрения, а человекне ассоциирует историю книжных героев со своими знакомыми. Поэтому книгипомогают лучше понять других людей и улучшить взаимоотношения с окружающими.
Также психологиотмечают, что польза чтения книг состоит еще и в том, что оно повышает уровеньконцентрации. Ведь чтобы лучше понять произведение, человеку нужнососредоточиться на сюжете, а не отвлекаться на другие дела. Особенно это важнодля книг, в которых требуется максимально задействовать мышление.
Часто людиполагают, что чем выше скорость чтения, тем лучше. Но это хорошо только тогда,когда мы понимаем смысл прочитанного и можем проанализировать книгу. И это неявляется показателем концентрации. Лучше читать медленнее, зато понимая смыслпроизведения.
Такая способностьконцентрироваться будет полезна человеку в любой деятельности. Чем человексосредоточеннее во время чтения, тем лучше он сможет составить свое мнение опроизведении. А в жизни этот навык позволит человеку взвешенней принимать решенияи быстрее оценивать ситуацию. К тому же сконцентрировавшись на чтении, человекотдыхает и расслабляется.
Давно ученыеотмечают пользу чтения в плане работы головного мозга. Оно защищает от болезниАльцгеймера. Во время чтения мозг продолжает активно работать, что позволяетему оставаться в тонусе. Все вместе это благотворно влияет на его состояние,улучшая его. Поэтому врачи советуют для профилактики прочитывать несколькостраниц в день, чтобы мозг продолжал активно работать.
Также ученымидоказано, что человек стареет быстрее, как только начинает стареть мозг. Ачтение позволяет ему работать, что позволяет оставаться нам дольше молодыми.Эффективнее всего будет, если мы будем не только читать знакомую литературу, нои при помощи книг осваивать новые области. Благодаря этому наш мозг будетактивно работать, что благоприятно будет сказываться на работе нашего организма.
Чтение книгблагоприятно сказывается на развитии креативного мышления и творческихспособностей. Творческие люди могут сгенерировать несколько интересных идей,которые могут быть взяты из книг. Человек может вдохновиться историями другихнеординарных людей и начать заниматься творчеством.
Сейчас появилисьне только книги с советами по развитию нестандартного мышления, но и такназываемые блокноты для творчества, в которых предлагаются различные советы дляразвития креативности. Но лучше всего — это когда человек может использоватьполученные знания в своей деятельности. Такой деятельностью в настоящий моментявляется обучение. И от того, читает ли школьник книги, зависит качество егообразования.
Актуальность проблемы и новизна
Развитие цифровыхтехнологий постепенно превращает процесс чтения книг в рудимент истории. Однакочитать книги все-таки следует, говорят нейрофизиологии. На сегодняшний деньвсе меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы,заменяя ее тормозящими развитие мозга телепередачами и компьютерными играми.
Речь таких людейоставляет желать лучшего, разговаривая, они используют нецензурную брань,слова — паразиты или просто запинаются во время разговора. С людьми, которыечитают книги, такого не бывает.
Отказ от книгнегативным образом влияет на успеваемость подростков из-за отсутствия у нихусидчивости и внимательности. Кроме того, этот феномен может негативно влиятьна их политическую грамотность и способность воспринимать сложные проблемы.
В детстве намчасто говорят, что читать надо, заставляют. Но не все взрослые объясняют связьмежду желаниями и тем, как книги могут помочь их осуществить. Заинтересовать,показать преимущества чтения, подать личный пример способны далеко не все.
Мы часто отвергаемчто-то, не зная как применить это в своей жизни для своих целей. Как толькочеловек понимает, насколько выгодно и полезно для него может быть чтение книг,он начинает читать, даже если это вначале не приносит удовольствия.
Новизна проектасостоит в том, что в МБОУ «СОШ № 9» ст-цы Старопавловской не проводился анализпричины плохой успеваемости учеников.
Я люблю книги,читала их много, читаю и буду читать! Я не помню периода своей жизни безчтения книги. Мне легко писать сочинения и изложения, участвовать в олимпиадахпо русскому языку и литературе. Но от своих одноклассников я часто слышу, что уних ничего не получается с творческими работами. Они долго думают над темойсочинения, им не хватает слов, чтобы написать небольшую работу. Многие из них допускаютстолько ошибок, что учителя не сразу понимают написанное. Нам часто на урокахлитературы говорят, чтобы мы читали вдумчиво, внимательно. Советуют читатьдополнительную литературу. Но не все это хотят делать, поэтому и нет успехов нив учебе, ни в жизни. Проанализировав этот факт, я решила провестиисследование, которое докажет моим одноклассникам и их родителям, что читатьполезно.
Кроме того, ясчитаю признаком высокой духовности и проявлением морали человека наличие унего важной миссии, мечты и больших жизненных целей, способствующих егонепрерывному развитию! А чтение помогает определяться с жизненными целями исправляться с трудностями на пути к ним.
В связи с этим целью моего исследования является изучение влияния чтения на когнитивные функции.
Пусть моя работасоциологического исследования будет стимулом для активизации работы в поддержкукниги и чтения, чтобы сохранить книгу и чтение, как самое важноесредство интеллектуального, творческого и духовного развития личности.
Гипотезы:
1. Если дети будутчитать книги, то это скажется на развитии их памяти, мышления, внимания,воображения, грамотности и интеллекта, расширении кругозора, что в конечномитоге приведёт к успехам в школе, повысит качество обучения и жизни.
2. Казалось бы, мы читаем ради знанийили ради удовольствия, других целей у этого процесса нет. На самомделе сверх этой очевидной пользы у чтения есть еще неочевидные «бонусы».Зная их, и дети, и взрослые, возможно, захотят читать больше.
Задачиисследования:
1. Провеститеоретический анализ исследований, посвященных пользе чтения книг: работе мозгаи влиянии их на жизнь;
2. Разработатьэкспериментальную процедуру изучения психологических механизмов с применением различныхметодик.
3. Выделитьобласти привлечения наибольшего внимания подростков с точки зрения интересов,предпочтений к выбору жанров литературы.
4. Объективно и достоверноопределить наиболее информативные психологические характеристики участниковисследования.
5. Разработать рекомендациипо чтению книг для подростков и их родителей.
Участникиисследования
Участникамиисследования стали обучающиеся МБОУ «СОШ № 9» ст-цы Старопавловской.
Юноши – 42%,девушки — 58% .
Количество: 70человек. Возраст: от 11 до 17 лет. Средний возраст: 14,5 лет
Методыисследования
1.Изучение ианализ научной, психологической и педагогической литературы с цельюустановления теоретических основ исследования.
2.Целенаправленное наблюдение.
3. Методдиагностики, тестирование.
4. Анкетирование,опрос.
5.Методматематической статистики.
Основные этапыисследования
1. Выбор темыпроекта (актуальность)
2. Постановка целии задач
2.Составлениеанкет
3. Проведение диагностики.
4. Анализполученных результатов
5. Формулированиевыводов и оценка полученных результатов.
Практическая значимость проекта
Практическая значимость моей исследовательскойработы заключается в том, что работу можно использовать на классных часах,родительских собраниях, а также она может быть использована школьниками дляобразовательного повышения своего уровня.
Описание процесса исследования
Для начала мы составили вопросы и провели анкетирование средиучащихся средней и старшей школы. Проведённое нами анкетирование обработали припомощи компьютерной программы, исходя из полученных данных, выяснили, чточитают наши современники и как обстоят уних дела с чтением и успеваемостью.
Анкета – опросник № 1.
В анкетировании приняли участие по 10 человекот каждого класса. Результаты показали, что из 10 опрошенных 6 человек любятчитать, 4человека не хотят, у 2-х человек нет времени. Время для чтения в день2 человека уделяют от 1,5 ч. до 2,5 ч., 4 человека – от 30 до 60 мин, 2человека-от 15 до 30мин.
На вопрос «Влияет ли чтение на успеваемостьшкольника?» 5 ребят ответили положительно, 2 – отрицательно, 3- не знают.
Диаграмма 1. Отношение к чтению
Диаграмма 2. Сколько времени ты уделяешьчтению в день?
Диаграмма 3. Влияет ли чтение на успеваемостьшкольника?
Из анкетирования мы выяснили, что ребята,которые ежедневно читают не менее 30 мин в день, успевают лучше, чем их менеетрудолюбивые сверстники.
Анкета– опросник № 2. (Анкета составлена на основе анкеты «ЧитательXXI века»// Библиотека в школе. – 2006. – №17.)
Длятого чтобы ответить на главный вопрос: «Читают ли современные подростки?», а также выяснить, изменилсяли круг чтения подростков, что и как читают современные подростки, мы решили провестиопрос среди учащихся«Средней общеобразовательной школы №9» станицы Старопавловской Кировского городского округа Ставропольского края. Опрос проводился посредством анкетирования, в которомприняли участие 40 школьников-подростков(14-18 лет)
Учащимся были заданыследующие вопросы:
1. В свободное от учебы время Выпредпочитаете (отметьте, пожалуйста, не более пяти позиций):
1) читать книги;
2) читать газеты,журналы;
3) смотреть телевизор;
4) смотреть видео;
5) «общаться» с компьютером;
6) заниматься спортом;
7) посещать театры;музеи, выставки, экскурсии; концерты;
8) общаться с друзьями;
9) общаться с родственниками, членамисемьи;
10) заниматься домашнимхозяйством;
11) ходить по магазинам (шоппинг);
12) другое (напишите, что)
2. Есть ли у Вас собственная библиотека,книжная полка, где хранятся только Ваши книги?
1) да; 2)нет.
3. Как часто вы читаете художественнуюлитературу помимо школьной программы?
1) постоянно, практически ежедневно;
2) время от времени, эпизодически;
3) практически не читаю;
4) совсем не читаю.
4. Назовите 3 своих любимыхлитературных произведения.
1)
2)
3)
4. Что побуждает Вас читать именно этипроизведения (отметьте, пожалуйста, не более трех позиций):
1) мне очень нравятся героиэтих произведений;
2) эти произведения вызывают во мне эмоциональный отклик;
3) поведение героевможет служить для меня примером;
4) в поведениигероев я узнаюмногие свои черты;
5) это очень известные произведения, и я долженбыть с ними знаком;
6) я здесь узнаю много нового о человеческихотношениях и поведении людей в различных ситуациях;
7) меня волнуеттема произведений;
8) эти произведения заставляют задуматься надважными нравственными проблемами;
9) я думаю, что эти произведения обладаютярко выраженной художественной ценностью;
10) эти произведения порекомендовали мне родители;
11) эти произведения популярны среди моих друзей;
12) эти произведения включены в школьнуюпрограмму;
13) мне нравятсявсе произведения этих авторов;
14) мне нравятсявсе произведения этого жанра;
15) мне нравитсялитературный стиль (композиция) этих произведений.
5. Сколькокниг Вы прочитали за последниймесяц?
6. Какие (напишите названия и авторовкниг)?
7. Читаете ли Вы книги в их электронной версии?
1)да; 2)нет.
8.Обращаетесь ли Вы к электронным библиотекам?
1) да, делаю это постоянно;
2) да, делаю это крайнередко;
3) нет, я не знаю,как это сделать;
4) нет, мне хватает других ресурсов (традиционных библиотек, информационных сайтов);
5) нет, так как считаюих неэффективными.
9.Слушаете ли Вы аудиокниги?
1)да; 2)нет.
10.Какие аудиокниги Вы бы посоветовали своему другу/подруге и почему?
11.КакВы думаете, есть ли какая-нибудь связь между современной и классической литературой? Если да, то в чем она выражается?
1)да; 2)нет.
Результаты анкетирования представлены в Таблице 1.
Таблица. 2.1 Результаты анкетирования подростков
Вопросы анкеты |
Ответы респондентов |
Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от учебы время? |
● читать книги – 8% ● читать газеты, журналы – 2% ● смотреть телевизор – 11% ● смотреть видео –9% ● «общаться» с компьютером – 3% ● заниматься спортом – 15% ● посещать театры; музеи, выставки, экскурсии; ● концерты – 1% ● общаться с друзьями – 20% ● общаться с родственниками, членами семьи – 13% ● заниматься домашним хозяйством – 9% ● ходить по магазинам (шоппинг) – 5% ● другое (напишите, что) ● посещать кружки, секции – 2% ● гулять – 1% ● учить уроки – 0,5% ● рисовать – 0,5% |
Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное от учебы время? |
● читать книги – 8% ● читать газеты, журналы – 2% ● смотреть телевизор – 11% ● смотреть видео –9% ● «общаться» с компьютером – 3% ● заниматься спортом – 15% Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 ● посещать театры; музеи, выставки, экскурсии; ● концерты – 1% ● общаться с друзьями – 20% ● общаться с родственниками, членами семьи – 13% ● заниматься домашним хозяйством – 9% ● ходить по магазинам (шоппинг) – 5% ● другое (напишите, что) ● посещать кружки, секции – 2% ● гулять – 1% ● учить уроки – 0,5% ● рисовать – 0,5% |
Есть ли у Вас собственная библиотека, книжная полка, где хранятся только Ваши книги? |
● да – 76% ● нет – 24% |
Как часто вы читаете художественную литературу помимо школьной программы? |
● постоянно, практически ежедневно – 9% ● время от времени, эпизодически – 60% ● практически не читаю – 21% ● совсем не читаю – 10% |
Какие книги (темы, жанры) ты больше всего любишь читать?
|
● фантастика – 40% ● приключения – 30% ● детективы – 25% ● фэнтези – 22% ● комиксы – 15% ● про войну = 11% ● классику – 9% ● романы для девочек- 7% ● никакие — 4% |
Что побуждает Вас читать именно эти произведения? |
● мне очень нравятся герои этих произведений – 14% ● эти произведения вызывают во мне эмоциональный отклик – 7% ● поведение героев может служить примером – 12% ● в поведении героев я узнаю многие свои черты – 6% ● это очень известные произведения, и я должен быть с ними знаком – 6% ● я здесь узнаю много нового о человеческих отношениях и поведении людей в различных ситуациях – 18% ● меня волнует тема произведений – 5% ● эти произведения заставляют задуматься над важными нравственными проблемами – 8% ● я думаю, что эти произведения обладают ярко выраженной художественной ценностью – 3% ● эти произведения порекомендовали родители – 3% ● произведения популярны среди моих друзей – 1% ● эти произведения включены в шк. программу – 9% ● мне нравятся все произведения этого жанра – 3% |
Сколько книг Вы прочитали за последний месяц?
|
● не читали – 32% ● 1-2 книги – 48% ● от 3 до 5 книг – 3% ● свыше 5 книг – 1% ● не ответили на вопрос – 16% |
Читаете ли Вы книги в их электронной версии? |
● да – 42% ● нет – 58% |
Обращаетесь ли Вы к электронным библиотекам? |
● да, делаю это постоянно – 5% ● да, делаю это крайне редко – 46% ● нет, я не знаю, как это сделать – 7% ● нет, мне хватает других ресурсов (традиционных библиотек, информационных сайтов) – 17% ● нет, так как считаю их неэффективными – 25% |
Слушаете ли Вы аудиокниги? |
● да – 61% ● нет – 39% |
Как Вы думаете, есть ли какая- нибудь связь между современной и классической литературой? Если да, то в чем она выражается? |
● да – 42% ● нет – 56% ● не ответили на вопрос – 2% |
Проанализироваврезультаты анкетирования, мы пришли к выводу, что современные подростки в своем большинстве в свободное от учебы время предпочитаютобщаться с друзьями (20%) или с родственниками, членами семьи (13%), заниматься спортом (15%), смотреть телевизор (11%)или видео (9%). В свое свободноевремя книги читают только 8% подростков, а к газетами журналам обращаются всего 2%. Но все же большая часть испытуемых(60%) время от времени берет в руки книгу, а 9% школьников читают художественную литературу практически ежедневно. За исключением произведений, изучаемых по школьнойпрограмме, практически не читают – 21%, а тех, кто не читает вовсе – 10%. Если разделитьучащихся по гендерному признаку, то мы увидим, что девочки читают большеи чаще, чем мальчики.
Диаграмма 4.Как часто школьники читают художественную литературу?
К нашемусожалению, 24% опрошенных детей даже не имеет собственной книжной полки, нечитают совсем. Только 3% ответили, что книги им рекомендуют родители, поэтому«нечитающему» поколению удивляться не приходится.
Ночто же побуждает основные 76% опрошенных читать? Подростки отмечают, что в книгах они узнают многонового о человеческих отношениях иповедении людей в различных ситуациях (18%). Многим читающим очень нравятся герои этих произведений (14%),поведение которых может служить длянас примером (12%). Школьников привлекают произведения, которые заставляют задуматься над важныминравственными проблемами (8%). Подростки обращаютвнимание на тему произведений (5%), на ярко выраженную художественную ценность (3%), на стиль и композицию произведений (5%). И, конечно, прочитанныепроизведения вызывают в них эмоциональный отклик(7%).
Какие книги (темы, жанры) вызывают интересу юных читателей? Читательский репертуарвполне ожидаем: фантастику читают 40% опрошенных, приключения- 30% и детективы –25%, фэнтези – 22%, комиксы – 15%. Классикеже отдают предпочтение только 9% респондентов, т.е. каждый 11-й подросток.
Диаграмма 5.Какие книги (темы, жанры) вызывают у вас интерес?
Сколькоже книг/произведений прочитали подростки за месяц?
48% опрошенных назвали 1-2 книги,3% – от 3 до 5 книг,1% – свыше 5 книг.32% не читали в этом месяцекниг, а 16% на вопрос почему-то не ответили.
На вопрос: «Какие это были книги?» неожиданно было получить ответы
«яне помню» и «забыл». Таких ответов, к счастью, немного, но и это уже говорит о том, что не все детиизбирательно подходят к выбору книги для чтения. Как было сказаноранее, такое чтениемы назвали бы чтением для
«галочки».
Диаграмма 6. Сколько книг/произведений вы прочитали за месяц?
Чтокасается проблемы чтения с разных носителей, то 42% школьников читают книги в их электронной версии,остальные 58% отдают предпочтение традиционной бумажнойкниге, поэтому и к электронным библиотекам обращаются в большинстве своем крайне редко (46%), считаяих неэффективными (25%) и уступающими традиционным библиотекам и информационным сайтам (17%).
К аудиокнигам школьники обращаются чаще – 61% слушает художественную литературу. Подростки отмечают,что прослушивание аудиокниги не только экономит время, нои позволяет услышать авторское исполнениепроизведения. Как отмечает литературный критик, Е. Вежлян, аудиокниги – это «великолепный инструмент перечитывания», они не конкурируют, а находятся в отношении«дополнительности» к традиционной книжной продукции.
Видят ли школьники связь между современной и классической литературой? Оказывается, что 56%опрошенных не видят какой-либо связи между классикой и современной литературой.
Диаграмма7. Как Вы думаете, есть ли какая-нибудь связь между современной и классическойлитературой?
Как показывают результаты психолого-педагогического диагностирования, подростки читают, причем значительная часть из них уделяет вниманиепроизведениям, входящим в школьную программупо литературе. Современная литература также входит в круг чтения школьников. Как явствует из анкет, юных читателей привлекает в ней эмоциональная насыщенность; герои, в которых подросткиузнают себя; изображение человеческих отношений и поведения людей в различных(чаще экстремальных) ситуациях; важные нравственные проблемы,затронутые авторами и др. Однако связи между современной и классической литературой более половины опрошенных школьников-читателей не видят. Ате школьники, которые считают, что связь есть, не могут ответить, в чем она проявляется.
Исследование№3
Онлайн-ТЕСТ НА СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС: СМОЖЕТЕ ЛИВЫ НАЗЫВАТЬ ЗНАЧЕНИЯ ЭТИХ СЛОВ? https://kupidonia.ru/
Участники — учащиеся 10 класса , 10человек (15-16 лет).
Диаграмма 8. Знание значения слов
Вывод: читающие участники в среднем знаютзначение слов, у нечитающих скудный словарный запас, значение половины словони не знают.
Исследование № 4
1.Тест «20 слов» (тест М.Г. Бархатовой, для школьников 8-15лет)
Тест предназначен для оценки развития приемовзапоминания.
В тесте приняли участие ребята 8-9классов.(14-15 лет)
Для запоминания им предлагался ряд из 20 слов(10 конкретных и 10 абстрактных, имеющих одинаковое число слогов. Слова в рядучередуются в случайном порядке): Мячик, жалость, палка, трамвай, шепот,вражда, пенал, кошка, свежесть, вызов, счастье, дата, кролик, месяц, правда,печаль, шапка, морковь, ветер, радость.
Этот ряд слов предъявляется для заучивания всего 8 раз. Испытуемый читаетмедленно вслух слова предложенного ряда. После каждого предъявления онповторяет те слова, которые запомнил, в любом порядке. Слова предъявляютсязрительно, в печатном виде. После окончания всех проб испытуемого спрашивают отом, как он запоминал и вспоминал слова.
Обработка результатов и интерпретация
Подсчитывается количество слов, воспроизведенных после 1-го и 8-гопредъявлений.
Средние оценки:
|
1-е предъявление |
8-е предъявление |
Нечитающие |
6,8 |
16,0 слов |
Читающие |
8,1 |
17,5 слов |
С возрастом школьники стихийно все большеовладевают различными приемами запоминания, и к 14-15 годам смысловоезапоминание словесного материала становится нормой. Однако уровень овладенияэтими приемами различает учеников разной степени интеллектуального развития влюбом возрасте.
Вывод: нечитающие ученики запомнили слова науровне 11-12 лет.
Методика «Исследование творческоговоображения»
Цель исследования: дать оценку особенностямтворческого воображения. Материал и оборудование: бланки с напечатанными на нихтремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги,ручка, секундомер.
Процедура исследования.
Данное исследование проводилось с двумягруппами учащихся по 5 человек (группа «читающих» и «нечитающих»).
Перед началом исследования каждый участникполучает бланк с напечатанными на нем пятью словами.
В процессе исследования испытуемому предлагаютв течение 10 минут составить из пяти слов как можно большее количествопредложений. Инструкция испытуемому: Прочитайте слова, написанные набланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы вкаждое входили все пять слов. Составленные предложения записывайте на листебумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогданачинаем! В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и по прошествии10 минут дает команду: Стоп! Работу прекратить! Обработка и анализрезультатов. Показателями творчества в данном исследовании являются: величинабаллов за самое остроумное и оригинальное предложение; сумма баллов за всепридуманные испытуемым в течение 10 минут предложения. Эти показателиустанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.
В предложении использованы все пять слов востроумной и оригинальной комбинации — 6 баллов.
В предложении использованы все пять слов безособого остроумия, но в оригинальной комбинации — 5 баллов
В предложении использованы все пять слов вобычной комбинации — 4 балла слова.
Заданные пять слов использованы в менеенеобходимой, но логически допустимой комбинации — 3 балла.
Правильно использованы лишь три слова, ачетвертое и пятое использованы с натяжкой в силу чисто словесной связи — 2,5балла.
Правильно использованы только три слова, а четвертоеи пятое искусственно введены в предложение -1 балл.
Задача правильно понята испытуемым, но он даетформальное объединение всех пяти слов или использует их с искажениями — 0,5балла. Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех пяти слов- 0 баллов.
