X-PDF

История мирового этикета

Поделиться статьей

Принято считать, что классические системы этикета сформировались в Англии и Франции. На приемах при дворе короля Франции Людовика XIV (1638—171.5) гостям раздавали карточки (буквально — этикетки) с изложением того, как они должны держаться. Однако само понятие «этикет» как свод определенных правил поведения людей зародилось гораздо раньше. Европу вряд ли можно назвать родиной этикета. До наших дней дошли памятники культуры Древнего Египта с его сложной системой внутридворцовых отношений и дипломатическими церемониями. Сохранились много­численные записи на глиняных табличках древних шу­меров, которые имели обыкновение фиксировать все, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству (такие доку­менты удостоверялись оттиском цилиндрической печа­ти).

В Древней Индии этикет существовал в-рамках кас­товой системы. Брахмачарин (ученик) должен был знать правила общения с представителями и высших, и низших каст.

В Древнем Китае к 1-му тысячелетию до н. э. были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех тракта­тах — «Чжоу-ли» («Чжоуские церемонии»), «И-ли» («Обрядник») и «Ли-цзы» («Записки о церемониях»). Эти тексты представляют собой сборники правил пове­дения, проведения различных обрядов и регламентируют всю общественную жизнь до мелочей в соответст­вии с иерархической системой Древнего Китая. Напри­мер, император (сын неба) имел право на семь алтарей (мяо) в своем храме предков, князья (чжухоу) — на пять, сановники (дафу) — на три, а обычные чиновни­ки (ши) — только на один. Мужчины должны были хо­дить по правой стороне улицы, а женщины — по левой, и так далее. Правила, записанные в книге «Чжоу-ли» (скорее всего, составленные во второй половине I в. до н. э. Лю-сяном и Лю-синем), воспринимались не как че­ловеческие установки, но как отражение небесного по­рядка.

История донесла до нас разговор Конфуция (552/551—479 до н. э.) с его сыном о правилах: «Если ты не будешь учить правила, у тебя не будет ничего, на чем утвердиться».

Текст «Ли-цзы» учили в школах как эталон правиль­ного поведения. Знание правил поведения и их неукос­нительное исполнение в соответствии с традицией бы­ли особенно важны. Для образованных верхов и явля­лись залогом успешной карьеры. Но некоторые положения были также необходимы и для простолю­динов, ибо, как отмечено в первой главе книги «Чжоу-ли», правила взаимоотношений должны соблюдаться всеми, так как именно этим человек отличается от жи­вотных.

Начало системы придворного церемониала в Европе было положено в Древней Греции и до тонкостей раз­работано в Древнем Риме на протяжении почти 800-летнего существования государства. Римлянин не мыслил себя вне общества, и потому его всю жизнь от младенчества до могилы сопровождали церемониалы. Брак, рождение и воспитание детей, богослужение, ве­дение войны, поддержание мира — все регулировалось системой жестко регламентированных правил и цере­моний.

В то время как в Древней Греции и Древнем Риме уже были разработаны многочисленные и довольно строгие правила дворцового этикета, на территориях современных Англии, Франции, Германии и прочих стран Европы в первые века новой эры еще встреча­лись первобытные нравы, невежество, поклонение гру­бой силе и обжорство. Развитие этикета в странах Ев­ропы связано с распространением христианства, и сложная процедура христианского богослужения легла в основу правил международного светского этикета.

Считается, что западноевропейский этикет начал формироваться во времена раннего Средневековья. В этот процесс вовлекались все новые государства, об­разовывавшиеся в Европе. Появившиеся в XI—XII вв. поэты-певцы (трубадуры и труверы во Франции, мин­незингеры в Германии) воспевали пламенное служе­ние Богу и сюзерену, любовь к Прекрасной Даме и преклонение перед ней, подвиги воинов без страха и упрека в Крестовых походах. Их стремление согласо­вать светски-рыцарское и религиозное миропонима­ние породило жанр рыцарских романов. Куртуазная литература, в свою очередь, способствовала утвержде­нию в придворном обществе правил поведения. Так постепенно через религию и литературу культура об­щения вошла в плоть и кровь европейцев.

