Морские карты средневековья
В античные времена создавались навигационные карты – периплы –прибрежные лоции, по сути, описания путешествий и указания шкиперу. Известны периплы побережья Средиземного моря, Каспия, Индийского океана, Черного моря. По мере распространения компаса. старые периплы сменились средневековыми «портоланами» — особыми руководствами по навигации от порта к порту и по пересечению открытых морских пространств. Ещё древние викинги пользовались магнитом, плавающим в деревяной чаше, в Европу — Средиземноморье, компас возможно принесен норманнами в X-XI веках. К портоланам прилагались рисунки береговой линии, планы гаваней. На них гавани, мысы, острова соединяются линиями, приводятся численные значения расстояний между ними. (рис XXXI). Существовали инструкции по путешествиям. В 1311г. в Генуе была создана первая датированная карта Петра Весконте (рисXXXIV,XXXV).
Карты «портоланы» также известны как компасные, румбовые карты, так как на них изображены румбовые линии, т.е. линии, выходящие радиально из центра в направлениях ветров или румбов компаса. Сохранилось 130 карт XIV-XVвеков. Сетка румбовых линий позволяла штурману прокладывать курс от одной гавани к другой. Названия на карте подписывались красными буквами, заглавные – черными, слева от береговой линии или перпендикулярно к ней. Опасные рифы отмечались точками, крестиками. Проекции не использовались. Известны морские карты: итальянские – Генуя, Венеция – бассейна Средиземноморья и каталонские – Барселона, Майорка – до Скандинавии и далеко на восток.
В XV веке появились морские суда, способные ходить против ветра и на них можно было предпринимать океанские плавания. Были накоплены знания о ветрах, течениях Атлантики, разработаны навигационные методы и изобретены новые приборы позволяющие штурману с большей достоверностью определять местоположение судна. В этих технических усовершенствованиях первенствовали португальцы. Они продвинулись на юг вдоль западного побережья Африки по направлению север-юг, и для них важны были широты. Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй надежды в 1487г. (рис16 стр108) В 1497-99гг. Васко-да-Гама открыл морской путь в Индию. Португальцы составили карты Западной Африки и Восточной Африки (по арабским источникам).
Христофор Колумб задумал свою экспедицию по поиску западного пути в Индию. Согласовав расстояние по глобусу составленному Мартином Бехаймом (рис LV) он отплыл в 1492г. в свою первую экспедицию. Колумб составил набросок северо-западного побережья Испаньолы. Люди Колумба создали карты, 2 из них сохранились: карта мира Хуана де ла Косы, который затем участвовал в экспедиции Веспуччи, исследовавших в 1499г побережье Южной Америки (рис LVI). Картографические наброски в рукописных книгах итальянскогогеографа Александро Цорци (1506г.) приписывались Бартоломео Колумбу (брат Христофора Колумба рис 28 стр111), который не рассматривал эти земли как новый континент.
Карты первых 2-х десятилетий XVI века отражают расширенный объем первоначальных открытий и на востоке и на западе. Это португальские, итальянские, немецкие карты. (рис 29 стр112).
В 1552г со слов участников экспедиции Магеллана впервые показаны Филиппины. На португальской карте1502года «планисфера Кантино» обозначено открытие португальцами Индии, в последующем они изобразили Индийский океан и Юго-Восточную Азию более детально.
На Западе испанцы, португальцы исследовали побережье Карибского моря, Центральной Америки, Бразилию, Северо-Восточные берега Южной Америки. Созданные картыне датированы. Но Вальдзеемюлер на своей карте Мира в 1507г. (LXI, рис30,31) изобразил их как отдельный новый континент.
Португальские картографы и теоретики навигации первыми поняли ошибочность плоских карт, игнорировавших кривизну Земли. На картах стали отражать местное и магнитное склонение в виде наклонных шкал вдоль побережья.
В Испании был образован гидрографический отдел для наблюдения за изготовлением карт и для подготовки их стандартных прототипов. Возглавил его (главный штурман) был Америго де Веспуччи (1508-1512гг.) он экзаменовал всех штурманов, желавших получить лицензию на провод судов в «Индию» и отвечал за проверку всех предназанченных на продажу карт и навигационных инструментов.
В 1516г. Вальдзеемюлер опубликовал свою знаменитую «Морскую карту плаваний португальских навигаторов» на 12 листах (рис LXII).
Средиземноморские соркие карты – являлись уже специализированными навигационными картами для штурманов.
В Испании и Франции в течение всего XVI века старались привлечь на службу португальских штурманов и картографов, они привозили португальские карты на которых была обязательна градуировка по долготе вдоль экватора (широты внедрены гораздо раньше).
Великие географические открытия XV-XVI веков привели к развитию торговли, колонизации новых земель, развитию мореплавния. Всё это требовало создания достоверных карт. Для эксплуатации колоний создавались специализированные картогрнафические учреждения. Возникло множество частных картографических предприятий.
Систематическое собрание из 57 карт было собрано и издано Авраамом Ортелием (1570г. фламандцем) – «Обозрение шара земного», с подробным описанием. Развивалась фламандская школа картографии (Нидерланды). Представителем которой является Герард Меркатор (1512-1594гг.) – крупнейший составитель и издатель. Им была составлена Большая карта Мира 1569г. с применением равноугольной цилиндрической проекции и Капитальный атлас 1595г. (после смерти Меркатора).
Картографический бум продолжался, создавались различные карты и атласы.. Число проекций достигло 20. Их использовали в зависимости от территории, назанчения карты. Назрела необходимость создания обновленной карты мира. Хондей, Янсон, Блау (нидерландская школа) создали большие атласы -12 томов, 609 двойных карт, 4200страниц текста, художественнно оформленных. Картографическое производство было с полным разделением труда, т.е. на уровне крупного капиталистического производства. (XVIIв.)