Качественная характеристика творчества,определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальноепредложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленныхиспытуемым предложений. Эта оценка свидетельствует о развитом творчестве илиоригинальности.
Если оценка данного показателя составляет 5или 4, то проявление творчества следует считать средним.
Наконец, если эта оценка составила всего лишь2 или 1, то это низкий показатель творчества.
Таблица результатов.
Средние показатели:
|
Оценка предложения в баллах |
Сумма баллов |
«Читающие» |
1. -5б. 2.-6б. 3.-5б. 4.-4б. 5.-6б. |
26 |
«Нечитающие» |
1.- 3б. 2.-2,5б. 3.- 2,5б. 4.-1б. 5. — 0,5 б.
|
9,5 |
В группе читающих учеников сумма баллов больше.Следовательно, больше продуктивность творческой деятельности. Творческоевоображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов.В данном случае – это создание предложений без заданного образца.
Кроме того, получаемый показатель творчествасвидетельствует о субъективной новизне результатов, если они новы или оригинальныдля самого испытуемого.
У двух человек из читающей группы хорошоразвито творчество и оригинальность. У троих – среднее проявление творчества.
В нечитающей группе – низкий показательтворчества.
3. Тесты на устойчивость и избирательность внимания.
Участники – обучающиеся 5-6 класса (11-12 лет)
Тест первый
Участвовало двое учеников одного класса: 1читающий, 1 нечитающий.
Перед ребенком тестовый материал, это и буквы,и слова. Что нужно сделать? Нужно за 36 секунд найти 10 слов, замурованных вбуквах. Для этого необходимо считывать текст как можно быстрее и находитьспрятанные слова.
Предложите ребенку вести глазами по буквам изахватывать несколько букв вперед. Необходимо увеличивать скорость.
Сколько он слов нашел?
За 1 минуту читающий ученик нашел 10 слов:солнце, район, новость, экзамен, прокурор, теория, хоккей, телевизор, память,восприятие.
За 1 минуту мало читающий ученик нашел 6слов.
Вывод: у мало читающего ученика слабаяустойчивость и избирательность внимания.
Тест второй
Тест «Исправь ошибки» на устойчивостьвнимания. Необходимо найти и исправить ошибки. И уложиться в 1 минуту. Этомогут быть ошибки, как орфографические, так и стилистические.
Группа «читающих» учеников справилась со всемиошибками. «Нечитающие» ученики нашли лишь 5 ошибок из 10.
Диаграмма 9. Уровень развития памяти, воображения и внимания.
Вывод: у группы«читающих» показатели уровня развития памяти, воображения и внимания в два разавыше, чем у группы «нечитающих».
Исследование №5.
Сравнительныйанализ письменных работ учащихся 7,8,9 классов.
Чтобы определить влияние чтения на успеваемость учащихся были отобранытетради для творческих работ обучающихся 7,8,9 классов.
1.Работы нечитающих учеников
По представленнымфрагментам письменных работ видно, что в них учениками допущено большоеколичество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых истилистических ошибок. Объем сочинений не соответствует требованиям,предъявляемым к объему письменных работ данного класса. Однообразиесинтаксических конструкций, нарушение абзацного членения говорит о скудном словарномзапасе, неумении строить высказывание на определённую тему. Все эти фактысвидетельствуют о низкой успеваемости учеников не только по русскому языку илитературе, но и по другим предметам.
1. Работы читающих учеников
Данные работыхарактеризуются отсутствием большого количества различных видов ошибок.Содержание творческих работ соответствует теме, объем выдержан. Прослеживаетсясмысловая цельность и речевая связность.
Выводы:
Результаты проведённой нами исследовательской работы привели к выводу,что именно книги являются источником знаний, делают нас умнее, образованнее.
Чтение книг влияет на успеваемость школьников.
Чтение стимулирует мозговую активность, чего не наблюдается при просмотретелепередач и при компьютерных играх.
Обобщая изложенное, можно заключить, что чтение является одной из сложных и значимыхформ психической деятельности человека, которая выполняет психологические исоциальные функции.