X-PDF

Изображение семьи, семейного воспитания и общения в произведениях русской классической и современной литературы

Поделиться статьей

Задание:

  1. Составьте развернутый план сообщения по теме «Изображение семьи, семейного воспитания и общения в произведениях русской классической и современной литературы» (в повестях и рассказах круга детского чтения, рассматриваемых в наших лекциях, или шире).
  2. Обязательно проиллюстрируйте цитатно каждый пункт Вашего развернутого плана.
  3. Можно ли использовать подобранный Вами ценный материал в качестве фрагмента или целого урока? При каких методических условиях? Укажите эти условия.

Тема дома, семьи и рода— одна изведущих. Она нашла свое отражение настраницах многих художественных произведений. Каждый писатель, рассматриваяпроблему семейных взаимоотношений, исследует обстановку, в которой растет иразвивается герой, пытается понять его.

Семья является самым первым и самым важным воспитателемребенка. Именно здесь закладываются все основные представления о жизни иформируется поведение ребенка. Воспитание детей в семье не следует сравниватьсо школьным воспитанием, так как оно основано на взаимоотношениях совершенногодругого уровня. Члены семьи общаются с ребенком непрерывно, поэтому семейноевоспитание характеризуется неограниченными возможностями воздействия на него.Важнейшей особенностью воспитания детей в семье является то, что оноосновывается на чувствах: именно чувства, установленные между членами семьи,играют решающую роль в становлении личности маленького человека. Есличувственный мир семьи гармоничен, то для ребенка он служит защитой от любыхвнешних проблем, а также дает ему чувство уверенности в собственной значимости.Особенности воспитания детей в семье зависят от многих факторов. В идеале рядомс малышом должны быть оба родителя, любящие бабушки и дедушки, а также сестры ибратья. Такие большие дружные семьи помогают ребенку вырасти приверженцемтрадиционных духовных ценностей, уверенным в себе человеком, способнымдобиваться поставленных целей. Но жизнь вносит свои коррективы в самыеидеальные планы. Особенности воспитания детей в семье иногда непредсказуемы иизменчивы. Меняются жизненные обстоятельства, здоровье, материальныевозможности родителей. Подчас нелегко найти индивидуальный подход к каждомумалышу. Тема семьи в русской классической литературе — одна из ведущих. Труднонайти произведение, где в меньшей или большей степени не были бы отраженысемейные отношения. Образ семьи занимает главенствующее положение в творчестветаких писателей XIX века, как А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, С.Т.Аксаков, Л.Н.Толстой,Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев и др. Каждый писатель выбирает свой подход к этойзначимой теме. Каждый по-своему изображает семейные отношения, опираясь наличный жизненный опыт и на сложившуюся историческую ситуацию. Но, обращаясь кклассикам литературы, нельзя не обратить внимания на то, что все писатели единыв главном: именно в семье происходит утверждение нравственных устоев,переходящих из поколения в поколение. Именно поэтому образ семьи, созданныйвеликими классиками русской литературы, особенно актуален в современномобществе, где семейные отношения, которые так важны для каждой личности иобщества в целом, становятся всё менее значимыми для людей. В данной курсовойработе мы проанализируем образ семьи в повести С. Т. Аксакова «Детские годыБагрова-внука». Изучением творчества С.Т. Аксакова в XX веке занималисьМ.Лобанов, М.Чванов, Е. Калмановский, С. Машинский и др. В их работах большевнимания уделено личности писателя и автобиографизму произведений, происходящиесобытия рассматриваются с документальной точки зрения. Итак, объектом работыстала повесть «Детские годы Багрова – внука» С.Т.Аксакова. Предмет работы –образ семьи, семейные взаимоотношения в данном произведении.

Цель работы – выявлениеспецифики изображения семьи и семейного воспитания в повести С.Т. Аксакова«Детские годы Багрова — внука». Исходя из данной цели, ставим ряд задач:

 -определить суть семейного воспитания;

 -охарактеризовать основные типы взаимоотношений «ребенок-родитель»;

 -выявить методы семейного воспитания;

 -раскрыть образ семьи Багровых с точки зрения детского восприятия в повести«Детские годах Багрова – внука».

                Практическаязначимость работы заключается в возможности применения полученных результатовна уроках литературного чтения в начальной школе.

“Мысль семейная” прослеживается влитературе XIX века, свое яркое воплощение она нашла в трилогии С.Т.Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания».Писатель был первым в воссоздании повседневного семейного лада.

С.Т. Аксакова желал «написать такуюкнигу для детей, какой не бывало в литературе…», чтобы в ней «не было… намёкана нравственное впечатление». Эта мысль была осуществлена в повести «Детскиегоды Багрова-внука». В ней писателю удалось передать атмосферу «общего гнезда».Сергей Тимофеевич убеждает читателей, что воспитание ребёнка, формирование егодуховного мира вне семейного окружения невозможно. Автор воссоздаёт жизньпровинциальной дворянской семьи, при этом особое внимание уделяет крепостисемейных начал. Он считает, что на покорности авторитету старших можетдержаться семья.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

Внешний мир в произведении показанглазами маленького мальчика — Сережи. Он целиком «погружён» в лоно собственнойсемьи, в которой окружен заботой и вниманием близких. Мать и отец для негоцентр вселенной. При чтении книги, ощущаешь постоянное присутствие родителей вжизни Сережи. Отношения в семье Багровых определяются одним словом — любовь, еёгерой чувствует с момента своего рождения. Родители постоянно подчеркивают, чтоон «желанный», «прошенный маменькой», и это создает у мальчика чувствабезопасности. Маленький герой счастлив.

Страстная любовь матери, «мягкаядоброта» отца способствуют пробуждению в душе мальчика аналогичных чувств. Сережаобожает свою младшую сестру. Это проявляется в его поступках: «Сестренку ялюбил сначала больше всех игрушек… любовь эта выражалась беспрестанным желаниемее видеть и чувством жалости:… я беспрестанно хотел одеть ее своим платьем икормить своим кушаньем…».

Багрову-внуку интересно все, чтопроисходит вокруг него. Он научился понимать и любить природу, ценитьнезамысловатый мир Багрова. И этот интерес ненавязчиво привит родителями. Матьвоспитывает любовь маленького Сережи к книгам. Он с четырех лет читает. «Явсякий день читал свою единственную книжку «Зеркало добродетели» моей маленькойсестрице… Эту детскую книжку я знал тогда наизусть всю…». Сергей не просто сувлечением читает, но и ощущает потребность поделиться прочитанным сокружающими. Так, сказки Шехерезады он с воодушевлением пересказывает тетушке имладшей сестренке, порой дополняя их придуманными им самим подробностями,удивляя всех пылкостью воображения с умением фантазировать.

В ходе чтения мы отмечаем любовьмальчика к природе. Следует заметить, что мать Сережи была равнодушна к ней, авот отец с увлечением отдавался рыбалке, охоте, иногда с разрешения матери бралс собой сына. С.Т. Аксаков показывает, как природа обогащает человека духовно,формирует его поэтическое мироощущение, помогает сближению людей, оказываетвлияние на нравственность. Природа – добрый учитель и воспитатель. «Не до чтенияли, до письма тут, когда душистые черемухи зацветают, когда все скаты горпокрываются подснежными тюльпанами, когда жаворонки с утра до вечера висят ввоздухе над самым двором…» — вспоминает автор. А вот сцена рыбной ловли,которая привела мальчика в неописуемый восторг: «Уженье просто свело меня сума! Я ни о чем другом не мог думать, не говорить… Удочка, дрожащий и ныряющийпоплавок, согнутое от тяжести удилище, рыба, трепещущая на леске, приводилименя при одном воспоминании в восторг, в самозабвение».

Разумеется, не стоит идеализироватьотношения, сложившиеся в семье Багровых. Я понимаю, что в условияхкрепостнического быта ребенку приходилось сталкиваться с несправедливостью, каки в любой семье, здесь были свои подводные течения: не всегда взрослые велисебя искренне, честно, достойно, и это доставляло Сереже сильные страдания.Нельзя не вспомнить отношение героя к своей бабушке. После смерти дедушки,мальчик пытается сблизиться с ней, но привычка женщины бить дворовыхотталкивает ребенка. Воссоздаваямиф о счастливом детстве, Аксаков проводит мысль о том, что жизненные уроки,полученные мальчиком в семье, не прошли даром. Он понимает, что есть людидобрые и злые, есть господа и слуги, есть любовь, уважение, сострадание, ноесть и жестокость, предрассудки. Багров-внук рано стал взрослым и смог сказатьо себе: «Голова моя была старше моих лет».

«Уважение – это застава, охраняющаяотца и мать, столько же и детище; первых оно спасает от огорчений, последнего –от угрызений совести», — пишет О. де Бальзак. Именно этими словами хочетсязакончить рассказ об отношениях в семье Багровых.

 

Изложенный материал можно использоватьв качестве целого урока литературного  чтения при проведении итогов по теме«Семья и я». В качестве методов используемых при проведении урока можноиспользовать словесные методы: лекция и беседа.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.52%
НЕТ
41.48%
Проголосовало: 974

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет