В 1766 г. появляется политико-нравоучительная эпопея, героическая поэма, «иронической пиима» В.К.Тредиаковского «Тилемахида» (15 тыс. стихов). Это перевод стихами прозаического романа Фенелона «Похождения Телемаха», романа, вышедшего в 17 веке и очень популярного в 18 веке. Написана «Телемахида» русским гекзаметром – поэт стремился создать русскую эпическую поэму. Но «Тилемахида» не отвечала тем требованиям, которые предъявляли к эпопее теоретики классицизма. Эпопея должна была строиться на основе отечественной истории, и в центре её должен быть национальный герой. (М.М.Херасков «Россияда»). В «Тилемахиде» Тредиаковского важнейшей идеей была идея ответственности царя перед законом. Поэт хотел «предложить совершенное наставление, как поступать государю и править государством». Здесь были те только «уроки царям», но и резкая критика абсолютизма – это объяснялось усилившейся оппозицией Тредиаковского к правлению Екатерины.
Герой поэмы Телемак, странствуя в поисках отца, изучает нравы и порядки разных народов. В его лице автор изображает идеального героя. Воспроизводя в «Тилемахиде» сюжет Фенелонова «Телемаха», Тредиаковский имел в виду современное ему деспотическое правление Екатерине, любившей говорить о законах, но поступать «не взирая на закон». В «Тилемахиде» обличались и придворные льстецы.
|
|
Ярко выраженная политическая направленность «Тилемахиды» была Принята Екатериной, которая постаралась обезвредить произведение Тредиаковского, представив автора смешным и бездарным поэтом. На страницах журнала «Всякая всячина» Екатерина советовала читать «Тилемахиду», как средство от бессонницы. Екатерине возражал Н.И.Новиков, выступивший в «Трутне» с защитой «Тилемахиды». В какой-то мере поэма давала повод для насмешек над писателем. Она содержала много стилистических погрешностей, имела смесь славянизмов и тяжелых стихов.
Выбор Тредиаковским такого размера как гекзаметр высоко оценили Радищев и Пушкин. (Пушкин оценил гражданский пафос поэмы и худ. новаторство Тредиаковского).
2. Кому принадлежит Разговор с Анакреонтом? О чем?
«Разговор с Анакреоном» написан в 1762 году М.В.Ломоносовым, а напечатан уже после смерти Ломоносова. Стихотворения построено в форме диалоге между древнегреческим поэтов Анакреона, жившего в 6 веке до н.э. и Ломоносовым. В своих песнях Анакреон прославляет светлые и радостные минуты жизни, красоту, молодость. Ответы Ломоносова выражают его взгляды на задачи поэзии и назначение поэта. Анакреона привлекали любовные песни, Ломоносов же признается, что в поэзии любит героическое начало. В заключение оба обращаются к живописцу с просьбой написать портреты самой привлекательной и любимой женщины. Ломоносов просит изобразить на портрете «возлюбленную мать» — Россию. Он желает, чтобы художник нарисовал (представил) ее как богиню с вознесенной главой, с огнем в очах, с живостью в устах. Так же указывает ему на необходимое облачение богини в атрибуты самодержавной власти – порфиру, скипетр, венец.
|
|
3) Кому посвящено Путешествие Радищева?
Радищев посвящает свое «Путешествие» любезнейшему другу – А.М. Кутузуву, своему товарищу по Лейпцигскому университету, а также писателю, масону. Неудивительно, что посвящение Кутузову является не только данью дружбе, но и актом полемики. Радищев находился с споре с масонами, которые считали, что все зло исходит от самого человека, он же видел зло во внешних условиях.
*Эпиграф Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй. Из поэмы В. К. Тредиаковского Тилемахида
4,кто автор трагедии Дмитрий Самозванец и чем она заканчивается?/ Что произошло с Дмитрием Самозванцем?
Трагедия «Дмитрий Самозванец» написана А.П. Сумароковым в 1771 году. В конце трагедии мы видим, что народная сила решает окончательно покончить с тиранией лжемонарха (или лжецаря) — во главе с отцом Ксении, князем Шуйским поднимается народный бунт. Слыша звон набата как признак уже уготованной участи, Дмитрий решает убить Ксению. Он вынимает кинжал и поднимает над ней, но Георгий, Шуйский и наперсник Самозванца мешают ему исполнить задуманное. С обнаженным мечом Пармен бросается и вырывает Ксению из рук тирана. Дмитрий перед лицом неминуемой гибели закалывает себя кинжалом со словами: «Ах, если бы со мной погибла вся вселенна!» Так чуждый угрызений совести, отторгнутый всеми и ненавидимый народом, Димитрий кончает жизнь самоубийством.
5. Какой вопрос обсуждали герои Послания к слугам моим
Д.И.Фонвизин адресует свое послание к слугам: Шумилову, Ваньке и Петрушке. Автор послания задает им философский вопрос о смысле мироздания: «На что сей создан свет?». Этот вопрос был задан с целью понять социальную несправедливость в жизни общества. Ванька думает, что весь мир построен на обмане и погоне за деньгами . Шумилов же говорит, что он рожден вечно быть слугой, а Петрушка думает, что весь мир – игрушка, в нем можно и нужно жить весело и праздно. Однако слуги и барин не смогли ответить на этот вопрос. И не случано Д.И. Фонвизин заканчивает свое произведение словами «И сам не знаю я, на что сей создан свет».
3 вариант
1) В какое время происходит действие трагикомедии Прокоповича Владимир? Какими изображены в ней жрецы?
Трагедокомедия «Владимир» написана Феофаном Прокоповичем в 1705 году. Сюжет пьесы – принятие Владимиром христианства (988 год) и борьба с невежественными, корыстными жрецами. Владимир показан, как историческое соответствие петровский преобразованиый, а в образах грубых жрецов Курояда, Пияра, Жиревола – врагов христианств а — он разоблачал современное ему невежественно-реакционное духовенство, осмеивает их. Алчные, ненасытные жрецы не хотят отмены язычества из корыстных целей, они бояться лишиться жертвоприношений. Описывая одного из жрецов, Ф.Прокопович замечает: «И во сне жрет Жиревол».
2) В каком году начал выходить журнал Крылова Почта духов? Каково было его содержание?
Сатирический журнал И.А.Крылова «Почта духов» начал выходить в январе 1789 года в Петербурге. «Почта духов» скорее не журнал в обычном понимании, а книга очерков или писем-фельетонов, выходящая по частям. Направленность журнала – критика крепостничества, описание жизни столичного дворянства. Журнал состоит из 48 писем. Их, в свою очередь, пишут гномы, сильфы, ондины арабскому волшебнику Маликульмульку. В письмах духи с удивлением рассказывают о мирской жизни, которая противоречит нравственным нормам. Они пишут о несправедливости, беззаконии, корыстолюбии, лести и других пороках привилегированных слоев общества. Журнал Крылов имеет некоторые сходства с «Адской почтой» Эмина. В августе 1789 года журнал прекратил свое существование.
|
|
3) Кто такой Крестьянкин из Путешествия из Петербурга в Москву? Почему у него такая фамилия?
С Крестьянкиным мы встречаемся в главе «Зайцово». Наш герой – носитель говорящей фамилии, так как является защитником крестьян. Крестьянкин был председателем уголовной палаты. Когда он находился еще в статской должности, ему пришлось расследовать один случай. В его губернии жил один дворянин, который «почитал всех крестьян скотами и употреблял их работу по произволению». Его сыновья были точной копии отца, ну как говорят, «яблоки от яблони не далеко падают». И вот, один из сыновей прельстился красотой одной крестьянки, которая была уже повенчана. Захотел было он «употребить удовлетворения своея страсти», как ее жених воспрепятствовал тому, схватив кол и нанеся удары и насильнику и его соучастникам-братьям. Однако это был не конец истории, так как отец скаредных своих сыновей не только оправдал их, но и приказал выпороть жениха, а невесту насилу утащить в дом свой. Когда переполнилась чаша терпения не только жениха, но и самих крестьян, убили они ненавистных им дворянина и его отродье. Крестьянкин не смог судить их и даже пытался оправдать. Во всем, он считал, виноват дворянин (асессор), который являлся источником уничижения крестьян. Тогда назвали Крестьянкина безумцем, что он защищает «порабощенных», а потом мздоимцем, будто он принял взятку от жены асессора, чтобы оставить крестьян вдове на служение и дальнейшее уничижение. Таким образом, пришлось ему оставить гражданскую службу.