К XII—XIII вв. определился некий набор правил, предназначенных не только для более четкого отделения одного сословия от другого, но и для придания су­ровой, жестокой жизни более приемлемой, красивой оболочки. Если сравнивать такую страну классического католицизма, как Италия, с другими странами Европы XV в., то бросается в глаза более высокая степень образо­ванности, богатства, способности украшать свою жизнь.

Первый в истории свод правил европейского этике­та вышел в свет в Италии под названием «И Galateo, overo decostume» («Правила хороших манер и компли­ментов», 1558). Автором его был священнослужитель Джованни делла Каза. Это руководство, написанное с душой и изложенное в форме наставлений воспитателя своему питомцу, касается организации образцового стиля жизни, а также правил деликатности и такта. Благодаря этому сочинению некоторые исследователи считают, что именно итальянцы эпохи Возрождения признали тактичность как значимую общественную обязанность и отличительный знак образованности и воспитанности. Эта книга стала настолько популярной, что в Италии само слово «Galateo» стало синонимом учения о хороших манерах.

В Средневековье светский придворный этикет отли­чался особой строгостью и продуманностью. Отчасти это было связано с мифологизацией фигуры короля, стремлением подчеркнуть его непричастность ко всему земному. На взгляд современного человека, следование многим из этих правил выглядит абсурдно, но для той эпохи формализованная точность характерна: этикет был напрямую связан с понятием чести, поэтому его нарушение воспринималось как смертельное оскорбле­ние и за это можно было поплатиться жизнью. Так, гер­цог Бургундский Иоанн Бесстрашный (1371—1419)

совершил непозволительную ошибку, с пышностью вы­ехавшего ему навстречу парижскою палача Капелюша он приветствовал как дворянина, коснувшись его руки. Лишь смерть палача смогла избавить герцога от позора.

Чрезвычайно важное значение в Средние века при­давалось месту, занимаемому участниками пиров за столом. Так, в 1380 г. на торжественном обеде по слу­чаю коронации короля Франции Карла VI Филипп Бур­гундский силой протиснулся на место между королем и герцогом Анжуйским, которое ему подобало занять как «первому среди пэров». Свиты обоих герцогов всту­пили в спор, и уже зазвенело было орркие, когда коро­лю пришлось унимать их, согласившись с обоснованно­стью требований бургундца.

С XV в. придворный этикет в Европе все более ус­ложнялся. Вся жизнь придворных была строго регла­ментирована Писались сотни пособий по этикету, из которых следовало, что чем выше ранг вельможи, тем большему числу правил он обязан был подчиняться. Появилась специальная должность — церемониймей­стер (распорядитель церемоний, а по сути — главный знаток этикета). Особенно сложная система этикета ус­тановилась во Франции во времена абсолютизма коро­левской власти. Апогея она достигла при Людовике XIV (1638—1715): жизнь двора целиком и полностью была подчинена требованиям этикета. Например, во время королевской трапезы все подданные должны были сто­ять, королева и принцы имели право сидеть на стульях, члены королевской семьи — на табуретах. Привилегии сидеть во время королевской трапезы на табурете так­же могла удостоиться королевская фаворитка.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

Каждая общественно-политическая формация, каж­дое сословие вырабатывали собственные правила эти­кета. Так, в XVIII в. в странах Европы набрала силу бур­жуазия, которая установила свой этикет, отличавшийся от придворного. С укреплением позиций буржуазии и распространением свойственной ей морали распрост­ранялся и буржуазный этикет. Основная позиция этих правил — респектабельность, основная задача мужчи­ны — быть добросовестным удачливым дельцом, а жен­щины — образцовой матерью и хозяйкой. Особое зна­чение приобрело понятие репутации. Потеря репута­ции была невосполнима, она вела к разрыву с привычным кругом общения. Особенную жесткость правила поведения приобрели в европейской буржуаз­ной среде XIX в. Известно, например, что правила эти­кета запрещали женщине оставаться наедине с мужчи­ной — это считалось неприличным Между тем, несмо­тря на строгость этикета, многие современники отмечали несоответствие между формальным проявле­нием воспитанности и реальным поведением людей.

В России до реформ Петра I, то есть до начала XVIII в., основная масса населения жила в соответствии с традиционным укладом, что нашло отражение в ста­рорусских былинах:

Сам (Дюк Степанович) пошел во передню во столовую.

Крест кладет по-писаному,

Поклон ведет да по-ученому

На все три-четыре на стороны,

Княгине-то Опраксии да в особину…

Наиболее полно этот уклад был отражен в «Домост­рое» (XVI в.)— сборнике правил, где прописаны осо­бенности содержания домашнего хозяйства, начиная от правильного отправления православных церковных обрядов («как верить христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как поклоняться кресту Хри­стову… . как почитать архиереев, а также всех священ­ников и монахов… . как всякого страдающего посещать в монастырях и в больницах») и кончая указаниями ключнику («как хранить в погребе или на леднике вся­кие припасы соленые»). Очень важными считались строго регламентированные правила гостеприимства («как с благодарностью угощать приходящих в дом твой»). Известно, что важна была даже встреча гостя, при которой учитывалось его происхождение и возраст. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу. К более высокому шли через двор пешком Не принято было старшим ездить к младшим.

Петр I активно начал внедрять этикет западного об­разца. Новшества вводились практически насильно. Эта вынужденная смена образа жизни была принята дале­ко не всеми и коснулась только верхушки общества. Ос­новная масса населения смотрела на одетую по-евро­пейски знать как на чужаков. Позднее западноевропей­ский этикет привился и ассимилировался в России, но, как писал М. И. Пыляев, автор книги «Старая Москва», еще в екатерининское время под золотыми расшиты­ми кафтанами таились старинные грубые нравы.

Начиная с XVIII в. изучение этикета вошло в обяза­тельную программу образования. В частности, в жен­ских пансионах обязательным элементом обучения бы­ли уроки этикета, когда девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение в раз­личных ситуациях: как встретить гостя, как согласиться на мазурку или дать вежливый отказ, как встретиться с пожилыми родственниками и т. д. Существовали также неписаные правила, которых придерживались люди из высшего общества и которые также можно считать эти­кетными для них. Вронский, герой романа Л. Н. Толсто­го «Анна Каренина», следует определенному своду пра­вил: «Правила эти, несомненно, определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, что лгать не на­до мужчинам, а женщинам можно, что нельзя прощать оскорблений и можно оскорблять и т.д.».

В XX в. в Европе, США и некоторых азиатских стра­нах, ориентированных на западную модель развития общества, нравы стали проще. Но тем не менее любой современный воспитанный человек будет соблюдать правила этикета при общении с человеком другого со­циального статуса, где играет роль: возраст, обществен­ное положение, пол, степень знакомства и родства На­пример, младший должен, не перебивая, выслушивать старшего, мужчина в разговоре с женщиной должен воздерживаться от фраз, которые могут ее смутить. Этикет ориентирован уже не на то, чтобы отнести чело­века к той или иной социальной группе, а на то, чтобы создать ему определенный имидж. В современном ми­ре наиболее важны правила этикета в тех сферах жиз­ни, где от коммуникации между людьми многое зави­сит, например в бизнесе или в дипломатии.

Этикет существует также в других сферах професси­ональной деятельности (медицинский этикет, юриди­ческий этикет, воинский этикет и т. д.), в отношении значимых артефактов культуры (предметы культа, эти­кет флага и т. д.).

Жители многих афро-азиатских стран, безусловно, также ориентируются на самобытные правила этикета, но правила поведения там больше обусловлены древней традицией и не столь изучены европейскими исследо­вателями.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.43%
НЕТ
40.57%
Проголосовало: 1166

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет